Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение сенсорных игр для формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования

Работа №94019

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы128
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОМОТОРНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Мелкомоторные действия как психолого-педагогический
феномен науки. Онтогенез формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста 8
1.2. Характеристика детей младшего школьного возраста с
расстройствами аутистического спектра с точки зрения состояния их мелкомоторной деятельности 16
1.3. Место формирования мелкомоторных действий у детей младшего
школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.. 22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 26
2.1. Описание базы исследования с точки зрения направлений
психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и характеристика контингента испытуемых 26
2.2. Обоснование выбора диагностического инструментария для
проведения констатирующего этапа эксперимента 39
2.3. Проведение диагностических процедур и анализ результатов
экспериментальной работы 44
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОМОТОРНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕНСОРНЫХ ИГР КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 54
3.1. Роль сенсорных игр в формировании мелкомоторных действий у
детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 54
3.2. Составление и апробация программы психолого-педагогического
сопровождения формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра с применением сенсорных игр 56
3.3. Анализ результатов апробации программы и методические
рекомендации педагогам по психолого-педагогическому
сопровождению формирования мелкомоторных действий у детей с расстройствами аутистического спектра с применением сенсорных игр
в процессе их образования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 105


Актуальность темы исследования определяется значимостью, поскольку мелкомоторные действия формируют необходимые важные для жизни навыки у детей. От развития мелкомоторных навыков напрямую зависит уровень сформированности социально бытовой ориентировки ребенка в пространстве. С другой стороны, развитие мелкомоторных действий необходимо для общего психического развития ребенка: они на прямую влияют на качество предметной деятельности, которая лежит в основе познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста, развивают пространственные отношения времени и умении ориентироваться на листе, а также лежат в основе математических представлений.
Особое внимание стоит уделить младшему школьному возрасту, поскольку развитие мелкомоторых действий лежит в основе развития необходимых учебных навыков: во-первых, оно обуславливает развитие необходимых моторных навыков, которые способствуют благополучному усвоению навыка письма; во-вторых, оно тесно связано с развитиями речевых и коммуникативных навыков обучающегося, поскольку развиваются речевые зоны коры головного мозга. Речевое развитие, в свою очередь, предполагает в том числе, навык проговаривания, внутренней речи, что обуславливает развитие словесно логического мышления, которое в итоге и определяет умственное развитие.
Таким образом, формирование мелкомоторных действий является фактором, во многом определяющим качество образования, которое получит ребёнок его жизни, в целом.
Степень разработанности. Проблема развития моторики у детей отражена в работах М. М. Безруких, Н. А. Бернштейна, М. Монтессори, которые изучали тему психомоторного развития.
Настоящее время характеризуется тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Сложнейшим нарушением в развитии являются расстройства аутистического спектра. Проблемами развития детей с аутизмом занимались такие учёные, как О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, В. М. Башина и др. Исследователи отмечали своеобразие развития моторной сферы у детей с аутизмом, моторную неловкость, нарушения координации движений и др.
Объект - специфика формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет - процесс формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра с применением сенсорных игр как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения их образования.
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить психолого-педагогические тенденции формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Цель, объект и предмет позволяют сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий для
констатирующего этапа эксперимента
3. Выявить уровень сформированности мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
4. Разработать и частично апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию мелкомоторных действий с применением сенсорных игр у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
5. Провести промежуточный мониторинг эффективности коррекционно-развивающей программы по формированию мелкомоторных действий с применением сенсорных игр у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования: предполагаем, что применение сенсорных игр является эффективными методом коррекции для формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, психологической, и методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, организация и проведение
экспериментального исследования);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования).
Методики исследования: ««Дорожки» (по Л. А. Венгеру)»,
Графическая проба «Заборчик» (Л. С. Цветкова), тест Керна-Йерасика, а также последовательность из 3 проб: Проба на перебор пальцев (А. Л. Сиротюк), Проба пальцевого гнозиса и праксиса (А. Л. Сиротюк), Проба «Кулак-Ребро-Ладонь» (Н. И. Озерецкий).
Теоретическая база исследования:
- исследования, посвященные формированию мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста (Т. С. Будько, М. М. Кольцова и др.);
- особенности формирования мелкомоторных действий у детей с РАС (Е. Р. Баенская, В. М. Башина, О. С. Никольская, и др.).
