Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика деятельности, связанной с розыском лиц, без вести пропавших 7
1.1 Понятие и нормативно-правовое регулирование деятельности, связанной с розыском лиц, без вести пропавших 7
1.2 Основные версии и типовые ситуации, связанные с розыском лиц, без вести пропавших 19
Глава 2 Организация деятельности по розыску лиц, без вести пропавших 31
2.1 Особенности первоначального этапа розыска лиц, без вести пропавших 31
2.2 Организация последующего этапа розыска лиц, без вести пропавших 47
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 57
В настоящее время, одной из характерных черт современной криминальной активности в российском обществе является стабильно высокое количество преступлений, посягающих на неприкосновенность и личную свободу граждан. В связи с этим, особое значение приобретает противодействие преступлениям, имеющим высокую степень общественной опасности, к числу относятся преступления, последствием которых становится безвестное исчезновение людей. При этом, следует отметить, что причины безвестного исчезновения лиц все чаще носят именно криминальный характер.
Исчезновение людей является одной из негативных событий в жизни их родственников и близких лиц, вызывающей сильные переживания и душевное волнения. Особенно эти отрицательные эмоции усиливаются, когда человек исчезает без вести и нет никакой информации о его местонахождении.
Статистические данные показывают, что количество лиц, без вести пропавших, в РФ с каждым годом увеличивается. Например, в период времени с 2017 - 2019 гг. их число составило около 130 тыс. человек [30]. При этом, в современных российских условиях эффективность расследования фактов безвестного исчезновения граждан - не выше 60 % от числа возбужденных уголовных дел, ниже не только показателя раскрываемости убийств в целом (в 2019 году составил 92%), но и схожих по способу совершения преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК РФ (в 2019 году составил 94%) [30].
Розыскная работа органов внутренних дел в отношении пропавших без вести лиц, по своей сути, является деятельностью разведывательного порядка, состоит из поисковых мероприятий, имеющих своей целью обнаружение пропавшего без вести человека. Розыск является функцией органов внутренних дел и составной частью их оперативно-розыскной деятельности. Розыск имеет ярко выраженную юридическую основу, и, как деятельность органов внутренних дел, порожден юридическими потребностями, необходимостью обеспечить применение закона к лицу.
Оперативно-розыскные мероприятия оперативные подразделения полиции проводят в отношении конкретных лиц, местонахождение которых неизвестно, а также с целью установления личностей неопознанных криминальных трупов и связанных с этим обстоятельствами совершения преступления. Разыскиваемые лица могут являться объектами криминально - уголовного, административного и гражданского розыска.
Розыскная работа представляет собой систему организационных, профилактических, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, которые направлены на обеспечение успешного розыска лиц без вести пропавших, выявление и устранение условий, способствующих их исчезновению.
Правильная организация работы оперативных подразделений полиции, умелое планирование и активное использование в розыске всех сил и средств, взаимодействие с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности, следственным органами, судом, другими государственными и иными учреждениями и организациями, использование помощи общественности во многом предопределяет успешный розыск лиц без вести пропавших.
Вместе с тем, система правового регулирования розыска лиц, без вести пропавших, в настоящее время не лишена определенных недостатков, которые, безусловно, влияют на практику его осуществления. Налицо необходимость разработки методических рекомендаций по розыску лиц, пропавших без вести. Такие рекомендации, отражающие текущие условия развития и состояния преступности, способны оказать весомую помощь правоохранительным органам при организации и осуществлении розыска лиц, без вести пропавших. В связи с этим, представляется актуальной тема исследования данной выпускной квалификационной работы, связанная с изучением проблемных аспектов розыска лиц, без вести пропавших.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение понятия, особенностей и проблем деятельности по розыску лиц, без вести пропавших.
Для достижения указанной цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
• определить понятие и рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности, связанной с розыском лиц, без вести пропавших;
• охарактеризовать основные версии и типовые ситуации, связанные с розыском лиц, без вести пропавших;
• рассмотреть особенности первоначального этапа розыска лиц, без вести пропавших;
• охарактеризовать организацию последующего этапа розыска лиц, без вести пропавших.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, без вести пропавших.
Предметом исследования являются теоретико-правовые основы и организационно-тактические вопросы деятельности по розыску лиц, без вести пропавших.
Методологической основой исследования выступают современные общенаучные и частно-научные методы познания. Используются и другие методы, например, сравнительно-правовой, системно-структурный, методы анализа и синтеза.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
В специальной и юридической литературе до настоящего времени нет единой конкретной дефиниции розыскной работы органов внутренних дел. Отсутствие же единого целостного осмысления содержания розыскной работы, может, в свою очередь, привести к ее бессистемности и плохой организации.
Следовательно, основываясь на имеющейся научной базе, необходимо более полно и глубоко исследовать и сформировать понятие розыскной работы, содействуя установлению ее содержательных основ, так как уточнение понятийного аппарата любой науки, в том числе и оперативнорозыскного права, является одним из существеннейших основополагающих аспектов в рамках разработки теоретических положений, активизирующих развитие рассматриваемой отрасли права, санкционирующих единый подход и однозначное толкование в рассмотрении тех либо иных вопросов теории оперативно-розыскного права.
В настоящее время, теория оперативно-розыскной деятельности и практика борьбы с преступностью всеми возможными способами стремятся сформировать научно обоснованное определение понятия розыскной работы как одного из главных направлений оперативно-розыскной деятельности, выделяя и ограничивая его от других: предупреждения и раскрытия преступлений.
Понятие «розыскная работа» шире понятия «розыск», являющегося только лишь составной частью первого, устанавливая систему необходимых мер для определения местонахождения разыскиваемых.
