Организация и методика встречной налоговой проверки (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
|
Работа сделана на примере ИФНС России № 20 по г. Москве.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и правовые аспекты проведения встречных налоговых проверок 7
1.1. Налоговые проверки в системе налогового контроля, их значение в экономике 7
1.2. Нормативное регулирование налогового контроля и организации встречных налоговых проверок 16
1.3. Анализ порядка истребования документов при встречных налоговых проверках и сроки их предоставления 21
2. Процессуальные аспекты встречной налоговой проверки на примере ИФНС России № 20 по г. Москве 26
2.1. Краткая характеристика структуры и организации деятельности налоговой инспекции 26
2.2. Анализ механизмов организации встречных налоговых проверок 31
2.3. Ответственность за нарушение требований при проведении встречных налоговых проверок 40
3. Проблемы и пути совершенствования налоговых проверок как форма налогового контроля 46
3.1. Оценка результативности встречных налоговых проверок в Российской Федерации 46
3.2. Проблемы организации и методики планирования встречных налоговых проверок 52
3.3. Пути совершенствования организации и методики планирования встречных налоговых проверок 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение А………………………………………………………………………79
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и правовые аспекты проведения встречных налоговых проверок 7
1.1. Налоговые проверки в системе налогового контроля, их значение в экономике 7
1.2. Нормативное регулирование налогового контроля и организации встречных налоговых проверок 16
1.3. Анализ порядка истребования документов при встречных налоговых проверках и сроки их предоставления 21
2. Процессуальные аспекты встречной налоговой проверки на примере ИФНС России № 20 по г. Москве 26
2.1. Краткая характеристика структуры и организации деятельности налоговой инспекции 26
2.2. Анализ механизмов организации встречных налоговых проверок 31
2.3. Ответственность за нарушение требований при проведении встречных налоговых проверок 40
3. Проблемы и пути совершенствования налоговых проверок как форма налогового контроля 46
3.1. Оценка результативности встречных налоговых проверок в Российской Федерации 46
3.2. Проблемы организации и методики планирования встречных налоговых проверок 52
3.3. Пути совершенствования организации и методики планирования встречных налоговых проверок 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение А………………………………………………………………………79
Экономические процессы и состояние рынка постоянно ставят перед налоговым контролем новые задачи, среди которых, например, сближение финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов, формирование соответствующей нормативно - правовой базы, определение экономической целесообразности контрольных действий.
Изменение задач налогового контроля предопределяет формирование новых принципов, методов и инструментов контроля за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые подразделяют на камеральные налоговые проверки и выездные.
Однако, как и в любом государстве, в Российской Федерации организация и проведение налогового контроля также имеют проблемы, обусловленные различными факторами.
К их числу следует отнести низкий уровень информационного взаимодействия по вопросам передачи сведений о налогоплательщиках с органами внешней среды, малая доля субъектов, использующих современные методы передачи данных по телекоммуникационным каналам связи, несоответствующий современным условиям уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения налоговых проверок.
Перечисленные проблемы наиболее явно проявляют себя, безусловно, на местном и региональном уровне власти, но, тем не менее, федеральный уровень власти не является исключением.
Вышесказанное определяет актуальность темы исследования, которая состоит в выявлении направлений повышения эффективности встречных налоговых проверок.
Цель работы заключается в исследовании особенностей и методики проведения встречных налоговых проверок, а также выработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть налоговые проверки в системе налогового контроля, их значение в экономике;
- рассмотреть нормативное регулирование налогового контроля и организации встречных налоговых проверок;
- провести анализ порядка истребования документов при встречных налоговых проверках и сроки их предоставления;
- рассмотреть процессуальные аспекты встречной налоговой проверки на примере ИФНС РФ.
- провести оценку результативности встречных налоговых проверок в Российской Федерации.
- разработать предложения по совершенствованию организации и методики планирования встречных налоговых проверок.
