Технология «Дебаты» как эффективный метод развития умений и навыков говорения у студентов неязыковых специальностей вуза
|
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы технологии «Дебаты» в аспекте развития навыков и умений говорения 9
1.1 Говорение как вид речевой деятельности 9
1.2 Педагогические проекции технологии «Дебаты» для развития
навыков и умений говорения 17
1.3 Методические основы применения технологии «Дебаты» для
развития навыков и умений говорения 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Анализ использования технологии «Дебаты» на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей для развития навыков и умений говорения 33
2.1 Возрастные и психологические особенности студентов 33
2.2 Описание констатирующего и формирующего этапов эксперимента 38
2.3 Анализ проведения технологии «Дебаты» и контрольного этапа
эксперимента 46
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 1
Глава 1. Теоретические основы технологии «Дебаты» в аспекте развития навыков и умений говорения 9
1.1 Говорение как вид речевой деятельности 9
1.2 Педагогические проекции технологии «Дебаты» для развития
навыков и умений говорения 17
1.3 Методические основы применения технологии «Дебаты» для
развития навыков и умений говорения 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Анализ использования технологии «Дебаты» на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей для развития навыков и умений говорения 33
2.1 Возрастные и психологические особенности студентов 33
2.2 Описание констатирующего и формирующего этапов эксперимента 38
2.3 Анализ проведения технологии «Дебаты» и контрольного этапа
эксперимента 46
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение 1
В настоящее время в различных сферах деятельности растет число специалистов, для которых знание иностранного языка становится необходимостью в связи с расширением международных связей и делового сотрудничества между странами. Увеличивающаяся мобильность, как в реальном, так и виртуальном мире, обостряет необходимость успешной культурной адаптации и эффективной коммуникации. Соответственно, требования, предъявляемые к высшему образованию, в том числе и к изучению иностранных языков, должны измениться. Одной из центральных задач обучения становится обеспечение способности и готовности студентов к участию в межкультурной коммуникации.
Тем не менее, к сожалению, учебные программы, как правило, не предусматривают обучения устной речи в виде публичных выступлений. В этом свете является целесообразным рассмотрение возможностей использования на занятиях иностранного языка одного из перспективно развивающихся направлений - педагогической технологии «Дебаты».
Использование технологии «Дебаты» в обучении достаточно полно изучена и описана в научной литературе. В исследованиях по психологии данный вопрос рассматривали Г.В. Бороздина, А.К. Маркова, И.Н. Ильясов и др., в методике этому вопросу уделяли внимание такие отечественные и зарубежные исследователи, как Е.О. Галицких, Н.Д. Гальскова, Е.Е. Орешина, М. Залески, Р. Трапп, Н. Харви-Смит и др.
Однако актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что применение технологии «Дебаты» с точки зрения развития полемических навыков в контексте обучения иностранному языку (английскому) недостаточно изучена в научной и методической литературе.
Объектом исследования является процесс формирования навыков и умений говорения по иностранному языку студентов неязыковых специальностей вуза.
Предмет исследования - технология «Дебаты» как один из эффективных методов развития навыков и умений полемического общения на иностранном языке как аспект говорения.
Цель исследования - развитие навыков и умений говорения студентов в аспекте полемического общения с помощью технологии «Дебаты».
Задачи:
1) анализ теоретических источников по проблеме исследования, а также рассмотрение особенностей технологии в отличие от методики;
2) анализ возрастных и психологических особенностей студентов второго курса неязыковых специальностей вуза, учет которых необходим при организации занятий по иностранному языку;
3) разработка и проведение комплекса подготовительных упражнений в рамках технологии «Дебаты», а также разработка критериев оценки высказывания участника дебатов;
4) анализ эффективности проведения технологии «Дебаты» с точки зрения формирования полемических навыков и развития навыков и умений говорения;
5) формулирование методических рекомендаций по проведению педагогической технологии «Дебаты».
