Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Работа №128432

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы132
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования самореализации молодежи 9
1.1. Самореализация личности: понятие, типы и условия достижения 9
1.2. Особенности самореализации молодежи и взаимосвязь с субъективным благополучием 23
1.3 Гендерные особенности самореализации молодежи 40
Глава 2. Опыт работы организаций, содействующих самореализации молодежи 47
2.1.Инфраструктура организаций социальной сферы, обеспечивающая процесс самореализации молодежи 47
2.2. Основные принципы и направления деятельности организаций, способствующих самореализации молодежи 55
2.3. Задачи социальной работы по содействию самореализации молодежи в Санкт-Петербурге 67
Глава 3. Содействие самореализации молодежи в Санкт-Петербурге (на примере ПМЦ «Охта») 73
3.1. Программа эмпирического исследования 73
3.2. Анализ результатов исследования самореализации и уровня субъективного благополучия молодежи Санкт-Петербурга 77
3.3. Анализ результатов исследования направлений и форм деятельности ПМЦ «Охта» на предмет содействия самореализации молодежи 89
Заключение 100
Список литературы 104
Приложения 113

Эффективное развитие и реализация возможностей, предоставленных человеку - актуальная тема для различных сфер научной деятельности. В настоящее время человеческий капитал представляет самую большую ценность для организации, а навыки, способности и умения человека напрямую зависят от пройденного этапа социализации и самореализации.
Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. И общеизвестен тот факт, что этот процесс занимает важное место в рамках становления и социализации индивида. Именно в ходе самореализации выявляются таланты, профессиональная ориентация, возможности к эффективному познанию отдельных наук, выявляются творческие способности личности и т.д.
Проблемы самореализации могут быть выявлены в раннем детском возрасте. Однако, особый конфликт ценностей в рамках данного процесса, как правило, возникает у молодежи. И здесь необходимо сосредоточить усилия не только семьи, социального окружения, но и государства, а также компетентных органов по социальной и молодежной политике на содействии эффективной самореализации.
Молодежь является объектом научного анализа многих социально-гуманитарных наук: термин «молодежь» входит в категориальный аппарат и имеет свою специфику рассмотрения в социологии, психологии, педагогике, демографии, политике, праве, истории.1 В последнее время задача содействия самореализации молодежи со стороны именно социальной работы также активно обсуждается в работах различных исследователей - психологов и социологов. Особое место в обеспечении эффективного процесса самореализации молодежи занимает деятельность организаций, подведомственных комитету по социальной политике и комитету по молодежной политике.
Необходимо, однако, выделить некоторые рекомендации по развитию данной сферы, так как некоторые направления профилактической социальной работы требуют корректировок, в особенности это касается семейных взаимоотношений, общего уровня социального благополучия молодежи, а также практической деятельности отдельных организаций.
В целом, социальная работа с молодежью в России является частью государственной политики, которая реализуется через Концепцию государственной молодежной политики. Согласно определению социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия».2 Социальная работа направлена на оказание помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В идеале она может способствовать тому, чтобы уровень субъективного благополучия у каждого человека в обществе был высоким. Также учреждения социальной сферы призваны содействовать и самореализации личности.
В рамках выпускной квалификационной работы мы будем рассматривать такую возрастную группу, как молодежь, так как это обусловлено рядом причин. Главным образом тем, что молодежь является будущим любого общества, и поэтому государство видит стратегически важным развитие молодежной политики. Для молодежи особенно важны возможности самореализации, личностного роста, достижения жизненных целей. Молодежь выступает наиболее динамичной, восприимчивой к внешним воздействиям социальной группой, которая легче других возрастных и социально-демографических групп адаптируется к качественно новым обстоятельствам.
