Введение 3
1. Общая характеристика деятельности ООО «Аэропорт Томск» 8
1.1. Историческая справка о развитии ООО «Аэропорт Томск» 8
1.2. Технические характеристики ООО «Аэропорт Томск» 18
1.3. Показатели деятельности и развития ООО «Аэропорт Томск»
за 2013-2015 годы 21
2. Развитие международного терминала ООО «Аэропорт Томск» 24
2.1. Процесс реконструкции аэровокзального комплекса
ООО «Аэропорт Томск» 24
2.2. Создание воздушного пункта пропуска через границу и деятельность
таможенного поста в Томском аэропорту 32
2.3. Динамика международных рейсов ООО «Аэропорт Томск» за
2013-2015 годы 43
3. Перспективы развития ООО «Аэропорт Томск» в качестве международного
транспортного узла 45
3.1. Перспективы сотрудничества ООО «Аэропорт Томск» и ООО «Новапорт» ..45
3.2. Государственные меры по поддержке развития ООО «Аэропорт Томск» 49
3.3. Тенденции и проблемы развития ООО «Аэропорт Томск» 57
Заключение 60
Список использованной литературы и источников 62
Приложение 67
Томский аэропорт «Богашёво» — основной действующий международный аэропорт федерального значения Томской области. Деятельность Томского аэропорта как узлового порта региональных авиаперевозок тесно связана с развитием Томской области - функционирование предприятий гражданской авиации обеспечивает территориальную, экономическую и социальную целостность как определенного региона, так и целой страны.
За свою многолетнюю историю томский аэропорт прошел путь от создания аэротехнического кружка до регулярной работы по выполнению различных народнохозяйственных задач. В поле деятельности томских авиаторов входили такие функции как лесоохрана, работа с нефтяниками и газовиками, доставка почты, воздушная «скорая помощь». Создание в 1967 году нового современного аэропорта в Богашево вывело уровень авиаперевозок в Томской области на новый количественный и качественный уровень, связав Томск со многими регионами страны.
Важным этапом в развитии томской авиации стало открытие в 2013 году международного терминала - временного воздушного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации на период функционирования в Томске особой экономической зоны техниковнедренческого типа. Придание аэропорту статуса международного заложило прочный фундамент для восстановления регулярного прямого сообщения с теми регионами СНГ, которые теперь стали заграницей, например, со Средней Азией, а также для обеспечения необходимого уровня контактов в связи с приданием Томской области статуса техниковнедренческой зоны.
Развитие томского аэропорта играет огромную роль не только для Томской области и пассажиров, но и для сотрудников предприятия — в аэропорту трудоустроена основная часть населения посёлка Аэропорт, на территории которого расположено авиапредприятие, а также многие жители близлежащих населенных пунктов. Так, в 1990-е годы — сложное и неустойчивое для всей страны время — авиаперевозки сократились в несколько раз, что повлекло за собой сокращение техники, а главное — сотрудников предприятия, квалифицированных, знающих специалистов.
Начавшееся в 2014 году ухудшение экономической обстановки в России, вызванное валютным кризисом, и, как результат, снижение реальных доходов населения нашли свое отражение и в показателях деятельности томского аэропорта — сократилось количество рейсов, уменьшился пассажиропоток, неизбежным было и сокращение кадров на предприятии. Однако, несмотря на экономические трудности, перед аэропортом стоят важные задачи - продолжать принимать пассажиров по высшим стандартам качества, увеличивать пассажиропоток, привлекать новых авиаперевозчиков, открывать новые направления полётов - как в пределах Томской области и России, так и рейсы заграницу, осуществить ремонт искусственной взлетнопосадочной полосы, обеспечить развитие грузоперевозок, а также другие задачи.
Благодаря выгодному географическому расположению Томский аэропорт обслуживает пассажиров не только Томской области, но и из соседних регионов. Таким образом, актуальность исследования заключается в монопольном положении томского авиапредприятия в рамках Томской области — Томский аэропорт является узловым аэропортом региональных авиаперевозок, соединяя такие города, как Сургут, Красноярск, Нижневартовск, Екатеринбург, Иркутск, Барнаул, Абакан и Стрежевой в звездообразной (веерной) сети маршрутов (пассажиры, путешествуя между аэропортами, не связанными прямыми авиарейсами, могут достигнуть пункта назначения, совершив пересадку с одного рейса на другой) между собой, со столицами - Москвой и Санкт-Петербургом, курортными городами - Сочи, Симферополем, Анапой, а также с зарубежными странами - с 2013 года в разное время выполнялись чартерные рейсы в Грецию, Болгарию, Кипр, Турцию, Испанию, Египет, Таиланд, Вьетнам и Казахстан.
Таким образом, целью настоящей работы является анализ процесса развития ООО «Аэропорт Томск» в качестве международного транспортного узла.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Провести исторический обзор создания и развития томского авиапредприятия.
2. Изучить технические характеристики ООО «Аэропорт Томск».
3. Проанализировать темпы развития ООО «Аэропорт Томск» за 20132015 годы.
