Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Работа №113025

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования
у детей 4-5 лет межличностных отношений 9
1.2 Песочная терапия как средство формирования у детей 4-5 лет
межличностных отношений 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии 33
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
межличностных отношений 33
2.2 Содержание и формы работы по формированию
межличностных отношений посредством песочной терапии 43
2.3 Динамика сформированности межличностных отношений у
детей 4-5 лет посредством песочной терапии 54
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Количественные результаты исследования уровня сформированности у детей 4-5 лет межличностных отношений на констатирующем этапе 65
Приложение В Тематический план совместной деятельности по развитию межличностных отношений дошкольников посредством песочной терапии 67
Приложение Г План-конспект занятий совместной деятельности по песочной терапии 68 
Приложение Д Количественные результаты исследования уровня сформированное™ у детей 4-5 лет межличностных отношений на контрольном этапе


Дошкольный возраст в психолого-педагогическом контексте является довольно важным этапом становления личности ребенка. Психологические основы поведения, закладывающиеся на данном этапе, являются базисом, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. На данном этапе ребенок впервые осознает перспективу скорого начала школьного обучения, его психика перестраивается на формирование и закрепление мотивации к обучению.
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста, состоящие, с одной стороны, в активном развитии речевых навыков, установлении дружеских отношений, а с другой - в неуверенности и недостатке социального опыта, обусловливают необходимость поиска наиболее эффективных методов формирования позитивных стилей общения, взаимодействия и взаимоотношений со сверстниками.
В современном обществе происходит активная модернизация различных сфер жизни. В связи с чем, образовательные стандарты существенно меняют подходы к содержанию и формам обучения и развития детей. На первое место выходит формирование гармонично развитой личности, способной успешно адаптироваться и реализовываться в обществе. В связи с чем, педагогика все больше задействует различные методы психологического взаимодействия с воспитанниками и психотерапевтические методики - для предотвращения и устранения возникающих нарушений. Так, одним из широко распространенных в психотерапии методов является песочная терапия.
Современные исследования демонстрируют, что среди средств формирования межличностных отношений дошкольников ведущее место занимают методы арт-терапии, в частности - песочной терапии.
Основополагающее значение для понимания особенностей формирования межличностных отношений дошкольников имеют работы таких авторов, как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин.
В свою очередь проблемами методов арт-терапии, в том числе - пескографии и песочной терапии занимались Т.М. Грабенко, И.В. Заусенко, К. Роджерс.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений и недостаточным использованием песочной терапии для осуществления данного процесса.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование у детей 4-5 лет межличностных отношений детей посредством песочной терапии».
На основании выявленного противоречия нами была обозначена проблема исследования: каковы потенциальные возможности песочной терапии в формировании у детей 4-5 лет межличностных отношений?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
Предмет исследования: песочная терапия как средство формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет
межличностных отношений посредством песочной терапии будет возможно, если:
- создана развивающая предметно-пространственная среда, функционально моделирующая содержание формируемых межличностных отношений у детей 4-5 лет;
- организована совместная деятельность педагога-психолога и детей в форме занятий по песочной терапии, направленных на формирование межличностных отношений в группе;
- созданы условия для взаимодействия педагогов и родителей воспитанников по вопросам формирования межличностных отношений детей 4-5 лет посредством песочной терапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и изучить возможности песочной терапии как средства формирования межличностных отношений у детей 4-5 лет
2. Выявить уровень сформированности межличностных отношений детей 4-5 лет.
3. Определить содержание и апробировать формы работы по формированию у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Методы и методики исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные теории отношений в психологии (А.А. Бодалев, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, С.Л. Рубинштейн);
- исследования, посвященные вопросам формирования межличностных отношений у дошкольников (С.В. Кахнович, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Л. Никитина, Т.А. Репина, Д.Н. Стерн);
- исследования, посвященные песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста (Т.М. Грабенко, И.В. Заусенко, Л. Штейнхард).
Новизна исследования состоит в обосновании возможности формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений посредством песочной терапии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и охарактеризованы уровни и показатели сформированности межличностных отношений детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагоги и педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций могут использовать разработанные рекомендации по использованию песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности для формирования у детей 4-5 лет межличностных отношений.
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ Детский сад № 3 «Кораблик», г. Белово. В исследовании принимали участие дошкольников в возрасте 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований) и 5 приложений. В тексте работы содержится 9 таблиц и 1 рисунок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Межличностные отношения - это совокупность взаимодействий между людьми. У детей дошкольного возраста данные отношения очень сложны и многоплановы, а также представляют собой целую систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Межличностные отношения детей 4-5 лет очень сложны и противоречивы, зачастую трудно интерпретируются. Их отношения не лежат на поверхности, а только частично могут проявляться в общении или поведении детей.
Отношения детей 4-5 лет отличается от общения взрослых тем, что их контакты более яркие, эмоционально насыщены, отсутствуют какие-либо жесткие рамки, нормы и правила поведения, дошкольники раскованы, дети проявляют инициативу и творчество. Зачастую дети стремятся управлять действиями других детей, открыто демонстрируют свои способности и умения, стремятся навязать собственный образец поведения.
Именно в детском саду дети начинают занимать уже какое-то социальное объединение и положение. У детей появляются как дружеские взаимоотношения, так и конфликтные, дети могут испытывать трудности в общении. В зависимости от межличностных отношений определяется положение ребенка в группе, зависит его эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением, а от этого будет зависеть сплоченность детского коллектива.
В первой главе нами были раскрыты и проанализированы современные подходы по изучению вопроса формирования межличностных отношений у детей 4-5 лет. Раскрыты основные этапы методической работы, основные методы и приемы формирования позитивных отношений. Определено значение песочной терапии в данном процессе. Подробно рассматриваются основные средства и формы организации занятий по песочной терапии.
Вторая глава содержит описание всех этапов экспериментальной части исследования. В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика сформированное™ межличностных отношений у детей 4-5 лет. Согласно полученным результатам: 10% - низкий, 50% - средний и 40% детей показали высокий уровень.
С целью формирования межличностных отношений на формирующем этапе эксперимента были разработана серия занятий по песочной терапии. Они апробированы на базе ДОУ с учетом всех методических рекомендаций, выделенных в ходе изучения научно-методической литературы в данной области.
Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, показали, что 55% детей имеют высокий уровень, таким образом, показатель вырос на 15%. Средний уровень показали 40% детей, то есть показатель снизился, за счет перехода детей на высокий уровень. Низкий уровень продемонстрировали 5% детей, таким образом, показатель снизился на 5%.
Полученные нами результаты эксперимента подтверждают наше предположение о том, что формирование межличностных отношений детей 4-5 лет будет возможно если: организована совместная деятельность педагога-психолога и детей 4-5 лет в форме занятий по песочной терапии, направленных на формирование межличностных отношений в группе; обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами по песочной терапии; созданы комфортные условия для взаимодействия родителей воспитанников по вопросам формирования межличностных отношений посредством песочной терапии.
Таки образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.



