Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1990-Е ГОДЫ 9
§1. Государственная политика в области местного самоуправления в 1990-е гг 9
§2. Организационная структура Тольяттинской городской Думы 24
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ 38
§1. Социальная политика. Здравоохранение 38
§2. Формирование бюджета. Политика в сфере образования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
Перечень ссылок 80
Список используемой литературы и источников 91
Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что в постсоветский период проводилась огромная работа по введению нового института муниципальной власти, создавалась нормативно -правовая база, на ней впоследствии проводились реформы местного самоуправления. Тольяттинская городская Дума, созданная летом 1994 г. была первым органом самоуправления, созданным в соответствии с Конституцией России. Этот орган создавал и формировал свой бюджет, действовал относительно независимо от правительства области и России, провел ряд важных экономических, социальных, экологических, культурных реформ. За период Думы 1 созыва было издано 298 решений, за период второго - практически 900. Город на основе конституционного права и федеральных законов сформировал свой орган местного самоуправления - городскую Думу, которая была официальным законодательным органом города Тольятти. Помимо законотворческой деятельности, Дума рассматривала вопросы, связанные с обращениями населения по жизненно важным проблемам в социальной, экономической, медицинской сферах жизни.
Степень изученности темы:
В литературе, изучаемые нами проблемы, наиболее полно представлены в статье Л.В Шапиро, в которой содержатся предпосылки появления муниципальной власти в постсоветской России, ход реформ местного самоуправления, итоги и проблемы, возникшие в ходе муниципальных преобразований.1 Также в статье поясняются причины, по вине которых не все цели в рамках реформ муниципальной власти были выполнены. В трудах В.А. Ковалева,2 Хабриевой Т.Я,3 Орлова Д.В,4 Авакьяна С.А5 даются сведения о положении дел в регионах России, раскрывается проблема неравенства качества реформ самоуправления в разных регионах страны, высказываются предложения по усовершенствованию системы самоуправления. В труде Введенского В.Г. и Горохова А.Ю. сравнивались процессы становления российской модели самоуправления с европейской.6 Серьезное внимание проблемам реформировании властных структур в период 1990-х годов уделили в своих работах. Гельман В.Я., Рыженков С.В., Белокурова Е.В, Борисова Н.Е.7 Они рассмотрели принципы становления системы органов государственной власти и органов МСУ в 1990 гг, в тесной взаимосвязи с основными политическими событиями. Сама история деятельности Тольяттинской Думы изучена недостаточно глубоко. По теме становления Думы города Тольятти можно отметить публикацию Д. Микеля «Тольяттинская Дума».8
Хронологические рамки нашего исследования охватывают промежуток времени от момента начала реформы местного самоуправления в России в 1993-1994 гг. и появления Тольяттинской городской Думы до 2000 года, когда Дума Тольятти II созыва сложила свои полномочия. Таким образом в нашем исследовании рассматривается деятельность Тольяттинской Думы I и II созывов в период с 1994 по 2000 гг.
Территориальные рамки исследования:
В основном, в контексте нашего исследования брался город Тольятти, где функционировал орган местного самоуправления - Тольяттинская городская Дума, созданный в 1994 году после прямых выборов депутатов по 16 участкам. Вся деятельность Думы города проводилась на территории Тольятти и контролировалась областным и федеральным правительствами.
Цель работы: Анализ деятельности Тольяттинской городской Думы в 1990-х. гг.
Задачи:
1. Проанализировать нормативно -правовую базу реформы местного самоуправления в 1990-е годы;
2. Изучить организационную структуру местного самоуправления города Тольятти;
3. Изучить работу Тольяттинской городской Думы в социальной сфере, рассмотреть ее политику в области медицины города;
4. Изучить и проанализировать формирование бюджета Тольятти городской Думой в 1994-2000 годы, рассмотреть деятельность городской Думы Тольятти в сфере образования города.
Объект исследования: Тольяттинская городская Дума в 1990х.
Предмет исследования: Деятельность Тольяттинской городской Думы в сфере здравоохранения, социальной защите населения, в народном образовании, бюджетной политике в 1994-2000 годы.
Методология и методы:
В данном исследовании использованы сравнительно-сопоставительный и аналитический методы научного познания.