База исследования: Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные бщеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр».
Практическая значимость исследования: сенсорные игры, методики, раздаточный материал подобранный и разработанный нами может использоваться учителями-дефектологами, педагогами-психологами для диагностики и коррекции мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трёх глав (одна теоретическая и две практических), заключения, списка литературы (51 источник) и приложения, в состав которого вошли стимульные материалы используемых методик; результаты, полученные испытуемыми в ходе констатирующего этапа эксперимента; продукты детской деятельности, полученные в ходе частичной апробации коррекционно -развивающей программы; результаты, полученные испытуемыми в ходе промежуточного мониторинга.
В первой главе представлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и других источников по теме исследования.
Во второй главе дана характеристика база исследования контингента испытуемых, обоснован выбранный психодиагностический инструментарий, описан ход констатирующего этапа эксперимента и проанализированы полученные данные.
В третьей главе представлена информация о составленной коррекционно-развивающей программе, её частичной апробации; проведении промежуточного мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы. А также составлены методические рекомендации по формированию мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, что термин «мелкомоторные действия» относится как к физическому, так и к социальному компонентам развития человека. Следовательно, под термином «мелкомоторные действия» следует понимать скоординированное движение человека, направленное на выполнение точных движений кистями и пальцами рук или ног.
В экспериментальном исследовании по формированию мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра было задействовано 13 детей в возрасте 7 и 9 лет. Согласно заключению ПМПК у всех детей следующая структура нарушения: «Расстройство аутистического спектра», а также рекомендован образовательный маршрут - вариант обучения 8.2.
Диагностические процедуры на констатирующем этапе экспериментального исследования проводились по методикам ««Дорожки» (по Л.А. Венгеру)», Графическая проба «Заборчик» (Л. С. Цветкова), тест Керна-Йерасика, а также последовательность из 3 проб: Проба на перебор пальцев (А. Л. Сиротюк), Проба пальцевого гнозиса и праксиса (А. Л. Сиротюк), Проба «Кулак-Ребро-Ладонь» (Н. И. Озерецкий), направленные на определение уровня сформированности мелкомоторных действий.
Инструкции были упрощены на более доступные для детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Задания предъявлялись с помощью словесной инструкции в обязательном сопровождении показа действий, с дополнительным объяснением выполняемых действий.
Результаты диагностических процедур показали, что у детей отмечаются следующие особенности: выполнение инструкции с помощью пальцев другой руки, поднятие вверх ладони на каждую пальцевую пробу, синкинезии, тремор рук, не способность удерживать пальцевые позы самостоятельно, неправильное удержание карандаша в руке и так далее. Также на данном этапе исследования было выявлено, что большинство детей, задействованных в экспериментальном исследовании, имеют низкий уровень сформированности мелкомоторных действий.
На формирующем этапе экспериментального исследования была составлена программа психолого-педагогического сопровождения по формированию мелкомоторных действий с применением сенсорных игр. Содержание программы включало в себя 6 модулей.
Далее была проведена работа по частичной апробации данной программы с экспериментальной группой исследования.
По завершению работы были проведены контрольные диагностические процедуры по оценке эффективности использования данной программы. Анализируя данные, можно сделать вывод, что после частичной апробации программы один испытуемый остался на высоком уровне сформированности мелкомоторных действий (отсутствие динамики), один испытуемый повысил свой уровень со среднего на выше среднего (положительная динамика), один испытуемый повысил свой уровень с ниже среднего на средний уровень (положительная динамика), и также один испытуемый повысил свой уровень с низкого до ниже среднего уровня (положительная динамика).
Таким образом, материалы данного исследования могут быть полезны для учителей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей- логопедов и родителей, в качестве средств коррекционной работы по формированию мелкомоторных действий нормально развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями в процессе психолого - педагогического сопровождения.



1. Аллахвердов В. М. Где мы? Откуда мы? Куда мы идем? // Психология. Журнал ВШЭ. 2010. № 1. С.76-89.
2. Аносова С. А. Коррекция мелкой моторики рук методом бисероплетения // НИЦ Социосфера. 2012. № 19. С.67-69.
