Введение 3
Глава I. Теоретические основы разработки проблемы развития организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности 13
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «организаторские способности» в психолого-педагогической литературе . 13
1.2. Возрастные характеристики развития организаторских способностей у подростков . 23
1.3. Моделирование процесса развития организаторских способностей у подростка во внеурочной деятельности. 30
Выводы по I главе. 43
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности.. 46
2.1. Изучение уровня развития организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности. 46
2.2. Реализация педагогических условий развития организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности. 56
2.3. Динамика сформированности организаторских способностей у подростков в процессе внеурочной деятельности... 64
Заключение. 74
Список используемой литературы. Ошибка! Закладка не определена.
Приложения. Ошибка! Закладка не определена.
Объектом исследования является: процесс воспитания школьников во внеурочной деятельности. Предмет исследования: педагогические условия развития организаторских способностей у подростков в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования: спроектировать научно обоснованную модель формирования организаторских способностей у подростков в процессе внеурочной деятельности и выявить эффективные педагогические условия ее функционирования.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1) изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по изучаемой проблеме;
2) выявить сущность и структуру организаторских способностей, определить критерии и показатели сформированности организаторских способностей у подростков;
3) выявить педагогические условия формирования организаторских умений у подростков в процессе внеурочной деятельности;
4) разработать и экспериментально проверить модель формирования организаторских способностей у подростков в процессе внеурочной деятельности;
5) разработать и реализовать специальную программу внеурочной деятельности, направленную на развитие организаторских способностей подростков, обогащенную практическим материалом.
1. Актуальность проблемы развития организаторских способностей у подростков в процессе внеурочной деятельности обусловлена противоречиями между требованиями современного общества в высокоорганизованных людях и нереализованными возможностями внеурочной деятельности при раскрытии особенностей развития подросткового периода детства в сфере формирования организаторских способностей; а также необходимостью разработки программы внеурочной деятельности, способствующей эффективному развитию организаторских способностей и научно-методическим обеспечением этого процесса.
2. Анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования позволил определить сущность и содержание понятия «организаторские способности» подростка. «Организаторские способности» - это проявленная готовность подростка к последовательному, упорядоченному выполнению действий с необходимыми грамотно отобранными средствами на достижение цели в процессе групповой деятельности, включающая когнитивный, операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты.
3. В исследовании обоснован подростковой возраст как наиболее эффективный и плодотворный период для развития организаторских способностей. Организаторские способности у подростка проявляются в реализации трех сторон общения: коммуникативной, интерактивной, перцептивной. И предполагает развитие таких навыков как целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция и самоанализ.
Сформированные организаторские способности предоставит подростку более широкие возможности успешно адаптироваться к любой группе, реализующие общие цели, обеспечивая тем самым комфортное состояние и готовность к решению проблем в процессе жизнедеятельности.
4. Продуктивное развитие организаторских способностей происходит в процессе внеурочной деятельности, т.е. во всех видах деятельности подростка, кроме учебной; в творческой форме работы педагога с учащимися и другими объектами воспитательного процесса по формированию социально-культурных ценностей общества.
5. Определены критерии сформированности организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности. Соответствуют структурным компонентам организаторских способностей и включают в себя следующие показатели: когнитивный компонент (знание организаторской деятельности и знание планомерности); операциональный компонент (целеустремленность, умение управлять собой, умение работать в группе); оценочно-рефлексивный компонент (самоанализ своей деятельности с ориентацией на будущее, рефлексия)
6. В ходе исследования было доказано, что специально спроектированная модель формирования организаторских способностей у подростков в процессе внеурочной деятельности, состоящая из взаимосвязанных и взаимодополняющих блоков:
- системообразующий (обуславливает постановку цели - разработка и реализация практико-ориентированной программы внеурочной деятельности ориентированной на формирование организаторских способностей у подростков);
- структурно-функциональный (рассматривает функции каждого субъекта образовательного процесса);
- содержательный (раскрывает сущность деятельности, в которую включены подростки);
- технологический (включает основные педагогические условия и методы формирования организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности);
- оценочной (составляют критерии сформированности организаторских способностей у подростка).
Модель обеспечивает положительную динамику в развитии организаторских способностей у подростка и эффективно действует при выделенных педагогических условиях.
7. Определены и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия формирования организаторских способностей у подростков в процессе внеурочной деятельности.
