Занятия по адаптивной физической культуре с детьми с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) 9
1.1. Особенности развития детей с ЗПР и их классификация 9
1.2. Коррекционно-развивающая направленность педагогических
воздействий при работе с детьми с ЗПР 17
1.3. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми,
имеющими ЗПР 23
1.4. Исторические аспекты закаливания 28
Выводы по главе 32
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 34
2.3. Организация исследования 38
Выводы по главе 39
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1. Динамика физической подготовленности учащихся с ЗПР младших коррекционных классов 40
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) 9
1.1. Особенности развития детей с ЗПР и их классификация 9
1.2. Коррекционно-развивающая направленность педагогических
воздействий при работе с детьми с ЗПР 17
1.3. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми,
имеющими ЗПР 23
1.4. Исторические аспекты закаливания 28
Выводы по главе 32
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 34
2.3. Организация исследования 38
Выводы по главе 39
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1. Динамика физической подготовленности учащихся с ЗПР младших коррекционных классов 40
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность. Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей научного центра здоровья РАМН за последние 7 лет количество здоровых школьников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10%. от общей численности детей данного возраста. Число детей с отклонениями в развитии в России составило 36% от всего детского населения страны. Из них количество детей, посещающих учебные заведения компенсирующего вида, увеличилось в два раза (со 152 тысяч детей до 385, 5 тысяч детей).
Согласно формулировке Бабкиной Н. В. [7]: «Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики, в целом, или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма; часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности».
Физическая культура в специальной (коррекционной) школе рассматривается, как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Как пишет Антропова М.В. [4]: «В условиях стремительного потока новой информации и переоценки старых сведений, объём изучаемого учебного материала, и напряжённость умственного труда возрастают изо дня в день. Все это приводит к снижению двигательной активности учащихся».
Необходимость пересмотра постановки физического воспитания, подчеркивается многими авторами [7, 11, 17, 31, 38, 41, 45, 48]. Данные обследований, свидетельствуют о том, что только 10% выпускников специальных (коррекционных) школ физически здоровы, а остальные 90% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Актуальность исследования подчёркивается еще и тем, что существует потребность в повышении сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и необходимостью повышения двигательной активности детей-школьников с ЗПР.
По убеждению Сухаревой И.К. и Рапопорт И.В. [91]: «Благотворное воздействие естественных факторов внешней среды (солнца, воздуха и воды) на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека издавна отмечено в физическом воспитании. Известно, что совместное использование различных средств физического воспитания и естественных факторов внешней среды помогает сохранять и укреплять здоровье человека, улучшает деятельность различных органов и систем, повышает способность организма противостоять простудным заболеваниям, оказывает положительное влияние на физическую и умственную работоспособность человека».
Анализ теоретических исследований и практических рекомендаций свидетельствует о том, что проблема физической подготовки детей привлекает внимание исследователей.
На протяжении многих лет данной проблемой занимался Бальсевич В.К. Исходя из собственного опыта, отраженного в статье «Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты)» [14], профессор заключил: «В научно-методической литературе имеется много работ по изучению влияния занятий физической культурой на организм учащихся младших классов, по обоснованию и использованию различных средств и методов физической культуры. Однако, большинство работ не затрагивает использования средств закаливания в процессе регламентированных (в рамках учебного расписания) занятий физической культурой».
В книге «Закаливание» [50] Колгушкиным А.Н. отмечается, что «....закаливание является активным средством физического воспитания, имеет глубокие исторические и социальные корни, однако, современные рекомендации по организации и проведению закаливания недостаточно совершенны».
Исходя из этого Подшибякин А.К., Ситников А.Д., Моисеев А.М., Кайро И.А. [38] пишут: «Среди специалистов нет единого мнения:
- о силе и длительности закаливающих процедур для начинающих;
- о последовательности использования средств закаливания;
- об очерёдности использования средств закаливания и физических упражнений».
В специальной литературе не конкретизированы и не обоснованы данные о количественных изменениях, происходящих в организме под действием того или иного средства закаливания. Недостаточно рекомендаций по методике закаливания школьников младших классов, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Требуют дальнейшей разработки и совершенствования исследования, в которых бы решались вопросы использования средств закаливания в рамках учебных занятий физической культурой в школе, именно с учащимися, имеющими задержку психического развития (ЗПР).
