Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере управления образованием
|
Введение 3
Глава 1 Общие положения о коррупции в сфере образования в России и причины ее возникновения 7
1.1 Характеристика состояния коррупции в сфере образования
в Российской Федерации 7
1.2 Причины коррупции в сфере образования 19
Глава 2 Деятельность по предупреждению коррупции в сфере управления образованием в Российской Федерации 28
2.1 Анализ правовых мер антикоррупционной деятельности в системе
образования 28
2.2 Анализ организационных мер антикоррупционной деятельности
в сфере образования 55
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы предупреждения коррупции в образовательных организациях 69
3.1 Усовершенствование методологических основ противодействия
коррупции в образовательных организациях 69
3.2 Методические рекомендации по разработке антикоррупционной
программы противодействия коррупции в образовательных организациях 78
Заключение 85
Список используемой литературы и используемых источников 91
Глава 1 Общие положения о коррупции в сфере образования в России и причины ее возникновения 7
1.1 Характеристика состояния коррупции в сфере образования
в Российской Федерации 7
1.2 Причины коррупции в сфере образования 19
Глава 2 Деятельность по предупреждению коррупции в сфере управления образованием в Российской Федерации 28
2.1 Анализ правовых мер антикоррупционной деятельности в системе
образования 28
2.2 Анализ организационных мер антикоррупционной деятельности
в сфере образования 55
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы предупреждения коррупции в образовательных организациях 69
3.1 Усовершенствование методологических основ противодействия
коррупции в образовательных организациях 69
3.2 Методические рекомендации по разработке антикоррупционной
программы противодействия коррупции в образовательных организациях 78
Заключение 85
Список используемой литературы и используемых источников 91
Не секрет, что коррупция - опасное явление для общества и государства, она характерна не только для политики и государственного управления, но и для образования. Одним из основных показателей потенциала любой страны в мире является эффективность функционирования её системы образования. Общеизвестно, что ни одна сфера общественной деятельности не влияет на развитие личности человека и государства так, как сфера образования. Лауреат Нобелевской премии мира Малала Юсуфзай в рамках программы World Largest Lesson подчеркнула важность образования: «Все цели устойчивого развития сводятся к образованию. Если у нас будет более образованное население, мы снизим уровень бедности и добьемся нулевого голода, мы обеспечим лучшее здоровье детей и матерей, реализуем права детей и права человека» [75, С.2]. К сожалению, на пути формирования высокообразованных, высоконравственных, морально и духовно здоровых граждан государство сталкивается с таким явлением, как коррупция.
На официальном сайте Минобрнауки размещён отчёт о выполнении Плана противодействия коррупции 2018 - 2020 годы [34]. Документ интересен по двум причинам. Во-первых, Министерство в очередной раз признаёт наличие в науке и высшем образовании основного зла современного общества, коррупции. Во-вторых, это свидетельствует о наличие «пробелов» в антикоррупционном законодательстве, способствующих развитию данного явления.
В Российской Федерации ситуация с коррупцией в сфере образования становится парадоксальной, учитывая тот факт, что наша страна опережает многие страны по показателю индекса массовости высшего образования [48], в то время как высокотехнологичные отрасли и российская наука значительно отстают от промышленно-развитых стран Запада [26; С.192]. Это прямо или косвенно подтверждает статистику низкого качества образования и скрытой коррупции в сфере образовательных услуг.
Актуальность темы связана с тем, что повышение эффективности противодействия коррупции обусловлено чрезвычайно высокой степенью общественной опасности этого явления.
Опасность распространения коррупции в сфере образования заключается в дезориентации граждан, участвующих в процессе. Старший советник антикоррупционного ресурсного центра U4 Chr. Michelsen Institute Monica Kirya считает, что дети и подростки часто знакомятся с коррупцией в учебных заведениях, и коррупция в образовательной среде особенно вредна, поскольку она нормализует принятие коррупции в раннем возрасте. Когда это происходит, центральная роль сектора образования - обучение этическим ценностям и поведению - становится невозможной. Вместо этого образование способствует тому, что коррупция становится нормой на всех уровнях общества [76; С.1].