Источники:
Важнейшим нормативно-правовым актом по данной теме является Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году.9 В ней местное самоуправление было закреплено на официальном уровне, и обрело защиту со стороны закона. В дальнейшем все законодательные акты по местному самоуправлению опирались на положения Конституции России по данной теме. Другой важный нормативный правовой акт - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».10 Этот закон был принят на основе Конституции России и раскрывал права органов местного самоуправления, полномочия муниципальных служащих, порядок осуществления деятельности местных властей. Помимо этого, важный источник по данной проблеме - Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятый для определения порядка финансовой деятельности органов муниципального управления.11 . Из опубликованных источников нами были также использованы Постановления Правительства России и Указы Президента, посвященные проблемам местного самоуправления в стране. В нашей теме также использовались неопубликованные источники - решения Тольяттинской Думы, которые хранятся в городском архиве.
Научная новизна заключается в том, что нами была рассмотрена деятельность ТГД в разных сферах городской жизни - в образовании, здравоохранении, социальной защите населения, и был проанализирован городской бюджет, содержавший перечень расходов на эти сферы жизни. До этого времени комплексного исследования деятельности Тольяттинской городской Думы в указанный период не проводилось.
Демократические преобразования, происходившие на рубеже 1980-1990-х годов во всем государстве, заложили основы для осуществления муниципальной реформы в России, которая официально началась с принятия новой Конституции страны в 1993 году. Еще до конституционной реформы начался поэтапный роспуск старой системы городской власти - городских Советов. После принятия Конституции России началось становление новых органов местного самоуправления в городах, поселках, деревнях, и прочих административно -территориальных единиц страны. В городах система местного самоуправления была представлена в основном городской Думой (законодательный орган), администрацией города и мэром (исполнительная власть). На протяжении нескольких лет, в период президентства Б.Н. Ельцина нормативно-правовая база, обеспечивавшая грамотное исполнение муниципальной реформы пополнялась новыми указами, постановлениями, законами, исходящими от федеральных властей. Таким образом местные органы самоуправления получали юридические гарантии для деятельности на своих территориях. Город Тольятти в 1993 году после конституционной реформы также получил право избирать свои органы местного самоуправления на основе демократического и равного голосования всех жителей города. Было решено провести выборы в Тольяттинскую городскую Думу по 16 одномандатным участкам (с каждого участка по одному представителю). Из числа депутатов Думы на первом заседании избрали спикера А. Н. Дроботова. Городскую администрацию возглавил Уткин Н.Д. Мэром Тольятти был избран С.Ф. Жилкин. Род занятий у многих депутатов ТГД был разный - одни были в прошлом спортсменами, другие пришли в политику, отслужив на командных должностях в армии, некоторые, напротив, намеренно пошли в органы местного управления, закончив специальные вузы или факультеты. С первых же дней депутаты Тольяттинской Думы упорядочили структуру заседаний, провели четкую организацию своей будущей работы, создали несколько комиссий для работы в конкретных областях - бюджетной, градостроительной, образовательной, медицинской. В дальнейшем число комиссий увеличилось, в связи с улучшением организационной структуры аппарата Думы. Вся деятельность Думы города Тольятти осуществлялась в соответствии с государственными законами, и не противоречила им.
Важнейшими направлениями деятельности Тольяттинской городской Думы стали мероприятия по улучшению ситуации в социальной сфере города и в системе здравоохранения - без должного внимания к ним город рисковал остаться без естественного прироста населения, молодежь Тольятти ощущала себя ненужной, усиливалось количество преступлений, в которых участвовали молодые люди. Тольяттинская Дума в содействии с молодежными организациями среагировала на этот вызов. Ими были созданы программы, способствовавшие пресечению молодежных правонарушений, организации новых рабочих мест для молодежи. Силами местного самоуправления города для молодежи были организованы курсы переквалификации, в случае необходимости получить новую специальность. Дума Тольятти увеличила расходы на поддержание спортивной жизни города, способствовала открытию новых спортивных объектов, обеспечив молодежи возможность проводить свободное время с пользой. Социальная поддержка также распространялась и на бывших военных, ищущих работу, на ветеранов, инвалидов, и прочих категорий горожан, которым была нужна социальная защита. Все пособия стали приходить вовремя, без задержек, со временем их увеличили. Регулярно стали проводиться тематические мероприятия, посвященные всем категориям населения города, в этом Тольяттинской Думе помогали творческие коллективы города. В медицинской сфере Тольятти аппаратом Думы были приняты меры по увеличению расходов на сферу здравоохранения города. Больницы получали необходимое оборудование, проводился ремонт в старых помещениях. Получили также материальную базу и ряд диспансеров города, которым также требовалось внимание со стороны власти. С целью выявления серьезных заболеваний на ранних стадиях, Думой города и медицинскими учреждениями стала проводиться диспансеризация населения. Таким образом, сфера здравоохранения была также взята Думой города под особый контроль, что привело к значительному снижению уровня смертности и нормализации в медицинской системе города.
