Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-правовая система управления государственным имуществом

Работа №112433

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты управления государственным
имуществом
1.1 Ретроспективный анализ понятия «государственное имущество»
и его эволюция в российском законодательстве
1.2 Понятие, сущность и проблемы управления государственным
имуществом
1.3 Особенности управления государственным имуществом в
современных условиях
Глава 2 Анализ системы управления государственным имуществом в Ханты-
Мансийском автономном округе – Югре
2.1 Структура, принципы построения и правовая основа
деятельности органов управления государственным имуществом
округа
2.2 Компетенция и функция органов управления государственным
имуществом округа
2.3 Особенности системы управления государственным
имуществом в Автономном учреждении «Центр профессиональной
патологии»
Глава 3 Совершенствование управления государственным имуществом в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
3.1 Проблемы управления государственным имуществом в Ханты-
Мансийском автономном округе – Югре .........................................
3.2 Предложения по совершенствованию управления
государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Характеристика различных определений понятия
собственность
Приложение Б Динамика стоимости имущества автономного округа
Приложение В Структура имущества автономного округа
Приложение Г Сведения об использовании АУ «Югорский центр
профессиональной патологии» государственного имущества по
состоянию на 01.01.2019 год

Актуальность исследования. Вопросы правового регулирования
публичной собственности являются весьма актуальными для отечественного
права на протяжении последнего столетия. Особую значимость они приобрели
в советский период, когда государство отказалось от права частной
собственности и право государственной собственности заняло доминирующее
положение. Вторая половина XX столетия знаменуется созданием
фундаментальных работ по праву государственной собственности, сломано
немало копий при создании нового правового режима собственности в
условиях, когда земля, основные фонды в виде огромного числа зданий и
сооружений, жилого фонда, оборотных средств были сосредоточены в руках
Советского государства. Именно в это время и было сконструировано впервые
в мировом правовом пространстве право оперативного управления и создана
фигура государственных учреждений и трестов.
Политико-правовые и социально-экономические преобразования в
нашей стране в девяностые годы прошлого столетия вновь актуализировали
вопрос о создании нового правового режима публичной собственности.
Необходимо было правовое оформление права собственности Российской
Федерации, субъектов Федерации и муниципальной собственности, которых
не было в прежнем механизме регулирования, а также приватизации
государственного и муниципального имущества. Особо остро встал вопрос о
разграничении права публичной собственности на федеральную, субъектов
Федерации и муниципальную [18, с. 23].
В настоящее время наблюдается новый виток интереса к проблемам
управления государственным имуществом, чем и обусловлена актуальность
темы настоящего исследования.
Актуальность исследования обуславливает также и то, что в настоящее
время активно обсуждается текст проекта федерального закона «О
государственном и муниципальном имуществе» [18, с. 24]. В условияхнесовершенства правового регулирования вопросов, связанных с управлением
государственной собственностью, принятие данного закона имеет важное
практическое значение.
Кроме того, в настоящее время ни судебная практика, ни
законодательство не отражают в полной мере развитие общественных
отношений в рассматриваемой теме. В связи с чем особую актуальность
приобретает необходимость определение правовой природы указанных
понятий в их взаимосвязи и закрепление их на законодательном уровне.
Четкое определение понятий будет способствовать более эффективной
реализации государством своих функций и задач по управлению
государственным имуществом.
Степень разработанности темы. Большой вклад в изучение понятия
«государственное имущество» внесли И.В. Ершова, В.И. Кошкин, Я.М.-Х.
Джумаева, А.В. Винницкий, А.В. Винницкий, С.А. Кочеткова, О.И.
Короткова, Ю.Ю. Федотова, В.А. Терещенко, Ш.О. Алиев, Д.С. Вахрушев,
Э.Е. Киселев, Е.П. Губин, А.В. Белицкий и другие авторы.
Информационную базу исследования составили федеральные,
региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, программы по
управлению государственным имуществом, аналитические и
информационные материалы органов статистики, федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры.