Так как впоследствии государство сталкивается с такими проблемами, как распад нравственных устоев общества, ухудшение интеллектуального потенциала государства, проблемы на пути инноваторского становления. Эти проблемы представляют серьезную опасность не только для социально-экономического положения страны, но и для национальных интересов. По этой причине вопрос изучения коррупционных преступлений в сфере науки и образования является наиболее важным и необходимым, имеет научное и практическое значение, и еще долгие годы будет оставаться перспективным направлением научных исследований в различных отраслях права.
Состояние разработанности темы «Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере управления образованием».
Исследованию антикоррупционных отношений, в том числе в сфере образования, в советский и постсоветский период, уделяется большое внимание в научной литературе. Например, В.А. Михеев, П.А. Кабанов, И.Л. Грошев и И.А. Грошева, И.А. Дамм, С.В. Дергачев, Г.Л. Ильин, А.А. Кириллов, Ю.А. Коваль, Д.Г. Левитов, В.В. Панин, И.В. Плюгина и другие посвятили свои работы изучению проблем борьбы с коррупцией. Анализ трудов этих авторов приходит к выводу, что данный вопрос изучался ими в большей степени с уголовно-правовой точки зрения и, как правило, в связи с мошенничеством и взяточничеством.
Отдельные аспекты борьбы с коррупцией в образовании были предметом исследований Л.И. Антоновой, Е.Г. Васильевой, А.Н. Куца, Г.А. Аванесовой, Н.Г. Александровой, С.С. Алексеевой, В.С. Афанасьевой, Г.А. Гаджиевой, Д.А. Керимовой, С.Н. Коньковой, С.В. Степашиной и других ученых.
Также были опубликованы результаты диссертационных исследований посвященных анализу проблем коррупции в сфере образования: Э.О. Леонтьева. «Институализация неформальных практик в сфере высшего образования», 2010 г.; Ю.П. Стребкова. «Коррупционные преступления в сфере образования», 2012 г.; и другие.
Вместе с тем необходимо согласиться с мнением А.Д. Повного [36; С.6], что на сегодняшний день не существует научных работ, приуроченных к исследованию особенностей организационно-правового противодействия коррупции в образовательной сфере. Ряд публикаций рассматривают лишь отдельные административные процедуры в сфере образования, но они не рассматриваются как инструменты борьбы с коррупцией в образовательной сфере. Вследствие этого думается что, имеется потребность, а также необходимость в дальнейших фундаментальных исследованиях, теоретических разработках и практических рекомендациях, чтобы продемонстрировать сущность, предпосылки, условия, а также формы распространения коррупции в сфере образования Российской Федерации.
Последствия «образовательной» коррупции проявляются во всех сферах государственной и общественной жизни. В результате чего происходит нравственная деградация общества, расточительное
использование ресурсов, заторможенность экономического роста и качества жизни, низкая эффективность государственных институтов [71; С.397].
Понимание этой ситуации заставляет не только Россию, но и прочие страны находить методы для ее сдерживания. Поэтому вопрос об эффективных правовых и организационных, мерах и формах противодействия коррупции в области образования, в настоящее время, остается открытым и актуальным.
Объектом исследования являются отношения, образующиеся в ходе реализации мер организационно-правового характера в борьбе с коррупцией в сфере образования Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые и организационные меры профилактики и противодействия коррупции в сфере образования.
Целью исследования является анализ и обобщение современного состояния правового и организационного обеспечения использования специальных знаний при разработке мероприятий, направленных на противодействие коррупции в сфере образования в Российской Федерации.
Для достижения этой цели автор ставит следующие задачи:
- ознакомиться с состоянием коррупции в сфере образования в современной России;
- провести анализ основных видов коррупционных проявлений в образовательной сфере;
- провести анализ причин и факторов, влияющих на появление коррупции в сфере образования и образовательной организации;
- провести анализ правовых и организационных мер по предупреждению коррупции в сфере управления образованием;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию антикоррупционной системы образовательной организации с учетом специфики сферы образования.
На официальном сайте Минобрнауки размещён отчёт о выполнении Плана противодействия коррупции 2018 - 2020 годы [34]. Документ интересен по двум причинам. Во-первых, Министерство в очередной раз признаёт наличие в науке и высшем образовании основного зла современного общества, коррупции. Во-вторых, это свидетельствует о наличие «пробелов» в антикоррупционном законодательстве, способствующих развитию данного явления.
