Работа сделана на примере ИФНС России № 20 по г. Москве.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и правовые аспекты проведения встречных налоговых проверок 7
1.1. Налоговые проверки в системе налогового контроля, их значение в экономике 7
1.2. Нормативное регулирование налогового контроля и организации встречных налоговых проверок 16
1.3. Анализ порядка истребования документов при встречных налоговых проверках и сроки их предоставления 21
2. Процессуальные аспекты встречной налоговой проверки на примере ИФНС России № 20 по г. Москве 26
2.1. Краткая характеристика структуры и организации деятельности налоговой инспекции 26
2.2. Анализ механизмов организации встречных налоговых проверок 31
2.3. Ответственность за нарушение требований при проведении встречных налоговых проверок 40
3. Проблемы и пути совершенствования налоговых проверок как форма налогового контроля 46
3.1. Оценка результативности встречных налоговых проверок в Российской Федерации 46
3.2. Проблемы организации и методики планирования встречных налоговых проверок 52
3.3. Пути совершенствования организации и методики планирования встречных налоговых проверок 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение А………………………………………………………………………79
Экономические процессы и состояние рынка постоянно ставят перед налоговым контролем новые задачи, среди которых, например, сближение финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов, формирование соответствующей нормативно - правовой базы, определение экономической целесообразности контрольных действий.
Изменение задач налогового контроля предопределяет формирование новых принципов, методов и инструментов контроля за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые подразделяют на камеральные налоговые проверки и выездные.
Однако, как и в любом государстве, в Российской Федерации организация и проведение налогового контроля также имеют проблемы, обусловленные различными факторами.
К их числу следует отнести низкий уровень информационного взаимодействия по вопросам передачи сведений о налогоплательщиках с органами внешней среды, малая доля субъектов, использующих современные методы передачи данных по телекоммуникационным каналам связи, несоответствующий современным условиям уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения налоговых проверок.
Перечисленные проблемы наиболее явно проявляют себя, безусловно, на местном и региональном уровне власти, но, тем не менее, федеральный уровень власти не является исключением.
Вышесказанное определяет актуальность темы исследования, которая состоит в выявлении направлений повышения эффективности встречных налоговых проверок.
Цель работы заключается в исследовании особенностей и методики проведения встречных налоговых проверок, а также выработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть налоговые проверки в системе налогового контроля, их значение в экономике;
- рассмотреть нормативное регулирование налогового контроля и организации встречных налоговых проверок;
- провести анализ порядка истребования документов при встречных налоговых проверках и сроки их предоставления;
- рассмотреть процессуальные аспекты встречной налоговой проверки на примере ИФНС РФ.
- провести оценку результативности встречных налоговых проверок в Российской Федерации.
- разработать предложения по совершенствованию организации и методики планирования встречных налоговых проверок.
Практическая значимость работы заключается в формировании новых научно-методологических подходов к налоговому контролю и разработке прикладных механизмов его реализации, в доведении его основных положений до конкретных предложений по организации деятельности территориальных налоговых органов, обеспечивающих более высокий уровень мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Проблемы формирования эффективной налоговой системы рыночной России, включающие и вопросы организации налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, рассматривались в трудах многих российских ученых и специалистов. В их числе И.И. Бабленкова, А.В. Брызгалин, В.И. Волковский, А.З. Дадашев, И.Н.Куксин, М.В. Мишустин, Л.П. Окунева, М.П. Павлович, В.Г. Пансков, А. Б. Паскачев, И.А. Перонко, К.В.Сомик, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина и др. Однако вопросы организации налогового контроля, особенно по разработке концептуальных основ деятельности налоговых органов по осуществлению планирования, подготовки и проведения налоговых проверок, требуют дальнейшего развития.
Объект исследования: ИФНС №20 по г. Москва.
Предмет работы составляют налоговые отношения, возникающие в процессе проведения встречных налоговых проверок.
Методологическая основа исследования представлена следующими научными методами: методы диалектического, системного, исторического анализа, синтез.
Информационную базу исследования составили совокупность специальной, научной и учебной литературы, нормативно-правовые акты Российской Федерации справочная и периодическая литература, данные Федеральной налоговой службы, а также Интернет-ресурсы.
