ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблем формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 8
1.2 Особенности формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 11
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития... 17
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого - педагогических условий формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.1 Выявление уровня развития социальных эмоций у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 27
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития... 43
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий
формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 35
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблем формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 8
1.2 Особенности формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 11
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития... 17
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого - педагогических условий формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.1 Выявление уровня развития социальных эмоций у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 27
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития... 43
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий
формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 35
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложения
Проблема формирования социальных эмоций наиболее актуальна для детей 6-7 лет с задержкой психического развития, поскольку дошкольный возраст является очень важным этапом в формировании социально- эмоциональной сферы ребенка.
В этом возрасте появляются и развиваются новообразования в эмоциональной сфере: эмоции становятся более осознанными и приобретают более глубокий характер (А.В. Запорожец), у дошкольников появляется способность к сопереживанию - эмоциональная децентрация (Г.М. Бреслав и др.) и предвосхищению, когда ребенок заранее может угадать реакцию окружающих на происходящие события (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова и др.), развивается система эмоциональных отношений (В.Н. Мясищев), ребенок научается отличать и распознавать социальные эмоции (Е.М. Листик, А.М. Щетинина и др.).
По мнению исследователей А.И. Захарова, Д.Н. Исаева, Ю.М. Милановича, А.В. Запорожца, в связи с активным развитием социально-эмоциональной сферы именно у старших дошкольников увеличивается риск возникновения расстройств в данной сфере, что проявляется в неадекватном проявлении эмоций и несформированности форм социального поведения.
У дошкольников 6-7 лет с задержкой психического состояния прослеживается незрелость эмоциональной сферы: повышенная агрессивность, неадекватные эмоции на изменения в окружающей среде, возникновение проблем в интерпретации социальных эмоций, сложность в применении речевых средств проявления эмоций.
Большое внимание ученые уделяют изучению познавательной сферы дошкольников с задержкой психического состояния, однако при определении нормального или проблемного развития ребенка, необходимо учитывать и эмоциональную характеристику развития дошкольника (Н.Л. Белопольская, E.H. Васильева, И.И. Мамайчук и др.).
Своевременное формирование социальных эмоций у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития оказывает большое влияние на социальную компетентность ребенка и стимулирование познавательной, игровой и других видов деятельности (У.В. Ульенкова, Н.Л. Белопольская, Е.А. Екжанова и др.).
Изучение социальных эмоций у детей с задержкой психического развития в настоящее время представлено не очень широко. Эмоции рассматриваются, как правило, в ракурсе отрицательных проявлений. Однако, важнее не утверждение отрицательных проявлений, а создание эффективных психолого-педагогических условий, которые позволяют определить зону развития, на основании которой возможна коррекционная работа по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Поэтому, изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, особенно актуально.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Противоречие исследования определило проблему: каковы психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование социальных эмоций у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития возможно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное осуществление работы от формирования у детей умения различать и понимать эмоции окружающих, до умения выражать (вербально и невербально) свои эмоциональные состояния;
- разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе комплекса занятий, направленных на формирование социальных эмоций;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития в коррекционно-развивающей работе.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы,
интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ),
- эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, психолого-педагогический эксперимент),
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- культурно-историческая концепция Л.С. Выготского;
- теория социальных эмоций А.В. Запорожца;
- деятельностный подход А.Н. Леонтьева;
- концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана;
- теоретические положения о комплексном подходе к коррекционно - педагогической работе с детьми с задержкой психического развития и индивидуальном подходе к ним Н.Л. Белопольской, Н.Ю. Боряковой, Г.М. Бреслава, И.А. Захарова, О.В. Защиринской, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.Б. Никишиной.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования апробированных материалов исследования педагогами- психологами, учителями-дефектологами при построении работы по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база: МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти, в эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (42 источника), 5 приложениями. В тексте представлены 14 рисунков, 7 таблиц.
В этом возрасте появляются и развиваются новообразования в эмоциональной сфере: эмоции становятся более осознанными и приобретают более глубокий характер (А.В. Запорожец), у дошкольников появляется способность к сопереживанию - эмоциональная децентрация (Г.М. Бреслав и др.) и предвосхищению, когда ребенок заранее может угадать реакцию окружающих на происходящие события (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова и др.), развивается система эмоциональных отношений (В.Н. Мясищев), ребенок научается отличать и распознавать социальные эмоции (Е.М. Листик, А.М. Щетинина и др.).
По мнению исследователей А.И. Захарова, Д.Н. Исаева, Ю.М. Милановича, А.В. Запорожца, в связи с активным развитием социально-эмоциональной сферы именно у старших дошкольников увеличивается риск возникновения расстройств в данной сфере, что проявляется в неадекватном проявлении эмоций и несформированности форм социального поведения.