Объектом исследований является процесс адаптивного физического воспитания детей с ЗПР - учащиеся младших коррекционных классов.
Предмет исследования - методика комплексного использования физических упражнений и средств закаливания в учебно-воспитательном процессе адаптивного физического воспитания младших коррекционных классов и эффективность их воздействия на организм учащихся с ЗПР.
Целью настоящего исследования явилось обоснование комплексного использования физических упражнений и средств закаливания в процессе адаптивного физического воспитания учащихся с ЗПР младших коррекционных классов.
В настоящей работе поставлены перед собой следующие задачи:
1. Выявить уровень физической подготовленности учащихся с ЗПР младших коррекционных классов.
2. Разработать методику комплексного использования физических упражнений и средств закаливания в адаптивном физическом воспитании школьников с ЗПР.
3. Обосновать эффективность разработанной методики в условиях педагогического эксперимента.
В основу рабочей гипотезы положено предположение о том, что применение обоснованного соотношения физических упражнений и средств закаливания будет способствовать повышению всесторонней физической подготовленности учащихся младших классов с ЗПР.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Методы математической статистики.
Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования экспериментально доказана возможность комплексного использования физических упражнений и средств закаливания в учебно-воспитательном процессе школьников младших коррекционных классов и эффективность их воздействия на организм детей с ЗПР.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний о комплексном использовании физических упражнений и средств закаливания в рамках академических занятий физической культурой.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности эффективного использования физических упражнений и средств закаливания в процессе адаптивного физического воспитания учащихся с ЗПР младших коррекционных классов.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 10 таблиц, 2 рисунка, список используемой литературы из 104 источников. Основной текст работы изложен на 65 страницах.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей научного центра здоровья РАМН за последние 7 лет количество здоровых школьников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10%. от общей численности детей данного возраста. Число детей с отклонениями в развитии в России составило 36% от всего детского населения страны. Из них количество детей, посещающих учебные заведения компенсирующего вида, увеличилось в два раза (со 152 тысяч детей до 385, 5 тысяч детей).
Согласно формулировке Бабкиной Н. В. [7]: «Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики, в целом, или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма; часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности».
Физическая культура в специальной (коррекционной) школе рассматривается, как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Как пишет Антропова М.В. [4]: «В условиях стремительного потока новой информации и переоценки старых сведений, объём изучаемого учебного материала, и напряжённость умственного труда возрастают изо дня в день. Все это приводит к снижению двигательной активности учащихся».
Необходимость пересмотра постановки физического воспитания, подчеркивается многими авторами [7, 11, 17, 31, 38, 41, 45, 48]. Данные обследований, свидетельствуют о том, что только 10% выпускников специальных (коррекционных) школ физически здоровы, а остальные 90% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Актуальность исследования подчёркивается еще и тем, что существует потребность в повышении сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и необходимостью повышения двигательной активности детей-школьников с ЗПР.
По убеждению Сухаревой И.К. и Рапопорт И.В. [91]: «Благотворное воздействие естественных факторов внешней среды (солнца, воздуха и воды) на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека издавна отмечено в физическом воспитании. Известно, что совместное использование различных средств физического воспитания и естественных факторов внешней среды помогает сохранять и укреплять здоровье человека, улучшает деятельность различных органов и систем, повышает способность организма противостоять простудным заболеваниям, оказывает положительное влияние на физическую и умственную работоспособность человека».
Анализ теоретических исследований и практических рекомендаций свидетельствует о том, что проблема физической подготовки детей привлекает внимание исследователей.
На протяжении многих лет данной проблемой занимался Бальсевич В.К. Исходя из собственного опыта, отраженного в статье «Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты)» [14], профессор заключил: «В научно-методической литературе имеется много работ по изучению влияния занятий физической культурой на организм учащихся младших классов, по обоснованию и использованию различных средств и методов физической культуры. Однако, большинство работ не затрагивает использования средств закаливания в процессе регламентированных (в рамках учебного расписания) занятий физической культурой».
В книге «Закаливание» [50] Колгушкиным А.Н. отмечается, что «....закаливание является активным средством физического воспитания, имеет глубокие исторические и социальные корни, однако, современные рекомендации по организации и проведению закаливания недостаточно совершенны».
