Введение 4-5
Глава 1. Понятие, типология и формы коррупции 6-14
1.1 Понятие коррупции и ее типы 6-10
1.2 Формы коррупции 11-14
Глава 2. Причины коррупции 15-33
2.1. Размер и структура правительства 17-18
2.2 Демократия и политическая система 19-20
2.3 Качество социальных институтов 21-22
2.4. Степень конкуренции 23-24
2.5 Кадровая политика и заработная плата 25-26
2.6. Свобода прессы и качество правоохранительной системы 27-28
2.7. Культурные традиции 29-31
2.8 Запасы природных ресурсов 32-33
Глава 3. Последствия коррупции 34-54
3.1 Общий объем инвестиций 36-37
3.2. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и приток капитала 38-40
3.3 Внешняя торговля и иностранная помощь 41-42
3.4 Валовой внутренний продукт 43-44
3.5 Неравенство 45-46
3.6 Государственные расходы 47-48
3.7 Теневая экономика и преступность 49-50
3.8 Последствия для политики 51 -54
Глава 4. Анализ законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции 55-67
4.1 Нормативные правовые акты направленные на ужесточение требований и контроля за имуществом государственных и муниципальных служащих 59-61
4.2 Нормативные правовые акты направленные на сокращение возможности чиновников к злоупотреблению своими полномочиями 62-66
5. Заключение 67- 69
Список используемых источников 70-73
Коррупция - это явление к которому, в настоящий момент, ни одна страна не имеет иммунитета, и довольно давно известный факт, что классический взгляд на коррупцию касается только менее развитых стран, не выполняется. Несмотря на то, что развивающиеся страны значительно хуже оцениваются в рейтингах коррупции, эти показатели также указывают, что более двух третей стран во всем мире значительно страдают от коррупции и в мире нет страны, где коррупция не является проблемой вообще.
Таким образом, невозможно рассматривать коррупцию исключительно как проблему, с которой приходится сталкиваться менее развитым странам. Борьба с коррупцией скорее требует международного сотрудничества со всеми странами, понимающими его значимость в этом процессе.
Актуальность глубокого понимания коррупции становится еще более очевидной, если смотреть на ее масштабы: по оценке ООН годовая сумма взятки составляет около одного триллиона долларов США, и хотя это не точно измеримо, оценки показывают общие потери от коррупции составляют до 2,6 трлн. долларов США, что соответствует четырем процентам мирового ВВП или всего ВВП Франции. 1 Последствия коррупции проявляются повсюду, от сокращения экономического роста стран до искажения в распределении государственных расходов и являются важным препятствием в развитии страны. В этой связи ясно, что борьба с коррупцией вызвана не только моральным аспектом, но и имеет решающее значение для сокращения этих огромных потерь, которые несет государство и общество. Излишне говорить, что одна из 17 целей устойчивого развития ООН - борьба с коррупцией.
Инциденты, такие как финансовый кризис или Греция, являются резкими напоминаниями о коррупции, но последствия не всегда так ясны, а коррупционная деятельность происходит в любое время и в любом месте. Поэтому меры должны быть не реакционными, а превентивными. Однако, поскольку коррупцию непросто разглядеть, трудно определить конкретные последствия и причины, на которых должна быть основана политика. Настоящая работа является попыткой выявить общие закономерности в ряде факторов, влияющих на уровень коррумпированности общества и государственных структур, рассмотреть вероятные последствия высокого уровня коррупции для государства, а также проанализировать политику Российской Федерации, направленную на борьбу с коррупцией.
Подытоживая рассмотренные в данной работе данные можно отметить, что нами исследовано понятие коррупции, как в Российской Федерации, так и сточки зрения иностранных подходов, с учетом его эволюции.
Отмечено многообразие форм проявления коррупции. Изучены, с выявлением отличительных особенностей, такие формы коррупции как: взятка, растрата, присвоение, вымогательство, злоупотребление служебным положением фаворитизм, непотизм.