Основу гипотезы составляет идея о том, что использование технологии «Дебаты» позволит обеспечить развитие не только навыков и умений говорения студентов на английском языке, но и даст возможность формирования полемических навыков общения при условии правильной организации и соблюдения этапов проведения данной технологии.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как сравнительно-сопоставительный анализ отечественной и зарубежной научной и методической литературы по данной проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, проведение педагогического эксперимента, а также такие методы как наблюдение и анкетирование для выявления результатов исследования.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обобщении теоретических и методических представлений о педагогической технологии «Дебаты», а также разведении понятия «технология» и «методика».
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе был подобран комплекс упражнений, направленных на отработку отдельных элементов технологии «Дебаты», разработаны критерии оценки высказывания участника дебатов, а также сформулированы методические рекомендации по проведению данной педагогической технологии. Вышеуказанные разработки могут успешно использоваться на занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых специальностей для формирования и развития полемических навыков и навыков и умений говорения.
Методологическую и теоретическую основы исследования составляют труды по психологии обучения и методике формирования иноязычных навыков и умений (Е.О. Галицких, Н.Д. Гальскова, Е.Е. Орешина, М. Залески и др.), концепции полемики и описанию образовательной технологии «Дебаты» (Л.А. Турик, Л.А. Введенская, Дж. Херринг, Р. Трапп, Н. Харви-Смит и др.), идеи уровнего обучения иностранному языку в вузе (Г.К.Журсиналина, В.А. Никрус, Е.Б. Манахова и др.).
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, вывода по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы технологии дебаты, включая рассмотрение одного из видов речевой деятельности - говорения, а также анализ различия понятий «технология» и «методика». Вторая глава посвящена проведению педагогического эксперимента по проблеме исследования. В приложении представлены фрагменты разработанных упражнений, приведенных студентами аргументов во время дебатов, а также анкетирование.
Тем не менее, к сожалению, учебные программы, как правило, не предусматривают обучения устной речи в виде публичных выступлений. В этом свете является целесообразным рассмотрение возможностей использования на занятиях иностранного языка одного из перспективно развивающихся направлений - педагогической технологии «Дебаты».
Использование технологии «Дебаты» в обучении достаточно полно изучена и описана в научной литературе. В исследованиях по психологии данный вопрос рассматривали Г.В. Бороздина, А.К. Маркова, И.Н. Ильясов и др., в методике этому вопросу уделяли внимание такие отечественные и зарубежные исследователи, как Е.О. Галицких, Н.Д. Гальскова, Е.Е. Орешина, М. Залески, Р. Трапп, Н. Харви-Смит и др.
Однако актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что применение технологии «Дебаты» с точки зрения развития полемических навыков в контексте обучения иностранному языку (английскому) недостаточно изучена в научной и методической литературе.
Объектом исследования является процесс формирования навыков и умений говорения по иностранному языку студентов неязыковых специальностей вуза.
Предмет исследования - технология «Дебаты» как один из эффективных методов развития навыков и умений полемического общения на иностранном языке как аспект говорения.
Цель исследования - развитие навыков и умений говорения студентов в аспекте полемического общения с помощью технологии «Дебаты».
Задачи:
1) анализ теоретических источников по проблеме исследования, а также рассмотрение особенностей технологии в отличие от методики;
2) анализ возрастных и психологических особенностей студентов второго курса неязыковых специальностей вуза, учет которых необходим при организации занятий по иностранному языку;
3) разработка и проведение комплекса подготовительных упражнений в рамках технологии «Дебаты», а также разработка критериев оценки высказывания участника дебатов;
4) анализ эффективности проведения технологии «Дебаты» с точки зрения формирования полемических навыков и развития навыков и умений говорения;
5) формулирование методических рекомендаций по проведению педагогической технологии «Дебаты».
