Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр 8
1.1 Психологические особенности развития творческого мышления у детей 6-7 лет 8
1.2 Роль театрализованных игр в развитии у детей 6-7 лет творческого мышления 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр 23
2.1 Выявление уровня развития творческого мышления у детей 6-7 лет 23
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр 34
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 6-7 лет творческого мышления 40
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 51
Приложение Б Стимульный материал к методике «Живой предмет» 52
Приложение В Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 53
Приложение Г Комплекс театрализованных игр для детей 6-7 лет, направленный на развитие творческого мышления 54
Приложение Д Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 56
Современный образовательный процесс на ступени дошкольного образования ставит задачи воспитания и становления творческой личности ребенка. Такой ребенок должен обладать креативностью, индивидуализмом, быть предприимчивым и изобретательным, стремиться к самосовершенствованию. Особенно это важно для детей 6-7 лет - будущих первоклассников.
Феномен «творческого мышления» исследован с различных сторон зарубежными и отечественными учеными, но никто из них не может дать четкого ответа об источнике его происхождения, принципах и условиях развития.
Такие ученые, как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Э. Стоунс, Д.Б. Эльконин посвятили большое количество своих исследований изучению личности ребенка дошкольного возраста, особенностям его мышления и творчества. В них отмечено, что творческое мышление - процесс бессознательный, разумом и волей не контролируемый, спонтанный и проявляется в процессе внезапного творческого действия.
Одним из часто применяемых средств такого «внезапного творческого действия» является использование театрализованных игр у детей 6-7 лет. Эти игры служат основой развития у детей творческих способностей и творческого мышления, направлены на адаптацию и улучшение коммуникации, развитие фантазии и воображения.
Театрализованные игры получили свое название за близость к театральному представлению. Зрелищность и сказочность всегда усиливают привлекательность игры и радость от ее проживания. Театрализованные игры - это своеобразные игры в театр, сюжеты которых хорошо известны детям - это сказки, рассказы, жизненные ситуации.
Театрализованные игры изучали такие ученые, как Л.В. Артемова, Т.Н. Доронова, М.Д. Маханева. Их работы содержат в себе описание феномена театрализованных игр, их значение в развитии детей, для каждой возрастной категории предложены соответствующие возрасту игры и методы диагностики их положительного влияния на высшие психические функции.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет творческого мышления и недостаточным применением театрализованных игр в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности театрализованных игр в развитии у детей 6-7 лет творческого мышления?
Практическая и социальная значимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет творческого мышления.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр.
Гипотеза исследования: развитие у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр будет возможно, если:
• подобраны театрализованные игры в соответствии с показателями развития творческого мышления у детей 6-7 лет;
• организована совместная деятельность педагога и детей по развитию творческого мышления посредством театрализованных игр;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы специальными атрибутами и предметами для театрализованных постановок.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет творческого мышления.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие положения:
• исследования А.В. Брушлинского, И.А. Васильева, М.А. Холодной о творческом мышлении, как специфической деятельности интеллекта;
• исследования Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, В.С. Юркевич о творческом мышлении, как особом виде проявления одаренности;
• исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина о функциях детской игры и ее значении для психического развития детей дошкольного возраста;
• исследования Л.В. Артемовой, О.В. Солнцевой об эффективности театрализованных игр в развитии высших психических функций дошкольников.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
• эмпирические (наблюдение, эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов);
• методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени, группа «Любознайки» в количестве 26 детей в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования состоит в разработке комплекса театрализованных игр, направленных на развитие творческого мышления детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс театрализованных игр может быть использован педагогами-психологами и педагогами в образовательном процессе, для развития творческого мышления у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 наименования), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 50 страницах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что творческое мышление является важной составляющей частью общего развития ребёнка. В настоящее время специалистами отмечается, что происходит рост числа дошкольников с несформированным творческим мышлением, отсутствие у детей творческих способностей даже на начальном уровне. Особенно важно сформировать его у старших дошкольников, которые готовятся к школе. Творческое мышление эффективно развивается с помощью театрализованных игр. Именно такая форма работы хорошо подходит для выбранного нами возраста, а также отмечена учеными и педагогами.
