Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нецелевого использования бюджетных средств 8
1.1 Сущность и виды нецелевого использования бюджетных средств 8
1.2 Общая характеристика юридической ответственности, установленной за нецелевое использование бюджетных средств 22
Глава 2. Нецелевое использование бюджетных средств как правонарушение и основание привлечения к административной ответственности 37
2.1 Особенности привлечения к административной ответственности
юридических и должностных лиц, а также лиц, исполняющих определённые государственные функции 37
2.2 Юридическая сущность административной ответственности как средства принудительного обеспечения исполнения бюджетного законодательства .. 43
2.3 Юридический состав административного правонарушения, связанного с
нецелевым использованием бюджетных средств 50
2.4 Основания отграничения, а также корреляция правонарушений виных
отраслях права за нецелевое использование бюджетных средств 54
Глава 3. Меры обеспечения и гарантии целевого использования бюджетных средств 58
3.1 Основные проблемы применения административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в юридической практике 58
3.2 Финансовый контроль как гарант соблюдения целевого использования бюджетных средств. Полномочия и правовое положение государственных
органов, осуществляющих контроль в данной сфере 67
Заключение 88
Список используемой литературы 95
Объект исследования. Объектом исследования выступает состав административного правонарушения за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренного в административном законодательстве.
Предмет исследования порядок, основание и практика привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств
Целью исследования является комплексное исследование проблем привлечения к административной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд соответствующих задач, которые отображают основные аспекты исследование:
1. Необходимо обусловить решение проблемы принципа системности при установлении ответственности за правонарушение, связанное с нецелевым использованием бюджетных средств;
2. Всестороннее исследование признаков состава данного правонарушения: объективных и субъективных признаков, в соответствии с бюджетным, административным законодательством РФ;
3. Выявление отдельных проблем правоприменительной деятельности в области определения административной ответственности за анализируемое правонарушение;
4. Определение отдельных особенностей осуществления юридического состава правонарушения, связанного с возникновением административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 14.15 КоАП РФ);
5. Разработка рекомендаций по внесению изменений и дополнений в бюджетной и иное смежное законодательство в части совершенствования системы юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов.
Сущность нецелевого расходования бюджетных средств раскрывается непосредственно в финансово-правовых отношениях, возникающих при реализации бюджетных средств. То есть, данные правоотношения имеют довольно важное значение, поскольку это неотъемлемая часть государственного управления и осуществления возлагаемых на государство функций по содержанию населения.
Назначение бюджета и бюджетных средств в общем заключается в удовлетворении потребностей общества, в обеспечении благополучия государства, а также для обеспечения органов государственной власти и реализации различных государственных программ, которые предназначены для предоставления достойной жизни населения, его защиты и многого другого. Однако, на настоящий момент бюджетные средства, которые должны органы власти должны реализовывать для решения стоящих перед ними задач, используются не по назначению.
Как известно, бюджет выступает в качестве важнейшего и неотъемлемого элемента бюджетного устройства. Данное положение подтверждается и историческим развитием данной финансовой категории. Так, с развитием бюджетной системы, своё развитие, совершенствование и видоизменение получает и бюджет. Данный процесс также имеет и обратную связь.
Законодатель устанавливает следующие виды ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств:
- Уголовно-правовую;
- Административно-правовую
- Бюджетно-правовую.
При квалификации деяния, правоприменитель руководствуется признаками юридического состава правонарушения и на основании соответствующих признаков принимает к какой из видов необходимо рассматривать для назначения наказания.
Правоприменителю стоит уделить особое внимание квалификации данного рода правонарушения и рекомендуется ужесточить наказание за совершения такого. На наш взгляд, данное правонарушение схоже по своим свойствам следует отнести к ведению уголовного законодательства в большей мере, то есть снизить размеры, за которые привлекается субъект преступления к ответственности. Для изучения всех проблем по обнаружению состава, выделению его признаков для соответствующей отрасли правового регулирования является актуальным на настоящий момент. В частности, проблема разграничения ответственности является практически неизученной, поскольку можно выделить только несколько источников, но при этом на законодательном уровне имеют некоторые проблемы по данному поводу.
Таким образом, для повышения эффективности привлечения к юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств необходимо:
1. обусловить решение проблемы принципа системности при установлении ответственности за правонарушение, связанное с нецелевым использованием бюджетных средств;
2. Всестороннее исследовать признаки состава данного правонарушения: объективных и субъективных признаков, в соответствии с бюджетным, административным иным законодательством РФ;
3. Выявить отдельные проблемы правоприменительной деятельности в области определения административной ответственности за анализируемое правонарушение;
4. Определить отдельные особенности осуществления юридического состава правонарушения, связанного с возникновением административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 14.15 КоАП РФ);
5. Разработать практические рекомендации по внесению изменений и дополнений в бюджетной и иное смежное законодательство в части совершенствования системы юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Нормативно-правовые акты:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ от 04.08.2014, №31, ст. 4398
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824
5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 гг. от 9 марта 2007 г. // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. №7.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
7. Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005,
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1649,
9. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2009, N 1, ст. 15,
10. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652,
11. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005;
12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
13. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1649
14. Указ Президента РФ от 22.12. 1993 № 2263 «Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации»
15. Закон Самарской области от 25.12.2014 №823 «Об определении приоритетных видов экономической деятельности» // Официальный сайт министерства социального развития и инвестиций Самарской области http://economy.samregion.ru режим доступа свободный
...