3. Аншакова М. А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 13. С.26-28.
4. Байназарова, Т. Б., Сыздыкбаева, А. Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С.77-80.
5. Башина В. М. Аутизм в детстве. М., 1999. 236 с.
6. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребёнка к школе. Тула, 2007. 71 с.
7. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов. М., 1999. 48 с.
8. Белик Е. Г. Рекомендации для родителей Мелкая моторика в развитии ребенка. Котовск. 2014. 11 с.
9. Бернштейн Я. А. О ловкости и её развитии. М., 1991. 209 с.
10. Богдашина О. Роль различий сенсорного восприятия в аутизме: краткий обзор научных исследований прошлых лет и современности // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С.14-22.
11. Борисенко М. Г.Наши пальчики играют. Екатеринбург, 2005.46 с.
12. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Т. С. Будько. Брест, 2006. 114 с.
13. Буянов М. И. Аутизм. М., 2001. 88 с.
14. Васильева-Гангнус Л. Уроки занимательного труда. М., 1997.
210 с.
15. Гаврина С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2007. 89 с.
16. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития 1997. 100 с.
17. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Дневник воспитателя. М., 2015. 233 с.
18. Журнал «Начальная школа». М., 1999. № 8. 370 с.
19. Журнал «Начальная школа». М., 1988. № 9. 385 с.
20. Запорожец Н. А. Избранные психологические труды. М., 2011. 311 с.
21. Ильин Е. П. Психомоторика. М., 2015. 326 с.
22. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. М., 2003. 210 с.
23. Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени готовности детей к обучению в школе. Владимир, 1999. 370 с.
24. Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев. М., 2008. 103 с.
25. Клевитов С. И., Терентьева О. С. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе // Вестник ТГУ. 2014. № 6 (134). С.133-138.
26. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973. 269 с.
27. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 2009. 369 с.
28. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 2013. 228 с.
29. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М., 2013. 146 с.
30. Краковский А. П. Содержание возрастного, типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1970. 410 с.
31. Крет Я. В., Байкина Н. Г. Ранняя коррекция психомоторики детей с аутизмом // ППМБПФВС. 2007. № 11. С.241-246.
32. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2008. 215 с.
33. Маллаев Дж. М. Синдром раннего детского аутизма: медикопсихологические и социально-педагогические аспекты // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 9-33.
34. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. СПб. 2004. 210 с.
35. Монтессори М. Дети - другие. М., 2004. 336 с.
36. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому. М., 2000. 272 с.
37. Морозов С. А., Морозова Т. А. Аутизм: Характеристика и коррекция нарушений речевого развития : методическое пособие. М., 2 007. 250 с.
38. Пичугина Ю. А., Сумароков А. А., Салмина А. Б. Клиническая характеристика детей с заболеваниями аутистического спектра // Сибирское медицинское обозрение. 2009. № 6. С. 74-79.
39. Плаксунова, Э. В. Двигательная сфера детей с аутизмом. URL : https://sites.google.com/site/avameidinru/Home/cto-takoe-sensornaaintegracia/cto-takoe-sensornaa-integracia-ili-a-osobennyjmama/psihomotorika/adaptivnoe-fiziceskoe-vospitanie-detej-s-autizmom(дата обращения: 20.09.2021).
40. Придворова В. С. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать. М., 2008. 205 с.
41. Серебряков Н. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного. СПб., 2005. 310 с.
42. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2003. 370 с.
43. Соколов Н. В. Особенности психомоторного развития у детей с ранним детским аутизмом // Смоленский медицинский альманах. 2015. № 1. С. 109-109.
44. Тиганов А. С., Башина В. М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т. 8. С. 4-13.
45. Феррари П. Детский аутизм. Москва, 2006. 125 с.
46. Фесенко Ю. А., Шигашов Д. Ю. Ранний детский аутизм: медикосоциальная проблема // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. № 1. С. 271-273.
47. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999. 345 с.
48. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. М., 2000. 256 с.
49. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1979. 544 с.
50. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта. Способы взаимодействия. Развитие речи. Психотерапия. М., 2011. 256 с.
51. Klin A, Jones W., Schultz R., Volkmar F. The enactive mind, or from actions to cognition: lessons from autism// The Royal Society, 2015. P. 345-360.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