Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тенденции и эффекты прекаризации в трудовой самореализации молодежи

Работа №35446

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
483
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПРЕКАРИАТА И ПРЕКАРИЗАЦИИ 10
Раздел 2. МОЛОДЕЖЬ И ПРЕКАРИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 26
Раздел 3. ПРЕКАРИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (ОПЫТ КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ГОРОДЕ КАЗАНЬ) 51
Заключение 72
Список использованных источников и литературы

Актуальность. Проблематика социально-трудовой структуры общества является одной из актуальнейших в социологическом знании и всегда находилась в поле зрения исследователей, так как общества в своем развитии неоднократно подвергались изменениям, становились все более сложными и непредсказуемыми. На современном этапе все структуры и институты становятся более гибкими, подвижными и изменчивыми, начинают характеризоваться нестабильностью и незащищенностью. Нестабильными и незащищенными становятся и трудовые практики, профессиональные траектории и карьеры молодых людей: особую актуальность приобретают новые нестабильные стратегии занятости молодежи, способствующие образованию неустойчивой «группы» в социальной структуре современного российского общества - прекариата.
Проблематика прекаризации, в том числе и в молодежной среде в постсоветском пространстве начинает только осмысливаться. Это связано не с отсутствием научного интереса к изучению данной проблемы, а со значительной ее новизной: прекариат - продукт постиндустриальной эпохи развития общества, принципиально новое образование в социальной структуре современных обществ, в том числе и российского. Распространение прекаризации в России связывают с социально-экономическими трансформациями конца XX века - переходом на новые рыночные условия функционирования экономики. В настоящее время проблема все большей вовлеченности россиян в нестабильные и неустойчивые практики трудоустройства, многомерная статусная идентичность которых не позволяет отнести их ни к одной из существующих «социо-структурных систем» , привлекает внимание как исследователей в области социальных, экономических и политических наук, так и представителей органов государственной власти. В частности, еще в 2013 году российский государственный деятель, вице-премьер страны Ольга Голодец на конференции по экономическому и социальному развитию указала на то, что из 86 миллионов трудоспособного населения современного российского общества лишь 48 миллионов работает в секторах, которые «видны и понятны. Остальные 38 миллионов непонятно где, чем и как заняты» . Молодежь в этом смысле оказывается одной из наиболее уязвимых групп, так как именно «статус «молодости» зачастую усиливает прекаризацию его носителя» , что и обуславливает актуальность изучение прекаризации в молодежной среде как новой тенденции на пути построения профессиональных карьер и трудовой самореализации современной российской молодежи.
Степень разработанности темы. Проблематика снижения уровня стабильности занятости и социально-трудовых гарантий - прекаризации и выделения по принципу прекаризации отдельного общественного класса - «прекариата» впервые была сформулирована в конце XX столетия в рамках современных теорий постиндустриального общества. Текущий этап теоретики называют по-разному, отмечая, что на смену устойчивой социальной структуре модерного общества приходит «неустойчивая» структура постмодерна. Традиционные трудовые отношения сменяются гибкими, неустойчивыми и нестандартными формами занятости, трансформирующими облик современного общества в сторону нестабильности и неопределенности. Эти идеи связывают, прежде всего, с именами таких теоретиков современности, как М. Кастельс,
У. Бек, З. Бауман, Р. Кастель, П. Бурдье, Г. Стэндинг др.
В России первые публикации в социологической литературе по данной тематике появились лишь в 2013 году. Тогда российские исследователи обратили внимание на формирование в постсоветском пространстве новой прослойки нестабильных работников, которых отличает наличие двусторонних связей со стратификационной системой современного российского общества, отсутствие профессиональной самоидентификации, гарантий занятости, уверенности в будущем и т.п., и предложили подходить к рассмотрению вопроса о социальной структуре современного российского общества с точки зрения «экономической стабильности/нестабильности» - это работы З.Т. Голенковой, Ю.В. Голиусовой, Ж.Т. Тощенко, А.Ш. Жвитиашвили, О.И. Шкаратана, Е.Н. Гасюковой, В.В. Карачаровского и др.
Проблематика прекаризации социально-трудовых отношений носит междисциплинарный характер и находится в поле зрения не только социологов, но и экономистов. Именно исследователи в области экономических наук одними из первых в России обратили внимание на данную проблему, предложив теоретические подходы к ее анализу и количественной оценке: В.Н. Бобков,Е.А. Черных, А.М. Колот, О.В. Вердюк, М. Риччери и др. Несмотря на значительную новизну темы в отечественном научном сообществе сформирован достаточно широкий пласт исследовательских работ по нестандартным формам социально-трудовых отношений и «неправовым социальным практикам», которые выступают важными идентификаторами состояния неустойчивости (прекаризации) занятости: М.А. Шабанова, Т.И. Заславская, В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников, С. Ю. Барсукова и др.
