Введение 4
Глава 1 Фитнес - технологии, как средство развития функциональных показателей детей с умственной отсталостью 6
1.1 Развитие детей с умственной отсталостью с точки зрения ведущих
специалистов педагогики и психологии 6
1.2 Методы улучшения функциональных показателей у детей с
умственной отсталостью 15
1.3. Общая характеристика понятия функциональные показатели организма 19
1.4 Роль фитнес - упражнений в улучшении функциональных показателей у детей с особенностями 23
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 30
2.1 Задачи исследования 30
2.2 Методы исследования 30
2.3 Организация исследования 39
Глава 3 Результаты исследования и обсуждение полученных результатов 41
3.1 Использование на занятиях физкультуры фитнес - технологий,
как средства положительного влияния на функциональные показатели детей с умственной отсталостью 41
3.2 Результаты исследования 43
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Разработанные фитнес - упражнения с бодибаром 63
Приложение Б Комплексы упражнений с гантелями для детей с умственной
отсталостью 68
Приложение В Прежде, чем приступить к занятиям с особенными детьми, лучше дать им время познакомиться и поиграть с мячом 70
Актуальность. По мнению современных психиатров «самым распространенным и тяжелым дефектом развития детей остаётся умственная отсталость. Средние и легкие степени умственной отсталости все большему количеству детей ставятся к началу обучения в школе» [27].
Как считает Веневцев С. И. «Это заболевание влияет на качество жизни ребенка, его семьи и общества в целом. Следовательно, большое значение для формирования социальных навыков умственно отсталых детей играет умелая и правильная организация физического воспитания, в процессе которого осуществляется коррекция нарушений двигательной сферы, улучшения физической подготовленности и функциональных возможностей детей с данной патологией» [7].
Как пишет Жуков О. Ф. в своих учёных записках «Для коррекции физических и функциональных показателей, с умственно отсталыми детьми целесообразно разрабатывать специальные методики физического воспитания, направленные на улучшение физического состояния умственно отсталых детей.
Улучшая функциональные показатели умственно отсталых детей, мы можем воздействовать на процессы центральной нервной системы и корректировать здоровье ребенка, влиять на эмоциональную сферу» [14].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на оптимизацию функциональных показателей, учащихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: специально разработанные фитнес - технологии, для улучшения у детей функциональных показателей у детей с умственной отсталостью.
Цель исследования: изучение влияния подобранных упражнений фитнес - технологий на улучшение функциональных показателей детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
- 1) Исследовать уровень функционального состояния организма у детей с умственной отсталостью.
- 2) Разработать комплекс упражнений, из средств фитнес - технологий, который будет направлен на улучшение функциональных показателей детей с умственной отсталостью.
- 3) Оценить эффективность разработанного комплекса фитнес - упражнений, направленный на улучшение функциональных показателей детей.
Гипотеза: предполагается, что улучшение функциональных показателей у детей с умственной отсталостью, улучшится, за счёт использования фитнес - технологий на занятиях адаптивной физической культурой.
Практическая значимость. Разработанная методика может применяться учителями и преподавателями адаптивной физической культуры для улучшения функциональных показателей, при организации фитнес занятий с детьми с особенностями умственного развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 15 таблиц, 9 рисунков, список из 39 используемых источников. Основной текст работы изложен на 71 страницах.
Рассмотрев полученные нами результаты экспериментальной работы, нам хочется отметить следующее: «умственная отсталость» неизлечимое заболевание, но его последствия можно компенсировать целенаправленными, постоянными и методически грамотными усилиями со стороны родителей и педагогов.
При применении специальных фитнес - технологий мы корректируем не только физиологические функции организма детей с умственной отсталостью, но и даём толчок к развитию познавательных, личностных и коммуникативных качеств учеников.
Фитнес - технологии решают проблемы не только функционального и физического развития детей, но и способствуют личностному росту, повышению самооценки, развитию речи, общему эмоционально-положительному фону обучения. После педагогической практики мы заметили, что наши ученики стали более общительные, ловкие, активные, лучше запоминать упражнения. Стали проявлять инициативу, предлагать свои упражнения, меньше болеть и отказываться от занятий. Занимаясь на уроках фитнеса, ученики начали проявлять повышенный интерес не только к занятиям, но и к здоровому образу жизни, и к спорту, что очень пригодится им в дальнейшей жизни.
По окончании педагогического эксперимента хотим представить некоторые выводы:
1. Прежде, чем включать разработанные нами фитнес - технологии, мы определили и продиагностировали изначальные функциональные показатели детей с умственной отсталостью. Для этого воспользовались методами диагностики, представленными в работе. Из полученных нами изначальных данных по функциональным показателям детей с умственной отсталостью, нами отмечено, что по статистике различий результатов в контрольной и экспериментальной группе нет. Поэтому, наши группы были сформированы с соблюдением верных принципов.
2. Обратившись к многочисленной педагогической и психологической литературе, а также проверенным интернет-источникам, была проведена исследовательская работа. Наш всесторонний анализ показал, что использование фитнес - технологий во время занятий физической культурой позволяет повлиять на функциональные показатели у детей с умственной отсталостью в лучшую сторону. Наше исследование предполагало включение фитнес - упражнений в учебный процесс.
