Введение.......................................................................................................................31 Теоретические аспекты законодательного процесса............................................6
1.1 Понятие и значение законодательного процесса...............................................6
1.2 Принципы законодательного процесса...............................................................9
1.3 Стадии законодательного процесса...................................................................12
2 Анализ современного состояния законодательного процесса в Российской Федерации..................................................................................................................21
2.1 Проблемы правового регулирования законодательного процесса.................21
2.2 Трансформация законодательного процесса в России....................................29
Заключение.................................................................................................................32
Список использованных источников и литературы...............................................
Актуальность темы. Одним из важнейших условий устойчивого существования и развития общества является его упорядоченность. Стабильную совместную жизнедеятельность людей невозможно обеспечить, не прибегая к установлению правил поведения, имеющих обязательный характер.
Сложная структура общественной жизни объективно обусловливает потребность в правовом регулировании возникающих во всех ее сферах отношений. Так, правовые нормы становятся одним из ведущих регуляторов общественных отношений. Они формируются в результате относительно длительного по времени процесса правообразования. Он начинается с анализа ситуации, требующей правового урегулирования, выработки общего представления о предписании, которое должно быть издано, и завершается разработкой и принятием правовой нормы.
Последняя стадия правообразования может рассматриваться как отдельный процесс – правотворчество.
Предлагаемая тема как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы, повышения эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.
Нестабильностью внутри страны могут воспользоваться другие государства, с целью установить свое влияние, что может привести к еще более негативным последствиям, таким как провокационные действия и протесты населения, создание митингов, подрыв авторитета законодательных органов, выражение недоверия к действующей власти и т.п.
Проводимые в России политические и экономические реформы потребовали интенсивного законотворчества, и становится, очевидно насколько важен сам процесс создания закона, выработка первоначального законопроекта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона адаптироваться в уже существующей правовой системе, экономические основы его существования и реальной возможности применения будущего закона на практике.
Самым значимым и важнейшим условием из совершенствования законодательства является владение системой определенных требований и навыков, специальных знаний и умений, которые предъявляются к процессу создания законов. Обязательные требования, предъявляемые при создании законов, вырабатывались веками многими государствами и могут концентрированно формулироваться в отрасли знания, которая называется законодательной техникой.
Степень разработанности проблемы. Над этой актуальной на сегодняшней день проблемой работали известные авторы книг и монографии. Свой вклад в исследование внесли Алексеев С.С., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К., Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н., Туманов В.А. Т.Я. Хабриевой М.С. Тихомиров Ю.А, и другие выдающиеся люди, которые детально рассматривали процесс правотворчества.
Цель работы – исследовать традиции и новые институты законодательного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью целесообразно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и значение законодательного процесса.
2. Изучить принципы законодательного процесса.
3. Описать стадии законодательного процесса.
4. Выявить проблемы правового регулирования законодательного процесса.
5. Проанализировать трансформацию законодательного процесса в России.
Методология исследования. В ходе написания работы использовались общенаучные методы теоретического познания, исторический метод, методы анализа и описания.
Структура работы, определенная целями и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Одной из причин появления законотворчества, как упоминалось в ведении, являлась необходимость в определенной процедуре упорядочивания уже существующих норм права. Эта потребность сохраняется и в наши дни, и именно она обуславливает совершенствование и дальнейшее развитие законотворчества.
Множество проблем и сложностей возникает перед законодателем нашего века, но вместе с тем канули в прошлом те стереотипы и условности, которые непонятны и чужды современному обществу. Вместе с тем сохранились главные правотворческие принципы, что не может не обнадеживать.
Для достижения поставленной цели исследования – изучения традиций и новых законодательных институтов, были изучены и решены определенные вопросы, связанные с сущностью законотворчества, его традициями, принципами, органами. Хочется отметить, что законотворчество и законодательный процесс, неотделимы друг от друга, точно также, как неотделимы государство и право. Именно эта взаимосвязь формы и содержания является важной и определяющей характеристикой законотворчества.
Основные выводы исследования сводятся к признанию необходимости дальнейшего наращивания эффективности законодательного процесса, выражающейся в принятии качественных законов с точки зрения верного определения предмета регулирования, тщательной проработки текста. Этому будут способствовать такие меры, как: принятие закона о нормативных правовых актах, регламентирующего этапы законодательного процесса и правила юридической техники составления законопроектов; включение в число обязательных стадий законодательного процесса предварительной разработки концепции законопроекта; комплексный подход к планированию законопроектных работ, а также корреляция планов субъектов законотворческой инициативы на федеральном и региональном уровнях между собой и с планированием экономического и социального развития страны; обеспечение конструктивного сотрудничества в рамках законодательного процесса всех его участников; достижение баланса интересов Российской Федерации и её субъектов в федеральном законотворчестве, сохранение координирующей роли Совета Федерации; повышение правовой активности структур гражданского общества, поиск новых форм учёта общественного мнения при принятии законодательных решений; научное обеспечение законодательного процесса.