Целью данной работы является разработка подхода к повышению
эффективности управления государственным имуществом и формирования
комплекса мер, направленных на решение проблем в управлении
государственным имуществом.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие
задачи:
- осуществить ретроспективный анализ понятия «государственное
имущество» и его эволюции в российском законодательстве;рассмотреть организационно-правовую систему управления
государственным имуществом, а также выявить особенности управления
государственным имуществом в современных условиях;
- охарактеризовать структуру, принципы построения, а также правовую
основу органов управления государственным имуществом в Ханты-
Мансийском автономном округе – Югре, а также выделить компетенцию и
функции указанных органов;
- проанализировать управление государственным имуществом в
Автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр профессиональной патологии»;
- выявить проблемы управления государственным имуществом в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и сформулировать
предложения по совершенствованию управления государственным
имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Объектом исследования в рамках данного исследования выступают
общественные отношения, складывающиеся в сфере управления
государственным имуществом.
Предметом исследования является организационно-правовая система
управления государственным имуществом.
Методологическую основу диссертационного исследования составили
общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, исторический,
системный подход, сравнительный метод; частно-научные методы:
формально-юридический метод и сравнительно-правовой метод; а также
специальные методы – документальный метод и метод экспертных оценок.
Выводы по результатам исследования сформулированы с помощью методов
анализа и синтеза.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что в
рамках настоящего исследования проведен комплексный и всесторонний
анализ организационно-правовой системы управления государственным
имуществом в Российской Федерации, а так же в субъекте – ХантыМансийском автономном округе – Югре. В ходе исследования выделены и
определены научные понятия, являющиеся основой для разработки правовой
регламентации организационной деятельности в сфере управления
государственным имуществом. Так же, на основе научного анализа
законодательных, правоприменительных, доктринальных проблем, связанных
с толкованием сущности государственного имущества, его делением на
формы и виды, с распределением функций между федерацией и субъектами,
выявлены недостатки управления государственным имуществом, а так же
сформулированы предложения по совершенствованию современного
законодательства в сфере управления государственного имущества, которые
могут быть положены в основу для дальнейших исследований в данной
области.
Результаты выпускной квалификационной работы были предложены на
совещании 19.06.2020 года Депимуществу Югры при формировании
изменений в программу «Управление государственным имуществом»
(Распоряжение Депимущества Югры от 21.12.2020 года № 13-Р-2795 «О
внесении изменения в приложения к Распоряжению Депимущества Югры от
14.02.2019 года № 13-Р-213 «Об утверждении публичной декларации о
результатах реализации мероприятий государственной программы ХМАО-
Югры «Управление государственным имуществом»), а также основные
положения, выводы исследования нашли отражение в статье «Проблемы
управления государственным имуществом» и опубликованы в сборнике
научных статей «Молодой учёный» № 48 (338) ноябрь 2020 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать
следующие основные выводы.
1 Ретроспективный анализ понятия «государственное имущество» в его
эволюционном развитии в русском законодательстве ХVIII – начала XX века и
анализ деятельности соответствующего ведомства по управлению
государственной собственностью рассматриваемого периода отечественной
истории свидетельствует о том, что устоявшийся в последние десятилетия в
общественном сознании и, отчасти, в профессиональном научном сообществе
постулат о том, что государственная собственность изначально является
неэффективной (хронически убыточной) не нашло своего подтверждения на
примере истории ведомства государственных имуществ, землеустройства и
земледелия Российской империи. Под государственном имуществом
понималось собственность государства как юридического лица, оно также
фигурировало под названием казённого и фискального имущества.
В настоящее время государственная собственность представляет собой
имущество, которым Российская Федерация (федеральная) и субъекты РФ
(собственность субъектов РФ) владеют, пользуются и распоряжаются. Данное
определение по сути закреплено в нормах гражданского законодательства. В
состав государственной собственности входят объекты, являющиеся
национальным государственным богатством, включая природные ресурсы,
историко-культурное, художественное и природное наследие; объекты, с
помощью которых функционируют федеральные органы государственной
власти, решая государственные цели и задачи; объекты, входящие в
оборонную отрасль, оборонное производство и сервис; объекты, входящие в
народнохозяйственную отрасль, посредством которых государство
осуществляет свою деятельность и развиваются другие отрасли; объекты
федеральных автомобильных дорог и обслуживающие их организации.Государственная собственность распределяется между двумя уровнями
– федеральной собственностью РФ и собственностью субъектов Федерации.
