Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности управления муниципальным имуществом

Работа №104302

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические и правовые основы управления муниципальным имуществом
в Российской Федерации 7
1.1 Понятие и структура муниципального имущества 7
1.2 Методика оценки эффективности управления муниципальным
имуществом 13
1.3 Нормативно-правовые основы управления муниципальным имуществом 20
2 Анализ управления муниципальным имуществом на примере БУ «ДЭСЗ»
ХМАО-ЮГРА 25
2.1 Краткая характеристика БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА 25
2.2 Состав муниципального имущества г. Ханты-Мансийск 31
2.3 Анализ управления муниципальным имуществом 37
3 Проблемы и пути оптимизации методов управления муниципальным
имуществом 43
3.1 Проблемы в управлении муниципальным имуществом 43
3.2 Пути оптимизации методов управления муниципальным имуществом 51
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66

Актуальность темы исследования. Деятельность любой власти, реализация ее политики должны быть подкреплены собственными материальными и финансовыми ресурсами. От того насколько правильно органы власти будут организовывать работу с имеющимися в их распоряжении ресурсами зависит эффективность их управления, которая впоследствии скажется на жизни граждан - этим и обуславливается актуальность темы исследования.
Понятие муниципальной собственности в Российской Федерации существует сравнительно не давно и поэтому процесс становления и развития муниципальной собственности происходит и в настоящее время [16, с. 16].
Управление муниципальной собственностью в настоящее время является одной из самых актуальных тем. Процесс становления института управления муниципальной собственностью находится в стадии формирования [14, с. 8].
Местное самоуправление является одним из самых мощных факторов реализации потенциала индивида и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве [38].
Главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной общественности органов местного самоуправления.
Вследствие этого, рост и развитие муниципального образования невозможен без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью [33, с. 73]. Особенную актуальность данная тема приобрела в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производиться управление оставшимися объектами муниципальной собственности [34, с. 121].
Проблемное поле исследования обусловлено объективной незавершённостью формирования нормативно-методической и практической базы по вопросам управления муниципальным имуществом и оценки эффективности управления и поиском оптимальных моделей управления.
Цели и задачи исследования. Цель работы - изучить особенности управления муниципальным имуществом и предложить пути оптимизации рекомендации по управлению муниципальным имуществом на примере БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Задачи работы обусловлены поставленной целью:
- рассмотреть теоретические аспекты и нормативно-правовые основы управления муниципальным имуществом в Российской Федерации;
- сформировать оценку эффективности управления муниципальным имуществом в БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА;
- определить проблемы и сформировать пути оптимизации управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Объектом исследования данной работы является БУ «ДЭСЗ» ХМАО- ЮГРА.
Предметом исследования является эффективность управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Степень научной разработанности темы. Различные аспекты формирования и использования имущественной части муниципальной казны отражены в работах многих исследователей: Е.Г. Анимицы, С.Г. Еремина, С.Е. Прокофьева, Э.И. Абдуллиной, М.Б. Гадиевой, В.А. Барсуковой, М.Р. Сафуанова, Н.А. Галимуллиной, О.В. Артамоновой, В.С. Варламова, Н.А. Лысковой, Н.Г. Филатовой, Э.И. Назаровой, А.А. Оганесяна, М.А. Шох, И.В. Выдрина и др.
Гипотеза исследования: чтобы оценить эффективность использования имущества в муниципальных учреждениях, нужен комплексный подход, с использованием новой утвержденной методики, а также методик отдельных муниципальных субъектов и авторских методик.
Теоретико-методическую основу исследования составили нормативно-правовые акты в области управления муниципальным имуществом, а также научные труды таких ведущих ученых, как Е.Г. Анимицы, С.Г. Еремина, С.Е. Прокофьева, Э.И. Абдуллиной, М.Б. Гадиевой, В.А. Барсуковой, М.Р. Сафуанова, Н.А. Галимуллиной, О.В. Артамоновой, В.С. Варламова, Н.А. Лысковой, Н.Г. Филатовой, Э.И. Назаровой, А.А. Оганесяна, М.А. Шох, И.В. Выдрина и др.