3. Завершающим этапом проведённого педагогического эксперимента
была диагностика по тем же тестам, что использовались и в начале опыта. Диагностическая цель была достигнута. Мы проследили динамику улучшения функциональных показателей у детей с умственной отсталостью, за счёт включения упражнений, с использованием фитнес - технологий на уроках физической культуры в экспериментальной группе.
1. Алифанова Л.А. Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма // Педиатрия, 2002. - № 6. - С. 9-12.
2. Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И.Г., Володина И.С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.
3. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб: Петрополис, 1992.
4. Брайн Е. Робинсон «Мир входящему»// М. Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 511 с.
5. Брикс З.Н. - В сб.: «Возрастная морфология и физиология». «Известия АПН РСФСР», №142, 1967: 147-157
6. Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c
7. Веневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] / С. И. Веневцев, А. А. Дмитриев; Министерство образования и науки Российской Федерации. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; Российская Академия медико-социальной реабилитации. — Москва: Советский спорт, 2004 - 104 с.
8. Вудсон У., Коновер Д. - «Справочник по инженерной психологии». М., «Мир», 1968 - 518 с.
9. Горелик В.В. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для лиц с нарушением интеллекта: учеб. - метод. пособие / В.В. Горе - лик. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 103 с.
10. Горелик В.В. История адаптивной физической культуры: учеб. пособие / В.В. Горелик, В.А. Рева. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 111 с.: обл.
11. Дмитриев А. А. Коррекционно-педагогическая, работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития /А.А. Дмитриев. - М: Мок. псих. -соц. ин-т, 2004 - 223 с.
12. Екжанова Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.:
Просвещение, 2005. - 272 с.
13. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2015. - 304 с.
14. Жуков О. Ф. Особенности морфофункционального развития детей 12- 13 лет с легкой степенью умственной отсталости / О.Ф. Жуков, Ф.А. Ачкурин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 40-44.
15. Захаров Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. -368 с.
16. Ивченко Г. И., Медведев Ю. И. Математическая статистика, Учеб. Для студентов пед. Высших учебных заведений «Прикладная математика", - Москва: Книжный дом «Либроком», 2014. - 352 с.
17. Калюжная Р. А. Предупреждение поражений сердца у детей [Текст] / Р. А. Калюжная, д-р мед. наук, проф. - Москва: Знание, 1975. - 63 с.; 20 см.1975.
18. Ковалев В. Д. Спортивные игры: Учеб. Для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
19. Коноваленко С.В., Кременецкая, М.И. Развитие
психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017. — 128 с.
20. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош.
- М.: Спорт Академ Пресс, 2015. - 140 с.
21. Любомирский Л. Е. К оценке критических и сенситивных периодов развития /Л.Е. Любомирский //Физиология развития человека: Мат- лы междунар. конф. посвящ. 55-летию Ин-та возрастной физиологии РАО. - М., 2000. С. 286-292.
22. Любомирский Л.Е. Особенности функционирования
физиологических систем у детей школьного возраста при мышечной деятельности /Л.Е. Любомирский, Д.П. Букреева, P.M. Васильева //Физиология человека. -1991.-Т. 17, №5.- С. 107-115.
23. Масягина Н.В. Оптимизация уровня двигательной активности современных школьников 13-14 летнего возраста: науч. тр. / Московский педагогический государственный университет. - М.: Прометей, 2015. - С. 632-633.
24. Международная статистическая классификация болезней и
проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. (МКБ10). М.:
Медицина 1995. - 633 с.
25. Мозговой В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта в процессе физического воспитания / В. М. Мозговой.
— М.: Олма-Пресс, 2001. - 283 с.
26. Новицкий И. П. Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся с различной степенью интеллектуальной недостаточности // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 1 (37). - С. 12-18.
27. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 160 с.
28. Полевщиков М. М., Роженцов, В. В. Задание индивидуальной нагрузки для развития выносливости на основе использования психофизиологических параметров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7. - С. 80-84
29. Роженцов В.В., Полевщиков, М.М. Утомление при занятиях
физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования:
монография. - М.: Советский спорт, 2006. - 280 с.
30. Сапего А.В. Физическая реабилитация: учебное пособие / А.В. Сапего, О.Л. Тарасова, И.А. Полковников. - Электрон. дан. - Кемерово: КемГУ, 2014. - 210 с.
31. Солодков А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие/ СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 1999. - 231 с.
32. Ситдиков Ф.Г., Зиятдинова Н.И., Зефиров Т.Л. Физиологические основы диагностики функционального состояния организма Учебное пособие, Казань, КФУ, 2019. - 105 с.
33. Тихвинский С.Б., и Хрущев С.В. Детская спортивная медицина - Руководство для врачей - 2-е изд. Перераб. И доп. - М., Медицина. - 1991. - 560 с.
34. Токарская, Л. В. Методика преподавания физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью: учеб. пособие для вузов / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. - М.: Издательство Юрайт, 2017; Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та. - 190 с. - Серия: Университеты России.
35. Токарская Л. В., Дубровина Н. А., Бабийчук Н. Н. «Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Учебное пособие, 2015г. Издательство Уральского университета, г. Екатеринбург
36. Холодов Ж К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: [Учеб. пособие для студ. высших. учеб. заведений] / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 480 с.
37. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 464с.
38. Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб: Речь, 2005. - 447с.
39. Шмелёва С.В. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом). Методическое пособие / Под редакцией А.А. Потапчук. - СПб, СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 228 с.