Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Сущность общественной безопасности 8
1.1. Общая характеристика и основные понятия общественной безопасности 8
1.2. Обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации 15
Глава 2. Охрана общественного порядка 30
2.1 Деятельность полиции, Следственного комитета Российской Федерации и Войск национальной гвардии в сфере обеспечения общественной безопасности 30
2.2. Участие граждан в охране общественного порядка 40
Глава 3. Актуальные проблемы общественной безопасности и перспективы правового регулирования 48
Заключение 68
Список используемых источников 71
Безопасность государства, общества, личности всегда будет оставаться приоритетной и актуальной задачей. Безопасность является одним из ключевых требований для нормального развития личности, функционирования общества и государства. Направленность общественной безопасности на защиту всего населения Российской Федерации делает ее приоритетной для всех государственных органов и систем.
Следует отметить, что достижение национальной безопасности возможно лишь при комплексном решении стоящих перед государством вызовов, а также слаженной работе органов государственной власти.
Одним из видов национальной безопасности является общественная безопасность, которая должна быть обеспечена наряду с государственной безопасностью, экологической безопасностью, экономической безопасностью, безопасностью личности, иными видами безопасности, которые обеспечиваются в Российской Федерации. В целом же все виды безопасности имеют взаимную зависимость, взаимное проникновение и достигаются проведением единой государственной политики, системой мер, установленных законодательством.
В настоящее время, вопросы обеспечения общественной безопасности регулируют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принимаемые органами власти в пределах своей компетенции.
Система взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации отражена в Концепции общественной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.). Именно в ней представлено определение понятия «общественная безопасность», выражены принципы общественной безопасности, указаны формы деятельности в обеспечении общественной безопасности.
Вопросы, связанные с обеспечением общественной безопасности, деятельностью сотрудников органов внутренних дел, становились предметом исследования авторов научных работ в различных областях знания: Коробов В. Б. - в социологии; Богомолов А. Н. - в экономике; Кардашова И.Б., Микаилов С. М., Босхамджиева Н.А. - в юриспруденции и др.
На данный момент проблемы обеспечения общественной безопасности исследуется в рамках национальной безопасности, вместе с тем, будет целесообразным выделение общественной безопасности и ее детальное изучение в индивидуальном порядке.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при обеспечении общественной безопасности.
Предмет исследования - правовые основы общественной безопасности, содержание конкретных правовых норм, регулирующих обеспечение общественной безопасности.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ теоретических и практических проблем общественной безопасности, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
• определить понятие «общественная безопасность», выявить ее основные характеристики, признаки и принципы;
• исследовать вопрос обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;
• изучить место правоохранительных органов в государственно-правовом механизме обеспечения общественной безопасности;
• рассмотреть деятельность Следственного комитета Российской Федерации в сфере обеспечения общественной безопасности;
• выявить актуальные проблемы общественной безопасности и перспективы правового регулирования.
Методологическая основа исследования обусловлена его характером, в ходе работы были применены следующие методы: исторический, диалектический, социологический, анализа, синтеза, сравнения, формально-юридический и кибернетический.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на пять параграфов, заключения и списка используемых источников.
Общий объем работы составляет 81 лист.
Таким образом, нами была изучена общественная безопасность, а также место правоохранительных органов в государственно-правовом механизме обеспечения общественной безопасности.
Данная тема является актуальной в связи с тем, что безопасность является одним из ключевых требований для нормального развития личности, функционирования общества и государства, а обеспечение общественной безопасности приоритетно для всех государственных органов и систем, ее изучение направлено на защиту всего населения Российской Федерации.
Нами были достигнуты все поставленные задачи.
Нами было представлено определение общественной безопасности, под которой под общественной безопасностью следует понимать состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, мы представили и иные формулировки данного понятия, а также генезис его происхождения.
Мы описали основные принципы обеспечения общественной безопасности в России, основные направления деятельности государственных органов власти по обеспечению общественной безопасности, функции государства в данной сфере, перечислили органы власти, ответственные за обеспечение общественной безопасности в России, в частности, охарактеризовали полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, как совещательного органа власти при Президенте Российской Федерации.
Нами было определено место полиции в обеспечении общественной безопасности в России и охране общественного порядка на ее территории. Мы указали, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Далее мы определили место Следственного Комитета Российской федерации в системе органов государственной власти по обеспечению общественной безопасности. Указали, что Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Мы определили полномочия данного органа государственной власти в обеспечении общественной безопасности, а также его сотрудничество в данной сфере с полицией.
Мы указали, что в Российской Федерации граждане имеют право добровольно содействовать полиции и иным правоохранительным органом в охране общественного порядка в целях обеспечения общественной безопасности, а Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» выделяет четыре формы участия граждан в охране общественного порядка:
• содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;
• участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
• внештатное сотрудничество с полицией;
• участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Мы определили угрозы общественной безопасности, затем, ссылаясь на судебную практику указали на имеющиеся проблемы обеспечения общественной безопасности, среди которых выделили высокую криминальную обстановку в Российской Федерации, деятельность экстремистских организаций в России, незаконные миграция в Российскую Федерацию. Для обеспечения общественной безопасности в России мы предложили внести изменения в ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию», дополнить ее конкретными критериями признания иностранного гражданина опасным для российского общества, а также выстроить критерии для отнесения действий виновных лиц к экстремистским.
Таким образом, действующее нормативная правовая база России по обеспечению общественной безопасности в настоящее время не лишена проблем. Их решение актуальная задача, стоящая перед органами государственной власти, требующая глубокого теоретического анализа.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Российская газета 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // "Российская газета" от 22 августа 1996 г. N 159.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г. N 249.
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3031.
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3032.
6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // "Российская газета" от 29 декабря 2010 г. N 295.
7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" // "Российская газета" от 30 декабря 2010 г. N 296.
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // "Российская газета" от 8 февраля 2011 г. N 25.
9. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" // "Российская газета" от 4 апреля 2014 г. N 77.
10. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" // "Российская газета" от 6 июля 2016 г. N 146.
11. Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 мая 2011 г. N 19 ст. 2721.
12. Указ Президента РФ от 25 мая 2012 г. N 715 "Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N 22 ст. 2758.
13. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть II) ст. 212.
14. Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции" // "Российская газета" от 20 апреля 2012 г. N 88.
15. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.) // URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70425172/#review (дата обращения: 21. 05. 2019 г.).
...