Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ будущего» как основа профессиональной самореализации выпускников школ на примере г. о. Тольятти

Работа №112094

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионального
самоопределения молодежи 14
1.1 Генезис научных представлений о профессиональной ориентации
молодежи 14
1.2 Профессиональная ориентация молодежи: социологический анализ 18
Глава 2. «Образ будущего» как основа профессионального определения выпускников МОУ СОШ в г. о. Тольятти 48
2.1 Профессиональное самоопределение как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе СПО и ВПО 48
2.2 Особенности рынка образовательных услуг в условиях крупного
промышленного города 53
2.3 Основы социально-управленческого воздействия на выбор профессии и
профессиональное самоопределение молодежи 61
Заключение 75
Список используемой литературы и источников 78
Приложения



Аннотация. Введение.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются социологические аспекты профессионального самоопределения выпускников МБОУ СОШ го. Тольятти.
Предмет исследования - социологические критерии эффективности профессионального определения выпускников школ в контексте «образа будущего» как основы профессиональной самореализации выпускников.
Цель исследования - выявить особенности «образа будущего» как основы профессионального самоопределения выпускников в крупном промышленном городе.
Задачи исследования:
-раскрыть понятия «образ будущего», «самоопределение»,
«профессиональное самоопределение», «профессиональное самоопределение учащихся»;
-определить сущность профессионального самоопределения;
-выявить специфику профессионального самоопределения выпускников;
-определить современное состояние профессионального определения выпускников школ;
-выявить особенности рынка образовательных услуг в условиях крупного промышленного города;
-раскрыть основы социально-управленческого воздействия на выбор профессии и профессиональное самоопределение выпускников.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное самоопределение личности - это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые это личность должна последовательно разрешить в течение определенного промежутка времени. Как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых личность в раннем юношеском возрасте формирует баланс между своими интересами и запросами общества и как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная
мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения.
Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику верно решить проблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе. Это и является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Перед выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального самоопределения. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию.
Исходя из результатов эмпирического исследования, были получены следующие результаты:
- в подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;
- выпускники ориентируются на профессии престижные, не учитывая потребности рынка труда;
- наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка, являются сам ученик и родители;
- для большинства выпускников мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего Я;
- трудности выбора будущей профессии, подросток связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;
- обнаруженные различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте.
В результате проведенных исследований, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, были подтверждена гипотеза о том, что старшеклассники ориентируются в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации, а также немаловажное значение имеет мнение близких и значимых для себя людей. Можно сделать вывод, что молодой человек не способен, в силу социальной незрелости, быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора. В таком случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и здесь подросток не самоопределяется, а его «определяют».
Выпускники школ города Тольятти не ориентируются на «рабочие» профессии, в которых нуждается промышленный город. Старшеклассники, прежде всего, хотят от работы самореализации, активации своих личных способностей и достижения успеха в профессии. Также хочется отметить, что наиболее важные факторы при выборе профессии для большинства респондентов это характер работы, соответствующий личным особенностям и способностям и возможность профессионального роста.
Выбор не «рабочих» профессий так же связан с тем, что выпускники ставят на первое место такие достижения как профессионализм и материальное благополучие. И когда наступает время определяться с профессией, на первое место выходят перспективные и оплачиваемые профессии, такие как менеджер, экономист, управляющий, юрист... Молодежь, выходящая из стен школ, не берет во внимание то, что рынок труда перенасыщен этими специалистами, и они не востребованы.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что особенности
профессионального самоопределения выпускников в крупном промышленном городе заключаются в том, что, несмотря на явный дефицит специалистов с техническим образованием, выпускники школ стремятся выучиться на «престижные» и «высокооплачиваемые» специальности, не оценивая при этом ситуацию с вакантными местами в городе.





1. Аврамова Е.М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов // Обществ. науки и современность. - 2009. - N 6. - С.108-116.
2. Бодалев А.А. Мотивация личности: Феноменология, закономерности и механизмы формирования. - М.: АПС СССР, 1982. - 194 с.
3. Барретт, Джим. Выбор профессии: тесты способностей /Джим Барретт; пре. с анг. А.В. Банкрашкова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 221 с.
4. Беляков С. А. Анализ целей и задач государственной образовательной политики Российской Федерации в 2000-2010 гг. / С.А. Беляков, Т.Л. Клячко, А. В. Федотов // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 1. - С. 6-18.
5. Березовский В. А. Образование как фактор ориентации общества на целевое развитие / В. А. Березовский, В. Н. Фокина // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 18-32.
6. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Московского
университета, 1988. - 188 с.
7. Бодалев А.А. Мотивация личности: Феноменология, закономерности и механизмы формирования. - М.: АПС СССР, 1982. - 194 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. - С. 152.
9. Вихарева О.Н. Вклад регионального профессионально-образовательного комплекса в развитии кадровых ресурсов региона/Управление развитием региона: традиции и инновации: Материалы III региональной научнопрактической конференции. Чебоксары: «Новое время», 2007. - С.139-142.
10. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение разных социальнодемографических групп молодежи / А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко // Психол. журнал. - 2011. - Т.32, N 1. - С.22-33.
11. Гневашева В.А. Доступность высшего профессионального образования в процессе формирования рабочей силы в современных российских социально-экономических условиях / В.А. Гневашева // Вопросы статистики. - 2012. - № 5. - С. 62-68.
12. Герман М.В. Государство — гарант качества образования//Кадровик. Кадровый менеджмент. М.: 2007. - № 4. - С. 48-54.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профориентационное самоопределение молодежи. Киев, 1998.
14. Забатурина И. Ю. Статистический обзор развития образования в России: 2000-2010 годы / И. Ю. Забатурина, Н. В. Ковалева, Н. Б. Шугаль // Вопросы статистики. - 2012. - № 5. - С. 52-61.
15. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования / Т.Н. Иванова // Карельский научный журнал. 2017. - Т. 6. - № 1(18) - С.102.
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