При написании работы были изучены труды научных деятелей, специалистов в области теории и практики налоговых проверок, налогового контроля, финансового права.
Проведен анализ учебной, монографической литературы, проведены исследования и анализ специальной литературы, изучены законодательные и нормативно-правовые акты, в том числе посредством анализа Интернет-ресурсов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования налоговых проверок способствуют расширению теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования налоговой системы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть полезны при разработке норм налогового законодательства, направленных на реформирование действующей системы налогового контроля при встречных налоговых проверках.
Структура исследования определена содержанием темы и поставленными в ходе настоящего исследования задачами.
Выпускная квалификационная работа состоит введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, в главе 1 представлено обоснование актуальности исследования условий организации, планирования и проведения встречных налоговых проверок, глава 2 носит расчетный характер, в Главе 3 на основании выводов, сделанных в результате оценки состояния организации планирования встречных налоговых проверок выработаны и сформулированы предложения, направленные на совершенствование данного вида налогового контроля
Каждый предприниматель сталкивается с разными налоговыми проверками. Они могут быть камеральными или выездными, плановыми или внеплановыми. Проводятся исключительно инспекторами, работающими в ФНС, причем для посещения самого предприятия назначается специальная комиссия. Важно разобраться, что такое Встречная налоговая проверка, когда она проводится в отношении определенного предприятия, в какие сроки выполняются запланированные мероприятия, а также какова цель проведения.
Инспекторы утверждают, что именно посещение предприятия и исследование его документации на месте – это наиболее эффективный и надежный способ проверки компании.
К особенностям встречной налоговой проверки относится:
- основной целью данного мероприятия выступает необходимость убедиться в том, что бухгалтер организации правильно определяет размер налога, а также грамотно его уплачивает;
- по результатам процесса выявляются недоимки и другие проблемы;
- если имеются серьезные нарушения, то компания привлекается к ответственности, причем она может быть даже уголовной для руководства фирмы;
- значимым фактором выступает неожиданность, а особенно это касается внеплановой проверки, поэтому инспекторы могут предотвратить уничтожение или скрытие документации; проводится такое мероприятие как по отношению к разным компаниям, так и к ИП;
- основанием для процедуры выступает приказ руководителя определенного отделения ФНС, но в некоторых ситуациях приказ может издаваться его заместителем.
Проверка выполняется по месту нахождения компании. Если у фирмы имеются филиалы в других городах, то изучаться документация может в этих подразделениях.
Практически все фирмы опасаются данного мероприятия, так как практически всегда инспекторы выявляют значимые нарушения, что приводит к привлечению руководства фирмы к ответственности.
Но проведение встречной налоговой проверки обладает определенными ограничениями. К ним относится то, что планово не получится проверить документацию предприятия, если фирма была открыта меньше трех лет назад. За один период невозможно изучить одни и те же бумаги два раза.
В процессе исследования сделали вывод - налоговый контроль необходим в качестве системы мер за соблюдением налогового законодательства. Его важная роль обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета государства.
Налоговые проверки составляют основу налогового контроля. Определено, что налоговые проверки проводятся с помощью процессуальных отношений и являются камеральными и выездными.
Встречная налоговая проверка — это комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, отчетности, налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, а также осмотр помещений, предметов, используемых для дохода, осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика, иных местах вне места нахождения налогового органа.
В данной выпускной работе исследована история становления и развития законодательства налоговых проверок.
Выделены этапы концептуальных изменений в развитии законодательства налоговых проверок.
В ходе исследования по данной теме были определены проблемы налоговых проверок и предложены направления совершенствования налоговых проверок.
Основные из них:
- верный выбор налогоплательщика для встречной проверки;
- своевременность проверки;
- квалификация кадров, проводящих проверки;
- соблюдение регламентов работы;
- быстрое и чёткое взаимодействие между территориальными налоговыми органами в части встречной проверки;
- четкое исполнение должностных обязанностей;
- подготовка документации в установленные сроки.
Определено, что важным направлением совершенствования налоговых проверок является развитие научного подхода для создания методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения встречных налоговых проверок. Проведен сравнительный анализ результативности камеральных и встречных налоговых проверок РФ.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.
Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются: наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков; применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок.
Совершенствование каждого элемента позволит улучшить организацию налогового контроля в целом тем самым обеспечив полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет.
Важным для повышения эффективности проведения налоговых проверок является, регулирование законодательной базы.
На основе исследования сделали вывод о том, что налоговые проверки в системе налогового контроля, представляют собой комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с соблюдением налогового законодательства.
Таким образом, налоговые проверки призваны способствовать формированию налоговых доходов государства, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах. В процессе развития общества необходим постоянный процесс совершенствования организации налоговых проверок.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
3. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ
4. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
5. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
6. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
7. Федеральный закон от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
9. О налоговых органах Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.03.1991 N 943-1 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
10. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 г № 137-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
11. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 //
12. «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
13. О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 //
14. «Консультант 73 Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
15. О внесении изменения в Положение о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 № 75: // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
16. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования встречных налоговых проверок». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nalog.ru
17. Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2 (ред. от 28.06.2016)
18. «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок». - [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru
19. Письмо ФНС России от 10.03.2016 N ЕД-4-2/3936@) «О сроке вручения налогоплательщику решения о проведении встречной налоговой проверки (повторной проверки)».
20. Письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299@ «О рассмотрении материалов встречных налоговых проверок, в ходе которых не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
21. Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению встречных налоговых проверок". - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. Айтхожина Г. С. Реформирование налогового контроля в РФ // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. /2019. - № 4. -С. 5-10
23. Баркова М.В. Совершенствование налогового администрирования малого бизнеса в части внесения поправок в налоговое законодательство // В сборнике: Актуальные проблемы российского права и законодательства Сборник материалов ХII Всероссийской научно-практической конференции. Составитель Е.В.Василенко; Автономная некоммерческая организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». 2020. С. 195-198.
24. Белых О. И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап // Молодой ученый. – 2019. – №20. – С. 266–269.
25. Бондарева Н.А. Трансформация территориальных налоговых органов // «Актуальные вопросы теории и практики налогообложения: интеграция российского и зарубежного опыта». Международная научно- практическая конференция. Издательский дом «Научное обозрение». - 2019. - С. 105 - 121.
26. Водопьянова В.А., Горлова В.В. Совершенствование налогового контроля как основной формы налогового администрирования в РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 9. № 3 (32). С. 127-130.
27. Витязева Т.А. Налоговая система Российской Федерации и пути ее совершенствования / Т.А. Витязева, К.Н. Абдуллаева // Молодой исследователь Дона. – 2019. – № 1 (10). – С. 113-115.
28. Давлетшина Л.Р. Анализ результативности проведения встречных налоговых проверок в российской федерации за 2020 год // Наука через призму времени. 2021. № 3 (36). С. 22-25.
29. Дынник Д.И. Оценка деятельности налоговых органов в области налогового администрирования // Правовестник. 2020. № 2 (13). С. 46-52.
30. Кудреватых Н.В. Оценка результатов налогового контроля в РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 6-2. С. 253-261.
31. Ларионова Л.И. Налоговое администрирование как важнейший элемент обеспечения налоговой безопасности // Вестник экономической безопасности. 2020. № 3. С. 181-183.
32. Государственная политика в части противодействия налоговой преступности получила новый импульс [Интервью с И.Н. Соловьевым] // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2019. - № 9.- С.10- 17.
33. Коноваленко С.А. Учетно-аналитическое обеспечение выявления фактов нарушения налогового законодательства / С.А. Коноваленко, Н.Н. Борычева // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. – 2019. – №7. – С. 164-168.
34. Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финансовое право. - 2019. - № 4. - С. 46-48.
35. Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства. М. : Норма, 2019. – 420 с.
36. Мигачева Е. В Налоговый мониторинг как способ обеспечения финансовой безопасности // Финансовое право. – 2019. – № 1. – С. 30 - 33.
37. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 6- е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 363 с.
38. Саркисянц Г.В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 421-423.
39. Статистика и аналитика [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. – Электрон. дан. – М., 2020.
40. Федеральная налоговая служба Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Электрон. дан. – М., 2020.