Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ МОТИВАЦИИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОК

Работа №113958

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни 10
1.2 Особенности использования речевок в дошкольном возрасте с целью развития мотивации к ведению здорового образа жизни 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни 25
2.2 Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок 37
2.3 Динамика уровня развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 59

«Здоровье не купишь» - гласит поговорка, известная каждому человеку с детства. Действительно, несмотря на постоянный прогресс медицины, еще не было придумано ничего лучше, чем сохранение своего здоровья с малых лет. Ведь проще сохранить то, что имеешь, чем восстанавливать все с ноля.
Согласно статистическому сборнику Г.К. Оксенойта «Здравоохранение в России», в России за последние пятнадцать лет резко возросло количество детей с различными заболеваниями. Если в 2005 году было зарегистрировано 36837,4 тысяч детей по стране, то уже в 2018 году эта цифра превысила отметку в 44831,9 тысяч. Существенно увеличились проблемы с нервной системой, новообразованиями, сахарным диабетом, болезнями глаза и уха, органами дыхания, а так же чаще стали проявляться врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения.
Особенно остро проблема сохранения здоровья стоит в больших, развивающихся городах - мегаполисах - которые не обходит стороной катастрофическая экологическая обстановка. Здесь повсюду заводы и химические выбросы, огромное количество машин и выхлопных газов, отсутствие девственной, дикой природы: зелени, чистого воздуха, почвы и воды. Люди в городах ведут напряженный и пассивный образ жизни. Дети же еще до рождения находятся в неблагоприятных для развития условиях. Поэтому вопрос здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья, профилактики болезней - один из наиболее важных на сегодняшний день. Особенно, когда это касается здоровья подрастающего поколения.
Э.Н. Вайнер определяет здоровый образ жизни как: «...способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья».
Ведение здорового образа жизни необходимо каждому человеку еще с малых лет. Дошкольный возраст - сензитивный период для образования здоровьесберегающих привычек, так как именно в дошкольном возрасте закладываются зачатки будущей личности. Происходит познание мира, формирование мировоззрения ребенка, а так же закладываются те привычки и черты характера, которые будут сопровождать человека всю его жизнь.
Множество авторов (И.Е. Мельникова, В.С. Быков, В.Г. Каменская и др.) утверждают, что формирование мотивационно-потребностной сферы человека происходит в первые пятнадцать лет его жизни, первая часть которых - наиболее важна для формирования будущих задатков.
Однако, для постоянного ведения здорового образа жизни необходимо иметь устойчивую мотивацию. Если взрослые люди способны контролировать себя самостоятельно, то маленькие дети еще не сформировали у себя какую-либо произвольность.
Исследованиями по изучению мотивации у детей занимались многие ученые, психологи и педагоги. Например, общие вопросы данной проблемы изучали В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др. Интерес детей к собственному здоровью, а также бережное отношение ко всему живому, непосредственно мотивация ведения здорового образа жизни изучалась такими исследователями, как Н.М. Амосов, Н.Г. Веселов, С.А. Козлова, Касьянова, А.А. Ошкина и др.
Педагоги рассматривают разные средства развития мотивации у детей дошкольного возраста. К ним относятся как обычные беседы, так и игры, просмотр тематических мультфильмов, чтение соответствующей литературы. Подробным рассмотрением данной проблемы занимались следующие исследователи: В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин.
Художественная литература - неотъемлемая часть воспитания ребенка. Это проверенный способ привлечь внимание дошкольника и настроить его на дальнейшие действия, вызвать у него положительную эмоциональную реакцию.
Художественное слово успешно используется как часть непосредственной образовательной деятельности взрослого с ребенком на мотивационном этапе, а также как отдельный метод обучения и воспитания. Изучением воздействия художественной литературы на разные стороны личностного развития ребенка дошкольного возраста занимались такие исследователи, как А.М. Виноградова, Л.М. Гурович, М.В. Лучич, М. Рубинштейн. Однако его использование при формировании у ребенка мотивации еще не было исследовано.
Формой художественных произведений, которые способны мотивировать ребенка к ведению здорового образа жизни, является речовка. Ее использование тесно связано со спортом и состязаниями, она буквально создана для агитации и мотивации.
Речевка помогает сплотить детей вместе, создать необходимое настроение. Речевки и кричалки представляют собой короткое стихотворение, ритмичное, легко запоминающееся и яркое. Они были весьма популярны в пионерских лагерях во времена Советского Союза, сопровождали детей в их повседневной жизни и были ее неотъемлемой частью. Однако, сейчас речовки используются крайне редко, ограничиваясь спортивными играми и состязаниями.
Исходя из вышеперечисленного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни и недостаточном использовании речевок в образовательном процессе дошкольной организации.
Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования, а именно: какова возможность развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок.
Объект исследования - процесс развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни.
Предмет исследования - речевки как средство развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни.
Гипотеза исследования - развитие у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок будет эффективно, если:
• речевки подобраны и разработаны по каждому элементу здорового образа жизни (режим дня, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, медицинская активность и профилактика, психоэмоциональная регуляция);
• речевки включены в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
• речевки включены в игровую двигательную деятельность детей.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни;
3) разработать и апробировать методику развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок.
Теоретическая основа исследования:
• теория проблемы мотивации и мотивов у детей дошкольного возраста (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин);
• теории формирования здорового образа жизни (Н.М. Амосов, Н.Г. Веселов, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицын, А.А. Ошкина и т.д.);
• теории воздействия эмоциональной реакции ребенка на познавательные процессы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец);
• теория эффективности воздействия произведений художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста (А.М. Виноградова, Л.М. Гурович, М.В. Лучич, М.М. Рубинштейн).
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования речевок для развития у детей 5-6 лет мотивации ведения здорового образа жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании методики развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленная нами методика развития мотивации детей посредством речевок, а так же каталог речевок непосредственно, могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 124 «Мотылек».
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 источников). Работа содержит 12 таблиц, 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило поставленную гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок является актуальной в настоящее время.
Чтобы дети с интересом относились к ведению здорового образа жизни, необходимо уделить внимание развитию мотивации детей. В работах Н.М. Амосова, Ю.П. Лисицына, А.А. Ошкиной и др. рассматривали проблему формирования здорового образа жизни. В них раскрываются основы ведения ЗОЖ, а так же необходимость наличия интереса и мотивации к нему.
Наиболее успешным способом привлечь внимание ребенка и мотивировать его на выполнение здоровье сберегающих процедур является речовка. Она активизирует детей, вызывает у них яркий эмоциональный отклик. Речевка проста и универсальна. Она часто используется в спортивных соревнованиях, молодежных субкультурах и политической агитации. Многие подвижные игры дошкольников тесно связаны со скандированием речевок. Поэтому речевку можно применять в образовательной организации как один из методов мотивации детей.
Выявление уровня развития мотивации у детей дошкольного возраста 5-6 лет на констатирующем этапе показало, что 65% детей имеют низкий уровень мотивации, близкий к границе, смежной к среднему.
Развитие у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок будет эффективно, если:
• речевки подобраны и разработаны по каждому элементу здорового образа жизни (режим дня, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, медицинская активность и профилактика, психоэмоциональная регуляция);
• речевки включены в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
• речевки включены в игровую двигательную деятельность детей.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием речевок и положительную динамику в развитии мотивации к ведению здорового образа жизни у детей 5-6 лет. После проведенной работы на формирующем этапе в контрольном эксперименте было выявлено, что количество детей с низким уровнем уменьшилось на 60% по всем показателям развития мотивации к ведению ЗОЖ. Количество детей со средним и высоким уровнем мотивации увеличилось на 30%. По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанной методики развития у детей 5-6 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством речевок.