Практическая значимость работы заключается в формировании новых научно-методологических подходов к налоговому контролю и разработке прикладных механизмов его реализации, в доведении его основных положений до конкретных предложений по организации деятельности территориальных налоговых органов, обеспечивающих более высокий уровень мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Проблемы формирования эффективной налоговой системы рыночной России, включающие и вопросы организации налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, рассматривались в трудах многих российских ученых и специалистов. В их числе И.И. Бабленкова, А.В. Брызгалин, В.И. Волковский, А.З. Дадашев, И.Н.Куксин, М.В. Мишустин, Л.П. Окунева, М.П. Павлович, В.Г. Пансков, А. Б. Паскачев, И.А. Перонко, К.В.Сомик, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина и др. Однако вопросы организации налогового контроля, особенно по разработке концептуальных основ деятельности налоговых органов по осуществлению планирования, подготовки и проведения налоговых проверок, требуют дальнейшего развития.
Объект исследования: ИФНС №20 по г. Москва.
Предмет работы составляют налоговые отношения, возникающие в процессе проведения встречных налоговых проверок.
Методологическая основа исследования представлена следующими научными методами: методы диалектического, системного, исторического анализа, синтез.
Информационную базу исследования составили совокупность специальной, научной и учебной литературы, нормативно-правовые акты Российской Федерации справочная и периодическая литература, данные Федеральной налоговой службы, а также Интернет-ресурсы.
При написании работы были изучены труды научных деятелей, специалистов в области теории и практики налоговых проверок, налогового контроля, финансового права.
Проведен анализ учебной, монографической литературы, проведены исследования и анализ специальной литературы, изучены законодательные и нормативно-правовые акты, в том числе посредством анализа Интернет-ресурсов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования налоговых проверок способствуют расширению теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования налоговой системы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть полезны при разработке норм налогового законодательства, направленных на реформирование действующей системы налогового контроля при встречных налоговых проверках.
Структура исследования определена содержанием темы и поставленными в ходе настоящего исследования задачами.
Выпускная квалификационная работа состоит введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, в главе 1 представлено обоснование актуальности исследования условий организации, планирования и проведения встречных налоговых проверок, глава 2 носит расчетный характер, в Главе 3 на основании выводов, сделанных в результате оценки состояния организации планирования встречных налоговых проверок выработаны и сформулированы предложения, направленные на совершенствование данного вида налогового контроля
Изменение задач налогового контроля предопределяет формирование новых принципов, методов и инструментов контроля за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые подразделяют на камеральные налоговые проверки и выездные.
Однако, как и в любом государстве, в Российской Федерации организация и проведение налогового контроля также имеют проблемы, обусловленные различными факторами.
К их числу следует отнести низкий уровень информационного взаимодействия по вопросам передачи сведений о налогоплательщиках с органами внешней среды, малая доля субъектов, использующих современные методы передачи данных по телекоммуникационным каналам связи, несоответствующий современным условиям уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения налоговых проверок.
Перечисленные проблемы наиболее явно проявляют себя, безусловно, на местном и региональном уровне власти, но, тем не менее, федеральный уровень власти не является исключением.
Вышесказанное определяет актуальность темы исследования, которая состоит в выявлении направлений повышения эффективности встречных налоговых проверок.
Цель работы заключается в исследовании особенностей и методики проведения встречных налоговых проверок, а также выработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть налоговые проверки в системе налогового контроля, их значение в экономике;
- рассмотреть нормативное регулирование налогового контроля и организации встречных налоговых проверок;
- провести анализ порядка истребования документов при встречных налоговых проверках и сроки их предоставления;
- рассмотреть процессуальные аспекты встречной налоговой проверки на примере ИФНС РФ.
- провести оценку результативности встречных налоговых проверок в Российской Федерации.
- разработать предложения по совершенствованию организации и методики планирования встречных налоговых проверок.
Практическая значимость работы заключается в формировании новых научно-методологических подходов к налоговому контролю и разработке прикладных механизмов его реализации, в доведении его основных положений до конкретных предложений по организации деятельности территориальных налоговых органов, обеспечивающих более высокий уровень мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Проблемы формирования эффективной налоговой системы рыночной России, включающие и вопросы организации налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, рассматривались в трудах многих российских ученых и специалистов. В их числе И.И. Бабленкова, А.В. Брызгалин, В.И. Волковский, А.З. Дадашев, И.Н.Куксин, М.В. Мишустин, Л.П. Окунева, М.П. Павлович, В.Г. Пансков, А. Б. Паскачев, И.А. Перонко, К.В.Сомик, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина и др. Однако вопросы организации налогового контроля, особенно по разработке концептуальных основ деятельности налоговых органов по осуществлению планирования, подготовки и проведения налоговых проверок, требуют дальнейшего развития.
