Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования у школьников интереса к изучению истории 10
1.1. Проблема формирования интереса к изучению истории в школе в контексте реализации Историко-культурного стандарта 10
1.2. Сущность понятия «интерес» и основные подходы к его формированию в школьном возрасте 20
1.3. Интерактивное обучение как средство формирования у школьников интереса к изучению истории 29
ГЛАВА II. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию интереса у школьников к изучению истории средствами интерактивного обучения 39
2.1. Изучение уровня проявления у школьников интереса к изучению истории 39
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию интереса у школьников 6 классов к изучению истории средствами интерактивного обучения 50
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их педагогическая интерпретация. 63
Заключение 75
Список используемой литературы 77
Приложения 82
Изучение школьниками отечественной и зарубежной истории связано с реализацией Историко-культурного стандарта и задачами, которые определены в нём (2014). Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования. Задачи учебно-методического комплекса Стандарта предполагают создание условий для получения учениками прочных знаний по истории. В Историко-культурном стандарте одной из главных содержательных задач является формирование представления об основных этапах развития российского государства. Ученикам необходимо осознавать место и роль России в мировой истории, видеть историю страны неотъемлемой частью мирового исторического процесса. Это обуславливает необходимость формирования интереса к изучению отечественной и зарубежной истории.
Психолого-педагогическая литература, посвященная проблеме формирования у школьников познавательного интереса, весьма разнообразна. Исследователи рассматривают основные вопросы теории интереса (Ш.А. Амонашвили, М.Ф. Беляев, Л.С. Выготский, А.А. Невский, М.Ф. Талызина, Г.И. Щукина), его влияние на развитие личности (С.В. Белова, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков). К настоящему времени разработаны концептуальные положения о формировании познавательной активности (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, Н.У. Садыкова, С.Л. Рубинштейн) и её влиянии на качество знаний по предмету (В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Ланина).
Формирование у школьников интереса к изучению истории неразрывно связано с необходимостью внедрения новых методов обучения и разработкой методики использования этих методов на уроках истории. Для освоения детьми школьного возраста образовательных программ по истории необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие систематизировать знания, побуждающие учащихся к творческой деятельности. Поэтому растёт необходимость использования в процессе обучения инновационных педагогических методик и технологий, которые обеспечат индивидуализацию обучения и воспитания, формирование интереса к предмету. Необходимость обновления способов, методов и приемов обучения отражена в Федеральном законе РФ «Об образовании» (2012 г.). Творческие возможности педагога расширяет использование в практике работы методов интерактивного обучения.
Однако в современной теории и практике существуют недостатки, которые выражаются, прежде всего, в недостаточной методической разработанности использования интерактивных методов обучения на уроках конкретных дисциплин, в частности, истории.
Изучение педагогической теории и практики по проблеме формирования интереса у школьников к истории позволило выявить ряд противоречий, затрудняющих использование интерактивных методов обучения в средней школе, между:
• развитием интерактивных методов обучения и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ их использования в процессе школьного обучения;
• дидактическим потенциалом интерактивных методов и отсутствием методики их применения для формирования у школьников интереса к изучению истории;
• необходимостью эффективной организации формирования интереса к истории у школьников посредством внедрения интерактивных методов и недостаточной их адаптацией к разным типам уроков.
Стремление разрешить эти противоречия определило проблему исследования: каковы возможности интерактивного обучения в формировании у школьников интереса к изучению истории?
Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы определили тему исследования: «Формирование у школьников интереса к изучению истории средствами интерактивного обучения».
Объект исследования: процесс формирования у школьников интереса к изучению истории.
Предмет исследования: интерактивное обучение как средство формирования интереса к изучению истории.
Цель исследования: теоретически обосновать, реализовать и изучить эффективность использования методов, приёмов, средств интерактивного обучения в процессе формирования у школьников интереса к истории.