Исходя из этого Подшибякин А.К., Ситников А.Д., Моисеев А.М., Кайро И.А. [38] пишут: «Среди специалистов нет единого мнения:
- о силе и длительности закаливающих процедур для начинающих;
- о последовательности использования средств закаливания;
- об очерёдности использования средств закаливания и физических упражнений».
В специальной литературе не конкретизированы и не обоснованы данные о количественных изменениях, происходящих в организме под действием того или иного средства закаливания. Недостаточно рекомендаций по методике закаливания школьников младших классов, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Требуют дальнейшей разработки и совершенствования исследования, в которых бы решались вопросы использования средств закаливания в рамках учебных занятий физической культурой в школе, именно с учащимися, имеющими задержку психического развития (ЗПР).
Объектом исследований является процесс адаптивного физического воспитания детей с ЗПР - учащиеся младших коррекционных классов.
Предмет исследования - методика комплексного использования физических упражнений и средств закаливания в учебно-воспитательном процессе адаптивного физического воспитания младших коррекционных классов и эффективность их воздействия на организм учащихся с ЗПР.
Целью настоящего исследования явилось обоснование комплексного использования физических упражнений и средств закаливания в процессе адаптивного физического воспитания учащихся с ЗПР младших коррекционных классов.
В настоящей работе поставлены перед собой следующие задачи:
1. Выявить уровень физической подготовленности учащихся с ЗПР младших коррекционных классов.
2. Разработать методику комплексного использования физических упражнений и средств закаливания в адаптивном физическом воспитании школьников с ЗПР.
3. Обосновать эффективность разработанной методики в условиях педагогического эксперимента.
В основу рабочей гипотезы положено предположение о том, что применение обоснованного соотношения физических упражнений и средств закаливания будет способствовать повышению всесторонней физической подготовленности учащихся младших классов с ЗПР.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Методы математической статистики.
Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования экспериментально доказана возможность комплексного использования физических упражнений и средств закаливания в учебно-воспитательном процессе школьников младших коррекционных классов и эффективность их воздействия на организм детей с ЗПР.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний о комплексном использовании физических упражнений и средств закаливания в рамках академических занятий физической культурой.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности эффективного использования физических упражнений и средств закаливания в процессе адаптивного физического воспитания учащихся с ЗПР младших коррекционных классов.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 10 таблиц, 2 рисунка, список используемой литературы из 104 источников. Основной текст работы изложен на 65 страницах.
1. Дети с задержкой психического развития, по данным литературы имеют особенности физического развития, а именно: патология системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы, болезни органов дыхания, болезни мочеполовой системы, различные нарушения нервной системы.
2. В ходе констатирующего эксперимента достоверных различий не выявлено, следовательно, группы были выбраны правильно.
3. На основании литературных источников и первичного эксперимента была разработана методика, включающая использование физических упражнений и средств закаливания с учетом выявленных особенностей физического развития детей с задержкой психического развития.
4. Педагогический эксперимент показал эффективность комплексного использования физических упражнений и средств закаливания при проведении занятий по адаптивной физической культуре с учащимися младших классов с ЗПР. Положительный результат эксперимента выразился в достоверном улучшении (р<0,05) темпов прироста результатов тестов, характеризующих физическую подготовленность детей: у мальчиков с ЗПР первого класса, применявших предложенную программу улучшения составили 10,3%, в контрольном классе 5,2%; у девочек с ЗПР - 8,0% и 4,4%, соответственно; Во втором классе у мальчиков с ЗПР, применявших предложенную программу улучшения составили 17,5%, в контрольном классе 7,3%; у девочек с ЗПР 9,4% и 6,5%, соответственно.
5. Результаты исследования подтвердили гипотезу о целесообразности направленного использования средств физической культуры в сочетании с закаливающими мероприятиями для повышения уровня физического развития и профилактики простудных заболеваний школьников с ЗПР. Влияние экспериментальной программы проявилось в сокращении пропусков занятий на 15%, сокращении простудных заболеваний в 2,8 раза.
