Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №29372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
590
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………………… 7
1.1. Понятие и социальное значение законодательного
процесса в России ................................................................. 7
1.2. Стадии законодательного процесса в России …………… 13
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА…………………. ……………………………. 22
2.1. Законодательная инициатива субъекта права
законодательной инициативы ……………………………. 22
2.2. Рассмотрение законопроектов и принятие законов
Федеральным Собранием ………………………………… 32
2.3. Подписание закона главой государства и официальное
опубликование закона ……………………………………… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………. 61

Актуальность работы. В настоящее время Россия испытывает жесткое
давление со стороны ЕС, США и других стран. Введение антироссийских
санкций направлены на ослабление российской экономики и для изменения
позиции России по самым крупным и значимым международным вопросам. В
связи со сложившейся ситуацией международного характера вокруг
Российской Федерации – в России как никогда необходима четкая опора, и этой
опорой является законодательная база внутри страны, ее правовая система,
позволяющая эффективно обеспечивать правопорядок в обществе.
Предлагаемая тема как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед
государством стоит задача укрепления его правовой основы, повышения
эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Некомпетентность,
спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы
могут негативно сказаться на всей правовой системе. Нестабильностью внутри
страны могут воспользоваться другие государства, с целью установить свое
влияние, что может привести к еще более негативным последствиям, таким как
провокационные действия и протесты населения, создание митингов, подрыв
авторитета законодательных органов, выражение недоверия к действующей
власти и т.п.
Проводимые в России политические и экономические реформы
потребовали интенсивного законотворчества, и становится, очевидно насколько
важен сам процесс создания закона, выработка первоначального законопроекта,
составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных
социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность
будущего закона адаптироваться в уже существующей правовой системе,
Ут
в.
зав
. каф.
Бор
исова И.Д.
гр. ЗЮсд - 112
Копировал Формат7
экономические основы его существования и реальной возможности применения
будущего закона на практике.
«Законодательный процесс (законотворчество) – это процедура
разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состоящая из
совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий»1. Эта работа
требует специальных знаний и умений, нацелена на создание и изменение
существующих в государстве нормативно-правовых норм. От того, насколько
хорошо осуществляется законотворчество в государстве, судится и о всем
государстве в общем, а именно: о степени демократизма, о цивилизованности и
о уровне культуры, жизни населения.
Самым значимым и важнейшим условием из совершенствования
законодательства является владение системой определенных требований и
навыков, специальных знаний и умений, которые предъявляются к процессу
создания законов. Обязательные требования, предъявляемые при создании
законов вырабатывались веками многими государствами и могут
концентрированно формулироваться в отрасли знания, которая называется
законодательной техникой.
Законодательная техника – совокупность средств, правил и приемов
разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативноправовых актов.2 Указанные методы используются субъектами
законодательного процесса для организации и осуществления законодательной
деятельности. Данная отрасль знаний специально разработана во многих
цивилизованных странах мира.
Степень разработанности проблемы. Над этой актуальной на
сегодняшней день проблемой работали известные авторы книг и монографии.
Свой вклад в исследование внесли Алексеев С.С., Баранов В.М., Бабий А.Н.,
1 Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л. А. Нудненко. - М. :
Издательство Юрайт, 2011. - 581 с. - Серия : Бакалавр 2013 г.
2 Раздымалина Н.И., Палеха Р.Р., Павлова Е.В. Теория государства и права: практикум для
студентов очной и заочной форм обучения. Центральный филиал ФГБОУВПО «РАП», 2012.
- 293 с.8
Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К.,
Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н., Нашиц А., Ковачев Д. А
Кривовенко Л.Т. Степанова Туманов В.А. Т.Я. Хабриевой Шувалов И.И.
Лопатин В.Н. Студеникина М.С. Тихомиров Ю.А., Туманов В.А. и другие
выдающиеся люди, которые детально рассматривали явление
«законодательного процесса».
