Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный портрет студента в современном российском обществе (на примере г.о.Тольятти)

Работа №112410

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения студенчества 8
1.1. Студенчество как специфическая социальная мобильная группа в
социологической науке 8
1.2. Студенчество как объект социологического анализа 18
Глава 2. Студенчество: структурно-функциональные особенности 25
2.1. Социально-экономическое положение студентов Тольяттинского
государственного университета 25
2.2. Социально-типологические характеристики Тольяттинского
студенчества 40
Заключение 46
Список используемой литературы и источников 49
Приложение


Актуальность темы исследования. Вопросы касающиеся системы образования в России всегда являлись актуальными. Система образования - это целостная система, со своими функциями, со своей структурой и историей. В этой системе разнообразие социальных статусов, возрастов и социальных групп.
Тема выпускной квалификационной работы связана с тем, что в настоящее время в России образование можно охарактеризовать огромнейшим выбором образовательных услуг, а также возрастает
конкуренция между государственными и негосударственными вузами для того, чтобы привлечь новоиспеченных студентов. Именно поэтому
проведение серьезных исследований, которые связаны с социально-типологическими и социально-экономическими характеристиками студентов является очень важным аспектом.
Категория «студенчество» описывает студентов как социально-демографическую ячейку, которая определяется численностью, территориальным распределением, возрастной структурой, психологическими особенностями, способностями к социализации;
положением в социуме, социальными ролями и социальными статусами. Студенчество, несмотря на различное материальное положение и происхождение в социуме, связано общим видом деятельности и интересов (т. е. образ жизни, возрастная однородность, групповое самосознание и т. д.) и образует социально-профессиональную группу, оказывающую влияние на общество.
Так или иначе исследование социального портрета какой-то определенной группы в образовательной системе всегда было и есть актуально, так как речь идет о характеристиках, которые описывают особенности деятельности и сознания ее представителей. Изучение социального портрета студента предполагает анализ социально ролевых и социально-статусных особенностей, в которых выявляется специфика какой- то определенной социальной группы. Речь идет о информационной модели как совокупности информации о статусно-ролевом наборе, о нормах и ценностях конкретной социальной группы.
Степень научной разработанности проблемы. Студенческий возраст представляет собой неповторимый этап жизни человека. Постановка проблемы студенчества как самостоятельной социально-психологической и возрастной категории является заслугой психологической школы Б.Г. Ананьева. Позднее в исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, Е.И. Степановой, Л.Н. Фоменко, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.А. Якунина и др. представлен большой эмпирический опыт наблюдений, приводятся выводы экспериментов и теоретические обобщения по данной проблеме.
Целью данной бакалаврской работы является изучение социального портрета российского студента в современном российском обществе на примере г. о. Тольятти. Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятия «социальный портрет» и «социальный портрет студента» в социологической науке;
2. Раскрыть студенчество как специфическую социальную мобильную группу в контексте структурно-функционального анализа;
3. Проанализировать социально-психологическое самочувствие современного студента на примере г.о. Тольятти;
4. Рассмотреть социально-типологические характеристики студентов Тольяттинского государственного университета;
5. Исследовать социально-экономическое положение тольяттинского студенчества.
Объектом исследования является студенчество как особая социальная мобильная группа.
Предмет исследования - социальный портрет современного студента на примере г. о. Тольятти.
Теоретико-методологическая база исследования. Данное
исследование опирается на такие подходы как:
1. Системный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Луман). Студенчество как особую социальную группу можно рассматривать в качестве системы. Принцип целостности, который присущ данному подходу, позволяет рассматривать систему как единое целое, но вместе с тем и как подсистему вышестоящих уровней. Принцип структурности дает возможность описать систему через все связи и отношения.
2. Институциональный подход (В. Митчелл). Студенчество связано со многими социальными институтами. Подразумевает выявление связей исследуемого социального объекта с наукой, культурой и др. социальными институтами.
3. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон). Студенты включаются в системы социального действия, а основой механизм включения личности в системы социального действия это социализация. В процессе социализации через усвоение культурных образцов (языка, традиций, духовных ценностей) действующее лицо приобретает навыки социальных ролей и желание исполнять свои роли. Чем лучше в процессе социализации будет подготовлена личность к ролевым действиям, тем легче она будет интегрироваться в социальную систему и, следовательно, тем меньше будет нарушаться социальное равновесие.
4. Психологическая парадигма (М. Вебер, В. Парето) в природе человека, заложены определенные психические особенности в виде потребностей, интересов, желаний, различного рода эмоций и идей, реализация которых неизбежно связана с общением людей друг с другом. Причем в ходе психологического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общения и взаимодействия. Поэтому студенчество можно рассматривать через психологическую парадигму.
Методы эмпирического исследования: анкетирование, интервью, вторичный анализ данных.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=200 человек (студенты Тольяттинского государственного университета, юноши и девушки в равных соотношениях), интервью N=8 человек (студенты 1-4 курсов, юноши и девушки в равных соотношениях).