Тольяттинская Дума начала свою работу в условиях финансовой нестабильности, когда был разгар преступности, сокрытия налогов, и дефицита денежных средств. Первый бюджет города принимался спешно, и был достаточно дефицитным (почти 8% дефицита). В первый год средства из бюджета пошли только на самые важные статьи расходов - на образование, здравоохранение, ЖКХ. Однако, этих средств не хватало даже им. Поскольку многие предприятия города в то время (в 1994 году) предпочитали не раскрывать свой доход, они выплачивали налоги криминальным структурам, и не желали платить денежные средства в казну города, как того требовал закон. Однако, силами Думы, мэра и администрации были приняты экстренные меры по уплате недоимок с процентами всеми налогоплательщиками, удерживающими налоги. Однако, в первые годы функционирования Думы Тольятти дефицит бюджета города только увеличивался - из-за того, что Думой было увеличено финансирование практически всех статей расходов. После 1997 года удалось стабилизировать доходы и расходы в городской казне, отчего уровень дефицита резко снизился, и продолжал в последующие годы уменьшаться. Таким образом, органам местного самоуправления города Тольятти удалось добиться стабилизации притока средств в городскую казну, и расходов из бюджета, во многом по причине создания внебюджетных фондов, государственной поддержке и грамотному налогообложению населения города. Сфере образования было также уделено должное внимание - было увеличено финансирование образовательных учреждений города, в школах обновляли материально-техническую базу, для учителей были организованы специальные курсы для повышения их квалификации. Высшие учебные заведения при содействии с Тольяттинской Думой также вводили новые методики преподавания, расширяли количество специальностей для новых студентов, налаживали связь со школами города, тем самым привлекали в свои двери новых студентов. Создавались новые школы, детские сады, открывались новые средние и высшие учебные заведения - все это осуществлялось при непосредственном участии депутатов ТГД. За несколько лет осуществления образовательной программы, составленной органами местного самоуправления Тольятти было построено около 30 новых образовательных учреждений города. Таким образом, работой органов власти Тольятти - городской Думы, мэром и администрацией было осуществлено финансирование детских садов, школ, ССУЗов, ВУЗов, их материально-техническое переоснащение. Однако, система образования по - прежнему нуждалась во внимании структур власти, поскольку образовательная система всегда должна отвечать требованиям времени.
Таким образом, за первые 6 лет функционирования Тольяттинской городской Думы были решены наиболее острые вопросы, которые волновали всех жителей города, экономическая, экологическая, социальная, медицинская ситуации заметно улучшились. Городское самоуправление предприняло ряд мер, которые помогли выйти из экономического кризиса, тем самым, открыв дорогу для осуществления реформ по самым насущным проблемам города. Разумеется, далеко не все проекты реформ были осуществлены. Тем не менее за эти годы, был сложен фундамент городской власти, способный решать независимо от федеральных и областных властей свои местные проблемы на основе федерального законодательства и доверия своих избирателей.
1. Аналитическая записка «О проблемах формирования муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://emsu.ru/lm/monf/library/SP3/23.htm. (дата обращения: 21.03.2018)
2. Аналитическая записка «Подъем муниципалитетов как условие подъема России» //Городское управление, №7, 1998.
3. Европейская Хартия местного самоуправления ETS № 122 // Страсбург, 15.10.1985
4. Конституция Российской Федерации, глава 8: принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 63 с
5. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1023 «О совете руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально - экономической реформы при Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г., N 34, ст. 3978
6. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» от 15.12.1999 № 1394 // Собрание законодательства Российской Федерации от 1999, № 51
7. Распоряжение Президента Российской Федерации от 01.12.1998 г. № 421- рп
8. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-ФЗ. Принят ГД РФ 23.10.1996
9. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ. Принят ГД РФ 14.04.1995
10. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ Принят ГД РФ 12.08.1995 // Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г., № 36
11. Федеральный закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.1993 № 4807-I // "Российская газета" от 30.4.1993
12. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8.01.1998 № 8-ФЗ. Принят ГД РФ 17.12.1997
13. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Принят ГД РФ 16.12.1994
14. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 № 123-ФЗ. Принят ГД РФ 24.06.1997
15. Федеральный закон «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» от 20.07.1997 № 110- ФЗ. Принят ГД РФ 11.06.1997
...