ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования
у детей 4-5 лет межличностных отношений 9
1.2 Песочная терапия как средство формирования у детей 4-5 лет
межличностных отношений 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии 33
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
межличностных отношений 33
2.2 Содержание и формы работы по формированию
межличностных отношений посредством песочной терапии 43
2.3 Динамика сформированности межличностных отношений у
детей 4-5 лет посредством песочной терапии 54
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Количественные результаты исследования уровня сформированности у детей 4-5 лет межличностных отношений на констатирующем этапе 65
Приложение В Тематический план совместной деятельности по развитию межличностных отношений дошкольников посредством песочной терапии 67
Приложение Г План-конспект занятий совместной деятельности по песочной терапии 68
Приложение Д Количественные результаты исследования уровня сформированное™ у детей 4-5 лет межличностных отношений на контрольном этапе
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования
у детей 4-5 лет межличностных отношений 9
1.2 Песочная терапия как средство формирования у детей 4-5 лет
межличностных отношений 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии 33
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
межличностных отношений 33
2.2 Содержание и формы работы по формированию
межличностных отношений посредством песочной терапии 43
2.3 Динамика сформированности межличностных отношений у
детей 4-5 лет посредством песочной терапии 54
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Количественные результаты исследования уровня сформированности у детей 4-5 лет межличностных отношений на констатирующем этапе 65
Приложение В Тематический план совместной деятельности по развитию межличностных отношений дошкольников посредством песочной терапии 67
Приложение Г План-конспект занятий совместной деятельности по песочной терапии 68
Приложение Д Количественные результаты исследования уровня сформированное™ у детей 4-5 лет межличностных отношений на контрольном этапе
Дошкольный возраст в психолого-педагогическом контексте является довольно важным этапом становления личности ребенка. Психологические основы поведения, закладывающиеся на данном этапе, являются базисом, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. На данном этапе ребенок впервые осознает перспективу скорого начала школьного обучения, его психика перестраивается на формирование и закрепление мотивации к обучению.
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста, состоящие, с одной стороны, в активном развитии речевых навыков, установлении дружеских отношений, а с другой - в неуверенности и недостатке социального опыта, обусловливают необходимость поиска наиболее эффективных методов формирования позитивных стилей общения, взаимодействия и взаимоотношений со сверстниками.
В современном обществе происходит активная модернизация различных сфер жизни. В связи с чем, образовательные стандарты существенно меняют подходы к содержанию и формам обучения и развития детей. На первое место выходит формирование гармонично развитой личности, способной успешно адаптироваться и реализовываться в обществе. В связи с чем, педагогика все больше задействует различные методы психологического взаимодействия с воспитанниками и психотерапевтические методики - для предотвращения и устранения возникающих нарушений. Так, одним из широко распространенных в психотерапии методов является песочная терапия.
Современные исследования демонстрируют, что среди средств формирования межличностных отношений дошкольников ведущее место занимают методы арт-терапии, в частности - песочной терапии.
Основополагающее значение для понимания особенностей формирования межличностных отношений дошкольников имеют работы таких авторов, как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин.
В свою очередь проблемами методов арт-терапии, в том числе - пескографии и песочной терапии занимались Т.М. Грабенко, И.В. Заусенко, К. Роджерс.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений и недостаточным использованием песочной терапии для осуществления данного процесса.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование у детей 4-5 лет межличностных отношений детей посредством песочной терапии».
На основании выявленного противоречия нами была обозначена проблема исследования: каковы потенциальные возможности песочной терапии в формировании у детей 4-5 лет межличностных отношений?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
Предмет исследования: песочная терапия как средство формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет
межличностных отношений посредством песочной терапии будет возможно, если:
- создана развивающая предметно-пространственная среда, функционально моделирующая содержание формируемых межличностных отношений у детей 4-5 лет;
- организована совместная деятельность педагога-психолога и детей в форме занятий по песочной терапии, направленных на формирование межличностных отношений в группе;
- созданы условия для взаимодействия педагогов и родителей воспитанников по вопросам формирования межличностных отношений детей 4-5 лет посредством песочной терапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и изучить возможности песочной терапии как средства формирования межличностных отношений у детей 4-5 лет
2. Выявить уровень сформированности межличностных отношений детей 4-5 лет.