Основу гипотезы составляет идея о том, что использование технологии «Дебаты» позволит обеспечить развитие не только навыков и умений говорения студентов на английском языке, но и даст возможность формирования полемических навыков общения при условии правильной организации и соблюдения этапов проведения данной технологии.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как сравнительно-сопоставительный анализ отечественной и зарубежной научной и методической литературы по данной проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, проведение педагогического эксперимента, а также такие методы как наблюдение и анкетирование для выявления результатов исследования.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обобщении теоретических и методических представлений о педагогической технологии «Дебаты», а также разведении понятия «технология» и «методика».
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе был подобран комплекс упражнений, направленных на отработку отдельных элементов технологии «Дебаты», разработаны критерии оценки высказывания участника дебатов, а также сформулированы методические рекомендации по проведению данной педагогической технологии. Вышеуказанные разработки могут успешно использоваться на занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых специальностей для формирования и развития полемических навыков и навыков и умений говорения.
Методологическую и теоретическую основы исследования составляют труды по психологии обучения и методике формирования иноязычных навыков и умений (Е.О. Галицких, Н.Д. Гальскова, Е.Е. Орешина, М. Залески и др.), концепции полемики и описанию образовательной технологии «Дебаты» (Л.А. Турик, Л.А. Введенская, Дж. Херринг, Р. Трапп, Н. Харви-Смит и др.), идеи уровнего обучения иностранному языку в вузе (Г.К.Журсиналина, В.А. Никрус, Е.Б. Манахова и др.).
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, вывода по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы технологии дебаты, включая рассмотрение одного из видов речевой деятельности - говорения, а также анализ различия понятий «технология» и «методика». Вторая глава посвящена проведению педагогического эксперимента по проблеме исследования. В приложении представлены фрагменты разработанных упражнений, приведенных студентами аргументов во время дебатов, а также анкетирование.
Проанализировав научную и методическую литературу по проблеме исследования, мы приходим к выводу, что первостепенной целью обучения говорению в вузе является развитие у студентов неязыковых специальностей способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Данная проблема широко рассматривается в исследованиях психологов И.Н. Ильясова, Г.В. Бороздиной, А.К. Маркова, в работах отечественных и зарубежных методистов Е.О. Гальсковой, Л.А. Введенской, Л.А. Турик, Р.Траппа и других. Однако, в приведенных выше работах не рассматривается вопрос о необходимости развития умений и навыков полемического общения в рамках обучения иностранному языку в вузе. Между тем, процесс коммуникации нельзя назвать успешным, без овладения такими общекультурными навыками и умениями как анализ информации, умение грамотно, логически верно и аргументированно выстроить свою речь.
Для развития описанных выше навыков и умений существует большое количество методик и технологий. Одним из перспективно развивающихся направлений и объединяющее в себе совершенствование как коммуникативных навыков и умений, так и формирование навыков и умений полемического общения, является педагогическая технология «Дебаты». Это формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд, суть которого убедить судей и зрителей в правильности своей точки зрения при помощи аргументов и фактов.
Рассмотрев психологические и возрастные особенности, а также требования к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей, можно сделать вывод, что педагогическая технология «Дебаты» подходит для использования на занятиях английского языка в вузе.
Однако для успешного проведения самих дебатов необходима подготовка студентов. Для этого мы разработали ряд подготовительных упражнений, которые рекомендуется проводить в течение нескольких занятий. Для правильного подбора таких заданий необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности студентов, их уровень владения языком, а также учитывать последовательность проведения подобных упражнений.
Важную роль играет оценка деятельности участников дебатов. В связи с этим нами были разработаны критерии оценки логичности и обоснованности высказывания спикеров. Предложенные критерии оценки позволяют объективно оценивать участников и упрощают принятие решения судей о победе одной из команд. Более того данные критерии позволяют скорректировать план работы на занятии и подготовки к дебатам.