Вместе с тем, остаются малоизученными вопросы включенности в процесс прекаризации тех или иных социальных групп, в частности представителей молодого поколения современного российского общества. Отдельные аспекты формирования нового неустойчивого слоя - молодежного прекариата, пополняющегося за счёт выпускников высших профессиональных образовательных учреждений, освящены в работах З.Т. Голенковой и Ю.В. Голуисовой. Неустойчивость занятости (прекаризация) молодежи как один из этапов перехода от учебы к работе и механизмов, сдерживающих экономическую активность современной российской молодежи представлены в трудах отечественных экономистов В.Н. Бобкова и Е.Н. Черных . К рассмотрению вопроса о прекаризации молодежи в контексте проблематики государственной молодежной политики современной России подошли В.Н. Ярская, И.В. Панкратова . Изучением нестабильности статуса вовлеченных в нетипичные трудовые отношения высококвалифицированных молодых российских работников в крупных городских пространствах занимаются Е.Н. Гасюкова, С.А. Коротаев .
Значительный интерес в рамках данной работы представляет также концепция профессиональных и образовательных траекторий, разработанная отечественными социологами В.С. Вахштайном, Д.Л. Константиновским, Д.Ю. Куракиным, Г.А. Чередниченко, в соответствии с которой с ростом неопределенности в современном обществе происходит трансформация традиционных моделей карьер молодежи перехода «от учебы к работе». Новые модели «нелинейных» карьерных стратегий в контексте трансформации профессиональных ориентаций молодежи постсоветской России, разработанные в рамках синергетического, интегративного и социокультурного подходов также представлены в работах Ю.Р. Вишневского, Я.В. Дидаковской, М.В. Певной, Л.Н. Банниковой и др.
Таким образом, в настоящее время в отечественной науке формируются первые теоретические и эмпирические разработки по проблематике прекаризации трудового пространства российского общества, выработан значительный пласт эмпирических работ по изучению профессиональных траекторий и карьер, трудовой самореализации современной российской молодежи, однако лишь немногие из них рассматриваются в контексте усиления процесса прекаризации в молодежной среде.
Объект данного исследования - завершившая этап получения профессионального образования молодежь на современном рынке труда.
Предмет охватывает проявления прекаризации в профессиональной самореализации молодежи.
Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание, тенденции и эффекты прекаризации в трудовой самореализации молодежи в современном российском обществе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать теоретико-методологические подходы к изучению прекаризации через анализ современных зарубежных и отечественных концепций социальной структуры экономически развитых обществ и теорий становления нового неустойчивого слоя в стратификационной системе - прекариата;
2. Раскрыть особенности прекаризации трудовой деятельности образованной молодежи в российском обществе;
3. Показать трансформацию профессиональных траекторий молодежи в контексте динамики социальной структуры современного российского общества и распространения прекаризации;
4. Определить факторы и мотивы выбора молодежью неустойчивых (прекаризованных) форм социально-трудовых отношений;
5. Определить политические взгляды и установки нестабильно занятой молодежи, их отношение к действующему социальному порядку в условиях нарастающей прекаризации.
Теоретический подход. Целью работы обусловлен выбор интегративной стратегии с опорой на теории прекаризации зарубежных и отечественных исследователей (Г. Стэндинг, Ж.Т. Тощенко, О.И. Шкаратан и др.). Использование данных статистики для определения основных тенденций прекаризации в профессиональной самореализации молодежи сочетается с гибкой качественной стратегией в целях выявления факторов, мотивов и следствий выбора молодежью неустойчивых трудовых практик.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили материалы Федеральной службы государственной статистики России, опубликованные в сборниках «Труд и занятость в России. 2017» и «Рабочая сила, занятость и безработица в России» за 2016 год, данные 25-ой волны «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (2016 год). Кроме того, для вторичного анализа использованы результаты эмпирических исследований отечественных социологов и экономистов (2012-2016 гг.), социологических опросов аналитических организаций «ВЦИОМ» и «Левада- Центр» за 2013 и 2016 гг.