В Российской Федерации ситуация с коррупцией в сфере образования становится парадоксальной, учитывая тот факт, что наша страна опережает многие страны по показателю индекса массовости высшего образования [48], в то время как высокотехнологичные отрасли и российская наука значительно отстают от промышленно-развитых стран Запада [26; С.192]. Это прямо или косвенно подтверждает статистику низкого качества образования и скрытой коррупции в сфере образовательных услуг.
Актуальность темы связана с тем, что повышение эффективности противодействия коррупции обусловлено чрезвычайно высокой степенью общественной опасности этого явления.
Опасность распространения коррупции в сфере образования заключается в дезориентации граждан, участвующих в процессе. Старший советник антикоррупционного ресурсного центра U4 Chr. Michelsen Institute Monica Kirya считает, что дети и подростки часто знакомятся с коррупцией в учебных заведениях, и коррупция в образовательной среде особенно вредна, поскольку она нормализует принятие коррупции в раннем возрасте. Когда это происходит, центральная роль сектора образования - обучение этическим ценностям и поведению - становится невозможной. Вместо этого образование способствует тому, что коррупция становится нормой на всех уровнях общества [76; С.1].
Так как впоследствии государство сталкивается с такими проблемами, как распад нравственных устоев общества, ухудшение интеллектуального потенциала государства, проблемы на пути инноваторского становления. Эти проблемы представляют серьезную опасность не только для социально-экономического положения страны, но и для национальных интересов. По этой причине вопрос изучения коррупционных преступлений в сфере науки и образования является наиболее важным и необходимым, имеет научное и практическое значение, и еще долгие годы будет оставаться перспективным направлением научных исследований в различных отраслях права.
Состояние разработанности темы «Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере управления образованием».
Исследованию антикоррупционных отношений, в том числе в сфере образования, в советский и постсоветский период, уделяется большое внимание в научной литературе. Например, В.А. Михеев, П.А. Кабанов, И.Л. Грошев и И.А. Грошева, И.А. Дамм, С.В. Дергачев, Г.Л. Ильин, А.А. Кириллов, Ю.А. Коваль, Д.Г. Левитов, В.В. Панин, И.В. Плюгина и другие посвятили свои работы изучению проблем борьбы с коррупцией. Анализ трудов этих авторов приходит к выводу, что данный вопрос изучался ими в большей степени с уголовно-правовой точки зрения и, как правило, в связи с мошенничеством и взяточничеством.
Отдельные аспекты борьбы с коррупцией в образовании были предметом исследований Л.И. Антоновой, Е.Г. Васильевой, А.Н. Куца, Г.А. Аванесовой, Н.Г. Александровой, С.С. Алексеевой, В.С. Афанасьевой, Г.А. Гаджиевой, Д.А. Керимовой, С.Н. Коньковой, С.В. Степашиной и других ученых.
Также были опубликованы результаты диссертационных исследований посвященных анализу проблем коррупции в сфере образования: Э.О. Леонтьева. «Институализация неформальных практик в сфере высшего образования», 2010 г.; Ю.П. Стребкова. «Коррупционные преступления в сфере образования», 2012 г.; и другие.
Вместе с тем необходимо согласиться с мнением А.Д. Повного [36; С.6], что на сегодняшний день не существует научных работ, приуроченных к исследованию особенностей организационно-правового противодействия коррупции в образовательной сфере. Ряд публикаций рассматривают лишь отдельные административные процедуры в сфере образования, но они не рассматриваются как инструменты борьбы с коррупцией в образовательной сфере. Вследствие этого думается что, имеется потребность, а также необходимость в дальнейших фундаментальных исследованиях, теоретических разработках и практических рекомендациях, чтобы продемонстрировать сущность, предпосылки, условия, а также формы распространения коррупции в сфере образования Российской Федерации.
Последствия «образовательной» коррупции проявляются во всех сферах государственной и общественной жизни. В результате чего происходит нравственная деградация общества, расточительное
использование ресурсов, заторможенность экономического роста и качества жизни, низкая эффективность государственных институтов [71; С.397].
Понимание этой ситуации заставляет не только Россию, но и прочие страны находить методы для ее сдерживания. Поэтому вопрос об эффективных правовых и организационных, мерах и формах противодействия коррупции в области образования, в настоящее время, остается открытым и актуальным.
