Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология «Дебаты» как эффективный метод развития умений и навыков говорения у студентов неязыковых специальностей вуза

Работа №113224

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретические основы технологии «Дебаты» в аспекте развития навыков и умений говорения 9
1.1 Говорение как вид речевой деятельности 9
1.2 Педагогические проекции технологии «Дебаты» для развития
навыков и умений говорения 17
1.3 Методические основы применения технологии «Дебаты» для
развития навыков и умений говорения 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Анализ использования технологии «Дебаты» на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей для развития навыков и умений говорения 33
2.1 Возрастные и психологические особенности студентов 33
2.2 Описание констатирующего и формирующего этапов эксперимента 38
2.3 Анализ проведения технологии «Дебаты» и контрольного этапа
эксперимента 46
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 1

В настоящее время в различных сферах деятельности растет число специалистов, для которых знание иностранного языка становится необходимостью в связи с расширением международных связей и делового сотрудничества между странами. Увеличивающаяся мобильность, как в реальном, так и виртуальном мире, обостряет необходимость успешной культурной адаптации и эффективной коммуникации. Соответственно, требования, предъявляемые к высшему образованию, в том числе и к изучению иностранных языков, должны измениться. Одной из центральных задач обучения становится обеспечение способности и готовности студентов к участию в межкультурной коммуникации.
Тем не менее, к сожалению, учебные программы, как правило, не предусматривают обучения устной речи в виде публичных выступлений. В этом свете является целесообразным рассмотрение возможностей использования на занятиях иностранного языка одного из перспективно развивающихся направлений - педагогической технологии «Дебаты».
Использование технологии «Дебаты» в обучении достаточно полно изучена и описана в научной литературе. В исследованиях по психологии данный вопрос рассматривали Г.В. Бороздина, А.К. Маркова, И.Н. Ильясов и др., в методике этому вопросу уделяли внимание такие отечественные и зарубежные исследователи, как Е.О. Галицких, Н.Д. Гальскова, Е.Е. Орешина, М. Залески, Р. Трапп, Н. Харви-Смит и др.
Однако актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что применение технологии «Дебаты» с точки зрения развития полемических навыков в контексте обучения иностранному языку (английскому) недостаточно изучена в научной и методической литературе.
Объектом исследования является процесс формирования навыков и умений говорения по иностранному языку студентов неязыковых специальностей вуза.
Предмет исследования - технология «Дебаты» как один из эффективных методов развития навыков и умений полемического общения на иностранном языке как аспект говорения.
Цель исследования - развитие навыков и умений говорения студентов в аспекте полемического общения с помощью технологии «Дебаты».
Задачи:
1) анализ теоретических источников по проблеме исследования, а также рассмотрение особенностей технологии в отличие от методики;
2) анализ возрастных и психологических особенностей студентов второго курса неязыковых специальностей вуза, учет которых необходим при организации занятий по иностранному языку;
3) разработка и проведение комплекса подготовительных упражнений в рамках технологии «Дебаты», а также разработка критериев оценки высказывания участника дебатов;
4) анализ эффективности проведения технологии «Дебаты» с точки зрения формирования полемических навыков и развития навыков и умений говорения;
5) формулирование методических рекомендаций по проведению педагогической технологии «Дебаты».
Основу гипотезы составляет идея о том, что использование технологии «Дебаты» позволит обеспечить развитие не только навыков и умений говорения студентов на английском языке, но и даст возможность формирования полемических навыков общения при условии правильной организации и соблюдения этапов проведения данной технологии.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как сравнительно-сопоставительный анализ отечественной и зарубежной научной и методической литературы по данной проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, проведение педагогического эксперимента, а также такие методы как наблюдение и анкетирование для выявления результатов исследования.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обобщении теоретических и методических представлений о педагогической технологии «Дебаты», а также разведении понятия «технология» и «методика».
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе был подобран комплекс упражнений, направленных на отработку отдельных элементов технологии «Дебаты», разработаны критерии оценки высказывания участника дебатов, а также сформулированы методические рекомендации по проведению данной педагогической технологии. Вышеуказанные разработки могут успешно использоваться на занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых специальностей для формирования и развития полемических навыков и навыков и умений говорения.
