Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №112521

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблем формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 8
1.2 Особенности формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 11
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития... 17
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого - педагогических условий формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.1 Выявление уровня развития социальных эмоций у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 27
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития... 43
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий
формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 35
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложения


Проблема формирования социальных эмоций наиболее актуальна для детей 6-7 лет с задержкой психического развития, поскольку дошкольный возраст является очень важным этапом в формировании социально- эмоциональной сферы ребенка.
В этом возрасте появляются и развиваются новообразования в эмоциональной сфере: эмоции становятся более осознанными и приобретают более глубокий характер (А.В. Запорожец), у дошкольников появляется способность к сопереживанию - эмоциональная децентрация (Г.М. Бреслав и др.) и предвосхищению, когда ребенок заранее может угадать реакцию окружающих на происходящие события (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова и др.), развивается система эмоциональных отношений (В.Н. Мясищев), ребенок научается отличать и распознавать социальные эмоции (Е.М. Листик, А.М. Щетинина и др.).
По мнению исследователей А.И. Захарова, Д.Н. Исаева, Ю.М. Милановича, А.В. Запорожца, в связи с активным развитием социально-эмоциональной сферы именно у старших дошкольников увеличивается риск возникновения расстройств в данной сфере, что проявляется в неадекватном проявлении эмоций и несформированности форм социального поведения.
У дошкольников 6-7 лет с задержкой психического состояния прослеживается незрелость эмоциональной сферы: повышенная агрессивность, неадекватные эмоции на изменения в окружающей среде, возникновение проблем в интерпретации социальных эмоций, сложность в применении речевых средств проявления эмоций.
Большое внимание ученые уделяют изучению познавательной сферы дошкольников с задержкой психического состояния, однако при определении нормального или проблемного развития ребенка, необходимо учитывать и эмоциональную характеристику развития дошкольника (Н.Л. Белопольская, E.H. Васильева, И.И. Мамайчук и др.).
Своевременное формирование социальных эмоций у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития оказывает большое влияние на социальную компетентность ребенка и стимулирование познавательной, игровой и других видов деятельности (У.В. Ульенкова, Н.Л. Белопольская, Е.А. Екжанова и др.).
Изучение социальных эмоций у детей с задержкой психического развития в настоящее время представлено не очень широко. Эмоции рассматриваются, как правило, в ракурсе отрицательных проявлений. Однако, важнее не утверждение отрицательных проявлений, а создание эффективных психолого-педагогических условий, которые позволяют определить зону развития, на основании которой возможна коррекционная работа по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Поэтому, изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, особенно актуально.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Противоречие исследования определило проблему: каковы психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование социальных эмоций у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития возможно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное осуществление работы от формирования у детей умения различать и понимать эмоции окружающих, до умения выражать (вербально и невербально) свои эмоциональные состояния;
- разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе комплекса занятий, направленных на формирование социальных эмоций;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития в коррекционно-развивающей работе.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы,
интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ),
- эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, психолого-педагогический эксперимент),
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- культурно-историческая концепция Л.С. Выготского;
- теория социальных эмоций А.В. Запорожца;
- деятельностный подход А.Н. Леонтьева;
- концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана;
- теоретические положения о комплексном подходе к коррекционно - педагогической работе с детьми с задержкой психического развития и индивидуальном подходе к ним Н.Л. Белопольской, Н.Ю. Боряковой, Г.М. Бреслава, И.А. Захарова, О.В. Защиринской, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.Б. Никишиной.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования апробированных материалов исследования педагогами- психологами, учителями-дефектологами при построении работы по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база: МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти, в эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (42 источника), 5 приложениями. В тексте представлены 14 рисунков, 7 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических основ проблемы и проведенное исследование позволили сделать следующие выводы.
Социальные эмоций оказывает большое влияние на социальную компетентность ребенка с ЗПР и стимулируют познавательную, игровую, коммуникативную и другие виды деятельности. Поэтому проблема формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР является сложной, но необходимой для обеспечения дальнейшего развития ребенка.
Результаты констатирующего эксперимента подтверждают заключения научных исследований педагогов и ученых в этой области. Обуславливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям 6-7 лет с ЗПР в формировании социальных эмоций. Данная работа предполагает создание определенных психолого-педагогических условий.
Мы установили, что для формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития необходимы следующие психолого-педагогические условия:
- поэтапное осуществление работы от формирования у детей умения различать и понимать эмоции окружающих, до умения выражать (вербально и невербально) свои эмоциональные состояния;
- разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе комплекса занятий, направленных на формирование социальных эмоций;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития в коррекционно-развивающей работе.
Реализация данных условий показала положительную динамику уровня социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 17%, детей со средним уровнем стало на 8% больше, а количество детей с низким уровнем сократилось на 25%.
Полученные данные подтверждают необходимость проведения специальной целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с ЗПР.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, получены экспериментальные данные, подтверждающие нашу гипотезу.