Выводы опираются на результаты авторского эмпирического исследования в рамках качественной стратегии с помощью полуструктурированного интервью с молодыми людьми в возрастной категории от 20 до 28 лет - 7 юношей и 8 девушек со средним и с высшим профессиональным образованием, включенными в неустойчивые (прекаризованные) трудовые практики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, также приводится список использованных источников и литературы. Приложения содержат программу конкретно-социологического исследования, гайд полуструктурированного интервью, список информантов и транскрибированный текст полуструктурированного интервью.
В первом разделе раскрывается основное содержание концепции «прекариата» и прекаризации как новой тенденции в развитии современных постиндустриальных обществ. Рассматриваются источники и основные характеристики прекариата, место в стратификационной системе современного общества и соотнесенность с другими депривированными слоями.
Во втором разделе рассматриваются особенности распространения прекаризации в российском обществе. На основе анализа вторичных данных, а также материалов эмпирических исследований отечественных социологов и экономистов раскрывается содержание трансформации профессиональных траекторий современной российской молодежи в контексте динамики социальной структуры российского общества. Выявляются особенности профессионально-квалификационной, отраслевой структуры занятости молодых людей постсоветской России и т.п. Определяются основные тенденции прекаризации в профессиональной деятельности современной российской молодежи.
В третьем разделе приводятся результаты авторского конкретно социологического исследования на основе полуструктурированных интервью с молодыми людьми г. Казани, вовлеченными в нестабильные социально-трудовые отношения. Определяются факторы, мотивы и следствия выбора неустойчивых трудовых практик.
В заключении предоставлены обобщающие выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное общество характеризуется, в первую очередь, совершенно иным «образом жизни», который, как отмечают теоретики, ограничен внешними условиями, и к которым необходимо «приспосабливаться». В условиях «текучей современности», в обществе «постмодерна», «лотерейного счастья», эти внешние условия приобретают изменчивый характер. На уровне жизни отдельного человека это создает ощущение нестабильности и незащищенности, повсеместное распространение которых в современной социологической литературе получило концептуальное выражение в термине «прекаризация». Маркерами, важными идентификаторами прекаризации, считают в настоящее время все нестабильные формы занятости: неформальную, неофициальную, неполную и т.п.
Соответственно, вовлеченных в такие нестабильные трудовые практики называют прекариатом.
На современном этапе всё более широкие слои населения вне зависимости от материального положения, уровня образования, уровня властного и управленческого ресурса, так или иначе подвергаются прекаризации. Однако особый интерес данное явление представляет ввиду своего специфического воздействия на сферу трудовой деятельности и карьерных путей завершившей этап профессиональной подготовки молодежи. Именно на «образованной» молодежи как особой социальной группы современного российского общества была сконцентрирована данная работа: раскрыты вопросы об основных тенденциях и эффектах прекаризации среди прошедшей профессиональную подготовку молодежи, через анализ факторов, мотивов и следствий выбора молодежью неустойчивой занятости.
С точки зрения распространения прекаризации современное российское общество имеет свой «особый» путь, связанный с социально-экономическими трансформациями последних десятилетий, которые и определили становление новых моделей построения молодежью карьер. На этапе анализа вторичных количественных характеристик были установлены следующие основные тенденции и проявления прекаризации в трудовой самореализации молодежи с различным уровнем профессиональной подготовки.
Непосредственным выражением распространения прекаризации в молодежной среде служит снижение уровня экономической активности и занятости российской молодежи на фоне увеличения числа молодых безработных и занятых на временной основе. Прекаризация в молодежной среде проявляется и в так называемом «обесценивании» дипломов как о высшем, так и о среднем образовании среди прошедших профессиональную подготовку как результат наличия структурного дисбаланса спроса и предложения на молодежном рынке труда, который заставляет молодых людей менять сферу профессиональной деятельности, занимать полуквалифицированные рабочие места. Происходит так называемый «статусный диссонанс», когда молодые люди соглашаться на работу, которая по статусу и доходам не соответствует их профессиональным качествам и уровню образования.
Вторичные данные также показали, что на распространение прекаризации оказывает воздействие также и размер, возраст предприятия, форма собственности, тип поселения. Так, например, молодые люди, занятые в таких отраслях, как сельское хозяйство, торговля, строительство, чаще работают на основе временного трудового договора. Риск прекаризации увеличивается также для лиц, занятых в крупных и средних предприятиях государственного и частного секторов. Было также определено, что вероятность временной занятости повышается для семейных молодых людей, а также проживающих в городских поселениях и регионах с высоким уровнем безработицы. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных авторов прекаризации подвержены больше мужчины, чем женщины. То же характерно и для представителей молодого поколения. Также было установлено, что с возрастом число временных работников обоих полов уменьшается, а, следовательно, и эффекты прекаризации преодолеваются по мере взросления и приобретения профессионального опыта.
