Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самореализация молодежи в крупном промышленном городе: социологический анализ

Работа №112593

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к социологическому изучению феномена самореализации молодежи в крупном городе 9
1.1. Методологические основы социологического изучения феномена самореализации молодежи 9
1.2. Условия крупного промышленного города для самореализации молодежи 16
Глава 2. Социологический анализ проблем самореализации молодежи на основе эмпирического исследования 23
2.1. Сравнительный анализ мнений юношей и девушек о личностной самореализации 23
2.2. Анализ и интерпритация мнений молодежи о выбранной профессии 33
Заключение 43
Список используемой литературы и источников 45
Приложение 50

Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы возрос интерес к проблеме самореализации молодежи в современном обществе, так как в настоящее время радикально меняются все социальные институты и общественные отношения [25]. Из-за этого изучение особенностей феномена самореализации молодежи становится в особенности актуальной и важной исследовательской проблемой.
Молодежь сегодня рассматривается как важнейший культурный, профессиональный и интеллектуальный резерв российского общества, от развития и качества жизни которого зависит судьба России [51]. Именно в молодом возрасте осуществляется осознанный выбор своего жизненного пути: занятия в досуговое время, профориентация, самостоятельное принятие решений, стремление к саморазвитию и изменениям. На сегодняшний день особенная значимость проблемы самореализации личности определена тем, что представляет собой своеобразный критерий в формировании личности. Социальная самореализация личности заключается в достижении социальной жизненной успешности. Личностная самореализация обеспечивает развитие таких качеств как коммуникабельность, трудолюбие, интеллектуальность, нравственность, ответственность, настойчивость, любознательность, инициативность и ведет к духовному росту индивида. Личностная самореализация прослеживается в процессе жизнедеятельности человека. Личностная самореализация становится возможной только при условии того, что человек самостоятельно будет осознавать свои собственные способности, потребности, задатки, интересы, таланты. Именно на основании собственных потребностей человек выстраивает цели.
Говоря иными словами, вся жизнедеятельность субъекта строится на череде действий, которые направлены на достижение поставленных жизненных целей и личностную самореализацию. Для жизненной успешности необходимо прилагать какие-либо усилия, которые состоят из определенных стратегий и целей.
В сформировавшихся на сегодняшний день условиях многие молодые люди не видят перспектив своего личного и карьерного роста: коррупция и связи в подавляющем большинстве случаев играют большую роль, чем выдающиеся индивидуальные качества. Из этого получается, что молодые люди отстраняются от политики, у них появляется чувство обиды на собственное государство, не способное удовлетворить их амбиции. Первостепенной задачей в сложившихся условиях В. Путин считает вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь страны и привлечение ее к решению собственных проблем, поскольку «трудно представить молодежную политику без самой молодежи» [12]. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации обозначает основной целью молодежной политики «развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России» [12]. Иными словами, самореализация молодежи утверждается главной целью государственной молодежной политики. Одновременно в стратегии говорится, что «главным результатом реализации стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны» [30]. Абсолютно объективно в таком случае то, что именно самореализация молодого поколения не является результатом, а результатом является в этом случае то, к чему приводит эффективная самореализация - усовершенствование положения молодого поколения и повышение ее вклада в развитие страны. В настоящее время в политике нашего государства играет большую роль культура, образование и патриотическое воспитание молодёжи. От взглядов молодежи зависит судьба нашей страны, будущее России.
Для нашей страны немаловажно, чтобы молодёжь осознавала всю значимость в национальной политике, в её культурном и национальном многообразии. В нём, в данном многообразии, бесспорно, сила, преимущество нашей страны, веками впитывающая различные традиции, культуры, разные этносы. За счёт такого взаимообогащения развивалась, усиливала собственную самобытность вся наша большая страна. А в случае если данная гармония нарушалась, нарушалась и внутренняя прочность самой страны. Тем все выше предъявляются требования к нашей образовательной, культурной, национальной политике. Очевидно, что обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек, по сути, застрахован от вируса национализма и нетерпимости.