Объектом исследования являются отношения, образующиеся в ходе реализации мер организационно-правового характера в борьбе с коррупцией в сфере образования Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые и организационные меры профилактики и противодействия коррупции в сфере образования.
Целью исследования является анализ и обобщение современного состояния правового и организационного обеспечения использования специальных знаний при разработке мероприятий, направленных на противодействие коррупции в сфере образования в Российской Федерации.
Для достижения этой цели автор ставит следующие задачи:
- ознакомиться с состоянием коррупции в сфере образования в современной России;
- провести анализ основных видов коррупционных проявлений в образовательной сфере;
- провести анализ причин и факторов, влияющих на появление коррупции в сфере образования и образовательной организации;
- провести анализ правовых и организационных мер по предупреждению коррупции в сфере управления образованием;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию антикоррупционной системы образовательной организации с учетом специфики сферы образования.
Таким образом, в результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Установлено, что коррупция в сфере образования современной России достигла критической отметки. Несмотря на принимаемые законодателями меры, коррупционных преступлений и правонарушений из года в год не становиться меньше, а наоборот статистика показывает динамику увеличения числа лиц, совершаемых данные преступления.
Оказалось, что причины появления коррупции в образовании можно классифицировать по ряду факторов. Например, по причинам, лежащим в основе коррупционных рисков, можно выделить такие причины проявления коррупции как: причины организационной, экономической, политической направленности. Источники формирования коррупции указывают на то, что условия коррупционного риска можно считать внешними и внутренними. Проведенный анализ показал, что к группе внешних причин относятся причины связанные с общими условиями функционирования системы образования и включают политическую, экономическую и правовую составляющую. Однако внутренние причины определяются
организационными рамками и правовой деятельностью внутри образовательной организации, хотя они также могут содержать экономическую и социальную составляющую.
Анализ правоприменительной практики показал, что наиболее характерными видами проявления коррупции в сфере образования являются: хищение; злоупотребление должностными полномочиями; взяточничество (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве); мошенничество; вымогательство; фаворитизм; служебный подлог.
При рассмотрении Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» необходимо резюмировать что в целях обеспечения единства подходов к формированию антикоррупционной политики в образовательных организациях, целесообразно унифицировать перечень антикоррупционных мер для образовательных организаций государственного и частного секторов, а также установить обязательный характер применения. Таким образом, ликвидируется возможность для администрации образовательного учреждения выбирать содержание и количество конкретных процедур и мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных актов, что позволит исключить риск возникновения коррупционных факторов.
При рассмотрении понятия «коррупция» установлено, что в Законе дана расплывчатая формулировка, которая привела к легализации коррупциогенной нормы, толкование которой зависит только от правоприменителя. На основании этого было сформулировано более простое понятие коррупции, под которой следует понимать, что коррупция - это исполнение или неисполнение трудовых (служебных) обязанностей в личных или корыстных интересах, с целью незаконного получения вознаграждения или права на него в любой форме лицами, выполняющими организационно - распорядительные, административно-хозяйственные и профессиональные функции, а так же представителями власти.
Дополнить главу 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» статьей, где будут прописаны единые антикоррупционные стандарты поведения в отношении как педагогических, так и иных категорий работников образовательных организаций.
Дополнить статью 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» такими понятиями как «кумовство» и «фаворитизм», при этом под понятием «кумовство» следует понимать - послабления и поблажки в угоду приятельским отношениям или родственным связям, а под понятием «фаворитизм» - покровительство представителя образовательной организации, понравившемуся ему человеку, путем предоставления льгот, преимуществ.
Расширить перечень оснований наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников образовательного учреждения и последующего разрыва с ними трудовых отношений. Следует добавить в ч. 3 ст. 48 Закона «Об образовании» следующие запреты, которые будут служить основанием для расторжения трудового договора, например: запрет разделения обучающихся по принципу фаворитизма и кумовства; использование в собственных интересах помощи обучающихся, родителей и законных представителей; навязывание приобретения изданной преподавателем литературы;
неформальные межличностные отношения между обучающимися и работниками педагогического состава.
Прием на работу профессорско-преподавательского состава необходимо проводить не только с помощью конкурсной (выборной) процедуры, но и в соответствии с нормативно разработанной процедурой оценки личностных и психологических качеств кандидата, а также выявления его личностных особенностей на склонность к коррупционной деятельности.