Во-первых, выявлены содержание и методы развития организаторских способностей необходимое для грамотного выстраивания системы занятий с учащимися, их ориентацию на социально -значимую деятельность. Разработана практико-ориентированная программа внеурочной деятельности «Организатор - знаем, умеем, научим других», обогащенная практическим материалом, направленным на развитие организаторских способностей у подростков. Методика представляет собой планомерную и целенаправленную совокупность занятий на формирование организаторских способностей у подростков.
Во-вторых, специально организован процесс внеурочной деятельности с оборудованной аудиторией и педагогическим работником.
В-третьих, при реализации модели «Формирования организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности» созданы все условия по формированию позитивного отношения к ценностям жизнедеятельности: самоопределению, самовыражению, взаимопониманию, сотрудничеству, самоорганизации.
8. Экспериментальная апробация выявленного комплекса педагогических условий позволила установить их положительное влияние на развитие организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности. Это свидетельствует о том, что выявленные педагогические условия теоретически определены верно. Педагогический эксперимент показал существенное повышение уровня сформированности организаторских способностей у подростков по всем показателям. Наиболее высокие результаты наблюдались при этом в случае реализации разработанной нами модели с учетом всего комплекса педагогических условий ее функционирования.
У подростков из экспериментальной группы сформировался высокий уровень владения таких навыков организаторских способностей как знание правил организаторской деятельности, планомерность, целеустремленность, умение работать в группе, самоорганизация, ориентация на будущее. На среднем уровне у подростков развились умения управлять собой. На низком уровне сформированности организаторских способностей не оказалось ни одного качества.
9. Полученные в ходе исследования результаты доказывают, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились, а поставленные в работе задачи решены. Проведенное нами исследование не исчерпывает полностью содержание рассматриваемой проблемы. Перспектива заключается в продолжение исследования по следующим направлениям: поиск, выявление и совершенствование комплекса педагогических условий эффективного формирования организаторских способностей у подростков, определение путей развития внеурочной деятельности как условие формирования организаторских способностей у подростков.
1. Ананьев, Б. Г. Очерки психологии [Текст] : АН СССР, Ин-т философии / Б. Г. Ананьев. - Л. : Лениздат, 1945. - 160 с. - (Серия популярная). - Библиогр.: в конце кн.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] : В 2 т. под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой - М. : Педагогика, 2009. - 268 с.
3. Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.
Батаршев. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с. : ил., табл. - (Практическая психология). - Библиогр.: с. 169-175. - ISBN 5-469-01201-8.
4. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] : пособие для студентов / А. В. Батаршев. - М.: Владос, 1999. - 176 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 166-175. - ISBN 5-691-00316-Х.
5. Беспалов, Д. Психологические особенности лидерства в профильных лагерях [Текст] / Д. Беспалов, О. Иванова // Воспитательная работа в школе. - 2014. - № 1. - С. 114-122.
6. Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г. Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 92106.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] : [для психологов, педагогов, философов] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 224 с. - (Психология ребенка). - Б. ц.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти томах / Л.
Выготский; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1982 - Т. 4: Детская психология : научное издание / ред. и коммент. Д. Б. Эльконин. - 1984. - 432 с. - Библиогр.: с. 426-432. Библиогр. в примеч.: с. 404-415.
9. Галеева, Н. Формирование организаторских способностей у школьников [Текст] / Н. Галеева // Воспитание школьников. - 2008. -№ 3. - С. 20-28.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020549-8.
11. Ефремов, Д. А. Диагностика управленческих потенциалов и стилей руководства [Текст] / Д. А. Ефремов // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2016. - № 3. - С. 23-30 . - ISSN 2070-9005.
12. Жгенти, И. В. Коммуникативные аспекты управления персоналом в ДОО [Текст] / И. В. Жгенти // Управление дошкольным образовательным учреждением : науч. - практ. журн. - 2016. - N 2. - С. 18-26. - Библиогр.: с. 25-26.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для ВУЗов / И.А. Зимняя. - М: Логос, 2001. - 383 с.
14. Ильин, Е. П. Способности и одаренность [Текст] / Е. П. Ильин // Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - Санкт- Петербург, 2001. - С. 13-56.
15. Карпова, Н. Л. Круглый стол по проблемам индивидуальных различий и одаренности [Текст] / Н. Л. Карпова // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 167-170 . - ISSN 0042-8841.
...