Базовыми для настоящего исследования явились также данные статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования: исследование проводилось на базе БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Научная новизна настоящего исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по формированию методов оптимизации управления муниципальным имуществом в организации.
Положения, выносимые на защиту:
- на основе анализа также методик отдельных муниципальных субъектов и авторских методик, были систематизированы методы оценки эффективности управления муниципальным имуществом;
- разработаны научно-методические рекомендации по формированию методов оптимизации управления муниципальным имуществом в организации.
Методы исследования. В процессе написания работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод, сравнительно-правовой, а также методы графического анализа для систематизации и визуализации информации.
Информационной базой исследования выступили учебная и научная литература, монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов Российской Федерации, ХМАО-ЮГРА, материалы специальных периодических изданий, статистические данные Росстата.
Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы, формирующие нормативно-методическую базу управления муниципальным имуществом, и статистические данные.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании отдельных положений в области методики оценки эффективности управления муниципальным имуществом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные мероприятия могут быть использованы в деятельности БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: отчетными документами БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА и данными статистики.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в анализе и исследовании эффективности управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- "Экономика и социум" №1(92) 2022.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Первый раздел посвящен исследованию теоретических аспектов и нормативно-правовых основ управления муниципальным имуществом в Российской Федерации.
Второй раздел посвящен анализу и оценке эффективности управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Третий раздел посвящен определению проблем и формированию путей оптимизации управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО- ЮГРА, раскрывается научная новизна исследования.
Заключение посвящено подведению итогов исследования


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом на сегодняшний день является одной из первоочередных задач органов местного самоуправления, так как получаемые от использования муниципального имущества доходы в полном объеме поступают в местные бюджеты, из которых средства используются на социальные программы. Значит от эффективности использования муниципальной собственности во многом зависит качество жизни населения.
Чтобы оценить эффективность использования имущества в муниципальных учреждениях нужен комплексный подход, с использованием новой утвержденной методики, а также методик отдельных муниципальных субъектов и авторских методик.
Управление муниципальным имуществом является неотъемлемой частью деятельности БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА по решению экономических и социальных задач, развитию эффективной муниципальной экономики.
Проведенное теоретическое исследование позволило раскрыть теоретические аспекты и нормативно-правовые основы управления муниципальным имуществом в Российской Федерации: изучено понятие «муниципального имущества», отражены виды муниципальной собственности, структура и состав муниципального имущества, а также перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований на основании Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», раскрыты основные функции муниципальной собственности с позиции обеспечения социально-экономического развития; изучена методики оценки эффективности управления муниципальным имуществом, как законодательно закрепленная распоряжением Правительством Российской Федерации от 12.10.2020 года № 2645-р, изучены нормативно-правовые основы управления муниципальным имуществом.
Проведенное практическое исследование позволило сформировать оценку эффективности управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА: дана организационно-экономическая характеристика муниципального имущества г. Ханты-Мансийск; проведен анализ и сформулирована оценка эффективности управления муниципальным имуществом г. Ханты-Мансийск.
Исходя из теоретических и практических исследований определены проблемы и сформированы пути оптимизации управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Первая проблема: снижение эффективности управления имуществом муниципалитета, которое влечет за собой снижение доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.
Вторая проблема: снижение эффективности управления имуществом муниципалитета, связанное с наличием некоторого муниципального имущества, требующего капитального ремонта, а также земельных участков в неудовлетворительном состоянии.
Третья проблема: снижение эффективности управления имуществом муниципалитета, связанное с наличием в настоящее время в реестре муниципальной собственности г. Ханты-Мансийск объектов недвижимого имущества, не имеющих необходимой технической документации, правоустанавливающих и удостоверяющих документов.