Эмпирическую основу исследования составили российское
законодательство в области правового регулирования стадий законодательного
процесса, рассмотрение и изучение позиций Конституционного суда
Российской Федерации, нормативные документы и статистические данные,
результаты проведенных автором исследований. При написании работы
использовались труды ученых в области теории государства и права,
конституционного права, социологии права, материалы периодических
изданий, научно-практических конференций и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить теоретические основы
законодательного процесса и раскрыть их практическое применение при
создании и принятии законов.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели поставлены и
решены следующие задачи:
6. проанализировано социальное значение законодательного процесса в
России;
7. дана характеристика стадий и элементов законодательного процесса;
8. изучен круг субъектов права законодательной инициативы;
9. раскрыта процедура рассмотрения и принятия законов субъектами
законодательного процесса в Российской Федерации;
10.раскрыт процесс подписания закона главой государства и порядок его
официального опубликования.
Объект исследования - законотворческая деятельность субъектов
законодательного процесса.9
Предмет исследования - процедура возникновения, разработки,
принятия и вступления в силу законов.
Методология и методы исследования. Общей методологической
основой исследования является диалектический метод познания. Также
применялись методы исследования систематизации, сравнения, обобщения,
классификации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического
списка.
В Главе 1 - Общая характеристика законодательного процесса - решается
первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: раскрытие
понятия и социального значения законодательного процесса в России,
характеристика законодательного процесса и его стадий.
В Главе 2 - Конституционное регулирование законодательного процесса -
дается характеристика стадий законодательного процесса; описывается
процедура рассмотрения и принятия законов субъектами законодательного
процесса в Российской Федерации и показывается процесс подписания закона
главой государства и обнародования принятых законодательных актов и
порядок вступления их в законную силу.
В Заключении делаются основные выводы по работе.
В библиографическом списке указаны используемые в ходе выполнения
работы источники и литература.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Завершая проделанную выпускную квалификационную работу,
необходимо еще раз подчеркнуть, что законодательный процесс, направленный
на создание законопроектов, а также их последующее рассмотрение, и как
следствие принятие либо отклонение, сам по себе является очень сложным и61
трудоемким, для чего требуется обширные специальные познания и умения во
многих сферах социальной жизни и деятельности общества, а не только в сфере
юридического права.
Однако в этом и заключается проблема настоящего времени, поскольку
специалистов сейчас достаточно много, но к глубокому сожалению тех
специалистов, которые бы профессионально и качественно разбирались во
многих отраслях права остаются в дефиците, поскольку Российское право,
такое же необъятное, как и наша огромная великая страна.
В связи с чем, законодатель для оказания поддержки и необходимой
практической помощи законодательным органам, выступающим с инициативой
введения нового закона или с внесением изменений, дополнений в уже
существующий закон в правой системе, в целях повышения его эффективности
и качественности – разработал правила подготовки законопроектов, утвердил
необходимые требования, предъявляемые к проектам законов, подготовил
рекомендации к проведению юридической экспертизы законопроектов и
прочее.
Более того, полезным и эффективным оказалось проведение семинаров, в
том числе и проведение международных семинаров. Законодатель
тщательнейшим образом, разработал последовательную процедуру принятия
законов, строго за регламентировав стадии законодательного процесса, дав
предписания и разъяснения по соблюдению процедуры принятия законов, а
также создание и использование словарей с собранными необходимыми
юридическими терминами, непосредственно используемых компетентными
органами в процессе своей деятельности.
Все вышеперечисленные методы способствуют законодательному
процессу в принятии нового закона либо внесении изменений, дополнений в
уже существующие законы в правовой системе. Хотя не вызывает сомнений и
тот факт, что дополнительные меры, способствующие принятию законов, еще
более повысит уровень качественности законотворческой деятельности.62
Законодательные органы субъектов Российской Федерации: республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов имеют в своем научном арсенале свой сборник
определений и терминов, выработанных годами и закрепленных сложившейся
практикой применения.