Молодым людям нужно помогать раскрыть свой творческий и лидерский потенциал. Это будущее нашей родины. В нашей стране доля молодежи составляет примерно треть от общей численности населения. Доля молодежи в общей численности населения городского округа Тольятти составляет около 30 %. Дальнейшее успешное социально-экономическое развитие городского округа во многом будет определяться тем, насколько молодежь: знает и принимает цели и задачи развития городского округа, связывает с ним свои жизненные перспективы; обладает необходимыми физическими, интеллектуальными и нравственными качествами; имеет необходимые возможности для участия в общественно-политической и культурной жизни города.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время одной из ключевых тем современного социально-гуманитарного знания является проблема самореализации, основы изучения которой были заложены в работах представителей американской гуманистической психологии К. Гольдштейна, А. Маслоу, К. Роджерса, Дж. Бьюдженталя, B. Франкла, Р. Мэя, И. Ялома. Изучение самореализации личности отечественными исследователями связано с рассмотрением отдельных сторон данной проблемы: самосознания (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Э. В. Ильенков, В. А. Лекторский, И. С. Кон, Е. В. Кораблева, C. Л. Рубинштейн, Л. В. Скворцов, В. В. Столин); смысла жизни (Л. П. Буева, В. Е. Кемеров, Г. С. Малыгин, А. Г. Москаленко, Н. Ф. Наумова, B. Ф. Сержантов и др.); нравственных аспектов (В.Т. Лисовский, И. С. Кон, А. Х. Аюпова); психологических факторов (М. Р. Гинзбург, Л. В. Куликов, А.Б. Орлова).
Объектом данного исследования является феномен самореализация молодежи.
Предмет изучения - социальные особенности феномена самореализации молодежи в крупном промышленном городе.
Целью исследования является изучение феномена самореализации молодежи в крупном промышленном городе.
Задачи исследования:
1. Выявить методологические основания социологического изучения самореализации молодежи.
2. Рассмотреть условия промышленного города в аспекте самореализации молодежи.
3. Изучить особенности самореализации молодежи в крупном промышленном городе.
4. Рассмотреть мнение молодежи о выбранной профессии (сфере деятельности).
Теоретико-методологическая база исследования. Основой данного исследования выступают следующие теории и методологические подходы:
субъектно-деятельностный подход, определяющий личность как субъекта, способного к совершенствованию себя и окружающего мира и разрешению противоречий между системой, которой является сам человек, и объективными (социальными, техническими и др.) системами (Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, П. Ф. Кравчук, C. Л. Рубинштейн и др.);
исследования жизненного пути личности и биографический подход к изучению личности (Б. Г. Ананьев, Л. П. Бочкарева, Е. И. Головаха, А. В. Грибакин, О. А. Киселева, Ю. М. Резник, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Сохань), общими положениями которых выступают трактовка жизнедеятельности человека как системы целей самореализации личности и понимание жизненного пути как процесса ее самореализации в социальной реальности;
концепция качества жизни, включающая как объективные, так и субъективные показатели (субъективное благополучие) уровня жизни человека, которые отражают степень удовлетворения потребностей и ценностных структур личности, используется для разработки критериев самореализации личности (Г. Бекер, Е. Динер, Ф. Конверс, С. Райт, У. Роджерс, И. Сакс, П. Стритен, М. К. Горшков, И. Т. Левыкин, Т. Н. Савченко);
социокультурный подход (М. Вебер, П. Сорокин, Ю. Р. Вишневский, Е. А. Когай, Н. И. Лапин, Ф. И. Минюшев, В. Т. Шапко и др.), в рамках которого признается взаимообусловленность социальной и культурной сторон общественной жизни, что позволяет охарактеризовать социокультурные основания самореализации молодежи в их единстве и взаимосвязи;
феноменологический подход самореализация выступает как сознательно осуществляемая субъектом теоретическая деятельность по анализу своей жизненной ситуации, по выявлению наличных жизненных проблем и ресурсов для их решения (К. Гольштейн);
социально-психологический подход основан на понимании значимости условий социальной среды и включенности молодежи в социальные группы. (К. Роджерс, Р. Даймонд).
Методы исследования: анкетирование (N=200); экспертное интервью (N=7).
Структура бакалаврской работы. Данная работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Молодежь сегодня - важнейший культурный, профессиональный и интеллектуальный резерв российского общества, от развития и качества жизни которого зависит судьба России. Самореализация молодежи занимает важное место в развитии любого общества.
С целью изучения феномена самореализации молодежи в крупном промышленном городе, нами было проведено социологическое исследование.