1. Алямовская, В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект [Текст] / В.Г. Алямовская. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 92 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. - М. : Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
3. Байер, К. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг. - М. : Мир, 2016. - 368 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008, - 400 с.
5. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов [Текст] / Э.Н. Вайнер. - М. : Флинта, 2013. - 448 с.
6. Гитис, Л.Х. Толковый словарь издательских, полиграфических и информационных терминов [Текст] / Л.Х. Гитис. - М. : Горная книга, 2015. - 250 с.
7. Громов, Д.В. Современная молодежная речевка [Электронный ресурс] / Д.В. Громов // Фольклор и традиции молодежных сообществ, 2012. - URL : ййр8://’№№№.аса4еш1а.еби/1924106/Громов_Д.В._Современная_ молодежная речевка Modern youth chant team 1'ight song
8. Дорофеева, И.Е. Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / И.Е. Дорофеева. // Проблемы педагогики. - 2015. - №1. - С. 14-15.
9. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И.В. Журавлева. - М. : Наука, 2006. - 36 с.
10. Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование [Текст] / В.П. Казначеев. - Кострома : исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 245 с.
11. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Касьянова. - Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010. - 202 с.
12. Кашкарева, Л.М. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО [Текст] / Л.М. Кашкарева, Л.А. Пищаева. - СПб. : Свое издательство, 2016. - 55-59 с.
13. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / A. Н. Леонтьев. - М. : МГУ, 1971. - 13-20 с.
14. Леонтьев, В.Г. Категории мотивации и мотива и их психологические модели [Текст] / В.Г. Леонтьев // Психологический журнал. - 1992. - № 2. - 19-40 с.
15. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вестник московского университета. - 2016. - № 2. - 3-18 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