Более того, даже толкование законодательства, иной раз каждым
субъектом Российской Федерации толкуется «на свой лад», и соответственно
процедура применения действующего закона может несколько отличаться от
порядка применения этого же закона другим субъектом Российской Федерации,
что в свою очередь недопустимо. В связи с чем, для единообразного, полного и
правильного толкования и применения законов – необходимо собрать и
подготовить единый терминологический словарь, в котором будут содержаться
все необходимые понятия и термины, которые будут использоваться в
законодательном процессе и законотворческой деятельности.1
Кроме того, необходимо расширить использование электронной техники.
Так, существует электронный архив законов, а также подготовленные для
ознакомления готовящиеся и рассматриваемые законопроекты, широко
используемые в Государственной Думе. К таким электронным архивам
относятся «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс». Указанные фирмы
являются источниками правовой информации, и имеют мощнейшие базы
данных как действующего законодательства Российской Федерации, так и уже
устаревшего. Подобные источники необходимо связывать в единые сети, что
будет главным образом способствовать укреплению законодательному
процессу и законотворческой деятельности.
В целом в настоящее время, законодательный процесс в Российской
Федерации имеет достаточно прочную и хорошую правовую основу. Однако
необходимо и дальше работать над совершенствованием существующей
правовой системы.
1 Абрамова А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их
совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2. с.24-с.29.63
Так, Объединенная Комиссия по координации законодательной
деятельности, под руководством председателя Объединенной комиссии
Первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Рыжковым В.А. провела достаточно
эффективную работу по проведению дискуссий целью которых, являлось
усовершенствование законодательного процесса, спорных административных
вопросов. Вклад, вносимый Объединенной Комиссией по координации
законодательной деятельности, оказался бесценен для Российской Федерации.
Тем не менее, в правовой системе существуют и серьезные недостатки.
В нашей правовой системе имеется огромное количество нормативных
правовых актов, что на первый взгляд неплохо, ведь чем больше юридических
документов, тем больше разрешаются те или иные процессуально значимые
ситуации. Однако при тщательнейшем изучении нормативных правовых актов
можно обнаружить серьезные недостатки, неопределенность, и даже двоякость
в применении нормы, так называемые «дыры» и «пробелы», расплывчатость
нормы, коллизий права в законодательстве образуют неэффективность
возложенных на него ожиданий, а также принимает негативные последствия.
Также имеет место нарушения процедуры подготовки законопроектов.
Некомпетентность, халатность, отсутствие специальных знаний и навыков у
законодательных органов также не улучшают качество принимаемого закона.
Бесспорно, все недостатки нельзя искоренить мгновенно, однако
необходимо стремиться к совершенствованию законодательного процесса.
Порой, вместо принятия необдуманного нового закона, следует
тщательнейшим образом заново проработать уже существующие законы и
нормативные правовые акты, а также строжайшим образом следить за
деятельностью комитетов, в свою очередь рассматривающих и дающих
заключения по принимаемому закону, чтобы ни в коем случае правовую базу
не попал некачественных закон.


родным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства
РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от
23.05.2015) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание
законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) // "Собрание
законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
4. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 03.11.2015, с изм. от
14.12.2015) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" //
"Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
5. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // "Собрание
законодательства РФ", 20.06.1994, N 8, ст. 801.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О
Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской
Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2014.
7. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 16.06.2015) "О
Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 801
Материалы судебной практики:66
8. Постановление Конституционного суда РФ от 29 ноября 2006г. N 9-П "По
делу о проверки конституционности пункта 100 Регламента Правительства
Российской Федерации"
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П "По
делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции
Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 18. Ст.
2253.
Специальная литература:
10.Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской
Федерации: стадии и проблемы совершенствования // Журнал российского
права. 2007 №2 с.24 - с.29.
11.Авакьян С.А. Десять конституционно-правовых "заповедей"
законотворчества // Вестник Московского университета. Серия 11 "Право".