Участие в нестабильных формах занятости для молодых людей определяется множеством факторов, среди которых основными, как показало конкретно-социологическое исследование на примере города Казани с нестабильно занятыми молодыми людьми, выполненное в рамках качественной стратегии, являются: отсутствие рабочих мест; низкооплачиваемые и неперспективные рабочие места; непроработанная система практических занятий в профессиональных образовательных учреждениях, которая не позволяет молодым людям в дальнейшем применять полученные навыки «на деле»; недобросовестность работодателей; высокая конкуренция на рынке труда, нестабильная экономическая ситуация в стране и другие.
Важным результатом исследования можно считать установление того факта, что возможность участия в гибких формах трудовых практик для молодых людей не столько вынужденная, сколько осознанно выбираемая стратегия занятости, но при этом непременно формируемая под воздействием вышеуказанных внешних факторов. Свидетельствуют этому внутренние мотивы выбора неустойчивых социально-трудовых отношений, а именно: приобретение первичного профессионального опыта, материальные установки, а также нежелание заниматься «рутинной» и унылой работой, дополняемые стремлением в перспективе получить «интересную» и «нескучную» работу.
Такие формы занятости, с одной стороны, дают возможность обеспечить себя материально, иметь доход и заработок, в случае, например, если не удается найти постоянную работу (перспективную и хорошо оплачиваемую). С другой - способствует формированию инструментального отношения к труду, стирает четко очерченные грани рабочего времени и нерабочего. Поэтому нередко такие формы занятости рассматриваются именно как «временная» мера, согласие на работу по которой оставляет возможность легко и просто от нее отказаться, если она не подходит.
Следствиями выбора нестабильных, «временных» форм занятости - прекаризации - становится «гибкость» в построении современной молодежью профессиональных карьер. Происходит стирание четких границ перехода от учебы к работе, «линейные» модели карьер сменяются новыми карьерными путями, для обозначения которых исследователи все чаще оперируют такими понятиями, как «портфельные» работники, «калейдоскопическая» карьера и т.п. Они, с одной стороны, дают большую свободу выбора профессионального пути, с другой - длительное отсутствие возможности стабильного трудоустройства после получения образования, может привести к быстрому обесцениванию накопленного молодыми людьми человеческого капитала и, следовательно, снижает вероятность найти «нормальную» работу в будущем. Кроме того, нельзя исключать их тех возможных проблем, с которыми молодые работники могут столкнуться в старшем возрасте, на что в своих исследованиях указывают и отечественные социологи.
Зарубежные авторы с распространением прекаризации и становлением на современном этапе новых неустойчивых работников связывают также рост протестных настроений. В отечественной науке исследования, посвященные изучению вопроса о том, порождает ли нестабильная занятость недовольство в обществе, в настоящее время отсутствуют. Вместе с тем, российские социологи и политологи, развивающие концепцию прекариата, указывают на возможный рост таких настроений и в постсоветском пространстве. Однако в рамках нашего исследования связи между нестабильной занятостью и протестными настроениями обнаружено не было. Были выделены две взаимоисключающие позиции относительно уместности социального протеста: «нет смысла, ничего не решают» и «разряжают обстановку». При этом было установлено, что молодежь предпочитают оставаться в стороне от протестной активности.



1. Алексеев, А.Н. Социальные риски использования нестандартной занятости на российском рынке труда / А.Н. Алексеев // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. - №2. - С. 153-156.
2. Аракелян Е. Ольга Голодец: В России 38 миллионов непонятно где чем
и где заняты // Комсомольская правда.
03.04.13.https://www.nnov.kp.ru/daily/26056/2967012/ (Дата обращения 16.02.2018).
3. Баймурзина Г.Р. Неустойчивая занятость и ее отражение на развитии человеческого потенциала (на примере республики Башкортостан) // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года). М.: Российское общество социологов, 2016. - С. 14271436.
4. Бауман, З. Индивидуализированное общество / Зигмунт Бауман; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
5. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / Ульрих Бек; пер. с нем. В. Седельника, Н. Фёдоровой; посл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция,
2000. - 480 с.