Определяя сущность понятия «розыск лиц, пропавших без вести», можно заключить, что розыск без вести пропавших лиц - это система оперативно-розыскных, поисково-спасательных и иных мероприятий, предпринимаемых органами внутренних дел, с привлечением подразделений других ведомств в пределах их компетенции, по обнаружению и установлению (отождествлению) личности исчезнувших внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, живых и погибших (умерших) разыскиваемых лиц.
При обращении в ОВД заявителя с сообщением об исчезновении человека, дежурный либо немедленно организует розыск пропавшего (в случае явной угрозы жизни), либо принимает заявление для передачи его в аппарат уголовного розыска или же направляет заявителя на прием к оперативному уполномоченному ОУР.
При этом первоначальные действия строятся по следующему алгоритму:
• заполняется формализованный бланк протокола-заявления, который регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях;
• организуется опрос заявителя и других лиц, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выявления судьбы пропавшего;
• организуется проверка по учетам;
• ориентирует на розыск по приметам внешности наряды наружных служб, соседние органы внутренних дел, в том числе на транспорте;
• при обнаружении признаков прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении его преступления, информируется Следственный комитет.
Немаловажным этапом в организации розыска пропавшего является осмотр жилища исчезнувшего лица, последнего известного его местопребывания и прилегающей местности, который проводится следственно-оперативной группой в полном составе с обязательным участием эксперта-криминалиста.
Целесообразно (особенно в сельской местности и частном секторе) привлекать для осмотра участкового уполномоченного полиции, обслуживающего данную территорию.
Следующий этап в деятельности по розыску без вести пропавших - сопоставление полученной в результате целенаправленного сбора информации с признаками, дающими основание считать, что в отношении без вести пропавшего лица совершено убийство.
Сложившаяся практика и опыт работы по борьбе с преступными посягательствами на личность позволили определить ряд признаков, которые могут позволить сотруднику полиции не только выдвинуть версию об имевшем место криминальном событии, но и определить возможный мотив его совершения.
Выдвижение версии об имевшем место убийстве - один из основных этапов на пути к его раскрытию.
Ибо нередко вероятность достижения положительного результата обратно пропорциональна величине времени, прошедшего с момента получения заявления о безвестном исчезновении человека и началом активных действий по раскрытию его убийства.
Розыск без вести пропавшего ведется до установления его местонахождения.
При ведении розыскного дела в соответствии с планом розыскных или оперативно-розыскных мероприятий в рамках ДОУ проводится весь комплекс оперативно-розыскных и оперативно-технический мероприятий с целью установления последнего контакта, установлению связей, лиц, осведомленных о фактах имеющих значение для розыска.
В целом, можно констатировать несовершенство деятельности по созданию условий постоянной готовности работников розыскных подразделений к применению оперативно-розыскных методов и средств в решении задач розыска без вести пропавших граждан и идентификации лиц по трупам.
Суть проблемы заключается в том, что ранее существовавшие и остающиеся во многом неизменными формы организации этой работы, ее правовое регулирование и методическое обеспечение далеко не в полной мере соответствуют реально существующей криминогенной ситуации и новым техническим возможностям, современным информационным технологиям.
Ключевой проблемой повышения результативности розыска без вести пропавших граждан и установления личности погибших по их трупам остается проблема совершенствования организации научно-технического и программного обеспечения функционирования автоматизированной системы соответствующего учета.
При этом важно в сферу такого учета задействовать максимально возможное количество индивидуализирующих конкретного человека признаков.
В этом отношении существенные резервы видны и могут быть задействованы, в частности, при положительном законодательном решении вопроса о широкой добровольной дактилоскопической регистрации населения.
1. Бородин В.В., Дядченко А.А. Понятие и правовая природа оперативно-розыскных мероприятий // Центральный научный вестник. 2017. № 23. С. 48-49.
2. Бражников Д.А. Розыск без вести пропавших как приоритетное направление деятельности подразделений уголовного розыска // Научные исследования высшей школы: сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции. - М., 2011. С. 114-115.
3. Брылев В.И., Хренков Е.В. Понятие оперативно-розыскного мероприятия // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 912-915.
4. Буряков Е.В. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску граждан, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2018. С. 64-67.
5. Буряков Е.В. Правовое регулирование розыска лиц, пропавших без вести // Актуальные вопросы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности материалы всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2015. С. 86-93.
6. Вахмянина Н.Б. Организация розыска пропавших без вести // Противодействие преступлениям, связанным с безвестным исчезновением граждан, и методика их расследования. Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2015. С. 52-56.
7. Воронов О.Б., Напханенко И.П., Новиков В.В., Райков В.Л. Розыскная работа органов внутренних дел: Учебное пособие. Волгоград : ВА МВД России, 2015. 48 с.
8. Завьялов И.А. Проблемные вопросы, возникающие при организации розыска лиц, пропавших без вести // Актуальные вопросы организации розыскной работы: электронный сборник научных статей по материалам межведомственного круглого стола. - М., 2017. С. 52-56.
9. Игуменов А.С. Актуальные проблемы розыска лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах // Евразийский юридический журнал. 2014. № 12. С. 177-179.
10. Игуменов А.С. Актуальные проблемы розыска лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2015. № 3. С. 246-252.
11. Игуменов А.С. Отдельные вопросы нормативного правового регулирования розыска лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 3. С. 68-71.
12. Камчатов К.В., Аристархов А.Л. Комплексный розыск без вести пропавших // Законность. 2019. № 12. С. 30-33.
13. Карякин А.М. Проблемные вопросы проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску лиц, без вести пропавших, на первоначальном этапе до возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы юридической науки и практики: материалы международной научно-практической конференции. - М., 2018. С. 320 - 324.
14. Ковалев Н.С. Организация работы по розыску без вести пропавших граждан // Научный портал МВД России. 2013. № 2. С. 66 - 72.
15. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
...