В связи с этим сформированы пути оптимизации управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Первый путь: оптимизировать работу БУ «ДЭСЗ» с договорами аренды и контроля за их выполнением. Эффективность первого пути оптимизации управления муниципальным имуществом г. Ханты-Мансийск может быть выражена в росте выполнения плана на основе утвержденного консолидированного бюджета по поступлениям доходов от использования и продажи муниципального имущества ХМАО-ЮГРА.
Второй путь: оптимизировать работу БУ «ДЭСЗ» по капитальному ремонту имущества муниципалитета, по приведению в порядок земельных участков, находящихся в настоящее время в неудовлетворительном состоянии, по определению возможностей продажи имущества муниципалитета. Эффективность второго пути оптимизации управления муниципальным имуществом г. Ханты-Мансийск может быть выражена в росте имиджа ХМАО-ЮГРА.
Третий путь: оптимизировать работу БУ «ДЭСЗ» по технической документации, правоустанавливающим и удостоверяющим документам. Эффективность третьего пути оптимизации управления муниципальным имуществом г. Ханты-Мансийск может быть выражена в росте количества объектов, по которым будет решена проблема отсутствия необходимой технической документации, правоустанавливающих и удостоверяющих документов объектов имущества муниципалитета.
Практическая значимость рекомендаций и предложений достаточно высока, так как предполагаются реальные пути оптимизации управления муниципальным имуществом г. Ханты-Мансийск.
В ходе написания данной работы были сформированы пути оптимизации управления муниципальным имуществом г. Ханты-Мансийск. Данные рекомендации были подготовлены в ходе реализации поставленных задач.
Первая задача работы решена в первом разделе исследования. В ней раскрыты теоретические аспекты и нормативно-правовые основы управления муниципальным имуществом в Российской Федерации: изучено понятие «муниципального имущества», отражены виды муниципальной собственности, структура и состав муниципального имущества; изучены методики оценки эффективности управления муниципальным имуществом; изучены нормативно-правовые основы управления муниципальным имуществом.
Вторая задача работы решена во втором разделе исследования. В ней сформирована оценка эффективности управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА: дана организационно-экономическая характеристика муниципального имущества г. Ханты-Мансийск; проведен анализ и сформулирована оценка эффективности управления муниципальным имуществом г. Ханты-Мансийск.
Третья задача работы решена в третьем разделе. В ней, исходя из теоретических и практических исследований определены проблемы и сформированы пути оптимизации управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.
Таким образом, в работе представлен анализ теоретических аспектов и нормативно-правовые основы управления муниципальным имуществом в Российской Федерации, а также сформирована оценка эффективности управления муниципальным имуществом БУ «ДЭСЗ», что позволило определить проблемы и сформировать пути оптимизации управления муниципальным имуществом г. Ханты-Мансийск. В связи с этим достигнута цель работы - изучить особенности управления муниципальным имуществом и предложить пути оптимизации рекомендации по управлению муниципальным имуществом на примере БУ «ДЭСЗ» ХМАО-ЮГРА.



1. Астраханцева А.В. Эффективность управления муниципальной
собственностью / А.Н. Астраханцева // Актуальные проблемы российского права и законодательства: сборник материалов ХП Междунар. науч.-практ. конф. (26 апр. 2019 г.). Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. исслед. ун-та, 2019.— 37-39 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая
[Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
31.07.2020) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Дубровин О.В. Некоторые вопросы о муниципальной
собственности / О.В. Дубровин, Ю.И. Федотова // Социум и власть. -
2018. - № 1 (33). - С. 77-79.
4. Ерошкин А.К. Понятие муниципальной собственности / А.К. Ерошкин // Молодой ученый. - 2018. - № 11 (115). - С. 727-730.
5. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления : курс лекций / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2020. - 512 с.
7. Игнатов В.Г. Местное самоуправление : учеб. / В.Г. Игнатов, В.В. Рукова. - Ростов на Дону: Феникс, 2018. - 474 с.
8. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики : учеб. / С.Г. Капканщиков. - Москва: КНОРУС, 2018. - 528 с.
9. Кобкова А.В. Функции и перспективы муниципальной собственности / А.В. Кобкова // Вестник НГУ. - 2018. - Том 7. - Выпуск 3. - С. 154-160.
10. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: основной закон РФ от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
11. Крюкова А.В. Эффективность управления муниципальной собственностью // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2018. - № 3. - С. 15-21.
12. Купцов А.В., Управление государственной и муниципальной собственностью : учеб. / А.В. Купцов, Н.С. Соменкова. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. - 60 с.
13. Кухтина П.В. Государственное и муниципальное управление собственностью : учеб. / П.В. Кухтина, А.Б. Моттаевой. - Москва: Мир науки,2019. - 143 с.
14. Лапуста П.С. Современный финансово-кредитный словарь / М. Л. Лапуста, П. С. Никольский. - Москва: КНОРУС, 2020. - 257 с.
15. Лушникова Т.Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом / Т.Ю. Лушникова, А.М. Ахматова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. - № 1. - С. 22-30.
16. Нестерова А.А. Понятие муниципальной собственности / А.А. Нестерова // Гуманитарные научные исследования. - 2018. - № 11. - С. 7-23.
17. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях
[Электронный ресурс]: федер. закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от
02.07.2021) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. О недрах [Электронный ресурс]: закон РФ от 21.02.1992 № 2395 - 1 (ред. от 11.06.2021) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: федер.
закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
21. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федер закон от
26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.07.2021) - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
22. О приватизации государственного и муниципального имущества
[Электронный ресурс]: федер. закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от
02.07.2021) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23. О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
24. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (ред. от 03.09.2018) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
25. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность [Электронный ресурс]: постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
26. О Федеральном агентстве по управлению государственным
имуществом [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 18.10.2021) - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
27. Об утверждении методики определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 12.10.2020 № 2645-р - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
28. Обобщенная справка-сведения об имуществе муниципального образования ХМАО-ЮГРА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admhmao.ru
29. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта российской федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда г. Ханты-Мансийск [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://admhmansy.ru
30. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosim.ru
31. Официальный сайт Правительства ХМАО-ЮГРА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admhmao.ru
32. Официальный сайт Администрации г. Ханты-Мансийск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admhmansy.ru
33. Третьякова А.В. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью как фактор пополнения доходной базы местных бюджетов / А.В. Третьякова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2018.- № 1-2(11). - С. 71-84.
34. Тургель И.Д. Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика : учебное пособие / под общ. ред. И.Д. Тургель. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 223 с.
35. Тухбатуллин Р.М. Муниципальное имущество как основа обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований / Р.М Тухбатуллин // Региональная экономика и управление. - 2018. - №1 (49). - С. 36-46.
36. Kaganova O., Nayyar-Stone R. Municipal real property asset management: An overview of world experience, trends and financial implications //Journal of Real estate portfolio management. - 2020. - Т. 6. - №. 4. - С. 307-326.
37. Savina O. V. et al. Decision-Making Support for Municipal Property Management // Proceedings of the International Session on Factors of Regional Extensive Development (FRED-2019), Irkutsk, Russia. - 2020. - Т. 27. - С. 346-349.
38. Edward L. Glaeser & Giacomo A.M. Ponzetto & Andrei Shleifer, 2020. «Securing Property Rights» Working Papers 930, Barcelona Graduate School of Economics.
39. Kim, Jongchul, 2018. «Propertization: The process by which financial corporate power has risen and collapsed,» Review of Capital as Power, Capital As Power - Toward a new Cosmology of Capitalism, vol. 1(3).
40. Donahue, Charles. Cases and Materials on Property: An Introduction to the Concept and the Institution (tentative 4th edn), ch. 3, section 2, 2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