6. Бобков, В. Н. Критерии, вероятность и степень неустойчивости занятости с учетом особенностей российского рынка труда / В.Н. Бобков, В.Г. Квачев, Н.В. Локтюхина, М. Риччери // Экономика региона. — 2017. — Т. 13, вып. 3. — С. 672-683.
7. Бочаров Ю.В. Проблематизация социального государства / Ю.В. Бочаров // Журнал исследований социальной политики. - №9. - 2011. - С. 129-137.
8. Бурдье П. Безответственность - определяющий принцип
неолиберальной системы: диалог 1999 года // Скепсис. URL:
http://scepsis.net/library/id 3661 .html (Дата обращения 01.02.2018).
9. Бусыгина, И.М. Прекариат: новый вызов для современных обществ и его концептуализация / И.М. Бусыгина // Общественные науки и современность. -
2016. - №2. - С. 34-47.
10. Гасюкова, Е.Н. Прекаризация: концептуальные основания, факторы и оценки. Мир и Россия / Е.Н. Гасюкова // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2015. - №6. - С. 28-46.
11. Гасюкова, Е.Н. Разный прекариат: об источниках и формах
нестабильности социального статуса индивидов и групп / Е.Н. Гасюкова, В.В. Карачаровский, Г.А. Ястребов // Общественные наука и современность. - 2016. - №3. - С. 48-63.
12. Гимпельсон, В. Е. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В.Е. Гимпельсон, Р. Капелюшников. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 36 с.
13. Гимпельсон, В.Е. Временная занятость в России: данные, уровень, динамика, распространённость / В.Е. Гимпельсон // Экономический журнал ВШЭ. - 2004. - №2. - С. 225-246.
14. Гимпельсон, В.Е. Нестандартная занятость в российской экономике /
B. Гимпельсон, Р. Капелюшников. - М., ГУ ВШЭ 2006. - 400 с.
15. Голенкова, З.Т. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества / З.Т. Голенкова, Ю.В. Голиусова // Социологическая наука и социальная практика. - 2013. - №3. -
C. 5-15.
16. Дидковская, Я. В. Динамика стратегий профессиональной карьеры молодежи в условиях трансформации модели профессионального самоопределения / Я.В. Дидаковская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 2 (126).
С. 117-131.
17. Дидковская, Я. В. Стратегии занятости и трудоустройства молодежи Свердловской области / Я. В. Дидковская, Н. Ф. Попова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы II Международн.
науч.- практ. конф. Екатеринбург, 18-20 апреля 2016 г.: в 2-х т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016.— Т. 1. — С. 106-114.
18. Добрынина Е. Сухой бы «корочкой» питался // Российская газета. 14.04.2016. URL: https://rg.ru/2016/04/14/opros-79-uchashchihsia-hotiat-naiti-rabotu- v-sootvetstvii-s-interesami.html (Дата обращения 20.03.2018).
19. Жвитиашвили, А. Ш. Классовые схемы постиндустриального общества в западной социологии / А.Ш. Жвитиашвили // Социологическая наука и социальная практика. - 2017. - № 1. - С. 7-23.
20 Жвитиашвили, А. Ш. Нестабильная занятость и социальное неравенство: западный опыт / А.Ш. Жвитиашвили // Интер. - 2011. - №11. - С. 25.
21. Жвитиашвили, А.Ш. Новые социальные группы на Западе: общее и особенное / А.Ш. Жвитиашвили // Власть. - 2016. - №1. - С. 121.
22. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / отв. ред. М.К. Горшков. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2017. - 129 с.
23. Ильвес, Э. В. Влияние прекаризации труда на социально
экономическое положение молодежи / Э.В. Ильвес // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Т. 2: Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений. Екатеринбург, 2016. С. 80.
24. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс; пер. с англ. под ред. О.И. Шкаратана. М.:, ГУ-ВШЭ, 2000. С. 426.
25. Ковалевская, Ю.Н. Практики выживания населения в условиях
рыночных реформ 1990-х гг.: проблемы изучения / Ю.Н. Ковалевская //
Ойкумена. - 2011. - №4. - С. 64-70.
26. Козина, И.М. Работники заемного труда / И.М. Козина //
Социологические исследования. - 2013. - №5. - С. 19-31.
27. Красина, Я.С. Обзор литературы по теме: «Формирование прекариата в современной социологической структуре как процесс социально-культурных изменений в российском обществе» / Я.С. Красинина // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2016. - № 5. - С. 103-109.
28. Кривошеев, В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе / В.В. Кривошеев // Социологические исследования. -
2009. - №3. - С. 57-67.