Исходя из результатов анкетного опроса и интервью можно сказать, что важными качествами, формирующими досуг, являются: любознательность, хорошая физическая форма, целеустремленность и отзывчивость. Мотивацией для молодежи является возможность постоянно развиваться, развлечения и потребность в общении. Для молодежи главными в жизни являются материальные и духовные ценности в равном соотношении. Молодое поколение считает, что саморазвитию препятствует недостаток денег, большие учебные нагрузки и нехватка свободного времени. Молодежь считает, что мешает саморазвитию такие личные причины как: усталость, неправильное распределение своего времени и страх новых начинаний.
В выборе деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности, её направленность, степень формирования жизненной позиции. Чем ответственнее личность занимается выбранной деятельностью, тем целенаправленнее и быстрее формируется жизненная позиция личности.
Для успешной самореализации молодое поколение должно чувствовать опору и поддержку со стороны окружающих. Речь идет не только о семье и общеобразовательной системе. Государство в полной мере должно создавать благоприятные условия для жизнеобеспечения юного поколения и формирования гармоничной личности. Если молодежь не чувствует гарантий, определенного залога в успешности своего будущего, то это способствует появлению чувства страха, неуверенности в завтрашнем дне. Нужно помочь молодежи сформироваться, создав все необходимые благоприятные условия для развития и реализации потенциала.
На основании анализа научной литературы, посвященной проблемам самореализации молодежи в крупном промышленном городе и результатов проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации:
1. Семье и близкому окружению нужно передавать молодому поколению ценный опыт и формировать нравственные ценности.
2. Сформировать систему сопровождения и поиска талантливой молодежи.
3. Повысить уровень здоровья молодежи.
4. Молодежь должна получать больше информации о различных интересных мероприятиях.
5. Каждый человек должен быть уверен, что настойчивый, честный и упорный труд - это возможность достичь успеха, и государство будет содействовать в этом, так как механизм управления страной должен быть заинтересован в получении достойных кадров и воспитании достойного молодого поколения.


1. Агапова Е. П. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 446 с.
2. Алещенок С. В. Государственная поддержка молодежных организаций: мировой опыт. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 146 с.
3. Арямова Т. В. Занятия россиян в свободное время // Вестник ТИУиЭ. -2014. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/zanyatiya-rossiyan-v-svobodnoe-vremya (дата обращения: 27.03.2019).
4. Аюпова А. Х. Особенности самореализации российской молодежи: социокультурный анализ // Вестник КемГУ. - 2014. - № 3 (59) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samorealizatsii-rossiyskoy-molodezhi-sotsiokulturnyy-analiz (дата обращения: 22.03.2019).
5. Бабинцев В. П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики. // Молодежная политика: информационный бюллетень. - 2014. - № 96 - 100. - 65 с.
6. Бекешкина И. Э. Смысл жизни и нравственная самореализация // Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально­психологического исследования) / Отв. ред. Л. В. Сохань / Институт философии АН УССР. Киев: Наукова думка, 1987. - С. 133 - 148.
7. Власенко Л. В. Роль молодежи в процессах преобразования общества / Л. В. Власенко // Научный диалог. - 2014. - № 5 (29): История. Социология. - С. 126 - 140.
8. Вязина К. Я. Саморазвитие человека (инновационный опыт) / Под ред. Т. Я. Стрешина. - Н. Новгород, 1999. - 140 с.
9. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 - 52.
10. Григорьева Е. И. Особенности творческой самореализации студенческой молодежи в условиях досуга // Культура и образование. - 2013. - № 2 - 4 (11). - С. 111 - 114.
11. Грищук М. В. Самореализация молодежи пути реализации / М. В. Грищук // Наука - Костанай. - Казахстан: КИнЭУ, 2006. - № 3. - С. 49 - 52.
12. Зеленкова М. М. Будущее молодежной политики в России (анализ предвыборных выступлений В. В. Путина) // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4 - 1. - С. 181 - 185.
13. Иваненков С. П., Кусжанова А. Ж. Возможности самореализации молодежи в условиях социальных трансформаций (по материалам социологического исследования в Оренбургской области): монография. - Оренбург, 2012. - 24 с.
14. Ильинский И. М. Молодёжь и молодёжная политика: Философия. История. Теория / И. М. Ильинский. - Москва: Голос. - 2001. - 696 с.
15. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. // Социологические исследования. - 2015. - № 3. - С. 37-42.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