2 Государственная собственность в целом выполняет следующие
основные функции:
1) создает условия для того, чтобы воспроизводились общественные
блага;
2) предоставляет возможность государству выступать в качестве
самостоятельного элемента во внутригосударственных и международных
экономически отношениях;
3) обеспечивает финансирование и работоспособность отраслей
производств, требующих больших капиталовложении, которые зачастую
невозможно осуществить частному сектору экономики;
4) посредством государственной собственности государство создает
условия и оказывает поддержку развития частного сектора экономики, а также
предпринимательской деятельности;
5) способствует существованию и развитию некоммерческой
социальной сферы и производству на некоммерческой основе общественных
благ;
6) способствует сглаживанию кризисных ударов, мобилизации ресурсов
для того, чтобы быстрее выйти из кризиса.
Таким образом, государственная собственность может быть
представлена как основной элемент государственной экономической системы.
Однако она не может существовать обособленно без разработки четкой
системы управления, так как теряет экономический и социальный смысл
своего существования.
Система управления государственной собственностью включает в себя
упорядоченные взаимосвязанные элементы, функционирующие согласованно
с тем, чтобы были достигнуты определенные цели и задачи. К числу таких
элементов относятся цель, принципы, методы, функции, органы, процессы,контрольная подсистема в виде учета, оценки, кадрового обеспечения и
контроля за эффективностью.
Управление отношениями собственности базируется на ее разделении на
федеральную собственность и имущество субъектов РФ; определении
надлежащего соотношения между формами и видами госсобственности,
которое позволит достичь значимых и выгодных обществу экономических
результатов; формировании системы ограничений, а также векторов
эффективного развития и использования отдельных форм собственности.
3 Нормативное правовое регулирование является одним из основных
инструментов государственного управления. Оно должно быть понятным,
ориентированным на потребности общества и бизнеса, и обеспечивать
поступательное социально-экономическое развитие регионов РФ и страны в
целом.
Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей процессы
управления государственной собственностью в РФ, позволил нам выявить
некоторые правовые пробелы, среди которых первостепенное значение имеет
то, что в настоящее время отсутствует единая унифицированная нормативная
и методологическая база в данной сфере, равно как и единый
терминологический аппарат.
В качестве не менее серьезной проблемы следует назвать отсутствие в
нормах права единого алгоритма по определению минимально допустимой
цены продажи государственной собственности без объявления цены,
оснований для принятия решения о возможности продажи, а также отсутствие
указания в федеральном законе на обязанность принятия к рассмотрению
любого предложения о цене имущества или отсутствие данной обязанности
отрицательно сказывается на деятельности органов по управлению
государственной собственностью при взаимодействии с потенциальными
инвесторами.
Также необходимо отметить и то, что в нормах действующего
законодательства отсутствует единообразный подход к приватизациигосударственного и муниципального имущества и прогнозированию
бюджетных поступлений от его продажи.
В этой связи, необходимо совершенствовать правовое регулирование в
сфере управления государственной собственности. Обеспечение
результативного нормативно-правового регулирования процесса управления
государственной собственностью обусловлено социально-экономической
спецификой выполняемых ей функций, направленных на достижение
общественного интереса, а также потребностью в сбалансированном и
эффективном функционировании всех объектов собственности, что в большей
степени подтверждает необходимость восполнение правовых пробелов,
устранение правовых коллизий в данном процессе.
4 Управление государственным имуществом имеет свои особенности. В
основе особенностей управления государственным имуществом лежит
иерархическая соподчиненность участников имущественного регулирования.
Имущественные правомочия принадлежат федеральным министерствам,
службам и агентствам, выступающим в качестве собственников
государственного имущества, которые передают их ФГУП и казенным
предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Поэтому для ФГУП и казенных предприятий характерна публичная доминанта
таких правомочий, они пользуются и распоряжаются государственной
собственностью с ограничениями, которые установил для них собственник.
В настоящее время для того, чтобы повысить эффективность управления
государственной собственностью, органы государственной власти идут по
пути цифровизации. С этой целью в сфере управления государственным
имуществом интенсивно осуществляются следующие мероприятия:
- оценивается рациональность использования управляемых объектов, в
первую очередь, в таких социально значимых сферах, как ЖКХ и
строительство, после чего неэффективные объекты исключаются из сферы
управления;вся документация, связанная с управлением государственной
собственностью, переводится в цифровой формат для использования ее в
онлайн-режиме;
- активно внедряются разнообразные цифровые технологии, в том числе
базы данных, искусственный интеллект, а также нейросети;
- кадровый состав системы управления государственной собственности
переквалифицируется и обучается новым формам ведения работы.