Кризисные ситуации последних лет свидетельствуют о необходимости специальных процедур принятия чрезвычайного законодательства. Особого внимания требует работа на предпроектной стадии законодательного процесса, в т. ч. по формированию «досье» законопроекта, возрастает роль современных юридических технологий: мониторинга правового регулирования на предмет определения эффективности законотворческих решений, юридического прогнозирования, правового эксперимента, оценки регулирующего и фактического воздействия.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Абашина, А. А. Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса / А. А. Абашина // Молодой ученый. – 2020. – № 45(335). – С. 36-38.
3. Алексеев, Д. В. Возможности применения политических технологий в законодательном процессе (на примере Государственной думы VII созыва) / Д. В. Алексеев // Политическая наука. – 2023. – № 1. – С. 185-205.
4. Андриянова, Е. Д. Правотворчество в Российской Федерации: Конституция и законы / Е. Д. Андриянова // Молодой ученый. – 2021. – № 22(364). – С. 263–267.
5. Арзамасцев, О. П. Особенности законодательного процесса в Российской Федерации / О. П. Арзамасцев // Конституция и конституционные реформы (к 27-летию Конституции Российской Федерации) : Сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников и студентов, Пенза, 08 декабря 2020 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. – С. 47-51.
6. Башева О. А. Цифровой активизм как новый метод гражданской мобилизации // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - Т. 6. - № 1. - С. 41–57.
7. Дейнеко, А. В. К вопросу о понятии и значении законодательного процесса в РФ / А. В. Дейнеко, И. К. Очир-Гаряева // Современное состояние и перспективы нормотворческой и правоприменительной деятельности в РК : сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования РФ; ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова». – Элиста : Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2022. – С. 80-89.
8. Енгибарян, Р. В. Теория государства и права: учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. – Москва: НОРМА, 2021. – 576 с.
9. Казаков В.Н. Теория государства и права: учебник/ науч. ред. Р.В. Шагиева; - М: РААН, 2021. – 362 с.
10. Керимов Д.А. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1 / Д.А. Керимов. - М.: Издательский дом «Академия», 2020. – 432 с.
11. Кошель, А. С. Усиление роли комитетов в законодательном процессе в Государственной Думе Российской Федерации / А. С. Кошель // Право, его применение и реализация в эпоху глобальных вызовов и меняющейся реальности : Материалы, Владивосток, 08 октября 2021 года. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – С. 371-374.
12. Кушхов, Х. Л. Законодательный процесс / Х. Л. Кушхов, М. В. Дышеков, Р. М. Черкесов. – Нальчик : Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2022. – 98 с.
13. Лошкарев, И. О. Сущность и принципы законодательного процесса в Российской Федерации / И. О. Лошкарев, М. С. Лаврентьева // Частное и публичное право. Инновационные подходы в современной юридической науке : межвузовский сборник научных трудов научных сотрудников, преподавателей и молодых ученых. – Москва : Саратовский источник, 2019. – С. 132-138.
14. Лупандина О. А. Правотворческий процесс и законодательный процесс: соотношение понятий // Таврический научный обозреватель – 2016. - № 6 – С. 109.
15. Макуев, Р. Х. Теория государства и права: учебник / Р. Х. Макуев. – Москва: Норма: ИНФРА–М, 2020. – 640 с.
16. Маторин, А. М. Роль юридической техники в правотворчестве / А. М. Маторин // Вестник Национального Института Бизнеса. – 2020. – № 39. – С. 125–131.
17. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права. – М.: РАНХиГС, 2021. - 245 с.
18. Нестеров, М. Д. Понятие и стадии законотворчества: законодательный процесс / М. Д. Нестеров // Актуальные вопросы государственного управления в цифровой трансформации : Сборник материалов межвузовского круглого стола, Ростов-на-Дону, 22 марта 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет, факультет "Юридический". – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "ДГТУ-ПРИНТ", 2022. – С. 84-93.
19. О нормативных правовых актах в Российской Федерации (проект федерального закона) / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. - М.: ИЗиСП, 2021. - 96 с.
20. Орлова А.С. Правотворчество в России: проблемный анализ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – № 10-3. – 2022. – С. 148–151.
21. Пашенцев, Д. А. Новации правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений / Д. А. Пашенцев, Д. Р. Алимова // Государство и право. – 2019. – № 6. – С. 102-106.
22. Пиголкин А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 516 с.
23. Правовое управление в кризисных ситуациях / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. - М.: Проспект, 2022. - 280 с.
24. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: учебное пособие / В. А. Томин. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2022. – 96 с.
25. Процедурные пределы цифровизации законодательного процесса / С. С. Зенин, Д. Л. Кутейников, И. М. Япрынцев, О. А. Ижаев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2019. - Т. 19. - № 3. - С. 72–80.
26. Радько, Т.Н., Лазарев, В.В., Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Проспект, 2021. - 496 с.
27. Соколов Н.Я., Федорченко А.А., Шагиева Р.В. Теория государства и права: учебник / отв. ред. Р.В. Шагиева. - М.: Проспект, 2022. - 520 с.
28. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 9-е изд., стер. – М.: Изд-во Омега-Л, 2021. - 607 с.
29. Тихомиров Ю. А. Динамика компетенций публичных органов в нормальных и критических ситуациях // Журнал российского права. - 2021. - Т. 25. - № 3. - С. 5–16.
30. Хамуков А. В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение // Российская юстиция – 2010. - № 6 – С. 50.