Гипотеза исследования: формирование у школьников интереса к изучению истории средствами интерактивного обучения будет эффективно, если:
• выявлена сущность и специфика процесса формирования интереса у школьников к изучению истории;
• обоснованы, разработаны и внедрены в образовательный процесс методические карты по использованию методов, приёмов и средств интерактивного обучения на разных типах и этапах уроков истории;
• разработан диагностический инструментарий, содержащий критерии, показатели, методики изучения эффективности используемых методов.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у школьников интереса к изучению истории в контексте реализации Историко-культурного стандарта.
2. Охарактеризовать сущность понятий «интерес», «интерес к учебному предмету» и основные подходы к его формированию в школьном возрасте.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию у школьников интереса к изучению истории на основе систематизации методов интерактивного обучения.
4. Выявить эффективность реализуемых интерактивных методов на основе разработанного диагностического инструментария.
Теоретическую основу исследования составили:
• исследования, посвященные развитию познавательного интереса у учащихся (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, М.Ф. Беляев, Л.С. Выготский, М.Б. Истомина, А.И. Крупнов, А.А. Невский, М.Ф. Талызина, Г.И. Щукина);
• концептуальные положения о формировании познавательной самостоятельности и активности учащихся (П.В. Гора, Н.Г. Дайри, Ф.П. Коровкина, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернер);
• работы по организации творческой учебно-познавательной деятельности В.И. Загвязинского, Н.Я. Левина, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина;
• психолого-педагогические труды о специфике и методах интерактивного обучении (Л.Н. Вавилова, М.В. Кларин, Т.С. Панина);
• научно-методическая литература об опыте педагогической деятельности учителей истории (Е.Е. Воробёва, Т.А. Фомина, С.С. Чапчын, Е.Л. Чопко);
• исследования зарубежных авторов по проблемам интереса и обучения с использованием интерактивных технологий (Э. Долан, Д. Коутс, О. Мубин, М. Томандл, Б. Уилсон).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, обобщение экспериментальных данных.
База исследования: МБУ Гимназия №77 г. Тольятти.
Этапы исследования:
На первом этапе (2016 г.) - поисково-ориентировочном - осуществлялся подбор и анализ психолого-педагогической литературы; формулировалась тема, определялся аппарат исследования (объект, предмет, гипотеза, задачи исследования).
На втором этапе - теоретико-проектировочном (2017 г.) - конкретизировались основные теоретические понятия, подходы к разработке системы формирования интереса у школьников к истории, осуществлялась разработка методических карт внедрения интерактивных методов на определенном этапе урока.
На третьем этапе - экспериментально-обобщающем (2018 г.) - выполнялась основная опытно-экспериментальная работа, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы исследования, разрабатывались методы формирования интереса у школьников к истории, оформлялся текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём систематизированы научные знания о сущности и специфике процесса формирования у школьников интерес к изучению предмета; выявлены возможности интерактивного обучения в формировании интереса у школьников к изучению истории; выявлены методы изучения сформированности данного вида интереса в контексте изучения истории.
Теоретическая значимость состоит в том, что в нём расширены научные представления об интерактивных методах, используемых в процессе формирования интереса у школьников к истории; разработан диагностический инструментарий, критерии, показатели, уровни сформированности у школьников интереса к изучению истории.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования методических карт, разработанных для разных типов уроков истории с использованием интерактивных методов на конкретных этапах урока в практической деятельности учреждений среднего общего образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались выбором теоретических подходов, разнообразием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, практической результативностью эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях на заседаниях кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета; на Международных педагогических чтениях «Туристско-краеведческая деятельность как педагогический ресурс образования» (Москва, 2016), научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (Тольятти, 2017), Международной научно-практической конференции «Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2017). По итогам исследования опубликовано две статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие «интерес к учебному предмету» представляет собой особый вид познавательного интереса и отражает направленность личности на овладение знаниями, обращённый к конкретному учебному предмету. Формирование интереса к изучению истории определяется тремя факторами: содержанием исторического материала; методами, приёмами и средствами его подачи; межличностными отношениями учителя и учащихся.