Результаты проведения технологии «Дебаты» на занятиях со студентами неязыковых специальностей, а также анкетирование учащихся доказало, что дебаты являются полифункциональной технологией и приводят к достижению множества целей, которые ставит перед собой учитель иностранного языка. Например, совершенствование всех навыков и умений, расширение кругозора студентов, развитие ораторских способностей и так далее. Однако, самым важным результатом для нашего исследования является эффективное развитие навыков и умений говорения, включая формирование и совершенствование полемических навыков и умений у студентов, что является необходимым фактором для будущих специалистов в условиях глобализации и расширении международных связей.
Для достижения наибольшей эффективности данной технологии мы считаем необходимым соблюдать методические рекомендации, указанные в Приложении 7.
Несмотря на то, что технология «Дебаты» является трудоемкой, требует больших временных затрат, а также достаточно высокий уровень владения студента иностранным языком, при правильной организации и соблюдении этапов проведения данной технологии, она позволяет развивать навыки говорения с точки зрения полемического общения. Студенты, совершая коммуникативную деятельность, должны не только уметь воспроизводить речевые клише, выученные наизусть, но и в процессе общения уметь анализировать рассуждения собеседника, сравнивать его со своим мнением, а также уметь аргументировать свою точку зрения, что возможно только при обладании навыками и умениями полемического мастерства.
Для развития описанных выше навыков и умений существует большое количество методик и технологий. Одним из перспективно развивающихся направлений и объединяющее в себе совершенствование как коммуникативных навыков и умений, так и формирование навыков и умений полемического общения, является педагогическая технология «Дебаты». Это формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд, суть которого убедить судей и зрителей в правильности своей точки зрения при помощи аргументов и фактов.
Рассмотрев психологические и возрастные особенности, а также требования к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей, можно сделать вывод, что педагогическая технология «Дебаты» подходит для использования на занятиях английского языка в вузе.
Однако для успешного проведения самих дебатов необходима подготовка студентов. Для этого мы разработали ряд подготовительных упражнений, которые рекомендуется проводить в течение нескольких занятий. Для правильного подбора таких заданий необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности студентов, их уровень владения языком, а также учитывать последовательность проведения подобных упражнений.
Важную роль играет оценка деятельности участников дебатов. В связи с этим нами были разработаны критерии оценки логичности и обоснованности высказывания спикеров. Предложенные критерии оценки позволяют объективно оценивать участников и упрощают принятие решения судей о победе одной из команд. Более того данные критерии позволяют скорректировать план работы на занятии и подготовки к дебатам.
Результаты проведения технологии «Дебаты» на занятиях со студентами неязыковых специальностей, а также анкетирование учащихся доказало, что дебаты являются полифункциональной технологией и приводят к достижению множества целей, которые ставит перед собой учитель иностранного языка. Например, совершенствование всех навыков и умений, расширение кругозора студентов, развитие ораторских способностей и так далее. Однако, самым важным результатом для нашего исследования является эффективное развитие навыков и умений говорения, включая формирование и совершенствование полемических навыков и умений у студентов, что является необходимым фактором для будущих специалистов в условиях глобализации и расширении международных связей.
Для достижения наибольшей эффективности данной технологии мы считаем необходимым соблюдать методические рекомендации, указанные в Приложении 7.
Несмотря на то, что технология «Дебаты» является трудоемкой, требует больших временных затрат, а также достаточно высокий уровень владения студента иностранным языком, при правильной организации и соблюдении этапов проведения данной технологии, она позволяет развивать навыки говорения с точки зрения полемического общения. Студенты, совершая коммуникативную деятельность, должны не только уметь воспроизводить речевые клише, выученные наизусть, но и в процессе общения уметь анализировать рассуждения собеседника, сравнивать его со своим мнением, а также уметь аргументировать свою точку зрения, что возможно только при обладании навыками и умениями полемического мастерства.
Подобные работы
- РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОНТАННОЙ
ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ (НА
ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Современные технологии обучения грамматике английского языка в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