5 Государственная собственность в ХМАО – Югре позволяет
уполномоченным органам округа реализовывать государственные полномочия
и предоставлять государственные услуги. Поэтому в ХМАО-Югра
уполномоченные органы стремятся сформировать эффективное управление
государственным имуществом, определяя данное направление в качестве
приоритетного. С этой целью в округе реализуется государственная
программа «Управление государственным имуществом».
Исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, реализующим единую государственную
политику округа и осуществляет нормативное правовое регулирование,
управляет государственной собственностью, оказывает государственные
услуги в данной сфере, является Департамент по управлению
государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры, имеющий в своей структуре различные подразделения и являющийся
главным исполнителем выше указанной государственной программы, которая
преследует следующую цель – сформировать эффективную систему
подконтрольности государственной собственности, направленную на
обеспечение оптимального состава недвижимого имущества, достоверного
учета и контроля за его использованием.
6 В ходе исследования нами была проанализирована деятельность
Депимущества – Югры, связанная с управлением государственной
собственностью, за 2020 год, что позволило признать ее достаточно
эффективной.Данный вывод также подтверждают данные анализа управления
государственной собственностью в АУ «Центр профессиональной патологии»,
созданном ХМАО – Югра, в оперативном управлении которого находится
движимое и недвижимое имущество. Данное учреждение оказывает
медицинскую помощь, проводит медицинские экспертизы, осмотры и
освидетельствования, а также осуществляет профилактические мероприятия
по укреплению здоровья населения.
Для выполнения возложенных на АУ «Югорский центр
профессиональной патологии» функций и задач ему на праве оперативного
управления было передано государственное имущество, отчет об
использовании которого предоставляется ежегодно в Депимущества ХМАО –
Югра.
Кроме того, имеющееся в настоящее время на балансе учреждения
имущество было передано ему также в аренду и безвозмездное пользование,
приобретено учреждением за счет средств, выделенных учредителем, а также
за счет доходов от приносящей прибыль деятельности.
7 Несмотря на эффективное управление государственной
собственностью в ХМАО-Югре, в данной сфере имеются и многочисленные
проблемы, от решения которых напрямую зависит эффективность такого
управления в округе. К их числу относятся следующие:
- наличие неиспользуемых объектов государственной собственности;
- необоснованная передача нежилых помещений в аренду, а также в
безвозмездное пользование ряду бюджетных учреждений, отсутствие в
ходатайстве, поданном в Депимущества Югры о согласовании передачи в
аренду и безвозмездное пользование сведений о том, что такая передача
имущества будет способствовать более эффективной организации
деятельности и цели Учреждения, для которых оно создано;
- нарушение порядка составления договоров аренды передачи нежилых
помещений, их несоответствие нормам ГК РФ;отсутствие должного контроля со стороны Депимущества Югры за
наличием у Учреждения используемого не по назначению имущества, в том
числе неиспользование им правом принятия решения об отказе в согласовании
необоснованной передачи имущества в аренду и безвозмездное пользование.
Кроме того, к общему числу проблем, характерных для сферы
управления государственной собственностью, относятся такие проблемы:
- многообразие участников;
- разграничение полномочий государственных и муниципальных
органов;
- нечеткая разграниченность полномочий, которыми наделены
различные органы;
- неопределенные пределы полномочий органов, которые управляют
государственной собственностью на праве оперативного управления;
- отсутствие четких регламентов, устанавливающих то, как различные
органы управления государственной собственностью должны
взаимодействовать между собой;
- дублирующие полномочия, присущие различным органами в сфере
управления государственным имуществом;
- неунифицированный подход к оплате за пользование государственной
собственностью.
Чтобы перейти к эффективному и рациональному использованию
государственного имущества, на первоначальном этапе необходимо решить
выше указанные существующие проблемы. При этом, решение существующих
проблем должно быть основано на интегральном комплексе мер, цели,
принципы, уровни и сроки которых будут тесно взаимоувязаны между собой.
При этом, совершенствовать правовое регулирование в этой сфере
необходимо учитывая цифровизацию, которая охватила в настоящее время все
сферы жизнедеятельности общества. Кроме того, целесообразно принять
специальную программу, в которой четко обосновать актуальные направления
совершенствования, в том числе по разграничению полномочий в даннойсфере. Нельзя не учитывать и то, что институт управления государственной
собственностью характеризуется сложностью и комплексностью правового
регулирования, осуществляемого несколькими правовыми отраслями, в том
числе бюджетным и административным правом.