2. Формирование и развитие у школьников интереса к изучению конкретного предмета обеспечивается за счёт использования интерактивных форм обучения, выбор которых зависит от разных типов и этапов урока. Интерактивные формы и методы обеспечивают новизну, занимательность, новые аспекты подачи материала, смену и разнообразие приёмов учебной деятельности, эмоциональное воздействие на учащихся.
3. Сформированность интереса у школьников к изучению истории оценивается по специально разработанным критериям и показателям, которые включают учебную мотивацию, инициативность в познании, проявление положительных эмоций и переживаний во время учебной деятельности на уроке, пытливость, любознательность, вовлеченность в работу по конкретному предмету.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Проблема формирования у школьников интереса к изучению истории в школе является актуальной в контексте реализации историко-культурного Стандарта.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе процесс формирования интереса к изучению истории рассматривается в контексте формирования познавательного интереса учащихся. Интерес определяется как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности. Учитывается, что интересы школьника могут быть многообразными и классифицироваться по содержанию.
2. Повышение интереса учащихся к изучению конкретного предмета достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными методами обучения. Эти методы направлены на развитие творческого мышления и учения аргументировать свою позицию, активизируют процесс обучения и его участников. Для развития познавательной и творческой активности учеников необходимо организовать процесс их познавательной деятельности так, чтобы учащиеся ориентировались на самостоятельное получение новых знаний.
3. Анализ использования интерактивных методов в образовательном процессе шестиклассников позволил сделать вывод о том, что благодаря внедрению интерактивных методов обучения интерес к изучению истории у шестиклассников значительно возрастает, повышается уровень самостоятельности, активности на уроке. Исследование подтвердило необходимость разработки методических карт использования интерактивных методов на разных типах и этапах уроков истории в шестых классах. Формы и методы формирования интереса к изучению истории у школьников, направленные на взаимодействие между детьми, самостоятельность, поддержание познавательного интереса и формирование эмоционально-положительного отношения к предмету позволили повысить уровень сформированности интереса к изучению истории у шестиклассников.
4. Сравнительный анализ результатов диагностики в экспериментальной и контрольной группах показал, что в контрольной группе наблюдается стремительная динамика уровня сформированности интереса к изучению истории у школьников по всем разработанным показателям и критериям. Это даёт основание утверждать, что поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Данное исследование не исчерпывает всего многообразия проблем внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс как средство формирования познавательного интереса. Перспективным направлением может стать изучение условий использования интерактивных методов в различных видах деятельности школьников.
1. Алексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №6. С. 19 - 34.
2. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения // Вестник Казанского технологического университета, 2014. С. 308 - 310.
3. Артюхина М.С. Интерактивные средства обучения: теория и практика применения: монография. Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014.
4. Артюхина М.С. Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. С. 76 - 79.
5. Беляев М.Ф. Психология интереса. М.: Просвещение, 1957. С. 34 - 36.
6. Белякова И.Ф. Создание проблемных ситуаций на уроках истории как условие формирования учебной мотивации. URL: http: //j ournals. uspu. ги/айасйшеп1з/аг0с1е(Дата обращения: 27.12.2017)
7. Вардаян Н.А. Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе // Интернет и образование. 2012. Т. 2012. № 42.
8. Воробьёва Е.Е. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе. Владимир, 2005.
9. Выготский Л.С. Педология подростка. URL: http://e1ib.gnpbu.ru/text/wgotskv ss-v-6tt t4 1984/go,2;fs,1/ (Дата обращения: 23.12.2017)
10. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003. С. 385 - 390.
11. Григоренко Т.Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания. URL: http://pish.ru/b1og/archives/2585(Дата обращения: 27.12.2017)
12. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: Учеб. пособие: М-во образование Рос. Федерации. Бийск, 2002.
13. Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый, 2015.С. 153 - 154.
14. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. СПб.: Просвещение, 2011. С. 128 - 134.
15. Искровская Л.В. Формирование умения работать с первоисточниками на уроках Всеобщей истории (6 класс)//Сборник научных и учебно-методических трудов Герценовские чтения 2009 Актуальные проблемы социальных наук. СПб: «ЭлекСис», 2010. С.198 - 201.
...