Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе поисковой деятельности 8
1.1 Формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика поисковой деятельности как средства познавательного развития дошкольников 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей
6-7 лет интеллектуальных умений в процессе поисковой деятельности... 25
2.1 Исследование уровня сформированности интеллектуальных умений
у детей 6-7 лет 25
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет
интеллектуальных умений в процессе поисковой деятельности 40
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности интеллектуальных умений у детей 6-7 лет 49
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение 61
Современной тенденцией в производстве является интеллектуализация всех сфер человеческой деятельности. Это предъявляет высокие требования к развитию интеллектуальных умений человека. Вместе с тем современное общество определяется как информационное, характеризующееся тем, что человек должен быть способен осуществлять сбор, обработку, обмен, поиск и производство новой информации, что также невозможно, если человек не будет обладать умениями осуществлять интеллектуальные операции, связанные с информацией. В связи с этим формирование у детей интеллектуальных умений становится одной и важных задач образования, начиная с дошкольного детства.
Многие ученые (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин) в своих работах исследуют возможность и необходимость развития интеллектуальных умений и выделяют дошкольный возраст как самый благоприятный для этого.
Одним из видов детской деятельности, прописанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), является познавательно-исследовательская. Именно освоение данной деятельности предполагает формирование тех умений, которые могут быть определены как интеллектуальные. Формирование интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста реализуется, прежде всего, в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Развитие познавательной сферы состоит из двух базовых направлений: усвоение представлений, овладение познавательными, в том числе интеллектуальными, умениями.
Д.Н. Богоявленский, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др. указывают на то, что интеллектуальные умения являются одним из показателей общего уровня умственного развития человека. Данные умения являются условием повышения качества представлений и знаний личности, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. В дальнейшем, если ребенок дошкольного возраста успешно овладевает интеллектуальными умениями, это способствует успешному обучению в школе.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования интеллектуальных умений 6-7 лет и недостаточной разработкой возможностей такого средства как поисковая деятельность.
Проблема исследования: Каковы возможности поисковой деятельности в формировании интеллектуальных умений у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности поисковой деятельности как средства формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе поисковой деятельности
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе поисковой деятельности эффективно, если:
1) определен комплекс интеллектуальных умений, их операционально - деятельностный состав с учетом специфики поисковой деятельности и возрастных особенностей детей;
2) определена логика и содержание работы с детьми, обеспечивающая формирование всей совокупности интеллектуальных умений в процессе поисковой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить представленность в современных исследованиях решение проблемы, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) изучить сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
3) разработать и апробировать этапы и содержание работы с детьми 6-7 лет по формированию интеллектуальных умений в процессе поисковой деятельности;
4) выявить динамику в уровне сформированности интеллектуальных умений у детей 6-7 лет.
Теоретические основы исследования:
- деятельностный подход к развитию личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.);
- теоретические положения об особенностях познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, В.В. Щетинина и др.);
- теоретические положения о развитии мышления (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков и др.).
Методы исследования, используемые для решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования у детей 6- 7 лет интеллектуальных умений в процессе поисковой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были выделены и охарактеризованы интеллектуальные умения детей 6-7 лет, определены их показатели и уровни их сформированности.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических заданий по изучению интеллектуальные умения детей 6-7 лет, содержание работы с детьми по формированию исследовательских умений у детей 6-7 лет в процессе поисковой деятельности.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №28 «Ромашка», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 6-7 лет по 20 человек в каждой (экспериментальная и контрольная).
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60 наименований), 3 приложений. Текст иллюстрирован 3 рисунками, 8 таблицами.
Наличие интеллектуальных умений у человека является требованием общества, которое сегодня определяется как информационное. Поэтому необходимо формировать начиная с дошкольного возраста. В работе мы рассматривали поисковую деятельность как наиболее предпочтительный вид деятельности, который позволит благоприятно повлиять на развитие таких умений личности.
В своей работе мы выдели операциональный состав интеллектуальных умений, выделили умения поиска информации и подобрали следующие умения (и разработали к ним показатели): умение выделять признаки, компоненты объекта познания (существенные, несущественные); умение устанавливать истинность, правильность утверждения; умение восполнять недостающую информацию; умение определять последовательность событий, действий, процессов; умение определять причины и последствия событий, действий, процессов; умение осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов и осуществлять группировку, классификацию по различным основаниям; умение выделять основную мысль, идею текста; умение делать умозаключение из нескольких суждений.
Анализ результатов диагностики детей позволил выявить недостаточный уровень сформированности интеллектуальных умений у детей 6-7 лет. Анкетирование воспитателей показало недостаточное проведение работы по формированию выделенных умений в процессе поисковой деятельности.
Формирующий эксперимент проводился поэтапно: тренировочный с целью формирования у детей интеллектуальных умений при решении различных поисковые задачи; непосредственно практический с целью формирования у детей исследовательских умений в процессе поисковой деятельности.
На каждом этапе были определены цели и задачи и разработан план деятельности с детьми по формированию каждого исследовательского умения.
Повторная диагностика детей позволила нам выявить положительную динамику в уровне сформированности представлений о коллекционировании у детей экспериментальной группы. Количество детей с высоким уровнем повысился на 15% и составил 30%. Средний уровень понизился на 5% и составил 50%. Низкий уровень в ЭГ уменьшился на 20% и составил 20%.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс]: документ - Москва 2013. - Режим доступа
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Апполонова, Н.И. Экспериментально-исследовательская
деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Апполонова Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольников: Материалы региональной научно-практической
конференции, посвященной 60-летию со дня рождения Л.П. Бочкаревой. - Ульяновск : «УИПКПРО», 2002. - С.23-25.