1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М. : ПЕР СЭ, 2013. 431 с.
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. М. : Речь, Сфера, 2008. 288 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Издательство
Московского Университета, 2007. 195 с.
4. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей
дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2012. 80 с.
5. Беликова Е. В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. М. : ЭКСМО, 2008. 160 с.
6. Белоусова З. И., Мищик Л. И. Психолого-педагогические проблемы личности. Запорожье: Запорожский государственный университет. 2013. 86 с.
7. Богдан Н. Н. Специальная психология: пособие для пед. вузов. СПб. : Речь, 2011. 320 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. СПб. : Питер, 2010. 132 с.
9. Бутенко В. Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Моск. гос. пед. ун-т. М., 2007. 143 с.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка: учебное пособие. Москва: «Просвещение», 2012. 192 с.
11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 272 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Издательство Юрайт., 2017. 200 с.
13. Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. Спб. : Питер, 2013. 128 с.
14. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения // Ребенок в детском саду. 2002. № 1. С. 33-40.
15. Ефимова Н. С. Социальная психология: учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2013. 192 с.
16. Заусенко И. В. Песочная терапия в групповых процессах психологических тренингов // Журнал практического психолога. 2012. № 2. С. 54-58.
17. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
18. Кахнович С. В. Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста (в художественно-творческой деятельности): дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. Саранск, 2014. 465 с.
19. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия коррекции, 2012. 240 с.
20. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. М. : АСТ, 2011. 446 с.
21. Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru(дата обращения: 21.02.2020).
22. Котлованова О. В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018. № 2. С. 102-109.
23. Крысько В. Г. Социальная психология. М. : ИНФРА-М, 2011. 256 с.
24. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 316 с.
25. Люблинская А. А. Детская психология. М. : Академия, 2014. 225 с.
26. Маралов В. Г. Педагогика ненасилия в детском саду: метод пособие. М. : Сфера, 2009. 128 с.
27. Межличностные отношения ребенка с другими детьми. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения: 5.03.2020).
28. Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М. : Академический Проект, 2002. 155 с.
29. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. : МПСИ, 2005. 148 с.
30. Мудрик А. В. Социализация и воспитание. М. : Проспект. Пресс, 2011. 96 с.
31. Никитина Е. Л. Развитие межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 52-54.
32. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев : Высшая школа. 1990. 316 с.
33. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. М., 2013. 213 с.
34. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М. : Академия, 2002. 512 с.
35. Попов Т. Терапия песочными фигурами - эффективный и многообещающий метод арт-терапии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 3. С. 108-112.
36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Издательская группа «Прогресс, 1994. 480 с.
37. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. М. : АСТ, 2001. 800 с.
38. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.
39. Фельдштейн Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.; Воронеж: МПСУ : Модек, 2013. 335 с.
40. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2011. 212 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