1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской - М.: Логос, 2012. - 125 с.
2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Н.В. Бабкина. - М.: Айрис пресс, 2005. - 78 с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Блинов. - М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
5. Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для
педагогических институтов / Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 2012. - 248 с.
6. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 2013. - №1 - С. 18-24.
7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Академия, 2014. - 144 с.
8. Варламова, О.И. Типология детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / О.И. Варламова // Практическая психология. - 2006. - №1. - С. 20¬24.
9. Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение [Текст] / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. - СПб.: Питер, 2012. - 145 с.
10. Васильева, Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования: моногарфия [Текст] / Е.Н. Васильева. - Н. Новгород, 1993. - С. 98-108.
11. Ведерников, М.В. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / М.В. Ведерников. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 96 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2014. - 672 с.
13. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2014. - 450 с.
14. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста [Электронный
ресурс] / О.О. Гонина. - М.: Изд-во Юрайт, 2018 // Режим доступа:
https://studme.org/1180040825754/psihologiya/psihologiya doshkolnogo vozrasta
15. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] / Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 160 с.
16. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.: АСТ, 2011. - 208 с.
17. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова; Под ред.
А.В. Петровского. - М.: Академия, 2011. - 357 с.
18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т. I. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Логос, 2010. - 357 с.
19. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: монография / А.В. Запорожец. - М.: ЮНИС, 2013. - 178 с.
20. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: Хрестоматия / О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2014. - 168 с.
21. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: Методические
рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М., 2009. - 234 с.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2012. - 324 с.
23. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
24. Ковалец, И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере [Текст]: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И.В. Ковалец. - М.: Владос, 2003. - 136 с.
25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
26. Костенкова, Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с
задержкой психического развития [Текст] / Ю.А. Костенкова. - М.:
Прометей, 2011. - 140 с.
27. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций 5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 160 с.
28. Линдсли, Д.Б. Эмоции [Текст] / Д.Б. Линдсли. - М.: Инлит, 2013. - 128 с.
29. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития /
В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. - М.: Логос, 2014. - 256 с.
30. Мельникова, Ю.В. Значение и своеобразие театрализованной деятельности в развитии дошкольников [Текст] / Ю.В. Мельникова // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 692-693.
31. Микляева, Н.В. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников как технология [Текст] / Н.В. Микляева, Т.В. Тимошенко // Современный детский сад. - 2015. - №6. - С. 38-45.
32. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Владос, 2013. - 128 с.
33. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
34. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР [Текст] / Т.Н. Павлий // Дефектология. - 2000.- №4. - С. 37-42.
35. Прозорова, М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №2. - С. 66¬69.
36. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С.С. Попова // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 221-224.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
38. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2005. - 158 с.
39. Сорокоумов, С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений [Текст] / С.Н. Сорокоумов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - №1, часть 1.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - С. 45-58.
41. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева; Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Апрель Пресс, 2012. - 176 с.
42. Эмпирическое исследование по проблеме развития представлений у детей с задержкой психического развития посредством игры [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.winpsychology.ru/plws-494-2.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