По итогам проведенного исследования нами разработаны следующие практические рекомендации:
1. На уроках физической культуры рекомендуется включать в занятия с детьми младшего школьного возраста с ЗПР упражнения для развития физических качеств в сочетании с естественно-средовыми факторами.
2. Комплексное использование физических упражнений и средств закаливания должно осуществляться в следующей последовательности: в начале - занятия физическими упражнениями, а затем - закаливающие мероприятия.
3. Температура воды, используемая для обтирания и обливания, должна соответствовать температуре воздуха, таким образом, нет необходимости специально подогревать или охлаждать воду.
4. Закаливающие процедуры можно начинать сразу с обливания без предварительной подготовки.
5. Закаливающие мероприятия желательно выполнять не только во время академических занятий по расписанию, но и самостоятельно. Желательная частота обливаний - два раза в сутки, утром и вечером.
6. Режимы выполнения физических упражнений должны соответствовать задачам физической подготовки.
7. Занятия проводить желательно в игровой форме, при подборе упражнений необходимо выбирать те, в которых участвует большее число мышечных групп, а также упражнения с участием мелких мышц кисти.
2. В ходе констатирующего эксперимента достоверных различий не выявлено, следовательно, группы были выбраны правильно.
3. На основании литературных источников и первичного эксперимента была разработана методика, включающая использование физических упражнений и средств закаливания с учетом выявленных особенностей физического развития детей с задержкой психического развития.
4. Педагогический эксперимент показал эффективность комплексного использования физических упражнений и средств закаливания при проведении занятий по адаптивной физической культуре с учащимися младших классов с ЗПР. Положительный результат эксперимента выразился в достоверном улучшении (р<0,05) темпов прироста результатов тестов, характеризующих физическую подготовленность детей: у мальчиков с ЗПР первого класса, применявших предложенную программу улучшения составили 10,3%, в контрольном классе 5,2%; у девочек с ЗПР - 8,0% и 4,4%, соответственно; Во втором классе у мальчиков с ЗПР, применявших предложенную программу улучшения составили 17,5%, в контрольном классе 7,3%; у девочек с ЗПР 9,4% и 6,5%, соответственно.
5. Результаты исследования подтвердили гипотезу о целесообразности направленного использования средств физической культуры в сочетании с закаливающими мероприятиями для повышения уровня физического развития и профилактики простудных заболеваний школьников с ЗПР. Влияние экспериментальной программы проявилось в сокращении пропусков занятий на 15%, сокращении простудных заболеваний в 2,8 раза.
По итогам проведенного исследования нами разработаны следующие практические рекомендации:
1. На уроках физической культуры рекомендуется включать в занятия с детьми младшего школьного возраста с ЗПР упражнения для развития физических качеств в сочетании с естественно-средовыми факторами.
2. Комплексное использование физических упражнений и средств закаливания должно осуществляться в следующей последовательности: в начале - занятия физическими упражнениями, а затем - закаливающие мероприятия.
3. Температура воды, используемая для обтирания и обливания, должна соответствовать температуре воздуха, таким образом, нет необходимости специально подогревать или охлаждать воду.
4. Закаливающие процедуры можно начинать сразу с обливания без предварительной подготовки.
5. Закаливающие мероприятия желательно выполнять не только во время академических занятий по расписанию, но и самостоятельно. Желательная частота обливаний - два раза в сутки, утром и вечером.
6. Режимы выполнения физических упражнений должны соответствовать задачам физической подготовки.
7. Занятия проводить желательно в игровой форме, при подборе упражнений необходимо выбирать те, в которых участвует большее число мышечных групп, а также упражнения с участием мелких мышц кисти.
Подобные работы
- Игровые технологии в развитии двигательных способностей у детей с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Организация учебно-тренировочного процесса по каратэ с мальчиками 7-9 лет, имеющих задержку психического развития
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Применение средств плавания для развития физической подготовленности у детей с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Влияние комплексного использования средств адаптивной физической культуры на двигательные способности детей 10-12 лет со спастической диплегией
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Особенности организации спортивных занятий ритмической гимнастикой для девочек с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Улучшение двигательных способностей у старших дошкольников с ЗПР средствами адаптивной физической культуры
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно – ролевой игры (Дефектологическое дошкольное образование, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Исследование влияния средств футбола на двигательные способности мальчиков 12-13 лет с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023



