Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическая культурная среда как фактор развития и совершенствования территорий (на примере г. о. Тольятти)

Работа №112224

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Методологические основы экологической культурной среды в контексте развития территорий 10
1.1 Теоретические аспекты экологического развития и совершенствования устойчивого развития общества 10
1.2 Особенности формирования экологической культурной среды 17
Глава 2 Социологический анализ формирования экологической культурной среды населения 25
2.1 Экологическая культурная среда в образе жизни горожан (на примере реализации Стратегии социально-экономического развития г.о. Тольятти (Приоритет «ЭКОГОРОД»)) 25
2.2 Социологическая оценка мнений граждан об экологической культурной среде как факторе развития и совершенствования территорий 38
Заключение 52
Список используемой литературы и источников 54
Приложение А. Эмпирическое исследование 60
Приложение Б. Анкета 76
Приложение В. Прямые распределения анкетного опроса 82
Приложение Г. Вопросы для интервью 91

Актуальность темы исследования. Данная тема определяется жизненно важным значением решения социально-экологических проблем для современного общества. Деятельность людей прямым образом влияет на экологическую ситуацию, которая постоянно ухудшается. Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей, ориентаций человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.
Экологическое состояние планеты продолжает изменяться к худшему. Быстрыми темпами истощаются природные ресурсы, загрязняется окружающая природная среда. В настоящее время наша планета переживает глобальный экологический кризис, который может повлечь за собой экологическую катастрофу. По данным ВЦИОМ от 20 апреля 2017 года, 36% россиян считают, что ситуация в сфере экологии за последний год ухудшилась, об улучшении сказали лишь 19% опрошенных. В числе проблем окружающей среды и благоустройства территорий в первую очередь отмечают мусор (23%), дороги (22%), большое количество машин, нехватку парковок (12%) [59].
Сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшения здоровья и демографической безопасности является стратегической целью государственной политики в области экологии. Политика государства в области экологии реализуется на таких основных принципах как устойчивое развитие, приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов, отказ от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды, открытость экологической информации. Обеспечение экологической безопасности относится к национальным проектам стратегического развития и требует более масштабного изучения [49].
Совсем недавно символом социального прогресса и благополучия служило большое количество промышленных предприятий, которые загрязняли город. Считалось, что промышленные предприятия выводят страну на высокий уровень социального прогресса, тем самым делают жизнь человека лучше. Для человека технические возможности являются промышленным потенциалом и находятся на первом месте, в последствии этого деятельность человека повлекла за собой регресс экологии. На фоне такого прогресса был незаметен социальный ущерб среде обитания человека, негативные последствия техногенного воздействия на отдельные экосистемы. Негативное техногенное воздействие на окружающую среду может вызвать изменение динамического равновесия в природных экологических системах.
Значительным событием международной жизни последнего десятилетия прошлого века стал «Высший форум Земли» по проблемам окружающей среды и развития. На данном форуме была сформулирована общая позиция общества - устойчивое развитие. В качестве необходимого условия реализации данной модели было названо формирование экологической культуры [40].
В российских условиях это особенно актуально для экологически уязвимых регионов, например, Урала, Западной и Восточной Сибири в целом и Байкальского региона, в частности, располагающих значительным потенциалом природных ресурсов, крайне необходимых для оптимальной жизнедеятельности людей. Важнейшим средством для достижения позитивных результатов в этом направлении является Глобальное Воспитание, разработанное испанским учёным Ф. Майором. Данное направление ставит экологические вопросы в центр образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, а также подготовкой учителей и управленческого аппарата [42].
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, тем, что в России создание подобной образовательной модели пока сформулировано лишь в форме постановки проблемы. Во-вторых, главное внимание экологической культуры до сих пор сосредоточено на природоохранных проблемах. Не отрицая их важности для современного общества, следует отметить, что в условиях необходимости решения экологических проблем такой подход к формированию экологической культуры на сегодняшний день вряд ли можно считать эффективным. В-третьих, существующее положение в экологическом образовании определяется недостаточной разработанностью его философско-методологических, теоретических и культурологических основ.
Степень научной разработанности темы. Термин «экологическая культура» впервые употребляется в 1980 г. Д. С. Лихачевым. Автор акцентирует внимание на сохранении культурной среды человека как главной задаче экологии культуры, отмечая важность взаимосвязи социальной экологии и экологии культуры.
Теоретический анализ специфики экологической культуры всегда находился в центре внимания философов, социологов и представителей различных областей наук.
