Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований проблемы развития у детей 5-6 лет творческого мышления 8
1.2 Возможности сказкотерапии в развитии у детей 5-6 лет творческого мышления 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии 27
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления 27
2.2 Организация и содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии 39
2.3 Динамика уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления 58
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Стимульный материал к тесту Э.П. Торренса 74
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 76
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 78
В современном мире наблюдается тенденция увеличения количества творческих профессий. В связи с этим предъявляются требования к личности человека. В настоящее время ценится творческий и креативный человек, способный решить поставленную задачу оригинальным способом.
Формирование, раскрытие творческого потенциала происходит в детстве. В дошкольном возрасте развиваются все познавательные процессы. В это время ребенку интересно все новое, он способен видеть что-то необычное в обыденных вещах. Развивается и способность к творческому мышлению, что оказывает большое влияние на успехи в школьном обучении. Важно создать предпосылки для развития творческого мышления именно в дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным.
Творческое мышление определяется в психологии как один из типов мышления, который направлен на создание нового продукта и появление новообразований в процессе когнитивной и творческой деятельности по разработке этого продукта.
Проблемой творческого мышления занимались многие зарубежные и отечественные психологи. В российской науке этой проблемой занимались такие психологи, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е.Е. Туник. В зарубежной психологии среди исследователей, изучающих развитие творческого мышления можно отметить Дж. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора.
Психологи предлагают различные методы развития творческого мышления. Мы рассмотрим развитие творческого мышления в процессе сказкотерапии. Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия способствует развитию творческого мышления. С помощью сказок происходит обучение приемлемым способам поведения, предупреждается нежелательное поведение, побуждается стремление к деятельности. Занимались исследованием возможностей сказкотерапии в развитии творческого мышления детей такие ученые, как И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.С. Семенова.
Проведя теоретический обзор литературных источников по теме исследования, мы обнаружили противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет творческого мышления и недостаточным применением сказкотерапии для реализации данного процесса.
Обнаруженное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы возможности сказкотерапии в развитии творческого мышления у детей 5-6 лет?
Тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет творческого мышления.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии будет возможно, если:
• подобраны сказки и диалектические задачи к ним, соответствующие показателям развития творческого мышления;
• разработано содержание занятий по сказкотерапии, активизирующих развитие творческого мышления у детей 5-6 лет;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда специальными атрибутами для проведения сказкотерапии.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу и описать проблему развития у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет творческого мышления.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• теории творческого мышления (Д.Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, Э.П. Торренса);
• исследования развития творческого мышления детей 5-6 лет (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.Т. Кудрявцева, Н.Н. Поддьякова, А.Э. Симановского, М.И. Хорчевой, О.А. Шиян);
• исследования возможностей сказкотерапии в развитии творческого мышления детей (И.В. Вачкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.С. Семеновой).
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ Школа № 878 дошкольный корпус «Сказка» г. Москва. В исследовании приняли участие 27 детей 5-6 лет.
Новизна исследования состоит в разработке и апробации комплекса развивающих сказкотерапевтических занятий по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности сказкотерапии в процессе развития у детей 5-6 лет творческого мышления.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанный комплекс развивающих сказкотерапевтических занятий по развитию у детей 5-6 лет творческого мышления может быть использован в работе педагогов-психологов и педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 наименований) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 73 страницах.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Формирование, раскрытие творческого потенциала происходит в детстве. В дошкольном возрасте развиваются все познавательные процессы. В это время ребенку интересно все новое, он способен видеть что-то необычное в обыденных вещах. Развивается и способность к творческому мышлению, что оказывает большое влияние на успехи в школьном обучении. Важно создать предпосылки для развития творческого мышления именно в дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным. Это обуславливает актуальность темы нашего исследования.
Анализ психологической литературы по теме исследования позволил выделить противоречие между актуальностью развития творческого мышления у детей и недостаточностью использования сказкотерапии для данной цели.
Были определены показатели для выявления уровня развития у детей 5-6 лет творческого мышления. Для изучения выделенных показателей , был осуществлен подбор диагностических методик и проведен констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития у детей 5-6 лет творческого мышления. Полученные данные диагностического исследования показали, что в экспериментальной группе уровень ниже нормы был выявлен у 6 детей (46%), несколько ниже нормы у 2 детей (15%), норма у 5 детей (39%), уровень несколько выше нормы, выше и высокий не было выявлено. В контрольной группе уровень ниже нормы у 5 детей (36%), ниже нормы у 2 детей (14%), норму у 5 детей (36%), выше нормы у 2 детей (14%), уровень выше нормы и высокий не выявлено.
Одним из признанных в педагогической науке и практике эффективных метолов развития у детей 5-6 лет творческого мышления является сказкотерапия.
Работа по формированию у детей 5-6 лет творческого мышления в процессе сказкотерапии проходила в три этапа.
На организационном этапе мы проанализировали психологическую литературу и выделили характеристики творческого мышления у детей: беглость, оригинальность, абстрактность названия, сопротивление замыканию, разработанность.
На втором, содержательном этапе мы подобрали занятия по развитию творческого мышления посредством сказкотерапии. Для развивающих занятий мы использовали разработки и методические рекомендации к ним.
На третьем деятельностном этапе, мы применяли чтение сказок и задания к ним в процессе занятий педагога с детьми, согласно утвержденному плану педагога. На занятиях мы читали или рассказывали детям сказки, затем привлекали ребят к обсуждению содержания, задавали вопросы для лучшего понимания смысла сказки, просили детей выполнить задания на моделирование сказки, поиск и разрешение противоречий. Ребята внимательно слушали и с интересом обсуждали выбранные нами сказки, с удовольствием работали над заданиями.
Результаты контрольного среза подтвердили положительную динамику уровня развития у детей 5-6 лет экспериментальной группы творческого мышления: количество детей с уровнем ниже нормы снизилось на 31%; количество детей с уровнем несколько ниже нормы увеличилось на 9% , количество детей с уровнем норма увеличилось на 7%, количество детей с уровнем несколько выше нормы увеличилось на 15%.
Таким образом, можно сделать вывод, использование занятий по сказкотерапии на формирующем этапе экспериментальной работы способствовала положительной динамике в уровне развития у детей 5-6 лет творческого мышления. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Абсалямова А. Г. Теоретические основы проблемы формирования культуры творческого мышления у старших дошкольников // Начальная школа: Плюс До и После. 2010. № 4. С. 23-26.
2. Амнуэль П. Р. Удивительный мир фантазии. Новосибирск. 1991. 254 с.
3. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М. 1979. 228 с.
4. Васильев И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 103-106.
5. Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2007. 143 с.
6. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 5-14.
7. Волкова О. В. Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста // Сервис в России и за рубежом, 2009. № 3. С. 122-129.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Вьюнова Н. И., Величко Ю. В. Динамика развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста: общее и особенное // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №4. С. 100-106.
10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 433-456.
11. Горлова Е. Л., Кузнецова Ю. А. Теоретическое отношение к задаче у детей разного психологического возраста // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. 2016. С. 413-421.
12. Дункер К. М. Психология продуктивного (творческого) мышления: Психология мышления. М., Прогресс, 1966. 264 с.
13. Ермакова Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 78-85.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2006. 170 с.
15. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М. : Пед. общество России, 2005. 63 с.
...