3. Афанасьева, О.В. Педагогическая технология развития
познавательного интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет [Текст] / автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук (13.00.07) / О.В.
Афанасьева. - СПб. : Издательство, 2005. - 20 с.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология [Текст]: учеб.пособие / В.Г. Асеев. - Иркутск : ПРО, 1995. - 125с.
5. Брунер Джорж. Исследовательское развитие познавательной
деятельности [Текст] / Джорж Брунер.- М. : Педагогика, 1999. - 91с.
6. Билева Г. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы [Текст] / Г. Билева, Л. Зимина // Дошкольное воспитание. - 1998, - №10, - С.22-25
7. Богдасарова, С.К. Психология и педагогика [Текст] / С.К. Богдасарова, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2006. - 320 с.
8. Бондаренко, А.Ф. О психическом развитии ребенка. Дошкольный возраст [Текст] / А.Ф. Бондаренко. - Минск: Нар.асвета, 2000. - 128 с.
9. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]/ Л.А. Венгер. - М. : Педагогика, 1990. - 224 с.
10. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учеб.пособие для учащихся пед. училищ / Л.А.Венгер, В.С. Мухина - М. : Просвещение, 1990. - 336 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : «Союз», 1997. - 298 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский - изд. 5, испр. - М. : Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
13. Валлон А. К. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.К. Валон. - М. : Педагогика, 1998. - 238с.
14. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск :Харвест, 1998. - 976с.
15. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание / - 1999. - №1. - С.28-32.
16. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина и др. - М. : ТЦ «Сфера», 2002. - 111 с.
17. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] /
В.В. Давыдов - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
18. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие / под ред.
В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1998. - 270с.
19. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М. : Педагогика, 1996. - 128 с.
20. Давыдов В.В. Проблема деятельности в работах А.Н. Леонтьева [Текст] / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 61-66
21. Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2004. - № 4. - С. 84-92.
22. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Иванова. - М. : ТЦ «Сфера», 2004. - 48 с.
23. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование [Текст]: учеб.пособие. / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, - М. :Пед. Общество России, 2005. - 80 с.
24. Князева, О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О.Л. Князева // Вопросы психологии. - 1987. - № 4 - С. 86-93.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова, - М. : Academia, 2006. - 416с.
26. Козлова, С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / С.А.Козлова, - М. : Просвещение, 1998. - 275 с.
27. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. Программа «Росинка» [Текст] / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, - М. :Владос, 2003. - 166 с.
28. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников[Текст] /Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 4-12.
29. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / под ред. И.А. Каирова, Н.К. Гончарова. - М. : Просвещение, 2000. - 464 с.
30. Логинова, В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и их признаках (качествах и свойствах) [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук (13.00.11) / В.И. Логинова. - СПб. : 1990. - 18 с.
31. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии - 1993. - № 4. - С. 18-35.
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность; Сознание; Личность [Текст]: учеб.пособ. для вузов / А.Н. Леонтьев. - М. :Academia, 2004. - 346 с
33. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов у детей
[Текст] / Л.М. Маневцова// Дошкольное воспитание. - 1997. - №11, - С. 26-29.
34. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1995. - №4, - С. 30-35.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - 4-е изд., - М. : Издательство, 2001. - 456 с.
36. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. - М. : «Мозаика - Синтез», 2004. - 205 с.
37. Новоселова, С.Л Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. - М. : МДО, 1995. - 499 с.
38. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования
детей [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /
С.Н. Николаева. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия»,
2005. - 336 с.
39. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. - М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 238 с.
40. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации [Текст] / под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2008. - 64с.
41. Психология. Словарь [Текст] / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
42. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков - М. : Издательство, 2000. - 266 с.
43. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - М. : 1996. - №4. - С. 14-24.
44. Поддъяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков // Возрастная и педагогическая психология. - М. : Издательство, 1990. - 324 с.
45. Подольская Е.А. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб.пособие / Е.А. Подольская. - Харьков : Изд-во НУА, 2009. - 316 с.
46. Петрова Л.Ф. Формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: статья - Нижний Новгород 2011. - Режим доступаhttp ://fe stival. 1september.ru/articles/592471/
47. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом природа»: Блок занятий «Я и природа» [Текст] / Н.А. Рыжова. - М. : «Карапуз - дидактика», 2005. - 192 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720с.
49. Радуга: примерная основная образовательная программа
дошкольного образования [Текст] / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. - Москва: Просвещение, 2014 - 232 с.
50. Ребенок в мире поиска [Текст] / под ред. О. В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. - 64 с.
51. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. - М. : «Ось-89», 2006. - 408 с.
52. Смирнова, Е.О. Детская психология. Учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
53. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров— М.: Компания Спутник, 2006. - 267 с.
54. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Электронный ресурс] :дис. ... канд. пед. Наук : 13.00.01 / Тельнова Ж.Н. - Омск, 1997. - 171 с. - Режим доступа: http://sida.rsl.ru
55. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова - М. : Издательство, 1991. - 256 с.
56. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб.пособие/ Г.А. Урунтаева. - М. : Академия, 1996. - 336с.
57. Щетинина, В.В. Технология формирования познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисковой деятельности / Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2005. - С. 184-190.
58. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности / В.В. Щетинина. Автореф. дис.канд.пед.наук : защищена 28.06.2006. - ООО
Типография «Форум», г. Тольятти, 2006. - 26 с.
59. Щукина, Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина - М. : 1991. - 78 с.
60. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин - М. : 2007. - 38 с.