4. Проследить процесс реконструкции аэровокзального комплекса ООО «Аэропорт Томск».
5. Рассмотреть создание пункта воздушного пропуска через границу, а также деятельность таможенного поста в Томском аэропорту.
6. Охарактеризовать динамику международных рейсов ООО «Аэропорт Томск» за 2013-2015 годы.
7. Изучить основы взаимодействия ООО «Аэропорт Томск» и ООО «Новапорт».
8. Рассмотреть государственные меры по поддержке развития ООО «Аэропорт Томск».
9. Выявить тенденции и проблемы развития ООО «Аэропорт Томск».
Объектом исследования является предприятие ООО «Аэропорт Томск».
Предметом исследования выступает развитие международного терминала Томского аэропорта в качестве международного транспортного узла.
Хронологические рамки работы охватывают период с момента образования в 1909 году аэротехнического кружка до настоящего времени.
Географические рамки работы очерчены Томской областью как регионом функционирования Томского аэропорта.
Методологической основой данной выпускной квалификационной работы является изучение и анализ вопросов, затрагиваемых в процессе создания и функционирования воздушного Пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные приемы и принципы познания, статистический метод, который заключается в анализе данных, а также применяются такие общенаучные приемы и способы познания, как синтез, аналогия, сравнение, индукция и дедукция, и др.
Значительная работа по изучению данной темы была проведена специалистами в области авиации - директором Томского аэропорта с 2006 года по 2012 год Е.Я.Янкилевичем, авиаторами-ветеранами труда в Томском аэропорту, внесшими значительный вклад в изучение истории становления Томского авиапредприятия - заместителем директора ООО «Аэропорт Томск» по вопросам авиационной безопасности М.Ф. Зайцевым, заместителем директора В.Р. Шенделем, помощником директора по вопросам авиационной безопасности А.В. Анджансом, сменным заместителем директора Г.А. Обдаловым, помощником директора по социальным вопросам В.А. Пангиным, а также К.А. Черновым - главным специалистом Архивного управления Томской области.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав. В первой главе приводится общая характеристика деятельности Томского аэропорта - рассматривается история создания авиапредприятия, основные функции томской авиации в XX веке, факторы, повлиявшие на расширение и развитие Томского аэропорта, далее приводятся технические характеристики ООО «Аэропорт Томск» на сегодняшний день - пассажиропоток, типы принимаемых воздушных судов, характеристики взлётно-посадочной полосы, перечень организаций на территории Томского аэропорта, обеспечивающих его бесперебойную работу. В заключительном пункте первой главы рассматриваются показатели деятельности и развития ООО «Аэропорт Томск» с момента открытия международного терминала в 2013 году по 2015 год - объём пассажиропотока на внутренних и международных авиалиниях, а также объём почтово-грузовых перевозок.
Во второй главе рассматривается процесс открытия в Томском аэропорту воздушного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации - подробно описан процесс реконструкции аэровокзального комплекса, перечислены контролирующие органы, осуществляющие свою деятельность в международном пункте пропуска, рассмотрены требования к техническому оснащению зоны таможенного контроля, изучены принципы работы системы двойного коридора при прохождении пассажирами таможенного контроля.
В третьей главе рассмотрены меры поддержки Томского аэропорта со стороны ООО «Новапорт» и Администрации Томской области, являющихся его акционерами. Главным образом, проведен анализ финансового участия ООО «Новапорт» и государства в развитии международного терминала Томского аэропорта. Также проведён обзор проблем и перспектив развития Томского аэропорта на сегодняшний день с учётом неблагоприятной экономической обстановки на российском рынке.
Подводя итог данного исследования, можно сделать вывод, что на данный момент аэропорт обладает всей необходимой инфраструктурой для обслуживания международных рейсов.
В результате реконструкции аэровокзального комплекса обеспечено необходимое количество производственных площадей, обеспечивающих рациональное размещение служб и подразделений аэропорта, контролирующих органов, представительств выполняющих рейсы авиакомпаний и Томского центра управления воздушным движением - функционирование всех этих подразделений обеспечивает бесперебойную работу Томского аэропорта.
Пограничный контроль в воздушном пункте пропуска через государственную границу осуществляется подразделениями органов пограничного (ФСБ), таможенного (ФТС), санитарно-карантинного (Роспотребнадзор), ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (Россельхознадзор). Функционирование данных органов обеспечивает безопасность как населения Томска и Томской области, так и России и Евразийского Экономического Союза.
В связи с напряжённой экономической обстановкой в России и падением экономической активности населения нашей страны, в 2015 году наблюдался спад спроса на международные рейсы - как следствие, уменьшилось количество взлётно-посадочных операций и сократился пассажиропоток, который по прогнозам при открытии международного пункта пропуска должен был демонстрировать стабильно положительную динамику за счёт открытия новых направлений полётов. В целях обеспечения рентабельности деятельности аэропорта неизбежной была оптимизация численности персонала - как путём сокращения штата сотрудников, так и путём уменьшения заработной платы специалистов.
Также в условиях экономического кризиса неоднократно переносилось на будущее финансирование из государственного бюджета реконструкции взлётно-посадочной полосы, которая на сегодняшний день находится не в лучшем состоянии.