Недостаточный уровень развития творческого мышления у дошкольников 6-7 лет был подтвержден на констатирующем этапе. Было отмечено, что сразу по нескольким показателям (вариативность, гибкость мышления, креативность, беглость и точность) были дети с очень низкими показателями, а также отказавшиеся или не справившиеся с предложенными заданиями. Достаточно большая часть детей выбирали типичные ответы, брали за основу уже известные сюжеты, героев, не проявляя оригинальности или не предлагая своей идеи.
На формирующем этапе, для развития творческого мышления, нами использовались разнообразные формы театрализованных игр с включенными в нее тематическими атрибутами, что обогатило и сделало более интересной развивающую предметно-пространственную среду в группе. Детям очень понравилась тематика игр, для них были знакомы герои из предложенных заданий, а также сюжет из известных для детей данного возраста мультфильмов. Ребята с удовольствием создавали образы с помощью атрибутов известных мультипликационных героев, раскрепостились и проявляли индивидуальность, фантазию, гибкость мышления. Нами были использованы такие методы и приемы, как использование упражнений на развитие мимики, жестов, их выразительности, словесное рисование, игры- пантомимы, игры на имитации движений, игры на развитие артикуляции.
Контрольный эксперимент показал, насколько эффективны и актуальны комплексы театрализованных игр с детьми, направленные на развитие творческого мышления.
Театрализованные игры дали позитивную динамику на практике. Были отмечены показатели по среднему уровню, которые не поменялись, однако отрицательной динамики тоже не было. Нами предложено продолжить такую работу в дальнейшем, чтобы больше повысить неизменившиеся показатели.
В ходе театрализованных игр была создана дружеская и интересная атмосфера, поэтому было легко организовать совместную, игровую и креативную деятельность детей и педагога по развитию творческого мышления.
Сами игры были подобраны по перечисленным пяти критериям. Разные игры были направлены на разные показатели: одна на креативность, другая на гибкость мышления. Были игры, которые развивали сразу два критерия. Например, гибкость и вариативность могли сочетаться в одной игре.
Игры, представленные в созданном нами комплексе, обогатили развивающую предметно-пространственную среду группы с помощью специальных атрибутов, а также предметов для театрализованных постановок. Благодаря специальным предметам игра для детей стала еще интереснее, привлекательнее, ребята могли ощутить себя в разных ролях, лучше влиться в ход игры.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза полностью подтвердилась, цель достигнута, так как нам удалось развить творческое мышление старших дошкольников посредством театрализованных игр.
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2015. 400 с.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: АСТ, 2012. 302 с.
3. Белозерова Л. А. Уровень развития речи детей дошкольного возраста с разным типом функциональной асимметрии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. 2019. № 4. С. 33-37.
4. Блохин И. А. О проблемном обучении в начальных классах // Начальная школа. 1973. № 6. С. 53-64.
5. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2015. 159 с.
6. Володин А. А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. 2016. № 12. С. 89-96.
7. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016.215 с.
8. Вьюнова Н. И. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Самара, 2016. 261 с.
9. Гагай В. В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника // Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 15-17.
10. Гомеза М. В. Возрастная педагогическая психология. М.: Просвещение, 2014. 278 с.
11. Ежов П. Ю. Интерактивные средства театрализации в системе формирования творческих способностей младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 1. С. 176-178.
12. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2017.253 с.
13. Имаметдинова Р. Я. Креативные способности детей // Одаренный ребенок. 2006. №6. С. 99-101.
14. Карелина И. О. Проблема педагогического сопровождения дошкольника в процессе развития у него понимания и вербализации эмоциональных состояний // Традиции и инновации в дошкольном образовании. 2017. № 8. С. 136-140.
15. Кирсанов В. М. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностей творческой личности // Фундаментальные исследования. 2018. №6-2. С. 369-374.
...