Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы формирования ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1 Понятие «коллектив» и «сплоченность коллектива» в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Внеурочная деятельность как средство развития коллектива младших школьников 15
2 Экспериментальная работа по формированию сплоченности во внеурочной деятельности коллектива младших школьников 23
2.1 Диагностика уровня сформированности ученического коллектива младших школьников 23
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий по формированию сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 44
2.3 Динамика уровня сплоченности ученического коллектива младших школьников 51
Заключение 65
Список используемой литературы 69
Приложение А Анкета по оценке уровня сформированности коллектива 73
Приложение Б Сводные данные по контрольному классу детей 74
Приложение В Сводные данные по экспериментальному классу детей 76
Приложение Г Общая информация по контрольному классу с указанием результатов в разрезе методик по констатирующему и контрольному этапу эксперимента 78
Приложение Д Общая информация по экспериментальному классу с указанием результатов в разрезе методик по констатирующему и контрольному этапу эксперимента 82
Актуальность темы исследования. Современный мир характеризуется размытостью нравственных норм, снижением духовности среди взрослых и молодежи. Многие считают нормальным при ребенке выражаться грубо, курить, распивать спиртные напитки, драться, пропагандировать жизнь, «не отягощенную интеллектом» [23, с.65]. В этом окружении растут дети, впитывая, как губка» соответствующие жизненные ориентиры, потому что человек во многом определяется коллективом, который его окружает. Этот коллектив непосредственно оказывает влияние на отношение ребенка к самому себе, к людям, к труду, к государству, формирует творческую активность и индивидуальность, выступает отражением социальной среды, под непосредственным воздействием которой формируются потребности, развиваются способности и зарождаются задатки «зрелой» личности.
Для современного ребенка в текущую эпоху характерно то, что родители вынуждены целыми днями работать, ребенок предоставлен себе. От того, к какому коллективу он примкнет, где ему будет приятно и комфортно находиться, зависят и ценности, которые ребенок примет, как основу своей жизни. Ученики много времени проводят в стенах школы: учебная программа, дополнительные занятия, группа продленного дня обеспечивают «8-часовой рабочий день» школьника. Коллектив, сформированный в младших классах обычно относительно стабилен в школе вплоть до старших классов. Сложившийся коллектив характеризуется многогранными отношениями, которые помогают наряду с образованием обеспечить всестороннее, разнообразное, комплексное развитие личности ребенка младшего школьного возраста, именно в этой среде идет активная подготовка ребенка к дальнейшей профессиональной и общественной жизни. Этот возраст позволяет оказывать формирующее воздействие, так как ребенок еще очень глубоко связан со взрослыми, он внушаем, он еще не оспаривает авторитет взрослого, не отстаивает собственные границы. Но он уже способен осознавать и активно мыслить, вовлекаться в общественно и/или лично полезную активность, именно в это время формируется доброта, взаимопомощь, стремление сделать что-то вместе, способность переживать за общий результат. Роль учителя младших классов в данном процессе нельзя переоценить, так как именно на него возлагается основная ответственность по формированию «здорового коллектива». Несмотря на то, что учитель для обеспечения успешности процессов формирования коллектива должен сопровождать весь процесс с самого начала, при этом он не должен грубо вмешиваться или заставлять детей взаимодействовать. Иначе коллектив «развалится», как только контроль учителя будет ослаблен.
Особенно важна комфортная, благоприятная, безопасная в физическом и психологическом плане атмосфера, потому что именно на примере взаимоотношений в классе будет сформирован образ, характерный для внешних «несемейных» отношений. Умение взаимодействовать, уступать или отстаивать свою точку зрения, вступать в конфликт или избегать его, вести диалог конструктивно, управлять эмоциями и действиями, принимать и оказывать помощь, работать совместно на общий результат является также основой дальнейших профессиональных отношений. Задача учителя в этом процессе - задать направление на формирование сплоченного коллектива, поддержание, помощь в решении возникающих проблем, развитие и совершенствование, органичное совмещение индивидуального и общего.
Вопросы формирования детского коллектива рассматривались всесторонне и с различных точек зрения. Эти вопросы поднимаются в научных исследованиях С. Т. Шацкого, Г. И. Щукиной. Огромный вклад внесли В. А. Сухомлинский и А. С. Макаренко. В данных работах рассматривались личность и ее воздействие на коллектив. Развитие личности внутри коллектива, соотношение личного и коллективного, влияние коллектива на личность, а также сравнение развития ребенка при индивидуальном/ограниченном влиянии коллектива и при активном влиянии коллектива на ребенка.
Несмотря на то, что вопросами формирования детского коллектива занимались многие ученые и накоплен значительный теоретический материал, можно отметить противоречие между накопленной теоретической базой и недостаточно разработанным методическим оснащением практического применения материала, особенно во внеурочной деятельности.
