Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №113336

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме возникновения нарушений в звукопроизношении у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
1.2 Влияние педагогических условий на коррекцию звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.1 Выявление уровня сформированности звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.2 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 36
2.3 Изучение динамики уровня сформированности звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 42
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 56

Актуальность исследования обусловлена теоретическими положениями рассматриваемой проблемы формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
• положения о необходимости развития речи у детей дошкольного возраста, как средства общения, как базой психического развития ребенка;
• положения Л.С. Выготского о важности речевого общения как способ приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления» [12, с. 113];
• положения Л.С. Волковой о важности формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе;
• положения о том, к чему приводит недоразвитие звукопроизношения у детей, то есть фонетико-фонематическое недоразвитие речи затрудняет общение детей, познание окружающего мира, развитие адекватного отношения к действительности (А.Г. Богомоловой).
Изучением нарушений в звукопроизношении и разработкой методов по их устранению занимались А.Г. Богомолова, К.П. Беккер, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелёва.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о недостаточном изучении педагогических условий коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Нами обозначена проблема: каковы педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поэтому мы обращаемся к исследованию данной проблемы в настоящей выпускной квалификационной работе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на коррекцию звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи .
Предмет исследования: педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возможен при следующих педагогических условиях:
• учет особенностей нарушения звукопроизношения (этиология, механизм и структура) при фонетико-фонематическом недоразвитии речи;
• использование наглядных основ в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитии речи;
• организация поэтапного формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет.
2. Проанализировать педагогические условия для коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет.
3. Выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи .
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция развития психики (Л.С. Выготский); понятие о структуре дефекта (Л.С. Выготский); учение о закономерностях формирования условно - рефлекторных связей (П.К. Анохин); учение о функциональных системах (П.К. Анохин); учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов); современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (А.Р. Лурия).
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы (беседа, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты) методы обработки фактических данных: качественный и количественный анализ.
Новизна исследования: заключается в выявлении влияния педагогических условий на коррекцию звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы родителями, логопедами, педагогами дошкольных образовательных организаций с целью решения задач по коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Экспериментальной базой исследования считается МБУ д/с № 200 «Волшебный башмачок» г. о. Тольятти. В эксперименте принимало участие 15 детей 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - одна из актуальных проблем современности. Правильное произношение является условием успешного обучения в школе. Всестороннее развитие ребёнка учитывает не только педагогические, но и логопедические факторы при устранении нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие - это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Работу по преодолению фонетико-фонематического недоразвития необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе, в зависимости от характера нарушения.
2. Констатирующий эксперимент свидетельствует, что в основном дети находятся на низком уровне сформированности звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для обследуемых характерны проблемы в построении артикуляционного аппарата, фонематический слух не сформирован, так же значительно затруднена дифференциация похожих по звучанию фонем. Звукопроизношение малопонятное, нет четкости, наблюдаются проблемы в произношении трех и больше звуков.
3. Формирующий эксперимент доказал, что организация и реализация педагогических условий (учет особенностей нарушения звукопроизношения (этиология, механизм и структура при фонетико-фонематическом недоразвитии речи; использование наглядных основ в работе с детьми с фонетико-фонематическом недоразвитии речи; организация поэтапного формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) обеспечивает коррекцию звукопроизношения у детей 4 -5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута и гипотеза подтверждена.


1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников [Текст] / З.Е. Агранович. - М.: Академия, 2012. - 85 с.
2. Алексеева, А.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие / А.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Логос, 2014. - 400 с.
3. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н.Г. Алтухова. - М.: АСТ, 2013. - 140с.
4. Аркин, Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания [Текст] / Е.А. Аркин. - М.: Владос, 2012. - 237с.
5. Баренцева, Н.С., Колесшкова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н.С. Баренцова, Е.В. Колесшкова. - М.: Академия, 2013. - 96 с.
6. Беккер, К.П., Совак, М. А. Логопедия [Текст] / К.П. Беккер, М.А. Совак. - М.: Юнити, 2013. - 121 с.
7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. [Текст] : Пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 240с.
8. Бельтюков, В.И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. - 2014. - №3. - С. 86-91.
9. Бельтюков, В.И. Механизмы овладения произношением слышащими детьми [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. - 2011. - №1. С. 21-38.
10. Бельтюков, В.И., Салахова, А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми [Текст] / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Дефектология. - 2011. - №5. - 12-19.
11. Бондаренко, А.Н. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.Н. Бондаренко. - М.: Академия, 2013. - 144 с.
12. Борисова, Е.А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем [Текст] / Е.А. Борисова. - Биробиджан: ОблИУУ, 2015. - 36 с.
13. Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Питер, 2015. - 144с.
14. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. - М.: Логос, 2013. - 66с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2012. - 156 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