В этой связи, на наш взгляд, необходимо разработать унифицированный
подход к управлению государственной собственностью, который должен
найти свое выражение в едином нормативном акте, в котором среди прочего
должны быть закреплены следующие моменты:
- единые правила учета государственной собственности (ведение реестра
федерального имущества во взаимосвязи с бюджетным учетом);
- единые правила, руководствуясь которыми уполномоченные органы
должны распоряжаться государственной собственностью (содержать его,
использовать, ремонтировать, списывать);
- единый порядок выделения имущества со специальным правовым
режимом и особенностями его участия в структуре отношений по управлению
государственным имуществом;
- единая схема, по которой по согласованию с Росимуществом
государственное имущество перераспределяется.
8 В качестве главной задачи совершенствования правового
регулирования в сфере управления государственным имуществом
определяется эффективное использование государственной собственности,
которое нормы действующего законодательства не обеспечивают. Основные
перспективные пути развития сферы управления государственной
собственности видятся нам по пути уточнения, детализации и конкретизации
целого ряда вопросов:
- концептуальных основ управления государственной собственностью;
- методов и способов такой управленческой деятельности;
- системы органов, управляющих государственной собственностью;
- основных принципов, на которых должно строиться межведомственное
взаимодействие в сфере управления государственной собственностью;необходимости разграничить полномочия между государственными и
муниципальными органами.
В этой связи не вызывает сомнений целесообразность принятия
специализированного закона, нормы которого будут направлены на
регламентацию важнейших вопросов, связанных с управлением
государственной собственностью.
Представляется, что разрабатываемый в настоящее время проект
Федерального закона «О государственной и муниципальной собственности»
который будет способствовать эффективному решению существующих в
данной области проблем.
В случае принятия данного закона он будет представлять собой
комплексный межотраслевой нормативный акт, регулирующий
организационно-управленческие и имущественные отношения.


1. Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры «Центр профессиональной патологии».- URL: https://cpphmao.ru/ (дата
обращения: 28.01.2021).
2. Агапов А.Б. Публичные процедуры управления государственным
и муниципальным имуществом // Lex russica. 2020. № 1. С. 9-27.
3. Акоева Р.В., Фардзинова В.А. Управление государственной
собственностью: тенденции и перспективы развития в РСО-Алания // Научный
потенциал XXI века. Материалы Международной (заочной) научно-
практической конференции. 2019. С. 72-79.
4. Алиев Ш.О. Проблемы и тенденции в управлении
государственным имуществом в субъекте Российской Федерации //
Комплексные и отраслевые проблемы науки и пути их решения. Сборник
статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 313-
315.
5. Белобородов С.В. Повышение качества межведомственного
взаимодействия органов исполнительной власти: дис.... канд. эконом. наук/
С.В. Белобородов. М., 2011. 165 с.
6. Ватаман А.А. Управление государственной собственностью в
Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Актуальные вопросы
развития экономики и управления. Сборник материалов национальной научно-
практической конференции. 2020. С. 200-207.
7. Вахрушев Д.С. Киселева Э.Е. Цифровизация государственного
управления в сфере имущественных отношений на региональном уровне //
Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции,
перспективы. Петрозаводск, 2020. С. 5-8.
8. Винницкий А. В. Публичная собственность М.: Статут, 2013.
732с.9. Винницкий А.В. Государственная собственность в
административном праве / М.: Статут, 2010. 431с.
10. Высшие и центральные государственные учреждения России. В 4
томах. 1801- 1917.- СПб: Наука, 2002. Т 3. 313 с.
11. Гвоздева О.В. Колбнева Е.Ю. Роль цифровизации в повышении
качества государственного управления недвижимым имуществом //
Актуальные проблемы землеустройства, кадастра и природообустройства.
Материалы II международной научнопрактической конференции факультета
землеустройства и кадастров ВГАУ. 2020. С. 125-131.
12. Государственная политика и управление. Уровни, технологии,
зарубежный опыт государственной политики и управления / под ред. Л.В.
Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2007. 412с.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ.
1994. № 32. Ст. 3301.
14. Губин Е.П. Белицкая А.В. Емелькина И.А. и др. Проблемы
совершенствования правового регулирования отношений в сфере управления
и использования государственного и муниципального имущества // Пермский
юридический альманах. 2020. № 3. С. 71-87.
15. Джумаева Я.М.-Х. Управление государственным имуществом //
Тенденции развития науки и образования. 2020. № 68-5. С. 101-104.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