Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме возникновения нарушений в звукопроизношении у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
1.2 Влияние педагогических условий на коррекцию звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.1 Выявление уровня сформированности звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.2 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 36
2.3 Изучение динамики уровня сформированности звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 42
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 56
Актуальность исследования обусловлена теоретическими положениями рассматриваемой проблемы формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
• положения о необходимости развития речи у детей дошкольного возраста, как средства общения, как базой психического развития ребенка;
• положения Л.С. Выготского о важности речевого общения как способ приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления» [12, с. 113];
• положения Л.С. Волковой о важности формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе;
• положения о том, к чему приводит недоразвитие звукопроизношения у детей, то есть фонетико-фонематическое недоразвитие речи затрудняет общение детей, познание окружающего мира, развитие адекватного отношения к действительности (А.Г. Богомоловой).
Изучением нарушений в звукопроизношении и разработкой методов по их устранению занимались А.Г. Богомолова, К.П. Беккер, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелёва.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о недостаточном изучении педагогических условий коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Нами обозначена проблема: каковы педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поэтому мы обращаемся к исследованию данной проблемы в настоящей выпускной квалификационной работе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на коррекцию звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи .
Предмет исследования: педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возможен при следующих педагогических условиях:
• учет особенностей нарушения звукопроизношения (этиология, механизм и структура) при фонетико-фонематическом недоразвитии речи;
• использование наглядных основ в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитии речи;
• организация поэтапного формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет.
2. Проанализировать педагогические условия для коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет.
3. Выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи .
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция развития психики (Л.С. Выготский); понятие о структуре дефекта (Л.С. Выготский); учение о закономерностях формирования условно - рефлекторных связей (П.К. Анохин); учение о функциональных системах (П.К. Анохин); учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов); современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (А.Р. Лурия).
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы (беседа, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты) методы обработки фактических данных: качественный и количественный анализ.
Новизна исследования: заключается в выявлении влияния педагогических условий на коррекцию звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы родителями, логопедами, педагогами дошкольных образовательных организаций с целью решения задач по коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Экспериментальной базой исследования считается МБУ д/с № 200 «Волшебный башмачок» г. о. Тольятти. В эксперименте принимало участие 15 детей 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - одна из актуальных проблем современности. Правильное произношение является условием успешного обучения в школе. Всестороннее развитие ребёнка учитывает не только педагогические, но и логопедические факторы при устранении нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие - это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Работу по преодолению фонетико-фонематического недоразвития необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе, в зависимости от характера нарушения.
2. Констатирующий эксперимент свидетельствует, что в основном дети находятся на низком уровне сформированности звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для обследуемых характерны проблемы в построении артикуляционного аппарата, фонематический слух не сформирован, так же значительно затруднена дифференциация похожих по звучанию фонем. Звукопроизношение малопонятное, нет четкости, наблюдаются проблемы в произношении трех и больше звуков.
3. Формирующий эксперимент доказал, что организация и реализация педагогических условий (учет особенностей нарушения звукопроизношения (этиология, механизм и структура при фонетико-фонематическом недоразвитии речи; использование наглядных основ в работе с детьми с фонетико-фонематическом недоразвитии речи; организация поэтапного формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) обеспечивает коррекцию звукопроизношения у детей 4 -5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута и гипотеза подтверждена.