Внести поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации - добавить профессиональные функции к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным, либо дополнить новой статьей, предусматривающей уголовную ответственность за получение незаконного вознаграждения в связи с исполнением профессиональных обязанностей.
В статье 204 УК РФ - необходимо установить для лиц, занимающих в них руководящие должности, повышенную меру ответственности, соответствующую, к примеру, санкции, предусмотренной ч.1 ст.290 УК РФ (Получение взятки), это поспособствует исполнению конституционного принципа, гарантирующее всеобщее равенство перед законом и судом.
Анализ статьи 292 УК РФ привел к выводу, что во всех случаях служебный подлог должен квалифицироваться совместно с другими преступлениями, в том числе с профессиональными проступками, поскольку второе преступление является лишь способом совершения первого и охватывается его составом.
Установлена необходимость исключить из п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 19 такой приведенный пример организационно-распорядительной функций, как прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии. Поскольку приведенный пример носит спорный характер.
В пункт 1 статьи 575 ГК РФ в отношении дарения подарков необходимо привести в соответствии с законом о противодействии коррупции. Предлагается установить однозначный запрет на дарение подарков на сумму 3000 рублей в связи с осуществлением служебной деятельности, либо убрать пункты 1 и 2 части 1 статьи 575 ГК РФ, запрещающие дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей от имени малолетних их законных представителей; работникам образовательных и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на воспитании, родственниками этих граждан.
В статье 19.28 КоАП РФ необходимо установить перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей, в частности в сфере образования. Следует предусмотреть возможность освобождения от административной ответственности юридических лиц, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо юридическое лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. При этом следует четко определить, какие конкретно лица могут действовать в интересах юридического лица.
В абзац 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ необходимо внести изменения в части дополнения в содержащийся перечень преступлений, преступлениями коррупционной направленности, всеми видами хищений, иных корыстных преступлений, злоупотреблениями должностными полномочиями.
Анализ правовых и организационных мероприятий на локальном уровне показал на наличие ряда следующих общих проблем, которые возникают из-за проблемы применения статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
неопределенность минимального антикоррупционного стандарта в сфере предупреждения коррупции; наличие необоснованно широких полномочий в выборе конкретных мер противодействия коррупции для правоприменителя; рекомендательный характер нормы.
На основании этого установлено, что отсутствие единого подхода к применению антикоррупционных мер, наличие широких полномочий в выборе правоприменителя и рекомендательных характер нормы способствует тому, что при анализе антикоррупционных документов образовательных встречается разный объем и категорий антикоррупционных мероприятий. Получается, что работа по борьбе с коррупцией в разных образовательных организациях ведется неравномерно и зависит от сознательности руководителя образовательной организации.
Применение в локально-нормативных актах размытых формулировок, способствующих к неверной трактовке документа, как следствие возникновение коррупционных правонарушений.
Применение формального подхода руководителей образовательных организаций к исполнению требований по разработке антикоррупционных мероприятий. На практике, чаще всего разрабатывается пакет документов по антикоррупционной политике для того, чтобы «было», а по факту мероприятия не проводятся. До сих пор встречаются, случаи, когда в образовательных организациях вообще отсутствуют локально-нормативные акты, регламентирующие деятельность по борьбе с коррупцией;
Отсутствие в антикоррупционной политике образовательных организаций мероприятий, разработанных с учетом специфики сферы образования. Как видно из Методических рекомендаций для разработки и принятия организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством Труда и социальной защиты РФ и Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273- ФЗ представлены обобщенные мероприятия по антикоррупционной деятельности, без учета специфики той или иной сферы деятельности, а многие организации, как описано выше, формально подходят к разработке антикоррупционных процедур. Вследствие чего возникают «пробелы» в антикоррупционной деятельности, способствующие развитию коррупции.
В связи с этим, в целях минимизации коррупции в образовательной организации, необходимо:
- законодательно закрепить единый подход к формированию антикоррупционной политике образовательной организации;
- определить конкретный объем мероприятий с учетом специфики образовательной сферы для применения в образовательной организации;
- определить набор локально-нормативных актов, регламентирующий антикоррупционную деятельность образовательной организации;
- законодательно закрепить обязанность руководителей и сотрудников образовательных организаций проходить повышение квалификации по антикоррупционной деятельности.
