Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование игровых умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире

Работа №113453

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы54
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.2 Развитие игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития игровых умений в процессе расширения представлений об окружающем мире 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития игровых умений 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития игровых умений в процессе расширения представлений об окружающем мире 30
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития игровых умений 40
Заключение 46
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 49
Приложение Б Протокол проведения диагностических заданий констатирующего эксперимента 50
Приложение В Предметные и сюжетные картинки с изображением поступков детей на природе 51
Приложение Г Алгоритм описания предмета 54

Известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы будущей личности человека, формируются предпосылки всех сфер развития ребенка: интеллектуальной, нравственной, физической.
Игровая активность, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи.
Деятельность дошкольного учреждения в настоящее время не должна ограничиваться целью воспитания здорового члена общества, но должна уделять достаточное внимание воспитанию и развитию активной, мыслящей, независимой, творческой личности.
Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание определенных условий для развития игровых умений детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе. Для того чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке игровую потребность, являющейся источником его игровой активности базовой основой развития игровых умений человека.
Изучением игровой деятельности занимались Л.А. Вегнер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, И.И. Мамайчук, Д.Б. Менджерицкая, Г.А. Урунтаева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Б.Д. Эльконин.
Но в тоже время, остается ряд нерешенных вопросов, одним из которых является формирование игровых умений детей, а именно детей с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире.
«Важным моментом является то, что игра в ее развернутой форме требует от ребенка видения предметов в соответствии с взятой на себя ролью и согласования своей точки зрения с точками зрения других играющих. На этой основе у ребенка развивается новая система операций, осуществляется переход от дооперационного мышления к конкретным операциям» [23].
Изучением особенностей ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития занимались Н.Ю. Борякова, Г.М. Капустина, И.Ю. Кулагина, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и другие.
«Дети с задержкой психического развития - это особая категория, так как у большинства из них отмечается бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, а также снижена познавательная активность. Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений, которыми владеют успешно развивающие сверстники. Одним из самых слабых разделов основной общеобразовательной программы дошкольников с задержкой психического развития, как выделяет С.Г. Шевченко - это ознакомление с окружающим миром. Поэтому формирование представлений об окружающем мире - одна из важных и сложных проблем коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития» [19].
«Трудности в усвоении представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития сказывается на ориентации их в окружающей действительности и осуществлении многих сторон жизнедеятельности. Преимущественно они связаны с дефектами восприятия, бедностью наглядных и слуховых представлений, плохо развитой речью, ограниченным опытом игровой деятельности, отставанием в развитии движений» [3].
«На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития игровых умений и недостаточной организацией расширения представлений об окружающем мире» [11].
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: Какова возможность развития игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование игровых умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире».
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать содержание работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире.
Объект исследования: процесс формирования игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: формирование игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире будет возможным, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда специальным оборудованием;
• подобраны дидактические игры и составлена картотека игр по темам окружающего мира;
• вовлечены родители детей 5-6 лет с задержкой психического развития в коррекционно-развивающий процесс.
«Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития игровых умений в процессе расширения представлений об окружающем мире.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития игровых умений.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития игровых умений в процессе расширения представлений об окружающем мире.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития игровых умений» [11].
«Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования игровых умений К. Гросса, Д.В. Менджерицкой, С.Л. Новоселовой, Г. Спенсера, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина;
• исследования в области возрастных особенностей развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития игровых умений» [11] Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, С.Л. Рубинштейна, А.П. Усовой;
• теоретические и методологические аспекты использования окружающего мира в игровой деятельности в работах Н.П. Аникеевой, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, С.Г Шевченко.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Детский сад № 203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 10 детей 5-6 лет.
Новизна исследования состоит в том, что составлена картотека игр по темам окружающего мира (мир предметов и природный мир) с учетом уровня сформированности игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире.
Практическая значимость исследования заключается в том, что «разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития игровых умений в процессе расширения представлений об окружающем мире может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций» [11].
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 источников), 4 приложений. Текст работы иллюстрируют 11 таблиц и 8 рисунков. Объем работы без приложения - 48 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования игровых умений у детей 5-6 лет в процессе расширения представлений об окружающем мире актуальна. Многие авторы, такие как Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин занимались данной проблемой.
По данным исследований, игровые умения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития часто сформированы неудовлетворительно, на низком уровне. Это явление, встречающееся у таких детей, сужает круг общения, что приводит к нерешительности, стеснительности и отсутствию инициативы.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у 8 детей, (66,7% от общего количества детей), низкий уровень сформированности игровых умений. У 4 детей (33,3%) был диагностирован средний уровень.
В ходе формирующего эксперимента проводилась проверка выдвинутой гипотезы. Была разработана картотека игр для формирования игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. При разработке игр учитывали возраст детей, уровень сформированности игровых умений, доступность, содержательность, динамичность.
Результаты практического эксперимента показали положительную динамику уровня сформированности игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Количество детей с высоким уровнем осталось прежним (0%), однако количество детей со средним уровнем увеличилось на 25%, и количество детей с низким сократилось на 25%.
Установленная положительная динамика является показателем результативности проведенной нами работы по формированию игровых умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире. Цель работы выполнена, задачи исследования были решены, выдвинутая гипотеза доказана.


1. Абронян Л. А. Игра дошкольника / Под ред. Новоселовой С. Л. М.: Просвещение, 2005. 284 с.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Прогресс, 2010. 143 с.
3. Баклагина Г. В., Ташлыкова Е. В. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру // Молодой ученый. 2018. № 13(199). С. 113-114
4. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
5. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-пресс, 2002. 62 с.
6. Воронова Е. С. Игровая деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития [Электронная версия] https://nsportal.rU/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/05/07/
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2017. 240 с.
8. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 34 с.
9. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 70 с.
10. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры, 1995. 296 с.
11. Касаткина Ю. С. Развитие у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами. Бакалаврская работа: защищена 15.11.2021. Тольятти.: Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2021. 56 с.
12. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. 223 с
13. Козлова Т. А. Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет самостоятельности в сюжетно-ролевых играх ТГУ, 2017. 56 с.
14. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. науч. ст. Запорожец. М.: 1995. 144 с.
15. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982. 215 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