На основании противоречия может быть обозначена проблема: как наиболее эффективно сформировать коллектив детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Целью работы является разработка форм внеурочной деятельности, направленных на формирование детского коллектива, и проверка их эффективности.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является процесс формирования коллектива младших школьников.
Предмет исследования - формирование коллектива младших школьников посредством внеурочной деятельности.
В работе необходимо проверить гипотезу: применение внеурочных занятий оказывает эффективное формирующее влияние на формирование коллектива детей младшего школьного возраста, если:
• при разработке мероприятий принимается во внимание уровень сформированности коллектива и индивидуальные особенности детей;
• занятия проводятся в игровой интересной ребенку форме.
Чтобы цель была достигнута, необходимо выполнить ряд задач:
• теоретически обосновать понятия «коллектив», «сплоченность», применяемые в психолого-педагогической литературе;
• учесть особенности психо-физиологического развития младших школьников;
• исследовать процессы формирования коллектива детей младшего школьного возраста;
• проанализировать текущий уровень сформированности коллектива детей на примере двух третьих классов, оценить и представить графически;
• разработать комплекс занятий, объединенных общей целью - патриотическая игра «Зарница», которая проходит поэтапно;
• проанализировать результаты исследования, отраженные в общем уровне сформированности коллектива на основании проведенных диагностик.
В работе использовались различные теоретические и эмпирические методы исследования: наблюдение, беседы, анкетирования, исследование теоретической литературы, анализ, синтез.
Новизна исследования. Новизна исследования заключается в том, что разработанная методика позволяет одновременно с формированием коллектива сформировать личность с активной жизненной позицией, высокими нравственными нормами и высоким уровнем патриотического воспитания. В этом заключается новизна работы.
Практическая значимость: предложенная система внеурочных занятий может быть использована в дополнительном образовании.
База исследования. Практическая работа была опробована на базе МАООУ «Пансионат «Радуга», г. о. Тольятти на двух третьих классах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка используемой литературы и приложений.
По поставленным в работе задачам можно отметить, что в работе приведено теоретическое обоснование понятий «коллектив», «сплоченность» в психо-педагогической литературе. Коллектив непосредственно оказывает влияние на отношение ребенка к самому себе, к людям, к труду, к государству, формирует творческую активность и индивидуальность, выступает отражением социальной среды, под непосредственным воздействием которой формируются потребности, развиваются способности и зарождаются изначальные задатки «зрелой» личности.
Особенно важна комфортная, благоприятная, безопасная в физическом и психологическом плане атмосфера, потому что именно на примере взаимоотношений в классе будет сформирован образ, характерный для внешних «несемейных» отношений. Умение взаимодействовать, уступать или отстаивать свою точку зрения, вступать в конфликт или избегать его, вести диалог конструктивно, управлять эмоциями и действиями, принимать и оказывать помощь, работать совместно на общий результат является также основой дальнейших профессиональных отношений.
По второй задаче, поставленной в работе, можно отметить, что при формировании коллектива необходимо учитывать особенности психофизиологического развития младших школьников. Задача учителя в этом процессе - задать направление на формирование сплоченного коллектива, поддержание, помощь в решении возникающих проблем, развитие и совершенствование, органичное совмещение индивидуального и общего.
При работе над достижением третьей задачи (исследование процессов формирования коллектива детей младшего школьного возраста) была отмечена сложность, многоэтапность и многогранность процесса формирования коллектива. При этом ускорять или пропускать этапы формирования коллектива нельзя, так как это в конечном итоге приводит к непредсказуемым последствиям. Коллектив не статичен, он динамично изменяется, как в отношении коллективного начала, так и под воздействием индивидуальных изменений его членов. Формирование коллектива не может быть стихийным, это педагогически управляемый процесс, эффективность которого можно определить исходя из достигнутых результатов. Эффективность формирования коллектива зависит от выбранных методов, их сочетания, от того, насколько корректно проведена первичная диагностика коллектива.
Коллектив ничто не может заменить в жизни ребенка. Его роль определяется тем фактом, что именно в коллективе становится возможным удовлетворить потребности детей в общении и взаимодействии, потребности в принадлежности к какой-либо группе; потребности в защищенности и взаимоподдержке, потребности в признании со стороны взрослых и сверстников личных или коллективных успехов и достижений. Коллектив воздействуя на ребенка меняет его, распределяя и соотнося личное и общественному. Только внутри коллектива у ребенка появляется возможность «примерить» на себя определенные роли в обществе, он может со стороны. Коллектив стимулирует развитие индивидуума и развивается сам, совершенствуя и развивая своих членов.