В целях совершенствования системы предупреждения коррупции в образовательной организации разработаны адаптированные к сфере образования методические рекомендаций по применению антикоррупционных мер, а также разработан типовой проект антикоррупционной программы.
Установлено, что коррупция в сфере образования современной России достигла критической отметки. Несмотря на принимаемые законодателями меры, коррупционных преступлений и правонарушений из года в год не становиться меньше, а наоборот статистика показывает динамику увеличения числа лиц, совершаемых данные преступления.
Оказалось, что причины появления коррупции в образовании можно классифицировать по ряду факторов. Например, по причинам, лежащим в основе коррупционных рисков, можно выделить такие причины проявления коррупции как: причины организационной, экономической, политической направленности. Источники формирования коррупции указывают на то, что условия коррупционного риска можно считать внешними и внутренними. Проведенный анализ показал, что к группе внешних причин относятся причины связанные с общими условиями функционирования системы образования и включают политическую, экономическую и правовую составляющую. Однако внутренние причины определяются
организационными рамками и правовой деятельностью внутри образовательной организации, хотя они также могут содержать экономическую и социальную составляющую.
Анализ правоприменительной практики показал, что наиболее характерными видами проявления коррупции в сфере образования являются: хищение; злоупотребление должностными полномочиями; взяточничество (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве); мошенничество; вымогательство; фаворитизм; служебный подлог.
При рассмотрении Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» необходимо резюмировать что в целях обеспечения единства подходов к формированию антикоррупционной политики в образовательных организациях, целесообразно унифицировать перечень антикоррупционных мер для образовательных организаций государственного и частного секторов, а также установить обязательный характер применения. Таким образом, ликвидируется возможность для администрации образовательного учреждения выбирать содержание и количество конкретных процедур и мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных актов, что позволит исключить риск возникновения коррупционных факторов.
При рассмотрении понятия «коррупция» установлено, что в Законе дана расплывчатая формулировка, которая привела к легализации коррупциогенной нормы, толкование которой зависит только от правоприменителя. На основании этого было сформулировано более простое понятие коррупции, под которой следует понимать, что коррупция - это исполнение или неисполнение трудовых (служебных) обязанностей в личных или корыстных интересах, с целью незаконного получения вознаграждения или права на него в любой форме лицами, выполняющими организационно - распорядительные, административно-хозяйственные и профессиональные функции, а так же представителями власти.
Дополнить главу 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» статьей, где будут прописаны единые антикоррупционные стандарты поведения в отношении как педагогических, так и иных категорий работников образовательных организаций.
Дополнить статью 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» такими понятиями как «кумовство» и «фаворитизм», при этом под понятием «кумовство» следует понимать - послабления и поблажки в угоду приятельским отношениям или родственным связям, а под понятием «фаворитизм» - покровительство представителя образовательной организации, понравившемуся ему человеку, путем предоставления льгот, преимуществ.
Расширить перечень оснований наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников образовательного учреждения и последующего разрыва с ними трудовых отношений. Следует добавить в ч. 3 ст. 48 Закона «Об образовании» следующие запреты, которые будут служить основанием для расторжения трудового договора, например: запрет разделения обучающихся по принципу фаворитизма и кумовства; использование в собственных интересах помощи обучающихся, родителей и законных представителей; навязывание приобретения изданной преподавателем литературы;
неформальные межличностные отношения между обучающимися и работниками педагогического состава.
Прием на работу профессорско-преподавательского состава необходимо проводить не только с помощью конкурсной (выборной) процедуры, но и в соответствии с нормативно разработанной процедурой оценки личностных и психологических качеств кандидата, а также выявления его личностных особенностей на склонность к коррупционной деятельности.
Внести поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации - добавить профессиональные функции к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным, либо дополнить новой статьей, предусматривающей уголовную ответственность за получение незаконного вознаграждения в связи с исполнением профессиональных обязанностей.
В статье 204 УК РФ - необходимо установить для лиц, занимающих в них руководящие должности, повышенную меру ответственности, соответствующую, к примеру, санкции, предусмотренной ч.1 ст.290 УК РФ (Получение взятки), это поспособствует исполнению конституционного принципа, гарантирующее всеобщее равенство перед законом и судом.
