Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Основания административной ответственности 9
1.1. Нормативные основания административной ответственности 9
1.2. Фактическое основание административной ответственности 17
1.2.1. Объекты и объективная сторона административных правонарушений 19
1.2.2. Субъекты и субъективная сторона административных правонарушений 21
1.3. Порядок привлечения к административной ответственности в сфере общественного порядка 26
1.3.1. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка 26
1.3.2. Пересмотр и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка 37
Глава 2. Квалификация правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность 44
2.1. Понятие общественного порядка и безопасности 44
2.2. Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих общественный порядок и общественную безопасность 49
2.2.1. Административные проступки в сфере общественного порядка 53
2.2.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирование 55
2.2.3. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах 58
2.2.4. Появление в общественных местах в состоянии опьянения 59
2.2.5. Нарушение требований пожарной безопасности 60
2.2.6. Нарушение требований режима чрезвычайного положения 64
2.3. Законы Самарской области о правонарушениях в сфере общественной безопасности 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Актуальность темы исследования объясняется необходимостью рассмотрения и изучения нормативно-правовой базы, которая по своей внутренней структуре предусматривает ответственность административного характера за противоправное деяние, которое имеет целью посягательство на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе с наличием ряда особенностей и проблемных аспектов правоприменения таких законодательных актов, а также исследование особенностей привлечения к административной ответственности за распространенные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Изначально стоит разобраться, в чем же выражаются административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. По своей внутренней природе, это совокупность проявлений отрицательного и негативного характера по отношению человека к культурной составляющей, духовным ценностям, окружающему субъекта миру и обществу, обычаям и правилам, которые долгое время формировались в обществе, то есть ко всему тому, что способствует возникновению ощущения защищенности и безопасности граждан.
Общественный порядок и общественная безопасность нередко становятся объектом целенаправленного негативного воздействия административного характера, т.е. объектом административных правонарушений. В современном мировом сообществе эти категории являются предметом охраны большого количества международно-правовых актов, и сформировавшимися правилами поведения.
Исходя из современных реалий, такой вид нарушения административного характера имеют целью посягательство на все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства: сфера трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, интеллектуальная, творческая и т.д. Они являются катализатором чувств отсутствия защищенности, нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне.
Самыми характерными правонарушениями, совершение которых имеет последствие в виде дестабилизации порядка среди населения государства, являются мелкое хулиганство, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах и др.
Одной из актуальных проблем является квалификация такого вида правонарушений, для чего необходимо исследование и выявление особенностей юридического состава.
Такому распространению правонарушений в данной сфере способствуют сформировавшаяся у граждан устойчивая привычка противоправного поведения, отсутствие высокого уровня социальноэкономической стабильности в обществе, уровень жизни граждан, распространенность административно-деликтных условий совершения такого рода деяний.
В области ответственности за совершения нарушение, санкция за которое предусмотрена административным законодательством, общественного порядка и общественной безопасности в настоящее время существуют проблемы, как теоретического, так и юридического плана, которые требуют анализа и принятия решения.
Предметом этого исследования являются нормативные правовые акты, правоприменительная практика, научная литература, научные статьи.
Цель - на основе изучения особенностей нормативно-правовых актов, исследовать и проанализировать институт ответственности административного характера в сфере совершения противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена административным законодательством, объектом которых выступают общественный порядок и общественную безопасность.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
• анализ теоретической основы для определения оснований административной ответственности по правонарушениям, объектом посягательства которых выступают общественный порядок и общественная безопасность;
• установление природы административной ответственности и ее критерии для возникновения в сфере общественного порядка и общественной безопасности;
• выявления правовых особенностей и структурированный анализ проведения процедуры привлечения к административной ответственности и юридического порядка возбуждения, рассмотрения, пересмотра и исполнения дел за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Методологическая основа данного исследования состоит из диалектических, формально-логических, системно-структурных, сравнительно-правовых, статистических и конкретных социологических методов исследования.
Теоретической базой исследования были научные работы в области конституционного и административного права, государственного управления и уголовного права, связанные с рассматриваемой проблемой.
Нормативная база работы составляет: Конституция Российской Федерации, международные акты, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, федеральное и региональное административно-правовое законодательство, подзаконные нормативно правовые акты, а также материалы правоприменительной практики.
Непосредственно по вопросам защиты общественного порядка и общественной безопасности, административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, изучались работы А.Б. Агапова, С.Н. Братановского, В.В. Васильева, А.М. Волкова, Н.В. Габдуллиной, Л.А. Гречиной, Н.Ю. Давыдовой, А.А. Ильина, И.А. Ишмаметова, В.И. Кайнова, В.Я. Кикотя, С.Н. Клепикова, Ю.А. Копытова, Н.М. Конина, М.В. Костенникова и др.
Дипломная работа выполнена в объеме, соответствующим требованиям ГОСТа, и состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования можно сделать выводы о том, что в последнее время, ежегодно, на фоне достаточного количества административных нарушений в сфере охраны общественного порядка, наблюдается растущая тенденция демонстративного пренебрежения нормами морали и права, от значительной части законопослушного населения. Это явно проявлено при анализе структуры, состояния и динамики некоторых типов административных правонарушений. Это говорит о нарастающем правовом нигилизме и неграмотности среди населения.
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность - это различные негативные проявления отношения человека к культуре, духовным ценностям, окружающему миру, обычаям и правилам, сформировавшимся в обществе, то есть ко всему тому, что способствует ощущению защищенности и безопасности граждан.
Общественный порядок и общественная безопасность являются объектом посягательства административных правонарушений. В современном мире эти категории охраняются множеством нормативно-правовых актов, и устоявшимися правилами поведения в обществе.
Как известно, такого вида правонарушения порождают чувства незащищенности, нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне.
Одними из самых распространенных правонарушений, способных вызвать дестабилизацию порядка в обществе, в данной области являются мелкое хулиганство, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах и др.
Такому распространению правонарушений в данной сфере способствуют сформировавшаяся у граждан устойчивая привычка противоправного поведения, отсутствие высокого уровня социальноэкономической стабильности в обществе, уровень жизни граждан, распространенность административно-деликтных условий совершения такого рода деяний.
В области административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности в настоящее время существуют проблемы как теоретического, так и юридического плана, которые требуют дальнейшего изучения и анализа.
Поставленная цель исследования была достигнута. На основе изучения особенностей нормативно-правовых актов исследован и проанализирован институт административной ответственности в сфере административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Проанализированы теоретические основы административной ответственности за правонарушения, которые возникают в сфере общественного порядка и общественной безопасности, определена сущность административной ответственности и основания для ее возникновения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, раскрыты юридические особенности и проанализированы процедуры привлечения к административной ответственности и возбуждения, рассмотрения, пересмотра и исполнения дел за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Актуальность вопроса усовершенствования федерального и регионального законодательства, в данной сфере не исчезает.
Бланкетность норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение общественного порядка и общественной безопасности, значительно затрудняет правопонимание и правоприменение. Однако альтернативных подходов на данный момент еще не разработано.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля. № 67.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
5. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 2001, № 23, ст. 2277.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
9. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях //Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1984. -№ 27. -Ст.909.
10. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. N 95-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
11. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание Законодательства РФ. -2002. -№ 1.
12. Закон РФ «Об организации Федеральной службы безопасности в РФ» от 22 февраля 1995 г // Собрание законодательства РФ. 1995. №15. Ст. 1269.
13. Закон РФ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 3 января 2011 г. N 1 ст. 2.
14. Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» № 150-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.1996. № 51, ст.5681; 1998, № 51, ст.6269.
15. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3649.
...