Объект исследования: ИФНС №20 по г. Москва.
Предмет работы составляют налоговые отношения, возникающие в процессе проведения встречных налоговых проверок.
Методологическая основа исследования представлена следующими научными методами: методы диалектического, системного, исторического анализа, синтез.
Информационную базу исследования составили совокупность специальной, научной и учебной литературы, нормативно-правовые акты Российской Федерации справочная и периодическая литература, данные Федеральной налоговой службы, а также Интернет-ресурсы.
При написании работы были изучены труды научных деятелей, специалистов в области теории и практики налоговых проверок, налогового контроля, финансового права.
Проведен анализ учебной, монографической литературы, проведены исследования и анализ специальной литературы, изучены законодательные и нормативно-правовые акты, в том числе посредством анализа Интернет-ресурсов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования налоговых проверок способствуют расширению теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования налоговой системы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть полезны при разработке норм налогового законодательства, направленных на реформирование действующей системы налогового контроля при встречных налоговых проверках.
Структура исследования определена содержанием темы и поставленными в ходе настоящего исследования задачами.
Выпускная квалификационная работа состоит введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, в главе 1 представлено обоснование актуальности исследования условий организации, планирования и проведения встречных налоговых проверок, глава 2 носит расчетный характер, в Главе 3 на основании выводов, сделанных в результате оценки состояния организации планирования встречных налоговых проверок выработаны и сформулированы предложения, направленные на совершенствование данного вида налогового контроля
Каждый предприниматель сталкивается с разными налоговыми проверками. Они могут быть камеральными или выездными, плановыми или внеплановыми. Проводятся исключительно инспекторами, работающими в ФНС, причем для посещения самого предприятия назначается специальная комиссия. Важно разобраться, что такое Встречная налоговая проверка, когда она проводится в отношении определенного предприятия, в какие сроки выполняются запланированные мероприятия, а также какова цель проведения.
Инспекторы утверждают, что именно посещение предприятия и исследование его документации на месте – это наиболее эффективный и надежный способ проверки компании.
К особенностям встречной налоговой проверки относится:
- основной целью данного мероприятия выступает необходимость убедиться в том, что бухгалтер организации правильно определяет размер налога, а также грамотно его уплачивает;
- по результатам процесса выявляются недоимки и другие проблемы;
- если имеются серьезные нарушения, то компания привлекается к ответственности, причем она может быть даже уголовной для руководства фирмы;
- значимым фактором выступает неожиданность, а особенно это касается внеплановой проверки, поэтому инспекторы могут предотвратить уничтожение или скрытие документации; проводится такое мероприятие как по отношению к разным компаниям, так и к ИП;
- основанием для процедуры выступает приказ руководителя определенного отделения ФНС, но в некоторых ситуациях приказ может издаваться его заместителем.
Проверка выполняется по месту нахождения компании. Если у фирмы имеются филиалы в других городах, то изучаться документация может в этих подразделениях.
Практически все фирмы опасаются данного мероприятия, так как практически всегда инспекторы выявляют значимые нарушения, что приводит к привлечению руководства фирмы к ответственности.
Но проведение встречной налоговой проверки обладает определенными ограничениями. К ним относится то, что планово не получится проверить документацию предприятия, если фирма была открыта меньше трех лет назад. За один период невозможно изучить одни и те же бумаги два раза.
В процессе исследования сделали вывод - налоговый контроль необходим в качестве системы мер за соблюдением налогового законодательства. Его важная роль обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета государства.
Налоговые проверки составляют основу налогового контроля. Определено, что налоговые проверки проводятся с помощью процессуальных отношений и являются камеральными и выездными.
Встречная налоговая проверка — это комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, отчетности, налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, а также осмотр помещений, предметов, используемых для дохода, осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика, иных местах вне места нахождения налогового органа.
В данной выпускной работе исследована история становления и развития законодательства налоговых проверок.
Выделены этапы концептуальных изменений в развитии законодательства налоговых проверок.
В ходе исследования по данной теме были определены проблемы налоговых проверок и предложены направления совершенствования налоговых проверок.