29. Ламажаа, Ч.К. Социальная трансформация / Ч.К. Ламажаа // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №1. - С 262-264.
30. Лукина, Н.П. Новые тенденции в социальной структуре информационного общества в контексте теории прекариата Гая Стэндинга / Н.П. Лукина // Гуманитарная информатика. - 2015. - №9. - С. 24-39.
31. Мармер Э. Что такое прекариат // Ежемесячный информационный журнал. 2009. №5. URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2009/07/24/chto-takoe- prekariat/ (Дата обращения (6.12.2017).
32. Михайлова, М.Н. Неформальная занятость и прекариатизация работников / М.Н. Михайлова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 11. -
С. 590-594.
33. Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 287 с.
34. Молодежь выбирает сферу торговли и рестораны в качестве первой
работы // РИА Новости. 19.03.2016. URL:
https://ria.ru/society/20160219/1377257626.html (Дата обращения 21.03.2018).
35. Наемный работник в современной России / отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Новый хронограф, 2015. - 368 с.
36. Нарбут, Н.П. «Общества позднего времени» в перспективе социологического анализа Милослава Петрусека / Н.П. Нарбут, И. Шубрт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология. - 2013. - №1. - С. 16-28.
37. Омельченко, Е. Социальная мобильность молодежи в фокусе тройной рефлексии / Елена Омельченко, Гюзель Сабирова, Яна Крупец // Интер. - 2015. - №5. - С. 9-25.
38. Осташкова О.А. Профессиональная карьера молодых специалистов постиндустриального общества // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №3. - С. 36-38.
39. Посухова, О.К. Прекариат мегаполиса и профессиональная идентичность в контексте неявного знания / О.К. Посухова // Журнал институциональных исследований. - 2016. - №4. - С. 95.
40. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016. Стат.сб. / Росстат. М., 2016. С. 94. С. 93.
41. Рабочие места и профессиональные навыки для молодежи: обзор политики в области содействия занятости молодежи в Российской Федерации / Г руппа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Женева, 2015. С. 25.
42. Римашевская, Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России / Н.М. Римашевская // Социологические исследования. - 1997. - №6. - С. 55-65.
43. Российская молодежь в динамике десятилетий. Статистические материалы и результаты исследований / Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко. M.: IS RAS, 2017. - 167 с.
44. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE), проводимый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. URL: https://www.hse.ru/rlms (Дата обращения 21.03.2018).
45. Рощин, С.Ю. Наем молодых работников на российском рынке труда / С.Ю. Рощин. А.А. Слесарева. - М., дом Высшей школы экономики, 2012. - 35 с.
46. Сизова, Л.И. Прекаризация в трудовой сфере России / Л.И. Сизова // Петербуржская социология сегодня. - 2015. - №6. - С. 122-157.
47. Смирных, Л.И. Нестандартные трудовые договоры: влияние на занятость и заработную плату / Л.И. Смирных // Вестник ВГУ: Экономика и управление. - 2011. - №2. - С. 164-172.
48. Социальное пространство российских регионов: коллективная
монография / отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: ИС РАН, 2017. - 256 с.
49. Социальные трансформации в России: теории, практики,
сравнительный анализ. Учебное пособие. Гриф Российской Академии образования.- М.: МПСИ, 2005. - 584 с.
50. Стаценко, Т.В. Прекариат: история и современность // Материалы докладов 48 международной научно-исследовательской конференции преподавателей и студентов, посвященной 50-летию университета. 2015. С. 16.
51. Стэндинг, Гай Прекариат: новый опасный класс. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 328 с.
52. Тощенко, Ж.Т. Прекариат - новый социальный класс / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2015.- №6. - С. 3-13.
53. Труд и занятость. 2017: Стат.сб. / Росстат. М., 2017. - 261 с.
54. Устинова С.С. Теоретические аспекты рынка труда в России // Рынок труда и занятость: современные проблемы теории и практики. М.: РАГС, 2004.
55. Чередниченко, Г.А. Российская молодежь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий) / Г.А. Чередниченко. СПб.: РХГА, 2016. - 392 с.
56. Шкаратан О.И. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994-2013) / О.И. Шкаратан, В.В. Карачаровский, Е.Н. Гасюкова // Социологические исследования. - 2015. - №12. - С. 99-110.
57. Gasiukova, E. Precariousness in Russia: Attitudes, Work and Life Experience of Young Adults with Higher Education / Elena N. Gasiukova, Sergey A. Korotaev // National research university Higher School of economics. Series WP BRP «Basic research program». - 2017. - №73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