Обострение экологической ситуации в мире требует поиска новых подходов к определению и анализу экологической культуры.
Основы экологической культуры были заложены Э. В. Гирусовым, который исследовал методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы [7]. Позднее Е. В. Яковлева предложила рассматривать экологическую культуру посредством экологического мышления, экологического сознания и экологического поведения [61].
По мнению Б.Т. Лихачева, сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно практической деятельности [25].
В. А. Ситаров и В. В. Пустовойтов определяют экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности [39].
Благодаря работам этих авторов экологическое сознание стало неотъемлемой частью мироосмысления философской картины мира, но при этом достаточно дискуссионными оказываются понятие «экологическая культура», вопросы ее цели, структуры.
В связи с этим целью нашего исследования является анализ экологической культурной среды как фактора развития и совершенствования территорий.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты экологического развития и совершенствования территорий.
2. Раскрыть особенности формирования экологической культурной среды.
3. Изучить экологическую культурную среду в образе жизни горожан на примере г.о. Тольятти, в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития г.о. Тольятти (Приоритет «ЭКОГОРОД»).
4. Выявить тенденции мнений граждан об экологической культурной среде как факторе развития и совершенствования территорий.
Объектом исследования является экологическая культурная среда г.о. Тольятти.
Предмет исследования - место и роль экологической культурной среды как фактора развития и совершенствования территорий (на примере г. о. Тольятти).
Теоретико-методологическая основа бакалаврской работы. Основой выступают социологические теории устойчивого развития общества. В том числе на Концепция устойчивого развития Р. Костанца и К. Фольке, которые утверждали, что нужно эффективно распределять ресурсы во времени для адекватного учёта природного капитала.
В. И. Вернадский в своей работе «Ноосфера и биосфера» сделал вывод о том, что роль человека определяется не его массой, а производственной деятельностью. Это значит, что важнейшим фактором, от которого зависит жизнь на нашей планете, становится разумная коллективная деятельность человека. Так же, особое влияние имеет так называемая проблема Т. Мальтуса, в которой говорилось о несоответствии растущих потребностей все увеличивающегося человечества и уменьшающегося запаса ресурсов нашей планеты.
Для более детального изучения экологической культуры в работе используются следующие научные подходы:
Социологический подход нацелен на определение места и роли экологической культуры в обществе (М. Вебер, Р. Мертон, М. Малкей).
Системный подход даёт возможность интерпретировать экологическую культуру как целостное явление и вместе с тем изучить составляющие его элементы и раскрыть характер их взаимосвязи (Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Луман).
Стратегический подход задает направления развития города на длительный период (А. Чандлер, М. Портер, П. Лоранж, Д. Стейнер).
Территориальный подход предполагает анализ развития и совершенствования территории (Ю. А. Корчагин, Л. Н. Коган, В. Г. Игнатов, В. Н. Лексин).
Экологический подход учитывает влияние экологических факторов на развитие территорий (Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Д. Макензи, Дж. Уэллс).
Культурный подход помогает изучить тенденции культурного развития общества (З. Фрейд, Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтер).
Методы исследования. Анкетирование по теме: «Экологическая культурная среда в образе жизни горожан», в рамках исследования предполагается проведение аналитического исследования на базе сравнения двух групп респондентов, интервью и контент-анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и интервью.
Для получения информации об экологической культурной среде в образе жизни горожан было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность (n = 100 человек, по 50 человек в возрасте 18-35 лет и 40+)
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Мхсгозой Office Ехсе1 2016 и SPSS Statistics 21.
Апробация работы:
Щепалова А.А. Экологическая культурная среда как фактор развития и совершенствования территорий (на примере г.о. Тольятти) в контексте реализации концепции «Экогород» [Текст] // «Студенческие дни науки в ТГУ» : научно-практическая конференция (Тольятти. 2020 год): сборник студенческих работ / отв. С. Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ. 2020 (в печати).
Структура бакалаврской работы. Данная работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологическая культурная среда - сложный процесс, в котором происходит осознание человеком своего природного и одновременно социального бытия. Усвоение социокультурных норм, стандартов, образцов поведения проходит через формирование отношения человека к среде обитания, а социокультурные практики, преломляясь через субъективный мир личности, влияют на состояние социального и природного пространства. Многосторонний процесс формирования экологической культуры складывается из национальных и общечеловеческих, материальных и духовных ценностей, образовательной, информационной, правовой жизни общества.