Таким образом, на сегодняшний день Томский аэропорт встретился с определенными трудностями экономического характера. Тем не менее, возможные пути развития Томского аэропорта в будущем могут характеризоваться открытием потенциально востребованных рейсов за рубеж (как правило, в страны СНГ). Кроме этого, при активной поддержке Администрации Томской области (губернатор Томской области неоднократно обращался к первым лицам государства содействовать наискорейшему началу ремонтно-строительных работ в Томском аэропорту) с федеральными властями в целях получения Томским аэропортом) вполне осуществима в ближайшие годы реконструкция взлётно-посадочной полосы в результате получения необходимых средств из федерального бюджета на проведение ремонтно-строительных работ, что выведет инфраструктуру Томского аэропорта, а значит, и обслуживание внутренних и международных рейсов, на качественно новый уровень - в результате повысится транспортная доступность не только города Томска, но и всего региона.
I. Литература
1. Корпоративная газета ООО «Аэропорт Томск» «Взлетная полоса»
2. Томский аэропорт. История в документах и материалах (1910 - 2008 гг.)/Составитель К.А. Чернов. - Томск: Изд-во НТЛ, 2008. - 384 с.: ил.
3. Томское авиапредприятие - 65 лет истории (1945 -
2010)/Составитель К.А,Чернов. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 52 с.: ил.
II. Нормативно-правовые и информационно-аналитические
источники:
1.Нормативно-правовые акты:
1.1. Региональные:
4. Положение о порядке осуществления государственного санитарноэпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902249111
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.alta.ru/tamdoc/10 SR0299/
6. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (вместе с "Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства") [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 102086/96ef2f40dac3072699 6d9b9354a9b73d3ebe8830/
1.2. Национальные
7. Закон Томской области от 6 января 2013 года № 2-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» http://docs.cntd.ru/document/951855537
8. Официальный сайт Федерального агентства по обустройству
Государственной границы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Статья «Рассмотрены вопросы подготовки к МВК в воздушном пункте пропуска Томск (Богашево)», URL:
http: //www. rosgranitsa. ru/ru/agency/to/sibtu/news/6103
9. Подпрограмма «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901807416
10. Постановление Администрации Томской области от 22 октября 2010 года № 207а «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности по обеспечению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты путем создания грузопассажирского пункта пропускааэропорта г. Томска (Богашево) через государственную границу Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/951838556
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 «О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=187252&fro m=86305-0&rnd=208093.2704144419328578&
12. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 872 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82016/
13. Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 501 (ред. от 25.05.2012) «Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 115972/fac6373f5b6c4cade2 61 aa81 d9c3 0c3 5406c2e82/#dst100010
14. Постановление Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 546 "Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 130718/48fac8bc228390462 202f44476c7c17ec2754a05/#dst100007
15. Приказ Росграницы от 30.04.2013 N 112-ОД «Об открытии воздушного грузо-пассажирского временного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Томск (Богашево)» [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 146311/
16. Приказ ФТС России от 11.02.2015 N 231 "О внесении изменений в
перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, определенный приказом ФТС России от 26 марта 2013 г. N 579" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2015 N 36560) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 177150/d8f0282122f2d78a5 3efa4546019ef4d96a7e655/
17. Приказ ФТС России от 31.10.2008 «Об утверждении Типовых
требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 84651/
2. Информационно-аналитические ресурсы:
18. APINFO.RU - русскоязычная база данных гражданских аэропортов всего мира [Электронный ресурс]: Поиск аэропортов по коду ICAO (ИКАО). URL: http: //www.apinfo .ru/airports/icao .html
19. Агентство новостей ТВ2 [Электронный ресурс]. Статья
«Амбулифт стоимостью 11 млн рублей появился в аэропорту Томска», URL: http: //www.tv2 .tomsk.ru/news/amb ul i ft-sto i mosty u-11 -mln-rublev-povavilsva-v- aeroportu-tomska
20. Агентство новостей ТВ2 [Электронный ресурс]. Статья
«Федеральный бюджет выделит два миллиарда рублей на реконструкцию взлетной полосы томского аэропорта», URL:
http://www.tv2.tomsk.ru/news/federalnvv-bvudzhet-wdelit-dva-mlrda-rublev-na- rekonstrukcivu-vzletnov-polosv-tomskogo-aeropor
21. Официальный сайт ООО «Аэропорт ТОМСК» [Электронный ресурс]. URL: http: //tomskairport.ru
22. Официальный сайт ООО «Новапорт» [Электронный ресурс]. URL: http://novaport.ru/
23. Официальный сайт ПАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс].
Статья «Газпромнефть-Аэро» и «Аэропорт «Томск» открыли новый
топливозаправочный комплекс». URL: http://www.gazprom-neft.ru/press-
center/news/1148/
24. Региональное информационное агентство РИА Томск. [Электронный ресурс] Статья «Время досмотра на таможне в аэропорту Томска сократится в 2015 г.» http://www.riatomsk.ru/article/20140710/01004/