Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ УМЕНИЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ С ИНТЕРЕСАМИ СВЕРСТНИКОВ

Работа №113748

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития у детей старшего дошкольного возраста умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников 10
1.2 Педагогическое сопровождение развития умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников 14
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 19
2.1 Изучение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 19
2.2 Содержание и методы работы по развитию у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 32
2.3 Изучение динамики развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками 42
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение 54

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что интерес, как эмоция очень важна для гармоничного становления личности. Принято считать, что интерес вместе с познавательными структурами определяет дальнейшее познание и действия дошкольника. Интерес рассматривается, как одна из важнейших эмоций для человека и считается доминирующей среди всех эмоций здорового человека. Дошкольникам необходимо взаимодействие со своими сверстниками и все эти отношения крайне нужны для переживания ребенком определенных эмоций. Любая эмоция, пережитая ребенком в дошкольном возрасте крайне важна. Пережитые эмоции складываются в собственный социальный опыт дошкольника, что в свою очередь помогает полноценному развитию личности дошкольника [11]. В работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и Д.И. Фельдштейна доказано, что развития человека происходит на протяжении всей его жизни [19]. Очень важно, чтобы для максимально успешного развития личности были созданы все условия, которые бы обеспечивали благоприятное развитие социальных качеств дошкольника, но и не только. Социальные отношения между сверстниками создает основу для познания самого себя и окружающего мира, влияет на его самооценку и расширяет горизонты его индивидуальности (М.И. Лисина, Н.А. Менчинская, Р.Берне, В.С. Мухина, Э. Эриксон и др.) [16]. Очень важно помочь дошкольнику правильно преобразовать социальный опыт и принять его для дальнейшего развития. Для такой важной функции ребенку необходимо сопровождение взрослого (Л.В. Байбородова, О.Б. Дарвиш и др.)
Важно помнить, что именно в дошкольном возрасте формируется начальная ступень коллектива, а именно «детское общество». Именно в возрасте с четырех до шести лет потребность в общении, со сверстником возрастает и становится на первый план. Любые взаимодействия со сверстниками очень эмоционально насыщены, ярко окрашены и сопровождаются резкими интонациями [17, 18]. Особенно в общении со сверстником дошкольники ведут себя более расковано и уверено, а через любое сотрудничество с ним происходит непосредственное развитие фантазии и творчества. Старший дошкольный возраст играет большую роль в развитии ребенка, именно в этом периоде происходят изменения по поводу формирования новых механизмов деятельности и поведения. В этом возрасте зарождаются социальные навыки взаимодействия, проявляется интерес к коллективным делам, но в тоже время, дошкольнику необходимо быть первым и самым лучшим. М.И. Лисина же утверждает, что «атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социальности и контактности ребенка» [16].
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно социализироваться, приобретает новый социальный опыт взаимодействия со сверстниками. И именно этот опыт является неким фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие дошкольника. Необходимо отметить, что этот опыт определяет дальнейшее отношение к миру, к себе и другим людям. Поэтому очень важно, чтобы этот опыт был максимально успешным и плодотворным, а если у дошкольника возникают определенные трудности, то следует, как можно скорее, выявить эти проблемы и оказать необходимую помощь для преодоления этих трудностей [23].
Во многих работах по педагогическому сопровождению изучаются: что такое «сопровождение», основные принципы педагогического сопровождения, роль педагога в развитии личности ребенка и разработка индивидуального плана для успешного развития дошкольник (Т.А. Глазкова, М.Р. Битянова, Я.Л Коломинский, Н.М. Рожков, Г.И. Симонова и др.) [12]. Главная цель, которую преследует педагогическое сопровождение - это помочь ребенку полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в различных видах деятельности [1].
Становление личности ребенка возможно лишь при взаимодействии с другими детьми, где дошкольник получает социальный и индивидуальный опыт. При общении возникает интерес к сверстнику, к его желаниям и целям. Для того что бы интерес к сверстнику и общению не разочаровал, а прошел максимально успешно включается педагогическое сопровождение для реализации способностей, знаний и умений дошкольника [2].
В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам организации педагогического сопровождения (Л.Н. Бережнова, В.П. Бондарев, Ю.И. Васекин, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Косарецкий, И.Э. Куликовская, И.А. Липский, Л.Г. Субботина и др.). Однако организация педагогического сопровождения развития у детей старшего дошкольного возраста умения согласовывать свои интересы с интересами сверстниками в этих работах не рассматривалась.
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность указанной проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать процесс педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение как совокупность условий организации процесса развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Гипотеза исследования: процесс развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников обеспечивается реализацией педагогического сопровождения как совокупности педагогических условий:
• осуществление диагностики субъектного опыта ребенка и учет ее результатов в процессе развития умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников;
• изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс развития рассматриваемого умения у старших дошкольников;
• взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, подразумевающее гибкость и вариативность позиций ребенка;
• наличие методического обеспечения сопровождения рассматриваемого процесса.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить научно-теоретические предпосылки проблемы педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников .
2. Изучить особенности педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
3. Разработать и апробировать педагогическое сопровождение как совокупность обозначенных условий организации процесса развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
4. Изучить эффективность развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников в условиях педагогического сопровождения.
Теоретико-методологическими основами исследования явились:
- концепции личностно-ориентированного педагогического процесса и личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухин, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Голованова, И.А. Зимняя, Б.Б. Косов, В.Х. Нерадовский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.);
- концепции педагогической поддержки и помощи (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, Т.А. Строкова, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шатилов, С.Н. Лысенков, Е.Н. Ильина, М. Монтессори и др.);
- исследования в области организации педагогического сопровождения (Л.Н. Бережнова, В.П. Бондарев, Ю.И. Васекин, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Косарецкий, И.Э. Куликовская, И.А. Липский, Л.Г. Субботина и др.);
- исследования в области понимания дошкольника как субъекта различных видов деятельности (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Дыбина, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, М.Н. Полякова, Л.М. Кларина, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.);
- исследования в области ознакомления со сверстниками, развития интересов к ним (В.К. Котырло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А.А. Бодалева).
В целях решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого­-педагогической литературы, ретроспективный анализ, опытно-экспериментальная работа. В ходе педагогического эксперимента использовались: опрос, диагностические задания, анализ результатов их выполнения, наблюдение.
Новизна исследования:
• выявлена возможность исследования педагогического сопровождения развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников;
• определены показатели, диагностические задания и уровни развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «педагогического сопровождения» как совокупности педагогических условий развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность перестроить процесс развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников. В практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены диагностические задания по выявлению развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета «Лада» детского сада «Полянка» №175 городского округа Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Необходимо отметить, что результаты теоретического анализа, что у дошкольников интерес к сверстникам возникает достаточно рано, но их все контакты очень кратковременны. Интерес рассматривается, как одна из важнейших эмоций для человека и считается доминирующей среди всех эмоций здорового человека. Дошкольникам необходимо взаимодействие со своими сверстниками и все эти отношения крайне нужны для переживания ребенком определенных эмоций. Любая эмоция, пережитая ребенком в дошкольном возрасте крайне важна. Пережитые эмоции складываются в собственный социальный опыт дошкольника, что в свою очередь помогает гармоничному развитию дошкольника. А для того, чтобы у дошкольников сложился положительный социальный опыт, необходима правильно проведенная педагогическая работа. Забота взрослого состоит в том, что помочь дошкольнику приобрести нужный положительный социальный опыт. В этом ему может помочь педагогическое сопровождение, которое реализуется через выполнение определённых функций по отношению к дошкольнику и благодаря, которым происходит естественное развития ребенка, а также решение затруднительных моментов в разнообразных жизненных ситуациях дошкольника. Педагогическое сопровождение выступает, как «проводник» стимулирования и раскрытия потенциала дошкольника, его способностей и возможностей.
Выявление уровня умения соотносить свои интересы с интересами сверстниками у детей старшего дошкольного возраста показали недостаточно хорошие результаты, а именно высокий уровень - выявлен у 34% дошкольников, средний уровень у 39% и низкий - 27%.
В данной бакалаврской работе доказано, что процесс развития у детей 5-6 лет умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников обеспечивается реализацией педагогического сопровождения как совокупности педагогических условий: осуществление диагностики субъектного опыта ребенка и учет ее результатов в процессе развития умения согласовывать свои интересы с интересами сверстников; изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс развития рассматриваемого умения у старших дошкольников; взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, подразумевающее гибкость и вариативность позиций ребенка; наличие методического обеспечения сопровождения рассматриваемого процесса.
Так же исследование подтверждает, что процесс развития умения соотносить свои интересы с интересами дошкольников у детей старшего дошкольного возраста целесообразно в три этапа: подготовительный; этап научно-методического обеспечения; этап реализации педагогического сопровождения. Очень важно, что на каждом этапе формирующем эксперименте реализовывалось одно из педагогических условий.
Результаты экспериментальной работы показали, что после проведенной работы по развитию умения соотносить свои интересы с интересами сверстников у старших дошкольников значительно вырос, а именно высокий уровень показали 46%, средний - 40%, а низкий - 14%. А значит, можно говорить о результативности проведенной нами работы.