Экологическая культура определяет характер и закономерности социоприродных взаимодействий, уровень экологического благополучия, физического и социального здоровья людей, помогает найти способы оптимизации качества социально-экологического пространства на глобальном, региональном и локальном уровнях, в конечном счете, она становится катализатором качества окружающего пространства.
В настоящее время человек стоит на границе экологического кризиса, поэтому стоит говорить о экологической культуре как о социально-значимом нравственном качестве личности. Увеличение глобальных проблем, нарастание всё более новых природных катаклизм и неуважительное отношение к природе определённых людей призывает к более усиленному вниманию общества к экологическим проблемам.
В ходе нашего исследования мы выделили основные черты представителей первой возрастной группы (респонденты от 18 лет до 35 лет). Социальный портрет которых выглядит следующим образом - это индивиды, которые имеют не полное представление о сложившейся экологической обстановке в городе, готовые по возможности участвовать в различных экологических мероприятиях по решению экологических проблем.
Для респондентов второй возрастной группы (40 лет и старше) на основании возраста и опыта характерно уже максимально чёткое представление об экологии в городе. Это люди, которые имеют уже сформированное знание о факторах экологической обстановки и о том, что же наносит наибольший вред экологии в целом. Так же, респонденты второй группы считают, что экологическая ситуация плохо сказывается на их состоянии здоровья, когда молодёжь об этом не задумывается.
Как показало интервью, экологическая культура молодёжи находится на высоком уровне, так как каждый опрошенный знает какие должны быть предприняты меры по улучшению экологической ситуации в городе как со стороны государства, так и со стороны населения. А также, они знают, что посещение научно-популярных лекций, мероприятий по уборке мусора способствует повышению экологической культуры граждан. Сами же респонденты стараются по возможности участвовать в субботниках, чтобы хоть как-то помочь природе.
Проведённый нами третий метод исследования - контент-анализ показал, что представленные нормативно-правовые документы носят стратегический характер и являются важной составляющей экологического образования и воспитания. Данные документы регулируют сохранение благоприятной экологической обстановки, повышение качества жизни населения, а также обеспечивают экологическую безопасность в стране.
Таким образом, формирование экологической культуры является важным процессом для личности, поэтому сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий для жизни. Для сохранения и улучшения существующей экологической ситуации человеку следует самому осознать причинённый ущерб среде обитания и постараться полностью изменить существующий тип деятельности.


1. А. Н. Устойчивое развитие общества и профилактика экстремизма: некоторые аспекты проблемы // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. 2017. №2. С.236-240.
2. Ашырова М. Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей; цели экологического воспитания // Инновационные механизмы решения проблем научного развития. 2016. №2. С.35-38.
3. Белозёров С. А. Устойчивое развитие: общество и экономика // Международная научно-практическая конференция «устойчивое развитие: общество и экономика». 2016. №4. С.48.
4. Береговая О. А. Современное образование - ключ к устойчивому развитию общества // Paradigmata poznani 2015. №4. С.30-34.
5. Блягоз Н. Ш. Экологическая культуру - системообразующий фактор общей культуры: актуальное положение // Traditional and modern culture: history, actual situation, prospects. 2017. №4. С.16-19.
6. Васильева В. Н. Роль информации в формировании и развитии экологической культуры населения // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2018. №4. С.29-45.
7. Э. В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы // Проблемы общества и природы. 2017. №4. С.1-18.
8. Гладких Е. В. Способ познания мира через экологическую культуру // Мир науки. Социология, философия, культурология. 2018. Т.9. №1. С.1-3.
9. Данилов-Данильян В. И. Нужно повышать экологическую культуру // Эковестник. 2019. №1. С.23-27.
10. Деревнина О. В. Формирование экологической культуры личности // Экопсихологические исследования. 2018. №5. С.375-377.
11. Дикарёва Л. М. Формирование экологической культуры - важный фактор здоровьесбережения человечества // Современный учитель дисциплин естественного научного цикла. 2019. №4. С.127-129.
12. Дуденко В. С. Экологическая культура населения и деятельность государства и её формированию // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. 2018. №1. С.30-32.
13. Ефимова Г. А. Экологическое воспитание дошкольников // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. 2018. №3. С.56­-57.
14. Иванова А. А. Экологическая обстановка в России и пути решения экологических // Перспективы развития. №3. 2015. С.227-231.
15. Иванова Л. Ю. Экологическая культура в Российском обществе как условие формирования и экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т.12. №1. С.189-201.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