Ю.М. Пасовец отмечает, что «изучение самореализации как сущностной характеристики социального и личностного развития молодежи составляет одну из важных задач социологии..».3 А.Х. Аюпова в статье «Особенности самореализации российской молодежи: социокультурный анализ» утверждает, что на данном этапе развития российского общества молодые люди устремлены к «всечеловеческим ценностям», у молодежи возрастает стремление к самопознанию, самореализации.4
В период подросткового возраста наблюдается рост активности, подростки самостоятельно находят возможности для развития собственных интересов, могут самостоятельно выбирать кружки и клубы, что ведет к раскрытию потенциала, способностей личности. В Санкт- Петербурге возможности для саморазвития молодежи поддерживается широкой инфраструктурой социальных учреждений: молодежных центров, клубов, домов творчества, подведомственных комитету по социальной политике Санкт-Петербурга. Необходимо определить, каковы проявления самореализации, субъективного благополучия молодежи, и как организации социальной сферы Санкт-Петербурга могут содействовать общему уровню субъективного благополучия молодежи и самореализации личности. Важно выделить направления, связанные с профилактической работой и определить роль семейных и социальных взаимоотношений в процессе самореализации.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что организации сферы социальной работы играют значимую роль в содействии самореализации молодежи. Успешный процесс самореализации напрямую зависит от возможностей, предоставляемых обществом. А институт социальной работы выступает одним из важных социальных субъектов, способствующих тому, чтобы эти возможности реализовывали целевые группы. Это касается не только профилактики отклонений, но и формирования способностей молодых людей, укрепления потенциала сильной личности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: труды о самореализации личности таких исследователей, как Вахромов Е.Е., Зобов Р.А., Егорычева И.Д., Коростылева Л.А., Соколовых О.В. и т.д. Также были изучены идеи субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в зарубежной психологии М. Аргайла, К.Роджерса, в отечественной науке Р.М. Шамионова. Рассмотрены исследования в сфере самореализации молодежи следующих авторов: Пасовец Ю.М., Случцкий Г., Иванов М. С., Харченко Е.В. Лапшин В.А. и других.
Цель работы: оценить современное состояние и перспективы развития социальной работы по содействию самореализации молодежи в Санкт- Петербурге.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
1. Определение основных составляющих самореализации молодежи.
2. Анализ основных подходов к изучению понятия и процесса самореализации, а также взаимосвязи самореализации с субъективным благополучием личности.
3. Определение основных задач и направлений социальной работы в рамках содействия самореализации молодежи.
4. Анализ инфраструктуры и практики учреждений Санкт-Петербурга в сфере содействия самореализации молодежи.
5. Проведение эмпирического исследования, посвященного изучению деятельности по содействию самореализации в Подростково-молодежном центре «Охта».
Объект исследования: молодежь (от 14 до 30 лет), проживающая в г. Санкт-Петербург, специалисты ПМЦ «Охта».
Предмет исследования: основные характеристики и факторы процесса самореализации молодежи, направления по работе с молодежью в деятельности организаций, подведомственных комитету по социальной политике и комитету по молодежной политике, а также в рамках деятельности ПМЦ «Охта».
Гипотезы:
• Явление самореализации личности необходимо рассматривать через призму творческой, профессиональной и социальной самореализации.
• Самореализация личности, в том числе самореализация молодежи, является компонентом субъективного благополучия.
• Организации социальной работы удовлетворяют потребность молодежи в самореализации и обеспечивают должный уровень субъективного благополучия.
• Молодежь недостаточно осведомлена о деятельности организаций социальной работы в г. Санкт-Петербург.
• Направления деятельности ПМЦ «Охта» обеспечивают удовлетворение потребности молодых людей в самореализации.
Тип исследования: академическое (получение нового знания об объекте, статистических данных).
Методы работы: анализ литературы, анкетирование, стандартизированное интервью с экспертами.
Генеральная совокупность: молодежь, проживающая в г. Санкт- Петербург, а также заведующие ПМК. Количество информантов для интервью - 5 заведующих клубами ПМЦ «Охта», общее количество опрошенных молодых людей - 126 человек в возрасте от 14 до 30 лет.
База прикладного исследования: СПб ГБУ Подростково-молодёжный центр «Охта» г. Санкт-Петербург.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Дополнительные материалы исследования включены в приложения.
Во введении описана актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования, поставлены цели, перечислены методы и определены задачи.
В первой главе проанализированы особенности и типы самореализации личности, условия развития и самореализации молодежи, а также рассмотрена связь самореализации с феноменом субъективного благополучия.