3. Определить содержание и апробировать формы работы по формированию у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Методы и методики исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные теории отношений в психологии (А.А. Бодалев, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, С.Л. Рубинштейн);
- исследования, посвященные вопросам формирования межличностных отношений у дошкольников (С.В. Кахнович, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Л. Никитина, Т.А. Репина, Д.Н. Стерн);
- исследования, посвященные песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста (Т.М. Грабенко, И.В. Заусенко, Л. Штейнхард).
Новизна исследования состоит в обосновании возможности формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и охарактеризованы уровни и показатели сформированности межличностных отношений детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагоги и педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций могут использовать разработанные рекомендации по использованию песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности для формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ Детский сад № 3 «Кораблик», г. Белово. В исследовании принимали участие дошкольников в возрасте 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований) и 5 приложений. В тексте работы содержится 9 таблиц и 1 рисунок.
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста, состоящие, с одной стороны, в активном развитии речевых навыков, установлении дружеских отношений, а с другой - в неуверенности и недостатке социального опыта, обусловливают необходимость поиска наиболее эффективных методов формирования позитивных стилей общения, взаимодействия и взаимоотношений со сверстниками.
В современном обществе происходит активная модернизация различных сфер жизни. В связи с чем, образовательные стандарты существенно меняют подходы к содержанию и формам обучения и развития детей. На первое место выходит формирование гармонично развитой личности, способной успешно адаптироваться и реализовываться в обществе. В связи с чем, педагогика все больше задействует различные методы психологического взаимодействия с воспитанниками и психотерапевтические методики - для предотвращения и устранения возникающих нарушений. Так, одним из широко распространенных в психотерапии методов является песочная терапия.
Современные исследования демонстрируют, что среди средств формирования межличностных отношений дошкольников ведущее место занимают методы арт-терапии, в частности - песочной терапии.
Основополагающее значение для понимания особенностей формирования межличностных отношений дошкольников имеют работы таких авторов, как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин.
В свою очередь проблемами методов арт-терапии, в том числе - пескографии и песочной терапии занимались Т.М. Грабенко, И.В. Заусенко, К. Роджерс.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений и недостаточным использованием песочной терапии для осуществления данного процесса.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование у детей 4-5 лет межличностных отношений детей посредством песочной терапии».
На основании выявленного противоречия нами была обозначена проблема исследования: каковы потенциальные возможности песочной терапии в формировании у детей 4-5 лет межличностных отношений?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
Предмет исследования: песочная терапия как средство формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет
межличностных отношений посредством песочной терапии будет возможно, если:
- создана развивающая предметно-пространственная среда, функционально моделирующая содержание формируемых межличностных отношений у детей 4-5 лет;
- организована совместная деятельность педагога-психолога и детей в форме занятий по песочной терапии, направленных на формирование межличностных отношений в группе;
- созданы условия для взаимодействия педагогов и родителей воспитанников по вопросам формирования межличностных отношений детей 4-5 лет посредством песочной терапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и изучить возможности песочной терапии как средства формирования межличностных отношений у детей 4-5 лет
2. Выявить уровень сформированности межличностных отношений детей 4-5 лет.
3. Определить содержание и апробировать формы работы по формированию у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Методы и методики исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные теории отношений в психологии (А.А. Бодалев, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, С.Л. Рубинштейн);
- исследования, посвященные вопросам формирования межличностных отношений у дошкольников (С.В. Кахнович, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Л. Никитина, Т.А. Репина, Д.Н. Стерн);
- исследования, посвященные песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста (Т.М. Грабенко, И.В. Заусенко, Л. Штейнхард).
Новизна исследования состоит в обосновании возможности формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и охарактеризованы уровни и показатели сформированности межличностных отношений детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагоги и педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций могут использовать разработанные рекомендации по использованию песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности для формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ Детский сад № 3 «Кораблик», г. Белово. В исследовании принимали участие дошкольников в возрасте 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований) и 5 приложений. В тексте работы содержится 9 таблиц и 1 рисунок.
Межличностные отношения - это совокупность взаимодействий между людьми. У детей дошкольного возраста данные отношения очень сложны и многоплановы, а также представляют собой целую систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Межличностные отношения детей 4-5 лет очень сложны и противоречивы, зачастую трудно интерпретируются. Их отношения не лежат на поверхности, а только частично могут проявляться в общении или поведении детей.
Отношения детей 4-5 лет отличается от общения взрослых тем, что их контакты более яркие, эмоционально насыщены, отсутствуют какие-либо жесткие рамки, нормы и правила поведения, дошкольники раскованы, дети проявляют инициативу и творчество. Зачастую дети стремятся управлять действиями других детей, открыто демонстрируют свои способности и умения, стремятся навязать собственный образец поведения.