Основные из них:
- верный выбор налогоплательщика для встречной проверки;
- своевременность проверки;
- квалификация кадров, проводящих проверки;
- соблюдение регламентов работы;
- быстрое и чёткое взаимодействие между территориальными налоговыми органами в части встречной проверки;
- четкое исполнение должностных обязанностей;
- подготовка документации в установленные сроки.
Определено, что важным направлением совершенствования налоговых проверок является развитие научного подхода для создания методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения встречных налоговых проверок. Проведен сравнительный анализ результативности камеральных и встречных налоговых проверок РФ.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.
Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются: наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков; применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок.
Совершенствование каждого элемента позволит улучшить организацию налогового контроля в целом тем самым обеспечив полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет.
Важным для повышения эффективности проведения налоговых проверок является, регулирование законодательной базы.
На основе исследования сделали вывод о том, что налоговые проверки в системе налогового контроля, представляют собой комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с соблюдением налогового законодательства.
Таким образом, налоговые проверки призваны способствовать формированию налоговых доходов государства, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах. В процессе развития общества необходим постоянный процесс совершенствования организации налоговых проверок.
Инспекторы утверждают, что именно посещение предприятия и исследование его документации на месте – это наиболее эффективный и надежный способ проверки компании.
К особенностям встречной налоговой проверки относится:
- основной целью данного мероприятия выступает необходимость убедиться в том, что бухгалтер организации правильно определяет размер налога, а также грамотно его уплачивает;
- по результатам процесса выявляются недоимки и другие проблемы;
- если имеются серьезные нарушения, то компания привлекается к ответственности, причем она может быть даже уголовной для руководства фирмы;
- значимым фактором выступает неожиданность, а особенно это касается внеплановой проверки, поэтому инспекторы могут предотвратить уничтожение или скрытие документации; проводится такое мероприятие как по отношению к разным компаниям, так и к ИП;
- основанием для процедуры выступает приказ руководителя определенного отделения ФНС, но в некоторых ситуациях приказ может издаваться его заместителем.
Проверка выполняется по месту нахождения компании. Если у фирмы имеются филиалы в других городах, то изучаться документация может в этих подразделениях.
Практически все фирмы опасаются данного мероприятия, так как практически всегда инспекторы выявляют значимые нарушения, что приводит к привлечению руководства фирмы к ответственности.
Но проведение встречной налоговой проверки обладает определенными ограничениями. К ним относится то, что планово не получится проверить документацию предприятия, если фирма была открыта меньше трех лет назад. За один период невозможно изучить одни и те же бумаги два раза.
В процессе исследования сделали вывод - налоговый контроль необходим в качестве системы мер за соблюдением налогового законодательства. Его важная роль обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета государства.
Налоговые проверки составляют основу налогового контроля. Определено, что налоговые проверки проводятся с помощью процессуальных отношений и являются камеральными и выездными.
Встречная налоговая проверка — это комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, отчетности, налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, а также осмотр помещений, предметов, используемых для дохода, осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика, иных местах вне места нахождения налогового органа.
В данной выпускной работе исследована история становления и развития законодательства налоговых проверок.
Выделены этапы концептуальных изменений в развитии законодательства налоговых проверок.
В ходе исследования по данной теме были определены проблемы налоговых проверок и предложены направления совершенствования налоговых проверок.
Основные из них:
- верный выбор налогоплательщика для встречной проверки;
- своевременность проверки;
- квалификация кадров, проводящих проверки;
- соблюдение регламентов работы;
- быстрое и чёткое взаимодействие между территориальными налоговыми органами в части встречной проверки;
- четкое исполнение должностных обязанностей;
- подготовка документации в установленные сроки.
Определено, что важным направлением совершенствования налоговых проверок является развитие научного подхода для создания методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения встречных налоговых проверок. Проведен сравнительный анализ результативности камеральных и встречных налоговых проверок РФ.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.
Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются: наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков; применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок.
Совершенствование каждого элемента позволит улучшить организацию налогового контроля в целом тем самым обеспечив полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет.
Важным для повышения эффективности проведения налоговых проверок является, регулирование законодательной базы.
На основе исследования сделали вывод о том, что налоговые проверки в системе налогового контроля, представляют собой комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с соблюдением налогового законодательства.
Таким образом, налоговые проверки призваны способствовать формированию налоговых доходов государства, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах. В процессе развития общества необходим постоянный процесс совершенствования организации налоговых проверок.