Во второй главе описаны направления деятельности организаций социальной сферы, оказывающих содействие самореализации молодежи, проживающей в Санкт-Петербурге. В третьей главе описана методология эмпирического исследования содействия самореализации молодежи Санкт- Петербурга, представлен алгоритм исследования, задачи и результаты проведенного исследования. Список литературы содержит 65 источников. Материалы проведенного эмпирического исследования вынесены в Приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование, посвященное роли социальной работы в содействии процессу самореализации молодежи Санкт - Петербурга. Исходя из полученных результатов теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1) Самореализация рассматривается через призму стремления человека к личностному росту, поиска и стремления человека к реализации своих способностей. В структуру самореализации входят творческая, профессиональная и социальная самореализация личности. К основным условиям самореализации относят воспитание, образование и культуру индивида.
2) Существует связь самореализации с субъективным благополучием. Так как субъективное благополучие предполагает удовлетворение потребностей индивида, реализацию прав, улучшение качества жизни, наличие доступа к необходимым ресурсам можно сказать, что от уровня субъективного благополучия зависит и успешный процесс самореализации личности. При этом субъективное благополучие следует рассматривать через когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты, оно проявляется в удовлетворенности жизнью, положительных и отрицательных эмоциях на те или иные события, а также в личной, в т.ч., творческой активности, стремлении к профессиональному самоопределению, достижению жизненных целей. В становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в отношении личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных этапах и в разных жизненных обстоятельствах. Самореализация молодежи происходит в нескольких сферах жизнедеятельности (образовательно-профессиональной, социально-политической, сфере семейных отношений, сфере досуга).
3) На сегодняшний день организации социальной работы содействуют самореализации молодежи, ставя перед собой цели: создание системы социального обслуживания молодежи, выявление факторов, обуславливающих развитие асоциального поведения, оказание экстренной помощи, решение различных проблем молодежи. В Санкт-Петербурге необходимо развивать социальную политику и расширять инфраструктуру учреждений, содействующих самореализации. Деятельность социальных учреждений города является одним из направлений социальной и молодежной политики региона. Сегодня в Санкт-Петербурге поддерживаются ключевые направления молодежной политики (вовлечение в общественную жизнь, информирование о возможностях личностного развития) через деятельность центров содействия семейному воспитанию, домов творчества и т.д.
4) Социальная инфраструктура города Санкт-Петербург, направленная на развитие потенциала молодого поколения, представлена деятельностью следующих учреждений: Комитет по молодежной политике и связям с общественными организациями, Комитет по социальной политике, Центры содействия семейному воспитанию, дома молодежи, центры занятости молодежи, молодежные клубы и дома творчества. Все перечисленные учреждения Санкт-Петербурга содействуют самореализации личности в разных ее проявлениях (социальная, творческая, профессиональная). Например, «Дом молодежи» содействует развитию взаимоотношений с семьей, социальной и творческой самореализации, «Контакт» акцентирует внимание на таких направлениях деятельности, как образовательные организации, волонтерство, пропаганда здорового образа жизни, «Дзержинец» развивает направления по занятиям спортом, стрельбе, искусством. Различные дома творчества развивают конкретно творческие направления, в то время как профессиональное и информационное направления реализованы плохо, информация представлена только на официальных сайтах. Практически во всех учреждениях для творческой и профессиональной самореализации проводятся конкурсы разных форматов. Образовательная функция реализуется в рамках мероприятий, спортивных секций и т.п. Социальная самореализация поддерживается путем привлечения молодежи в процесс взаимодействия со сверстниками, деловые игры, подготовку совместных проектов.
5) Задачи социальной работы по содействию самореализации молодежи в Санкт-Петербурге состоят в том, чтобы обеспечивать социальную защиту подросткам и их семьям; проводить мероприятия по профилактике девиантного поведения; обеспечивать доступ молодежи к системе качественного здравоохранения и предоставления социальных гарантий; проводить мероприятия, направленные на самоопределение в профессиональном плане, на развитие творческих талантов; способствовать раскрытию потенциала молодежи и всестороннее психологическое и физическое развитие детей. Социальная работа может способствовать самореализации молодёжи через досуг, хобби, спорт и творчество, участие в добровольческих проектах клубов.