У дошкольников 6-7 лет с задержкой психического состояния прослеживается незрелость эмоциональной сферы: повышенная агрессивность, неадекватные эмоции на изменения в окружающей среде, возникновение проблем в интерпретации социальных эмоций, сложность в применении речевых средств проявления эмоций.
Большое внимание ученые уделяют изучению познавательной сферы дошкольников с задержкой психического состояния, однако при определении нормального или проблемного развития ребенка, необходимо учитывать и эмоциональную характеристику развития дошкольника (Н.Л. Белопольская, E.H. Васильева, И.И. Мамайчук и др.).
Своевременное формирование социальных эмоций у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития оказывает большое влияние на социальную компетентность ребенка и стимулирование познавательной, игровой и других видов деятельности (У.В. Ульенкова, Н.Л. Белопольская, Е.А. Екжанова и др.).
Изучение социальных эмоций у детей с задержкой психического развития в настоящее время представлено не очень широко. Эмоции рассматриваются, как правило, в ракурсе отрицательных проявлений. Однако, важнее не утверждение отрицательных проявлений, а создание эффективных психолого-педагогических условий, которые позволяют определить зону развития, на основании которой возможна коррекционная работа по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Поэтому, изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, особенно актуально.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Противоречие исследования определило проблему: каковы психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование социальных эмоций у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития возможно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное осуществление работы от формирования у детей умения различать и понимать эмоции окружающих, до умения выражать (вербально и невербально) свои эмоциональные состояния;
- разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе комплекса занятий, направленных на формирование социальных эмоций;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития в коррекционно-развивающей работе.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы,
интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ),
- эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, психолого-педагогический эксперимент),
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- культурно-историческая концепция Л.С. Выготского;
- теория социальных эмоций А.В. Запорожца;
- деятельностный подход А.Н. Леонтьева;
- концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана;
- теоретические положения о комплексном подходе к коррекционно - педагогической работе с детьми с задержкой психического развития и индивидуальном подходе к ним Н.Л. Белопольской, Н.Ю. Боряковой, Г.М. Бреслава, И.А. Захарова, О.В. Защиринской, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.Б. Никишиной.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования апробированных материалов исследования педагогами- психологами, учителями-дефектологами при построении работы по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база: МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти, в эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (42 источника), 5 приложениями. В тексте представлены 14 рисунков, 7 таблиц.
Анализ теоретических основ проблемы и проведенное исследование позволили сделать следующие выводы.
Социальные эмоций оказывает большое влияние на социальную компетентность ребенка с ЗПР и стимулируют познавательную, игровую, коммуникативную и другие виды деятельности. Поэтому проблема формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР является сложной, но необходимой для обеспечения дальнейшего развития ребенка.
Результаты констатирующего эксперимента подтверждают заключения научных исследований педагогов и ученых в этой области. Обуславливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям 6-7 лет с ЗПР в формировании социальных эмоций. Данная работа предполагает создание определенных психолого-педагогических условий.
Мы установили, что для формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития необходимы следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное осуществление работы от формирования у детей умения различать и понимать эмоции окружающих, до умения выражать (вербально и невербально) свои эмоциональные состояния;
- разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе комплекса занятий, направленных на формирование социальных эмоций;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития в коррекционно-развивающей работе.
Реализация данных условий показала положительную динамику уровня социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 17%, детей со средним уровнем стало на 8% больше, а количество детей с низким уровнем сократилось на 25%.
Полученные данные подтверждают необходимость проведения специальной целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, получены экспериментальные данные, подтверждающие нашу гипотезу.
Социальные эмоций оказывает большое влияние на социальную компетентность ребенка с ЗПР и стимулируют познавательную, игровую, коммуникативную и другие виды деятельности. Поэтому проблема формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР является сложной, но необходимой для обеспечения дальнейшего развития ребенка.
Результаты констатирующего эксперимента подтверждают заключения научных исследований педагогов и ученых в этой области. Обуславливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям 6-7 лет с ЗПР в формировании социальных эмоций. Данная работа предполагает создание определенных психолого-педагогических условий.
Мы установили, что для формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития необходимы следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное осуществление работы от формирования у детей умения различать и понимать эмоции окружающих, до умения выражать (вербально и невербально) свои эмоциональные состояния;
- разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе комплекса занятий, направленных на формирование социальных эмоций;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития в коррекционно-развивающей работе.
Реализация данных условий показала положительную динамику уровня социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 17%, детей со средним уровнем стало на 8% больше, а количество детей с низким уровнем сократилось на 25%.
Полученные данные подтверждают необходимость проведения специальной целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, получены экспериментальные данные, подтверждающие нашу гипотезу.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование игровых умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Изучение и развитие коммуникативных навыков детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



