Социальный портрет студента в современном российском обществе (на примере г.о.Тольятти)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения студенчества 8
1.1. Студенчество как специфическая социальная мобильная группа в
социологической науке 8
1.2. Студенчество как объект социологического анализа 18
Глава 2. Студенчество: структурно-функциональные особенности 25
2.1. Социально-экономическое положение студентов Тольяттинского
государственного университета 25
2.2. Социально-типологические характеристики Тольяттинского
студенчества 40
Заключение 46
Список используемой литературы и источников 49
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения студенчества 8
1.1. Студенчество как специфическая социальная мобильная группа в
социологической науке 8
1.2. Студенчество как объект социологического анализа 18
Глава 2. Студенчество: структурно-функциональные особенности 25
2.1. Социально-экономическое положение студентов Тольяттинского
государственного университета 25
2.2. Социально-типологические характеристики Тольяттинского
студенчества 40
Заключение 46
Список используемой литературы и источников 49
Приложение
Актуальность темы исследования. Вопросы касающиеся системы образования в России всегда являлись актуальными. Система образования - это целостная система, со своими функциями, со своей структурой и историей. В этой системе разнообразие социальных статусов, возрастов и социальных групп.
Тема выпускной квалификационной работы связана с тем, что в настоящее время в России образование можно охарактеризовать огромнейшим выбором образовательных услуг, а также возрастает
конкуренция между государственными и негосударственными вузами для того, чтобы привлечь новоиспеченных студентов. Именно поэтому
проведение серьезных исследований, которые связаны с социально-типологическими и социально-экономическими характеристиками студентов является очень важным аспектом.
Категория «студенчество» описывает студентов как социально-демографическую ячейку, которая определяется численностью, территориальным распределением, возрастной структурой, психологическими особенностями, способностями к социализации;
положением в социуме, социальными ролями и социальными статусами. Студенчество, несмотря на различное материальное положение и происхождение в социуме, связано общим видом деятельности и интересов (т. е. образ жизни, возрастная однородность, групповое самосознание и т. д.) и образует социально-профессиональную группу, оказывающую влияние на общество.
Так или иначе исследование социального портрета какой-то определенной группы в образовательной системе всегда было и есть актуально, так как речь идет о характеристиках, которые описывают особенности деятельности и сознания ее представителей. Изучение социального портрета студента предполагает анализ социально ролевых и социально-статусных особенностей, в которых выявляется специфика какой- то определенной социальной группы. Речь идет о информационной модели как совокупности информации о статусно-ролевом наборе, о нормах и ценностях конкретной социальной группы.
Степень научной разработанности проблемы. Студенческий возраст представляет собой неповторимый этап жизни человека. Постановка проблемы студенчества как самостоятельной социально-психологической и возрастной категории является заслугой психологической школы Б.Г. Ананьева. Позднее в исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, Е.И. Степановой, Л.Н. Фоменко, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.А. Якунина и др. представлен большой эмпирический опыт наблюдений, приводятся выводы экспериментов и теоретические обобщения по данной проблеме.
Целью данной бакалаврской работы является изучение социального портрета российского студента в современном российском обществе на примере г. о. Тольятти. Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятия «социальный портрет» и «социальный портрет студента» в социологической науке;
2. Раскрыть студенчество как специфическую социальную мобильную группу в контексте структурно-функционального анализа;
3. Проанализировать социально-психологическое самочувствие современного студента на примере г.о. Тольятти;
4. Рассмотреть социально-типологические характеристики студентов Тольяттинского государственного университета;
5. Исследовать социально-экономическое положение тольяттинского студенчества.
Объектом исследования является студенчество как особая социальная мобильная группа.
Предмет исследования - социальный портрет современного студента на примере г. о. Тольятти.
Теоретико-методологическая база исследования. Данное
исследование опирается на такие подходы как:
1. Системный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Луман). Студенчество как особую социальную группу можно рассматривать в качестве системы. Принцип целостности, который присущ данному подходу, позволяет рассматривать систему как единое целое, но вместе с тем и как подсистему вышестоящих уровней. Принцип структурности дает возможность описать систему через все связи и отношения.
2. Институциональный подход (В. Митчелл). Студенчество связано со многими социальными институтами. Подразумевает выявление связей исследуемого социального объекта с наукой, культурой и др. социальными институтами.
3. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон). Студенты включаются в системы социального действия, а основой механизм включения личности в системы социального действия это социализация. В процессе социализации через усвоение культурных образцов (языка, традиций, духовных ценностей) действующее лицо приобретает навыки социальных ролей и желание исполнять свои роли. Чем лучше в процессе социализации будет подготовлена личность к ролевым действиям, тем легче она будет интегрироваться в социальную систему и, следовательно, тем меньше будет нарушаться социальное равновесие.
4. Психологическая парадигма (М. Вебер, В. Парето) в природе человека, заложены определенные психические особенности в виде потребностей, интересов, желаний, различного рода эмоций и идей, реализация которых неизбежно связана с общением людей друг с другом. Причем в ходе психологического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общения и взаимодействия. Поэтому студенчество можно рассматривать через психологическую парадигму.
Методы эмпирического исследования: анкетирование, интервью, вторичный анализ данных.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=200 человек (студенты Тольяттинского государственного университета, юноши и девушки в равных соотношениях), интервью N=8 человек (студенты 1-4 курсов, юноши и девушки в равных соотношениях).
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Microsoft Office Excel, SPSS Statistics Base 21 версия.
Тема выпускной квалификационной работы связана с тем, что в настоящее время в России образование можно охарактеризовать огромнейшим выбором образовательных услуг, а также возрастает
конкуренция между государственными и негосударственными вузами для того, чтобы привлечь новоиспеченных студентов. Именно поэтому
проведение серьезных исследований, которые связаны с социально-типологическими и социально-экономическими характеристиками студентов является очень важным аспектом.
Категория «студенчество» описывает студентов как социально-демографическую ячейку, которая определяется численностью, территориальным распределением, возрастной структурой, психологическими особенностями, способностями к социализации;
положением в социуме, социальными ролями и социальными статусами. Студенчество, несмотря на различное материальное положение и происхождение в социуме, связано общим видом деятельности и интересов (т. е. образ жизни, возрастная однородность, групповое самосознание и т. д.) и образует социально-профессиональную группу, оказывающую влияние на общество.
Так или иначе исследование социального портрета какой-то определенной группы в образовательной системе всегда было и есть актуально, так как речь идет о характеристиках, которые описывают особенности деятельности и сознания ее представителей. Изучение социального портрета студента предполагает анализ социально ролевых и социально-статусных особенностей, в которых выявляется специфика какой- то определенной социальной группы. Речь идет о информационной модели как совокупности информации о статусно-ролевом наборе, о нормах и ценностях конкретной социальной группы.
Степень научной разработанности проблемы. Студенческий возраст представляет собой неповторимый этап жизни человека. Постановка проблемы студенчества как самостоятельной социально-психологической и возрастной категории является заслугой психологической школы Б.Г. Ананьева. Позднее в исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, Е.И. Степановой, Л.Н. Фоменко, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.А. Якунина и др. представлен большой эмпирический опыт наблюдений, приводятся выводы экспериментов и теоретические обобщения по данной проблеме.
Целью данной бакалаврской работы является изучение социального портрета российского студента в современном российском обществе на примере г. о. Тольятти. Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятия «социальный портрет» и «социальный портрет студента» в социологической науке;
2. Раскрыть студенчество как специфическую социальную мобильную группу в контексте структурно-функционального анализа;
3. Проанализировать социально-психологическое самочувствие современного студента на примере г.о. Тольятти;
4. Рассмотреть социально-типологические характеристики студентов Тольяттинского государственного университета;
5. Исследовать социально-экономическое положение тольяттинского студенчества.
Объектом исследования является студенчество как особая социальная мобильная группа.
Предмет исследования - социальный портрет современного студента на примере г. о. Тольятти.
Теоретико-методологическая база исследования. Данное
исследование опирается на такие подходы как:
1. Системный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Луман). Студенчество как особую социальную группу можно рассматривать в качестве системы. Принцип целостности, который присущ данному подходу, позволяет рассматривать систему как единое целое, но вместе с тем и как подсистему вышестоящих уровней. Принцип структурности дает возможность описать систему через все связи и отношения.
2. Институциональный подход (В. Митчелл). Студенчество связано со многими социальными институтами. Подразумевает выявление связей исследуемого социального объекта с наукой, культурой и др. социальными институтами.
3. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон). Студенты включаются в системы социального действия, а основой механизм включения личности в системы социального действия это социализация. В процессе социализации через усвоение культурных образцов (языка, традиций, духовных ценностей) действующее лицо приобретает навыки социальных ролей и желание исполнять свои роли. Чем лучше в процессе социализации будет подготовлена личность к ролевым действиям, тем легче она будет интегрироваться в социальную систему и, следовательно, тем меньше будет нарушаться социальное равновесие.
4. Психологическая парадигма (М. Вебер, В. Парето) в природе человека, заложены определенные психические особенности в виде потребностей, интересов, желаний, различного рода эмоций и идей, реализация которых неизбежно связана с общением людей друг с другом. Причем в ходе психологического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общения и взаимодействия. Поэтому студенчество можно рассматривать через психологическую парадигму.
Методы эмпирического исследования: анкетирование, интервью, вторичный анализ данных.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=200 человек (студенты Тольяттинского государственного университета, юноши и девушки в равных соотношениях), интервью N=8 человек (студенты 1-4 курсов, юноши и девушки в равных соотношениях).
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Microsoft Office Excel, SPSS Statistics Base 21 версия.
Студенчество является ресурсом современного общества, его образовательным и интеллектуальным потенциалом. Студенчество можно рассматривать как социальную группу, которая, с одной стороны, является субъектом профессионального становления, с другой - студенческий период является определенным этапом в социокультурном созревании личности.
Студентами в России считаются учащиеся высших учебных заведений. Обобщая научно-исследовательские материалы по изучению студенчества, можно его определить, как социальную общность социокультурного характера, так как студенчество является социальной группой, а, следовательно, феноменом культуры.
В процессе систематизации данных описательной социологии, социология студенчества наработала свой аппарат методов и терминов, а качественные методы обработки данных, выработанных структурно¬описательной социологией, оказали влияние на динамику в описательной картине структуры студенчества и его функций.
Проведя анализ многочисленных исследований, можно выделить следующие признаки студенчества:
- студенчество относится к студенчеству как к части социально- демографической общности (основной отличительной чертой является учебная деятельность);
- студенчество отличается от других общностей примерно одинаковым возрастом, уровнем образования, формой организации своей жизнедеятельности в учебное и не учебное время;
- студенчество является социальной группой, объединенной молодыми людьми с уже сформированными задачами и устремлениями, ценностными установками, жизненными целями и характерными только для них особенностями накопления социокультурного опыта.
По итогам социологического исследования нами были выявлены следующие основные черты, характерные для студенчества Тольяттинского государственного университета:
1) Наиболее приоритетной ценностью, по мнению студентов, является «семья», которую выделили (81,1%) опрошенных. В группе лидеров среди жизненных ценностей молодых людей вошли также «здоровье» и «друзья». Их разделяют (58,0%) и (50,9%) респондентов соответственно. Минимум количественных оценок респондентов собрали такие жизненные ценности, как «деньги» (14,9%) и «вера» (8,0%).
2) Исследование показало достаточно высокий уровень патриотических настроений среди молодого поколения г. Тольятти. Так, при возможности свободно выбирать место проживания большинство респондентов (64,0%) выразило желание остаться в своем родном городе. Эти данные, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что в Тольятти сформирована в основном благоприятная атмосфера для развития потенциала молодого поколения, и большинство студенчества связывает свое будущее именно с родным городом.
3) Что касается предпочтений студенчества в сфере общественного строительства, то здесь опрос не выявил однозначного лидера. Все основные парадигмы («Общество веры и любви к ближним», «Общество социальной справедливости», «Общество честных людей труда», «Общество личной свободы и бизнеса», «Общество правды и добра») получили одобрение значительной части респондентов. Стоит отметить, что «Общество потребления и комфорта» как модель российского общества поддержали только (11,1%) опрошенных.
5) Для студенчества характерен достаточно высокий уровень удовлетворенности жизнью (87,6%) и социального оптимизма (77,7%) опрошенных полагают, что в ближайшее время жизнь улучшится).
6) В группу важнейших проблем студенчества г. Тольятти по итогам опроса вошли трудоустройство (51,1%), недостаток мест интересного досуга (43,1%), распространение наркомании 38,6%, проблема доступности жилья (29,7%).
7) Что касается распространения некоторых форм девиантного и делинквентного поведения в Тольяттинском государственном университете, то лишь незначительная часть респондентов (4,9 %) испытала на себе агрессию и посягательства за последние 1-2 года.