2010. N 1. С. 6 – 28.
12.Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые
проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006.
N 3. С. 9 – 10.
13.Антонова Н.А. Конституционное право России: учебное пособие / Н.А.
Антонова, Т.В. Кувырченкова, Е.А. Рязанова. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»
Воронеж: МОДЭК, 2014 – с. 118.
14.Арбузкин А.М. Законодательная инициатива: ожидания, результаты и
перспективы / А.М. Арбузкин, И.П. Кененова, Т.К. Ковалева, А.А. Троицкая
// Конституционное и муниципальное право. 2014 №1.
15.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для
юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМАИНФРА-М, 2006. - С. 291;
16.Баранов В.М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность,
технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008 №2.
17.Борисов А.Б. Большой юридический словарь. Второе издание,67
переработанное и дополненное. – М.: книжный мир, 2012 – 440 с.
18.Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и
государства: Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева.- М I994, стр.123.
19.Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Указ. соч. С. 365.
20.Захаров В.В. Указ. соч. С. 138 - 140; Лукьянова Е.А. Конституция в
судебном переплете // Законодательство. 2000. N 12. С. 49 - 50.
21.Законотворчество в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. М.,
2000;
22.Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии / Отв. ред. Р.Ф.
Васильев. М., 2000;
23.Ивлев Г.П. Участие Правительства РФ в законодательной деятельности:
Монография / Г.П. Ивлев, Г.А. Гаджимагомедов. М., 2008;
24.Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного акта
нормативного правового акта // Государство и право. 2004 №8.
25.Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденция развития
// Журнал рос. Права. 2000. № 3. С.22-41;
26.Казимирчук В.П. Конституция и закон, стабильность и динамизм. М., 1998.
С. 43.
27.Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный) (2-е
издание, переработанное и дополненное) (Бархатова Е.Ю.) ("Проспект",
2015);
28.Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" (постатейный) (Григорьева
Е.А.) (под ред. Н.И. Воробьева) (Подготовлен для системы
КонсультантПлюс, 2014);
29.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий"
(постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) (рук. авт. кол. Ю.А.
Дмитриев) (науч. ред. Ю.И. Скуратов) ("Статут", 2013) // Доступ из
информационно-правового портала «КонсультантПлюс».68
30.Конституционное право России : учебник для бакалавриата / Л. А.
Нудненко. -М. : Издательство Юрайт, 2011. - 581 с. - Серия: Бакалавр 2013 г.
31.Конституционное право России: Учебное пособие" (3-е издание,
переработанное и дополненное) (Безруков А.В.) ("Юстицинформ", 2015) //
Доступ из информационно-правового портала «КонсультантПлюс».
32.Котелевская И. Взаимодействие властей в законотворчестве: разногласия и
поиски компромисса. Проблемы парламентского права России: Сб. / Под
ред. Л. Иванова. М., 1996. С. 68 - 69 (цит. по: Авакьян С.А. Федеральное
Собрание - парламент России. М., 1999. С. 286 - 287).
33. Кудрявцев В. Н. Современная социология права. М. 1995;
34. Лебедев В.А. Законодательная инициатива – стадия законодательного
процесса в РФ: Монография / В.А. Лебедев, Н.В. Ройзман. Челябинск, 2010г.
35.Несменова С.Э. Федеральное Собрание и Конституционный Суд: вопросы
соотношения и взаимодействия // Парламентские процедуры: проблемы
России и зарубежный опыт. М., 2003. С. 228 - 235.
36.Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое
регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. N 7. С. 12.
37.Парламентское право России: Учебное пособие/под. ред. И.М. Степанова,
Т.Я. Хабриевой. – М.: Юристь, 2000. – 95.
38.Парламентское право и парламентские процедуры в России: Учебное
пособие" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Безруков А.В.)
("Юстицинформ", 2015) // Доступ из информационно-правового портала
«КонсультантПлюс»

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