Методологическую и теоретическую основы исследования составляют труды по психологии обучения и методике формирования иноязычных навыков и умений (Е.О. Галицких, Н.Д. Гальскова, Е.Е. Орешина, М. Залески и др.), концепции полемики и описанию образовательной технологии «Дебаты» (Л.А. Турик, Л.А. Введенская, Дж. Херринг, Р. Трапп, Н. Харви-Смит и др.), идеи уровнего обучения иностранному языку в вузе (Г.К.Журсиналина, В.А. Никрус, Е.Б. Манахова и др.).
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, вывода по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы технологии дебаты, включая рассмотрение одного из видов речевой деятельности - говорения, а также анализ различия понятий «технология» и «методика». Вторая глава посвящена проведению педагогического эксперимента по проблеме исследования. В приложении представлены фрагменты разработанных упражнений, приведенных студентами аргументов во время дебатов, а также анкетирование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав научную и методическую литературу по проблеме исследования, мы приходим к выводу, что первостепенной целью обучения говорению в вузе является развитие у студентов неязыковых специальностей способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Данная проблема широко рассматривается в исследованиях психологов И.Н. Ильясова, Г.В. Бороздиной, А.К. Маркова, в работах отечественных и зарубежных методистов Е.О. Гальсковой, Л.А. Введенской, Л.А. Турик, Р.Траппа и других. Однако, в приведенных выше работах не рассматривается вопрос о необходимости развития умений и навыков полемического общения в рамках обучения иностранному языку в вузе. Между тем, процесс коммуникации нельзя назвать успешным, без овладения такими общекультурными навыками и умениями как анализ информации, умение грамотно, логически верно и аргументированно выстроить свою речь.
Для развития описанных выше навыков и умений существует большое количество методик и технологий. Одним из перспективно развивающихся направлений и объединяющее в себе совершенствование как коммуникативных навыков и умений, так и формирование навыков и умений полемического общения, является педагогическая технология «Дебаты». Это формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд, суть которого убедить судей и зрителей в правильности своей точки зрения при помощи аргументов и фактов.
Рассмотрев психологические и возрастные особенности, а также требования к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей, можно сделать вывод, что педагогическая технология «Дебаты» подходит для использования на занятиях английского языка в вузе.
Однако для успешного проведения самих дебатов необходима подготовка студентов. Для этого мы разработали ряд подготовительных упражнений, которые рекомендуется проводить в течение нескольких занятий. Для правильного подбора таких заданий необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности студентов, их уровень владения языком, а также учитывать последовательность проведения подобных упражнений.
Важную роль играет оценка деятельности участников дебатов. В связи с этим нами были разработаны критерии оценки логичности и обоснованности высказывания спикеров. Предложенные критерии оценки позволяют объективно оценивать участников и упрощают принятие решения судей о победе одной из команд. Более того данные критерии позволяют скорректировать план работы на занятии и подготовки к дебатам.
Результаты проведения технологии «Дебаты» на занятиях со студентами неязыковых специальностей, а также анкетирование учащихся доказало, что дебаты являются полифункциональной технологией и приводят к достижению множества целей, которые ставит перед собой учитель иностранного языка. Например, совершенствование всех навыков и умений, расширение кругозора студентов, развитие ораторских способностей и так далее. Однако, самым важным результатом для нашего исследования является эффективное развитие навыков и умений говорения, включая формирование и совершенствование полемических навыков и умений у студентов, что является необходимым фактором для будущих специалистов в условиях глобализации и расширении международных связей.
Для достижения наибольшей эффективности данной технологии мы считаем необходимым соблюдать методические рекомендации, указанные в Приложении 7.