1. Айрапетова В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре [Текст]: дис. ...канд. пед. / Айрапетова Валентина Андреевна. - СПб, 2005. - 184с.
2. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет [Текст] / Ю.В. Авдеева. - Москва: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
3. Битянова М.Р. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / М.Р. Битянова. - Москва: Международная педагогическая академия, 1994. - 106 с.
4. Буева В.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений [Текст] / В.П. Буева. - Москва: Просвещение, 1972. - 64 с.
5. Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения [Текст]: дис. ...канд. пед. / Бабаева Татьяна Игоревна. - Москва, 1973. - 24 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968. - 38 с.
7. Буре Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности [Текст]: дис. .канд. пед. / Буре Роза Семеновна. - Москва, 1698. - 21 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6 т. / Л.С. Выготский. - Москва, 2003. - 9 с.
9. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: учебник / - Москва: Просвещение, 1992. - 143 с.
10. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - Москва, 1974. - 66 с.
11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2015. - 431 с.
12. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. [Текст]: Общение и возрастные особенности. - Минск: БГУ, 2001. - 234 с.
13. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива [Текст] / Я.Л. Коломинкий. - Минск, 1984. - 320 с.
14. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск, 1994. - 115с.
15. Лисина М.И. Общение ребенка с взрослым как деятельность. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. [Текст] / М.И. Лисина. - Москва, 2004. - 23 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