6) По результатам анкетного опроса среди молодежи был сделан вывод, что в Санкт-Петербурге имеются возможности для успешного процесса самореализации в рамках функционирования ПМЦ. При этом, была исследована общая удовлетворенность жизнью среди молодежи: 32,4% недостаточно удовлетворены жизнью, 32,6% полностью удовлетворены. Остальные отметили среднюю удовлетворенность жизнью, что позволяет судить о неустойчивом уровне субъективного благополучия. Тем не менее сотрудники ПМЦ «Охта» считают, что предоставляют достаточно возможностей для творческого развития на бесплатной основе.
7) Были разработаны рекомендации для социальных работников, которые заключаются в привлечении дополнительных ресурсов в ПМЦ, расширении рекламных кампаний в рамках распространения информации об услугах ПМЦ, улучшении условий жизни и организации мероприятий, направленных на саморазвитие молодежи, а также в выстраивании эффективных коммуникаций между сотрудниками клубов и воспитанниками.
8) В ходе эмпирического исследования также было выявлено, что в ПМЦ «Охта» молодые люди могут выбирать для себя различные направления деятельности (спорт, творческая деятельность, получение психологической помощи, возможность посещения тренингов по личностному саморазвитию). Трудностью в работе ПМЦ является привлечение молодых людей в клубы и недостаточно высокий уровень осведомлённости молодёжи о деятельности клубов, что было предложено устранить с помощью рекламных кампаний в СМИ.
Таким образом, анализ направлений социальной работы с молодежью свидетельствует, что акценты в ее реализации смещаются на содействие самореализации, что соответствует инновационным подходам к работе с молодежью и роли государства в этом процессе. ПМЦ обеспечивают молодых людей всем необходимым для развития творческих способностей и формирования личности с широким кругом интересов, самостоятельной, целеустремленной, образованной, что делает значимый вклад в создание базы для самореализации молодежи. Однако, в процессе исследования выявлены некоторые трудности в работе ПМЦ и предложены рекомендации по улучшению деятельности центра.


1. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://ppt.ru/docs/postanovlenie/vs/n- 5090-1-98449 (дата обращения 05.04.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_98451/ (дата обращения: 24.03.2020).
3. Агапов, Е. П. Социальная помощь и культура / Е. П. Агапов // Вопросы социального обеспечения. - 2006. - № 21. - С. 32-33.
4. Арчакова, Т. О. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т. О. Арчакова, А. Н. Веракса, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 6. - C. 68-76.
5. Ахмедова, З. М. Технологии социальной работы с молодёжью / З. М. Ахмедова, Э. М. Ахмедова // Студенческая наука XXI века : материалы XII Междунар. студенч. науч.-практ. конф., Чебоксары, 25 янв. 2017 г. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 218-219.
6. Вахромов, Е. Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности / Е. Е. Вахрамов // Философские проблемы социально-гуманитарного знания. - М.МГТУ «МАМИ», 2005. - № 5. - С.197-210.
7. Возмилкина, Е. Н. Основные направления социальной работы с молодёжью / Е. Н. Возмилкина // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2016. - №5. - С. 230-232.
8. Гафурова, Т. Р. Особенности представлений о субъективном благополучии в зависимости от его уровня / Т. Р. Гафурова, К. В. Курлина, В. И. Кочетова // European research. - 2016. - №3 (14). - С. 100-106.
9. Егорычева, И. Д. Самореализация как деятельность / И. Д. Горячева // Мир психологии. — 2005. - № 3. - С. 11-33.
10. Иванов, Е. В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности / Е. В. Иванов, Е. В. Кулаев // Ученые записки. Серия Психология. Педагогика. - 2001. - № 1 (13). - С. 14-20.
11. Капралова, Е. А. Управление социальным благополучием молодежи / Е. А. Капралова // Государственная Служба. - 2014. - №1 (87). - С. 103-105.
12. Катаева, Л. И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становление нового российского общества / Л. И. Катаева, Т. А. Полозова // Мир психологии. - 2005. - №1. - С. 147- 156.
13. Клецина, И. С. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты: практикум по гендерной психологии / И. С. Клецина. - СПб. : Питер, 2003. - С. 388-403.
14. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. - М. : Мысль, 1984. - 149 с.
15. Козлов, А. А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учебное пособие / А. А. Козлов. - М. : КНОРУС, 2005. - 368 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