Анализ статьи 292 УК РФ привел к выводу, что во всех случаях служебный подлог должен квалифицироваться совместно с другими преступлениями, в том числе с профессиональными проступками, поскольку второе преступление является лишь способом совершения первого и охватывается его составом.
Установлена необходимость исключить из п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 19 такой приведенный пример организационно-распорядительной функций, как прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии. Поскольку приведенный пример носит спорный характер.
В пункт 1 статьи 575 ГК РФ в отношении дарения подарков необходимо привести в соответствии с законом о противодействии коррупции. Предлагается установить однозначный запрет на дарение подарков на сумму 3000 рублей в связи с осуществлением служебной деятельности, либо убрать пункты 1 и 2 части 1 статьи 575 ГК РФ, запрещающие дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей от имени малолетних их законных представителей; работникам образовательных и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на воспитании, родственниками этих граждан.
В статье 19.28 КоАП РФ необходимо установить перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей, в частности в сфере образования. Следует предусмотреть возможность освобождения от административной ответственности юридических лиц, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо юридическое лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. При этом следует четко определить, какие конкретно лица могут действовать в интересах юридического лица.
В абзац 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ необходимо внести изменения в части дополнения в содержащийся перечень преступлений, преступлениями коррупционной направленности, всеми видами хищений, иных корыстных преступлений, злоупотреблениями должностными полномочиями.
Анализ правовых и организационных мероприятий на локальном уровне показал на наличие ряда следующих общих проблем, которые возникают из-за проблемы применения статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
неопределенность минимального антикоррупционного стандарта в сфере предупреждения коррупции; наличие необоснованно широких полномочий в выборе конкретных мер противодействия коррупции для правоприменителя; рекомендательный характер нормы.
На основании этого установлено, что отсутствие единого подхода к применению антикоррупционных мер, наличие широких полномочий в выборе правоприменителя и рекомендательных характер нормы способствует тому, что при анализе антикоррупционных документов образовательных встречается разный объем и категорий антикоррупционных мероприятий. Получается, что работа по борьбе с коррупцией в разных образовательных организациях ведется неравномерно и зависит от сознательности руководителя образовательной организации.
Применение в локально-нормативных актах размытых формулировок, способствующих к неверной трактовке документа, как следствие возникновение коррупционных правонарушений.
Применение формального подхода руководителей образовательных организаций к исполнению требований по разработке антикоррупционных мероприятий. На практике, чаще всего разрабатывается пакет документов по антикоррупционной политике для того, чтобы «было», а по факту мероприятия не проводятся. До сих пор встречаются, случаи, когда в образовательных организациях вообще отсутствуют локально-нормативные акты, регламентирующие деятельность по борьбе с коррупцией;
Отсутствие в антикоррупционной политике образовательных организаций мероприятий, разработанных с учетом специфики сферы образования. Как видно из Методических рекомендаций для разработки и принятия организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством Труда и социальной защиты РФ и Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273- ФЗ представлены обобщенные мероприятия по антикоррупционной деятельности, без учета специфики той или иной сферы деятельности, а многие организации, как описано выше, формально подходят к разработке антикоррупционных процедур. Вследствие чего возникают «пробелы» в антикоррупционной деятельности, способствующие развитию коррупции.
В связи с этим, в целях минимизации коррупции в образовательной организации, необходимо:
- законодательно закрепить единый подход к формированию антикоррупционной политике образовательной организации;
- определить конкретный объем мероприятий с учетом специфики образовательной сферы для применения в образовательной организации;
- определить набор локально-нормативных актов, регламентирующий антикоррупционную деятельность образовательной организации;
- законодательно закрепить обязанность руководителей и сотрудников образовательных организаций проходить повышение квалификации по антикоррупционной деятельности.
В целях совершенствования системы предупреждения коррупции в образовательной организации разработаны адаптированные к сфере образования методические рекомендаций по применению антикоррупционных мер, а также разработан типовой проект антикоррупционной программы.
Подобные работы
- Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Государственные закупки и механизмы их реализации в рыночных условиях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Правовые аспекты антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - Роль прокуратуры в предупреждении коррупции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Международное сотрудничество по противодействию коррупции в сфере образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Предупреждение коррупции в сфере муниципального управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Развитие организационно-правового механизма противодействия коррупции в сфере дошкольного образования (на примере города Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - Антикоррупционная деятельность в образовательных организациях высшего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