Несмотря на то, что технология «Дебаты» является трудоемкой, требует больших временных затрат, а также достаточно высокий уровень владения студента иностранным языком, при правильной организации и соблюдении этапов проведения данной технологии, она позволяет развивать навыки говорения с точки зрения полемического общения. Студенты, совершая коммуникативную деятельность, должны не только уметь воспроизводить речевые клише, выученные наизусть, но и в процессе общения уметь анализировать рассуждения собеседника, сравнивать его со своим мнением, а также уметь аргументировать свою точку зрения, что возможно только при обладании навыками и умениями полемического мастерства.



1. Артамонова, Г.В. Проблемы в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Г.В. Артамонова // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 3-2 (33-2). - С. 289 - 294 с.
2. Базина, М.П. Английский язык как учебный предмет и средство общения: учебное пособие / М.П. Базина. -М. : ЧеРо, 2005. -112 с.
3. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с.
4. Бородулина, М.К. Обучение иностранному языку как специальности. / М.К. Бородулина [и др.]. - М.: Высшая школа, 2008. 264 с.
5. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических ву-зов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. - 59 с.
6. Буланова- Топоркова, М.В. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова [и д.р.] - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 336 с.
7. Вахрушева, Л. Н. Дебаты в системе методической работы школы / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова // Справочник заместителя директора школы - 2009. - № 1 - С. 21-32.
8. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Изд. 12-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 537 с.
9. Вербицкий, А.А. Педагогическая технология в контекстном обучении / А.А. Вербицкий // Педагогика и психология образования . - 2009. - № 3. - С.53 - 60
10. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. - М.: Академический Проект, 2005. - 240 с.
12. Гурвич, П.Б. Основы обучения устной иностранной речи на языковых факультетах. / П.Б. Гурвич. - Владимир, 1972. - 156 с.
13. Журсиналина, Г.К. Роль уровневого обучения в формировании коммуникативной компетентности студентов вуза / Г. К. Журсиналина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - №4. - С. 76-78.
14. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. Учебное пособие. / В.И. Загвязинский. - М. 2009. - 192 с.
15. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. - 2-е изд. / Н.И. Запрудский. - Мн., 2008. - 288 с.
16. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: пособие для учителя / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
17. Ильясов, И.Н. Критическое мышление: организация процесса обучения / И. Н. Ильясов // Директор школы. - 1995. - № 2. - C. 50-55.
18. Калинкина, Е.Г. Дебаты. Учебно-методический комплект/ Е.Г. Калинкина, Т.В. Светенко, О.Л. Петренко. - М.: БОНФИ, 2006. - 296 с.
19. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М. : Дрофа, 2008. - 431 с.
20. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
21. Ламзин, С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам / С.А. Ламзин // Вестник Рязанского государственногоуниверситета им. С.А. Есенина. - 2011. - № 4 (33). - С. 19-33
22. Львова, О.В. Использование технологии «Дебаты» при обучении иностранному языку / О.В. Львова // Гуманитарные науки. ВестникФинансового университета. - 2014. - № 1 (13). - С.76-79.
23. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев.- М., 1974. - 368 с.
24. Манахова, Е. Б. Уровневый подход к обучению иностранным языкам в вузе в рамках профессиональной подготовки // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 805-807.
25. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов пед. колледжей (Под род.В.М. Филатова) / Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс». - 2004. - 416 с.
26. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Гез.Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высшая школа, 1982 - 373с.
27. Ниркус, В.А. Переход к уровневому обучению: точка зрения студентов / В.А. Ниркус //Universum: Вестник Герценовского Университета. - 2009. - № 6. - С. 32 - 33.
28. Орешина, Е. Е.Методика обучения обсуждению проблемы в форме дебатов: автореф. дис. ... канд. пед. наук : защищена 25.12.08 / Е.Е. Орешина.- Тамбов: ТГУ, 2008. - 24 с.
29. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. ред.М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
30. Пивоваров, М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа / М.А. Пивоваров // Молодой ученый. 2014. - №11.1. - С. 20-26.