8) Исследование показало достаточно высокий потенциал молодого поколения в области волонтерства и добровольчества - лишь (15,4%) опрошенных исключило в будущем возможность участия в данном виде деятельности. К наиболее приоритетным сферам добровольной и общественно-полезной работы, как следует из итогов опроса, относятся помощь в учреждениях социального обслуживания (46,6%) и участие в организации свободного времени и оздоровлении детей и подростков (42,9%).
Студентами в России считаются учащиеся высших учебных заведений. Обобщая научно-исследовательские материалы по изучению студенчества, можно его определить, как социальную общность социокультурного характера, так как студенчество является социальной группой, а, следовательно, феноменом культуры.
В процессе систематизации данных описательной социологии, социология студенчества наработала свой аппарат методов и терминов, а качественные методы обработки данных, выработанных структурно¬описательной социологией, оказали влияние на динамику в описательной картине структуры студенчества и его функций.
Проведя анализ многочисленных исследований, можно выделить следующие признаки студенчества:
- студенчество относится к студенчеству как к части социально- демографической общности (основной отличительной чертой является учебная деятельность);
- студенчество отличается от других общностей примерно одинаковым возрастом, уровнем образования, формой организации своей жизнедеятельности в учебное и не учебное время;
- студенчество является социальной группой, объединенной молодыми людьми с уже сформированными задачами и устремлениями, ценностными установками, жизненными целями и характерными только для них особенностями накопления социокультурного опыта.
По итогам социологического исследования нами были выявлены следующие основные черты, характерные для студенчества Тольяттинского государственного университета:
1) Наиболее приоритетной ценностью, по мнению студентов, является «семья», которую выделили (81,1%) опрошенных. В группе лидеров среди жизненных ценностей молодых людей вошли также «здоровье» и «друзья». Их разделяют (58,0%) и (50,9%) респондентов соответственно. Минимум количественных оценок респондентов собрали такие жизненные ценности, как «деньги» (14,9%) и «вера» (8,0%).
2) Исследование показало достаточно высокий уровень патриотических настроений среди молодого поколения г. Тольятти. Так, при возможности свободно выбирать место проживания большинство респондентов (64,0%) выразило желание остаться в своем родном городе. Эти данные, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что в Тольятти сформирована в основном благоприятная атмосфера для развития потенциала молодого поколения, и большинство студенчества связывает свое будущее именно с родным городом.
3) Что касается предпочтений студенчества в сфере общественного строительства, то здесь опрос не выявил однозначного лидера. Все основные парадигмы («Общество веры и любви к ближним», «Общество социальной справедливости», «Общество честных людей труда», «Общество личной свободы и бизнеса», «Общество правды и добра») получили одобрение значительной части респондентов. Стоит отметить, что «Общество потребления и комфорта» как модель российского общества поддержали только (11,1%) опрошенных.
5) Для студенчества характерен достаточно высокий уровень удовлетворенности жизнью (87,6%) и социального оптимизма (77,7%) опрошенных полагают, что в ближайшее время жизнь улучшится).
6) В группу важнейших проблем студенчества г. Тольятти по итогам опроса вошли трудоустройство (51,1%), недостаток мест интересного досуга (43,1%), распространение наркомании 38,6%, проблема доступности жилья (29,7%).
7) Что касается распространения некоторых форм девиантного и делинквентного поведения в Тольяттинском государственном университете, то лишь незначительная часть респондентов (4,9 %) испытала на себе агрессию и посягательства за последние 1-2 года.
8) Исследование показало достаточно высокий потенциал молодого поколения в области волонтерства и добровольчества - лишь (15,4%) опрошенных исключило в будущем возможность участия в данном виде деятельности. К наиболее приоритетным сферам добровольной и общественно-полезной работы, как следует из итогов опроса, относятся помощь в учреждениях социального обслуживания (46,6%) и участие в организации свободного времени и оздоровлении детей и подростков (42,9%).
Подобные работы
- Социальные проблемы города в современном российском обществе (на примере г. о. Тольятти)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Экологическая культурная среда как фактор развития и совершенствования территорий (на примере г. о. Тольятти)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Социальный портрет современного отца
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Особенности PR-продвижения социальных проектов на примере инклюзивного арт-кластера «Рубаха»
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Социальный портрет волонтера в России XXI века
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Современные технологии продвижения высшего дистанционного образования (на примере проекта «Росдистант»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Роль патриотичности в проявлении отношения студентов к специальной военной операции (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