Именно в детском саду дети начинают занимать уже какое-то социальное объединение и положение. У детей появляются как дружеские взаимоотношения, так и конфликтные, дети могут испытывать трудности в общении. В зависимости от межличностных отношений определяется положение ребенка в группе, зависит его эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением, а от этого будет зависеть сплоченность детского коллектива.
В первой главе нами были раскрыты и проанализированы современные подходы по изучению вопроса формирования межличностных отношений у детей 4-5 лет. Раскрыты основные этапы методической работы, основные методы и приемы формирования позитивных отношений. Определено значение песочной терапии в данном процессе. Подробно рассматриваются основные средства и формы организации занятий по песочной терапии.
Вторая глава содержит описание всех этапов экспериментальной части исследования. В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика сформированное™ межличностных отношений у детей 4-5 лет. Согласно полученным результатам: 10% - низкий, 50% - средний и 40% детей показали высокий уровень.
С целью формирования межличностных отношений на формирующем этапе эксперимента были разработана серия занятий по песочной терапии. Они апробированы на базе ДОУ с учетом всех методических рекомендаций, выделенных в ходе изучения научно-методической литературы в данной области.
Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, показали, что 55% детей имеют высокий уровень, таким образом, показатель вырос на 15%. Средний уровень показали 40% детей, то есть показатель снизился, за счет перехода детей на высокий уровень. Низкий уровень продемонстрировали 5% детей, таким образом, показатель снизился на 5%.
Полученные нами результаты эксперимента подтверждают наше предположение о том, что формирование межличностных отношений детей 4-5 лет будет возможно если: организована совместная деятельность педагога-психолога и детей 4-5 лет в форме занятий по песочной терапии, направленных на формирование межличностных отношений в группе; обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами по песочной терапии; созданы комфортные условия для взаимодействия родителей воспитанников по вопросам формирования межличностных отношений посредством песочной терапии.
Таки образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.
Отношения детей 4-5 лет отличается от общения взрослых тем, что их контакты более яркие, эмоционально насыщены, отсутствуют какие-либо жесткие рамки, нормы и правила поведения, дошкольники раскованы, дети проявляют инициативу и творчество. Зачастую дети стремятся управлять действиями других детей, открыто демонстрируют свои способности и умения, стремятся навязать собственный образец поведения.
Именно в детском саду дети начинают занимать уже какое-то социальное объединение и положение. У детей появляются как дружеские взаимоотношения, так и конфликтные, дети могут испытывать трудности в общении. В зависимости от межличностных отношений определяется положение ребенка в группе, зависит его эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением, а от этого будет зависеть сплоченность детского коллектива.
В первой главе нами были раскрыты и проанализированы современные подходы по изучению вопроса формирования межличностных отношений у детей 4-5 лет. Раскрыты основные этапы методической работы, основные методы и приемы формирования позитивных отношений. Определено значение песочной терапии в данном процессе. Подробно рассматриваются основные средства и формы организации занятий по песочной терапии.
Вторая глава содержит описание всех этапов экспериментальной части исследования. В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика сформированное™ межличностных отношений у детей 4-5 лет. Согласно полученным результатам: 10% - низкий, 50% - средний и 40% детей показали высокий уровень.
С целью формирования межличностных отношений на формирующем этапе эксперимента были разработана серия занятий по песочной терапии. Они апробированы на базе ДОУ с учетом всех методических рекомендаций, выделенных в ходе изучения научно-методической литературы в данной области.
Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, показали, что 55% детей имеют высокий уровень, таким образом, показатель вырос на 15%. Средний уровень показали 40% детей, то есть показатель снизился, за счет перехода детей на высокий уровень. Низкий уровень продемонстрировали 5% детей, таким образом, показатель снизился на 5%.
Полученные нами результаты эксперимента подтверждают наше предположение о том, что формирование межличностных отношений детей 4-5 лет будет возможно если: организована совместная деятельность педагога-психолога и детей 4-5 лет в форме занятий по песочной терапии, направленных на формирование межличностных отношений в группе; обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами по песочной терапии; созданы комфортные условия для взаимодействия родителей воспитанников по вопросам формирования межличностных отношений посредством песочной терапии.
Таки образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Совершенствование межличностных отношений у детей дошкольного
возраста с умственной отсталостью посредством пескотерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством пескотерапии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности развития личности застенчивых детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023