31. Попова, О.Ю. Психологический аспект обучения публичным выступлениям на иностранном языке студентов экономических специальностей / Попова О.Ю. - Волгоград: Издательство Волгоградское научное издательство, 2006. - С. 257-262
32. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык - 2» по направлению
подготовки (специальности) 15.03.01 Машиностроение Тольяттинского государственного университета [Электронный ресурс]. - ТГУ: 2017. Режим доступа: http://edu.tltsu.ru:8888/birt-viewer-
2.6/run? report=program.rptdesign& format=html&dop id=1129602 ,
свободный. (Дата обращения: 22.04.17)
33. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык - 3» по направлению
подготовки (специальности) 15.03.01 Машиностроение Тольяттинского государственного университета [Электронный ресурс]. - ТГУ: 2017. Режим доступа: http://edu.tltsu.ru:8888/birt-viewer-
2.6/run? report=program.rptdesign& format=html&dop id=1898906 ,
свободный. (Дата обращения: 22.04.17)
34. Родос, В. Б. Теория и практика полемики / В.Б. Родос. - Томск: Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева, 2008. - 55 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л.
Рубинштейн. -СПб: Издательство "Питер", 2000 Режим
доступа:http://royallib. com/get/fb2/rubinshteyn sergey/osnovi obshchey psihologii.zip, свободный. (Дата обращения: 22.04.2017).
36. Русецкая, О.А. Технология «дебаты» - интерактивная форма обучения на уроках развития речи / О.А. Русецкая // Мастер-класс. - 2010. - №5. - С. 69-71.
37. Салиева, З. И. Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком / З.И. Салиева // Проблемы современного образования. - 2015. - № 5. С.101 -107
38. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование 2007. - 256 с
39. Сластенин, В.А. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
40. Студенникова, Н.К. Эффективность использования активных форм обучения полемическому мастерству в техническом вузе / Н.К. Студенникова //Вестник Самарского государственного техническогоуниверситета. Серия: психолого-педагогические науки. - 2009. - № 1. - С. 91-99.
41. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков: теория и практика: учеб.-метод. пособие для студентов 3-4-х курсов очной формы обучения спец. 031201 «Тория и методика преподавания иностранных языков и культур» / С.Н. Татарницева. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 246 с.
42. Турик, Л.А. Дебаты. Игровая, развивающая, образовательная технология / Л.А. Турик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. -192 с.
43. Угрюмова, Т.Г. Психологический аспект на старшей степени обучения. // Старшее специальное образование. 2012. - №5. - с. 18-19.
44. Яндиева, П. Б. Возрастные и личностные особенности студентов вуза / П. Б.
Яндиева [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:ZZwww.rusnauka.com/4 SND 2014/Psihologia/9 158514.doc.htm,свободный. (Дата обращения: 27.12.2016).
45. Evans, V. Upstream: Intermediate. Student’s book / V. Evans, J. Dooley. - Express Publishing. - 2002. - 223 p.
46. Harvey-Smith, N. The practical guide to debating, worlds style/British parliamentary style/ N. Harvey-Smith. - 2011. - 200 p.
47. Herring, J. How to argue powerfully, persuasively, positively / J. Herring. - Pearson Education LTD. - 2012. - 128 p.
48. Lubetsky, M. Discover debate: Basic skills forsupporting and refuting opinions / M. Lubetsky, C. LeBeau, D. Harrington. - Medford, Oregon: Language Solutions Incorporated. - 2007. - 131 p.
49. Lubetsky, M. Make Your Point!: Debate for ESL/EFL Students / M. Lubetsky. - Tuttle Publishing. - 2008. - 88 p.
50. O’Malley, J.M. Learning strategies in second language acquisition/ J.M O’Malley, A. U. Chamot. - Cambridge University Press. - 2012. - 164 p.
51. Redston, C. Face2Face: Intermediate: Student’s book / C. Redston, G. Cunningham - Cambridge University Press, 2008. - 162 p.
52. Trapp, R. Discovering the World Through Debate: A Practical Guide to Educational Debate for Debaters, Coaches and Judges /Robert Trapp, WilliamDriscoll, Joseph Zompetti - IDEA, 2005. - 2011. - 258 p.
53. Zaleski, M. Using Debate in Second Language Teaching // International Debate Education Association. - 2004. - Vol. 1. - Issue 2. - P. 32 - 41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