Проведена следующая корреляция данных форм:
взятка - слишком скорое совершение действий, которые должностное лицо должно совершить согласно нормативным актам;
растрата - неоправданно высокие расходы бюджета;
присвоение - экономически и социально неоправданно высокий уровень жизни лица и членов его семьи, в том числе, значительное превышение доходов расходами;
вымогательство - слишком долгое совершение (затягивание), либо не совершение действий, которые должностное лицо должно совершить согласно нормативным актам;
злоупотребление служебным положением - совершение действий выходящих за полномочия лица, а также большие расходы на командировки, транспорт, связь;
фаворитизм - слишком быстрое продвижение лица по служебной лестнице, установление ему неоправданно высокого денежного содержания, необоснованных выплат компенсаций;
непотизм - наличие родственников, друзей, иных лиц, связанных с должностным лицом клановой дисциплиной, работающих в государственных (муниципальных) учреждениях (органах, организациях, в том числе коммерческих и некоммерческих) на руководящих должностях либо на должностях, связанных с распределением (перераспределением) благ.
Полностью подтверждена высокая актуальность проблемы коррумпированности. Несмотря на то, что на протяжении многих лет в мире общество предпринимает попытки бороться с ней и достигло определенных результатов, в большинстве стран коррупция продолжает находится на высоком уровне, иногда представляя критическую опасность для сохранения стабильности в государстве.
Фактически, в работе выявлены и рассмотрены восемь ключевых негативных последствий от распространения коррупции:
1. Снижение инвестиций иностранных государств.
2. Снижение частных инвестиций.
3. Сдерживание внешней торговли.
4. Снижение роста ВВП.
5. Увеличение социального неравенства.
6. Снижение эффективности государственных расходов.
7. Распространение теневой экономики и преступности.
8. Политическая жизнь.
При этом, в большинстве случаев обнаружены не только негативные последствие для развития государства, но и наличие обратного влияния на уровень коррупции. Особенно заметен данный тип влияния в отношении неравенства или роста преступности, когда рост организованной преступности либо социального расслоения создает предпосылки к увеличению уровня коррупции (за счет ослабления механизмов общественного и государственного контроля), в то время как рост коррупции облегчает функционирование преступных группировок и продолжает увеличивать разрыв в благосостоянии граждан и сдерживать социальную мобильность.
Исследовано влияние ряда факторов на возникновение коррупции. В частности, изучены такие факторы как:
1. Размер правительства и его структура;
2. Уровень развития демократии;
3. Качество социальных институтов;
4. Степень конкуренции (как в обществе, так и в экономике);
5. Кадровая политика и уровень заработной платы;
6. Свобода прессы и качество правоохранительной системы;
7. Культурные традиции;
8. Наличие больших запасов природных ресурсов.
Необходимо отметить, что наличие исследований, учитывающих последний фактор вызвало удивление. При этом, согласно изученным исследованием, данный фактор действительно показал корреляцию с уровнем коррупции. Кроме того, неожиданностью стало отсутствие однозначности влияния таких, особенно популярных среди западных исследователей, факторов как уровень демократии и свободы прессы. В частности, рассмотрена теория, что само наличие демократии в стране не создает условий для снижения уровня коррупции. Более того, согласно рассмотренным в соответствующем разделе данным, в первые 15 лет с момента перехода от авторитарного устройства к демократическому в странах наблюдается резкий скачок коррупции, спад которой происходит в период от 15 до 45 лет с момента смены политического строя. Данный факт предположительно объясняется сломом функционирующих систем контроля в первые годы установления режима, а также возникновением феномена «периода первоначального накопления капитала». Стоит отметить, что данная теория, на наш взгляд, согласуется с состоянием дел в Российской федерации. Так, вступление в силу Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ отстоит от момента распада СССР и декларирования демократического устройства Российской Федерации на 18 лет, что полностью согласуется с приведенными выше сроками.
1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ
2. Закон о борьбе с коррупцией в Малайзии 1997 года (Law Of Malaysia Anti-Corruption Act 1997 №575)
3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории российской федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ,
6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ
7. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
8. Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
9. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы»
10. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы»
11. Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
12. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. «Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления», 2002,
13. Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней, 2004,
14. Феркалюк Ю.И. Уголовная ответственность должностных лиц за специальные коррупционные преступления против интересов службы в органах местного самоуправления: на примере муниципальных служащих: 2009,
15. Билинская М. Н, 2014, Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия.
...