Внеурочная деятельность является важным средством формирования коллектива. Во внеурочной деятельности дети более свободно общаются, проявляя основные черты характера, свои желания и представления о взаимоотношениях в классе. Дети вовлекаются в социально-полезную деятельность, при решении задач выступают единым коллективом. Во второй части работы проведена оценка уровня сформированности коллектива на примере двух третьих классов, далее в одном классе проведен комплекс занятий, объединенных общей темой - «игра «Зарница», а далее повторно проведена оценка сформированности коллектива в двух классах для сравнения полученного эффекта проведенных мероприятий и оценки их влияния на коллектив младших школьников.
Далее был проанализирован текущий уровень сформированности коллектива детей на примере двух третьих классов. При первичной диагностике в двух классах исследования общий уровень сформированности коллектива находился примерно на одном уровне, что позволяет сравнивать эти два класса при оценке формирующего воздействия после проведения намеченных мероприятий по формированию коллектива в классе. Уровень в целом по классу средний. Коллектив сформирован, но уровень его последующего развития не высокий. В классе есть проблемы по сплоченности, дети готовы взаимодействовать, но пока не могут это делать самостоятельно.
Намеченные мероприятия по проведению этапов игры «Зарница» позволят повысить общую осведомленность, уровень патриотического воспитания, физическую активность и уровень сформированности коллектива. Этапы предполагают разные уровни проявления командной работы: интеллектуальный, физический, пространственно-ориентированный, эмоциональный, логический и т. д.
Проведенная спортивно - патриотическая игра «Зарница» стимулирует командную работу, сплоченность, развивает двигательные умения и навыки, формирует новые знания и умения, а также воспитывает чувство патриотизма. Дети повторили базовые правила и технику безопасности, получили навык работы в команды, использовали остаточные знания, которые были им даны до момента проведения игры. Дети показали высокую активность, им очень понравилось такая программа, было принято решение провести аналогичную игру в контрольном классе после проведения контрольного этапа тестирования уровня сформированности коллектива.
Завершающей задачей было проанализировать результаты исследования, отраженные в общем уровне сформированности коллектива на основании проведенных диагностик.
Контрольный этап эксперимента показал, что дети поменяли свое мнение о взаимоотношениях в классе, они стали более сплоченные, способными к конструктивному диалогу, активнее участвуют в жизни класса, общаются и способны вырабатывать общее решение. Роль лидера окончательно закрепилась за Сергеем Д., сформировался актив, который осуществляет взаимодействие между учителями и детьми. Сергей Д. не просто занял позицию старосты класса, но и статус официального лидера. Дети при работе над заданиями оценили его способность управлять, принимать решения, стали меньше оспаривать его мнение. Дети поняли роль и значение коллектива для дальнейшей жизни класса.
Следующим шагом должен стать переход к полному самоконтролю и самоуправлению. На текущем этапе дети не обходятся полностью без управления учителя. Дети стали более позитивно оценивать класс и свое место в нем.
Следовательно, проведенный эксперимент доказал действенность, целесообразность и эффективность использования внеурочной деятельности при формировании коллектива младших школьников.
В целом, подводя итоги исследования, можно отметить, что данная методическая разработка проведения игры с дополнениями и изменениями может активно применяться в младших классах для повышения уровня сформированности коллектива.
В целом, подводя итоги проведенной работы, можно отметить, что использование внеурочной активности в форме патриотической игры «Зарница» обеспечивает социально-педагогические условия развития детей, такие как: формирование предметно-развивающей среды на основе применения личностно-ориентированного, гуманистического, деятельностного, проблемно-ориентированного подхода, а также использования активных форм и методов обучения и воспитания младших школьников.
Гипотеза, высказанная в начале исследования, нашла подтверждение в процессе проведения эксперимента.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект, 2018. 296 с.
2. Бабаян А.В., Сикорский И.А. О нравственном воспитании/ Педагогика.-2018.-№10. С. 66-74.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности/ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. 176 с.
4. Батаршев А.В. Психология личности и общения / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 248 с.
5. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях - М.: Народное образование, 2019 116с.
6. Бойков Д.И., Бойкова С.В. .Как развить навыки общения у ребенка: метод. рекомендации по развитию у детей познавательно-личностного отношения в общении, СПб.: Питер, 2011. 48 с.
7. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. -2018. - № 9 с.11-18.
8. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Педагогика, 2018. 103 с.
9. Волков Б. С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. - М.: Владос, 2019. 256 с.
10. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. 119 с.
11. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», Издательский дом Шалвы Амонашвили; 2019. 176 с.
12. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А.И. Гаурилюс // Дефектология. 2017. №2. С. 27-31.
13. Гришанова И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников в коррекционной школе // Ярославский педагогический вестник. 2018. №4. С. 44-47.
14. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. —Л., 2016. С. 252—260.
15. Ещёркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: методическое пособие/ сост. О.А. Ещёркина. - В.: Учитель, 2017. 127 с.
...