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Microsoft Office Excel, SPSS Statistics Base 21 версия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Студенчество является ресурсом современного общества, его образовательным и интеллектуальным потенциалом. Студенчество можно рассматривать как социальную группу, которая, с одной стороны, является субъектом профессионального становления, с другой - студенческий период является определенным этапом в социокультурном созревании личности.
Студентами в России считаются учащиеся высших учебных заведений. Обобщая научно-исследовательские материалы по изучению студенчества, можно его определить, как социальную общность социокультурного характера, так как студенчество является социальной группой, а, следовательно, феноменом культуры.
В процессе систематизации данных описательной социологии, социология студенчества наработала свой аппарат методов и терминов, а качественные методы обработки данных, выработанных структурно¬описательной социологией, оказали влияние на динамику в описательной картине структуры студенчества и его функций.
Проведя анализ многочисленных исследований, можно выделить следующие признаки студенчества:
- студенчество относится к студенчеству как к части социально- демографической общности (основной отличительной чертой является учебная деятельность);
- студенчество отличается от других общностей примерно одинаковым возрастом, уровнем образования, формой организации своей жизнедеятельности в учебное и не учебное время;
- студенчество является социальной группой, объединенной молодыми людьми с уже сформированными задачами и устремлениями, ценностными установками, жизненными целями и характерными только для них особенностями накопления социокультурного опыта.
По итогам социологического исследования нами были выявлены следующие основные черты, характерные для студенчества Тольяттинского государственного университета:
1) Наиболее приоритетной ценностью, по мнению студентов, является «семья», которую выделили (81,1%) опрошенных. В группе лидеров среди жизненных ценностей молодых людей вошли также «здоровье» и «друзья». Их разделяют (58,0%) и (50,9%) респондентов соответственно. Минимум количественных оценок респондентов собрали такие жизненные ценности, как «деньги» (14,9%) и «вера» (8,0%).
2) Исследование показало достаточно высокий уровень патриотических настроений среди молодого поколения г. Тольятти. Так, при возможности свободно выбирать место проживания большинство респондентов (64,0%) выразило желание остаться в своем родном городе. Эти данные, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что в Тольятти сформирована в основном благоприятная атмосфера для развития потенциала молодого поколения, и большинство студенчества связывает свое будущее именно с родным городом.
3) Что касается предпочтений студенчества в сфере общественного строительства, то здесь опрос не выявил однозначного лидера. Все основные парадигмы («Общество веры и любви к ближним», «Общество социальной справедливости», «Общество честных людей труда», «Общество личной свободы и бизнеса», «Общество правды и добра») получили одобрение значительной части респондентов. Стоит отметить, что «Общество потребления и комфорта» как модель российского общества поддержали только (11,1%) опрошенных.
5) Для студенчества характерен достаточно высокий уровень удовлетворенности жизнью (87,6%) и социального оптимизма (77,7%) опрошенных полагают, что в ближайшее время жизнь улучшится).
6) В группу важнейших проблем студенчества г. Тольятти по итогам опроса вошли трудоустройство (51,1%), недостаток мест интересного досуга (43,1%), распространение наркомании 38,6%, проблема доступности жилья (29,7%).
7) Что касается распространения некоторых форм девиантного и делинквентного поведения в Тольяттинском государственном университете, то лишь незначительная часть респондентов (4,9 %) испытала на себе агрессию и посягательства за последние 1-2 года.
8) Исследование показало достаточно высокий потенциал молодого поколения в области волонтерства и добровольчества - лишь (15,4%) опрошенных исключило в будущем возможность участия в данном виде деятельности. К наиболее приоритетным сферам добровольной и общественно-полезной работы, как следует из итогов опроса, относятся помощь в учреждениях социального обслуживания (46,6%) и участие в организации свободного времени и оздоровлении детей и подростков (42,9%).



1. Азарникова, Е. В. Факторы социально-профессиональной мобильности молодежи в условиях рыночной экономики: (на примере г. Москвы): дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Азарникова Елена Валентиновна. - М., 2006. - 160 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избр. психологические труды. В 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.,
2014. - Т. 1.
3. Вознесенская Е.Д. Мир профессий глазами современной молодежи: изменения в постоянстве // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 326-357.
4. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. - 1997. - № 10. - С. 56-69.
5. Власенко А. С. Некоторые вопросы Воспитания студенчества на современном этапе. М., 1987. - С. 54.
6. Власенко, А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества / А.С. Власенко. - М., 2014. - С. 54.
7. Гнатюк М. А., Печкуров И. В. Ключевые риски трансформации трудовых ценностей российской молодежи и их социальные последствия // ИСОМ. 2015. №8 С.97-102.
8. Дзугкоева, М.Г. Психологические новообразования студенческого возраста: дис. ... докт. психол. наук / М.Г. Дзугкоева. - М., 2012. - 157 с.
9. Епанчинцева, Г.А. Развивающая психологическая диагностика саморазвития и самоорганизации личности: монография / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская. - Germany: LAP LAMBERT, 2012. - 416 с.
10.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Лотос, 2004. - 480 с.
11. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации молодежи в современном российском социуме // Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы III международной научно-практической конференции. 2014. С. 47-48.
12. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века: Соц.- ист. Судьба. - М.: РОССПЭН, 1999. - 414 с.
13. Итоги социологического опроса «Что хочет молодёжь?» URL:
http: //www. mol gvardia. ru/nextday/2018/12/02/97074 (дата обращения:
3.10.2018г.)
14. Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре советского общества: молодежь как общественная группа. М.: Наука, 1972. С.56.
15. Ищенко, Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества / Т.В. Ищенко. - Томск, 1970. - С. 243.
16. Киселев В. Н. Факторы формирования трудовых ценностей молодых рабочих в современных условиях // Социум и власть. 2013. №3 (41) С.56-60.
17. Козина И. М., Виноградова Е. В. Молодые инженеры: трудовые ценности и профессиональная идентичность // Мониторинг. 2016. №1 (131) С.215-230.
18. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования.
2015. № 11. С. 37-48
19. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность
образования. Социологическое исследование: от метафоры к
интерпретации. 2-е изд. М.: ЦСП и М, 2013. - 148 с.
20. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения. М.: ИС РАН. 2013. - 212 с.
21. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Образование и профессия в ожиданиях молодежи // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
(Екатеринбург, 24-25 февраля 2016 г.) / под общ. ред. Ю. Р.
Вишневского. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — С. 542¬545.
22. Кошарная Г. Б., Корж Н. В. Ценностные ориентации студенческой молодежи в трудовой сфере // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. №2 (26) С.58-64.
23. Корнильцева Е.Г. Проблемы высшего образования в России
//Традиция. Духовность. Правопорядок. Материалы шестой Всероссийской научной конференции. - 2016. - С. 73-74.
24. Ковалевич, Т.Ф. Приобщение студентов к психологической культуре в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Т.Ф. Ковалевич. - Красноярск, 1999. - 189 с.
25. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
26. Молодёжь стала меньше ценить диплом о высшем образовании URL: http://www.ug.ru/news/25752 (дата обращения: 24.03.2019г.)
27. Мясоутов О.В. Политическое сознание молодежи в современных условиях социального бытия / О.В. Мясоутов // Гуманитарное знание и духовная безопасность. - Махачкала, 2014. - С. 185-191.
28. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р // Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, № 50, ст. 7185.
29. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). — М.: ЦСП и М, 2014. - 560 с.
30. Орлова К. А. Ценность труда и отношение к труду у студентов старших курсов учреждений высшего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 881-885.
31. Попов Д.С., Тюменева Ю.А, Кузьмина Ю.В. Индивидуально¬
психологические предикторы в лонгитюдных исследованиях образовательных и профессиональных карьер // Вопросы образования.
- 2014. - № 4. - С. 34-43.
32. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий: информационно-аналитический отчет / Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Певная М.В. - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - 167 с.
33. Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // Социологические исследования. - 1999.
- №3. - С. 120-125.
34. Практическая психология: учебник / М.К. Тутушкина [и др.]. - 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2016. - 368 с.
35. Российская молодежь: какой она представляется самой себе - и какой
ее видит старшее поколение // ВЦИОМ. 2014. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114879 (дата обращения:
15.05.2019 г.)
36. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. - Ростов- НаДону: Изд-во Ростовск.ун-та, 1968. - 276 с.
37. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.: Мысль, 1981. С.20.
38. Садриев М.М. Социология молодежи / М.М. Садриев. - Уфа: Гилем, 2013. - 308 с.
39. Степанов А.С. Эффективность молодежной политики в современном обществе / А.С. Степанов. - М.: 2013. - 100 с.
40. Семашко А. Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. - Киев: Выща школа, 1977. - 157 с.
41. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.
42. Солодова Г.Г. Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума /
Г.Г.
43. Солодова, Л.Е. Галаганова, Г.А. Епанчинцева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №2-3. - С. 104-111.
44. Харченко А.А., Судоргин О.А., Логвинов Л.С. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. УМП. - Орел, Из-во ОФ РАНХиГС. - 2013. - 240 с.
45. Ценности и интересы современного общества: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2-х т., Т. 2 // Издательство Московского гуманитарного университета - М., 2016. - 272 с.
46. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М.: ИС РАН, 2014. - 342 с.
47.Черников Б. В. Трансформация системы трудовых ценностей в условиях формирования новой парадигмы труда // Вестн. Том. Гос. Ун¬та. Экономика. 2014. №3 (27) С.45-53.
48.Черкасова, Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде: дис. ... канд. социол. наук / Т.В. Черкасова. - Уфа, 1997. - 171 с.
49. Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М.: ЦСП и М, 2013. - 119 с.
50. Шубницына, Т.В. Формирование психологической культуры студентов технических специальностей вуза: дис. ... канд. психол. наук / Т.В.
51. Шубницына. - М, 2014. - 154 с.
52. Щенина О.Г. Молодежь в современной России / О.Г. Щенина. - М.: 2013. - 302 с.
53. Hofstede Ceert. H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. 2 ed. - Sage Publications, 2001.
54.Inglehart R. Changing Values, Economic Development and Political Change / R. Inglehart // International Science Journal. 1995. - № 145.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