Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1Характеристика задержки психического развития как типа
дизонтогенеза
1.2Особенности развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема
1.3Характеристика организации и содержания работы по развитию эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого -
педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет задержкой психического развития
2.1.Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития
2.2.Реализация психолого-педагогических условий развития
эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.3.Выявление эффективности психолого-педагогических условий
развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность исследования содержится в том, что вопрос исследования эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития становится наиболее значительным потому, что число детей с проблемами в эмоциональной сфере постоянно увеличивается. Данное увеличение связано как с биологическими, так и с социальными проблемами, которые порождают эмоциональную дезадаптацию у дошкольников с задержкой психического развития. Исследование причин, которые воздействуют на формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития , обусловливаются повышенной степенью риска в отношении к формированию у дошкольников с пониженной эмоциональной сферой девиантного поведения.
У дошкольников с задержкой психического развития отмечается понижение эмоциональной сферы, что может привести к проблемам в познавательной, трудовой, игровой и образовательной деятельности.
В трудах ученых важнейшее ударение делался на исследование познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития (H.A. Никашина, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер и др.). В то же время, эмоциональная сфера сильно воздействует на социальную компетентность дошкольников и стимулирование образовательной деятельности (У.В. Ульенкова, Н.Л. Белопольская, Е.А. Екжанова и др.).
Эмоциональная сфера детей 6-7 лет с задержкой психического развития в настоящее время порождает справедливый интерес ученых (Н.Л. Белопольская, E.H.Васильева, И.И. Мамайчук и др.), потому, что правильно обращаться не только к умственным способностям, как к показателю нормального или же проблемного развития, но и к личности и эмоциональным характеристикам развития дошкольника. Тем не менее, как представляет теория и практика, оказание поддержки этим дошкольникам в формировании их эмоциональной сферы, располагают ресурсами довольно большие и не всегда обнаруженные ресурсы.
Изучению личных характеристик эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в настоящее время, уделено мало. Эмоциональная сфера с поведенческой стороны рассматривается, как правило, отталкиваясь от отрицательных проявлений. Однако результативность психолого-педагогических условий, заключается не столько в утверждении отрицательных проявлений, сколько в установлении зоны развития, на основании которой допустимо выстраивание коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития .
Следовательно, вопрос научно-методического обеспечения данного направления работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития является одним из первостепенных в специальной педагогике и психологии. Поэтому, изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, и разработка комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы, особенно актуально.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
Противоречие исследования, определила проблему: каковы психологопедагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 67 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
Гипотеза: развитие эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если реализовать следующие психологопедагогические условия:
-определено содержание работы по развитию эмоциональной сферы в соответствии с уровнем развития у дошкольников навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
-выстроена последовательность работы по развитию умения определения выразительности мимики у детей, умения применять мимику при показе эмоций;
-разработаны игры и упражнения направленные на развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и эмоции других.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
3.Разработать и апробировать психолого-педагогических условия развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (анализ философской,
психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
Изучением эмоций занимались видные отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.
Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Выготского Л.С., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
Новизна исследования заключается в том, что в работе выделены психолого-педагогических условия для развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены психолого-педагогических условия для развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы по развитию эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в ДОО. Представлены апробированные в практике работы ДОО, методические рекомендации воспитателям по данному процессу, использован диагностический инструментарий по оценке особенностей развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
Организация и этапы исследования:
Исследование проводилось в 2016-2017 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2016 г.) - теоретико-поисковом - осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования; разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования и программа работы; дано теоретическое обоснование методики диагностического исследования, подобраны и адаптированы авторские методики, позволяющие изучить развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
На втором этапе (2017 г.) - опытно-поисковом - проведён констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов; разработаны, теоретически обоснованы и внедрены в ходе формирующего эксперимента психолого-педагогические условия по развитию эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
На третьем этапе (2017 г.) - итогово-обобщающем - проведён
контрольный эксперимент, осуществлён анализ и интерпретация полученных данных, определена эффективность внедрённых психолого-педагогических условий, сформулированы выводы, оформлены материалы исследования.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ детский сад№200 «Волшебный башмачок». В эксперименте приняли 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 40 источников, 2 приложений. Работу иллюстрируют 3 рисунка, 12 таблиц.
В результате анализа психо лого -педагогической литературы (работы Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Данилиной Т.А.) мы определили, что развитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития проходит по следующим показателям:
-способы выражения эмоций;
-способность понимать эмоции, переживаемые другими людьми;
-эмоциональная отзывчивость на игру.
На основе проведенной работы были сформулированы выводы: эмоциональное развитие дошкольника считается самым важным условием, которое может обеспечить результативность процесса образования и воспитания. Те значительные моральные, этические и нравственные чувства, какие описывают взрослого человека и какие могут воодушевить его на великие дела и на возвышенные поступки, не предоставлены дошкольникам в готовом виде от момента рождения. Они появляются и воспитываются в период детства под воздействием общественных условий жизни и воспитания.
Нужно применять преднамеренно разработанные психологопедагогические условия. Организация условий для отношений с внешним миром и социумом (взрослыми, сверстником, героями сказок), а также введение дошкольника во всевозможные жизненные обстоятельства, важные и искренние для него, в каких бы обнаружился уже полученный и развивался новейший эмоциональный опыт дошкольника, - все это сможет обеспечить значительный познавательный эффект, формировать моральные побуждения дошкольника.
Существенным следствием данной проведенной, установленным образом образовательной деятельности считается совершенствование эмоционального климата в отношениях дошкольников со взрослыми и с ровесниками, а также расширение, обогащение и исправления эмоционального опыта детей.
Таким образом, теоретические и практические разработки в области изучения эмоционального состояния детей 6-7 лет с задержкой психического развития, изложенные в данной работе, дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.
1.Акмамбетов, Г.Г. Проблема эмоционального развития личности [Текст] /Г.Г. Акмамбетов.-М.: Логос, 2012.-258с.
2.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] /Под ред. К.С. Лебединской - М.: Логос, 2012. - 125 с.
3.Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева.-М.: АСТ, 2012.-196с.
4.Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: Курс лекций /Ю.К. Бабанский. - М.: Инфра-М, 2011.-236с.
5.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие /Л.Н. Блинова- М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
6.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2011. - 400 с.
7.Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для
педагогических институтов /Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 2012.-248с.
8.Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова// Дефектология - 2013. - №1 -С. 18-24.
9.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] /Г.М. Бреслав- М.: Академия, 2014. - 144 с.
10.Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение [Текст] /Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.- СПб.: Питер, 2012. - 145 с.
11.Ведерников, М.В. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /М.В. Ведерников. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 96с.
12.Воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. фак- овдошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Под ред. А.А. Скворцова. — М.: Педагогика, 2012.-324с.
13.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. - М.:АСТ, 2014. - 672 с.
14.Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2014. - 450 с.
15.Грановская, P.M. Элементы практической психологии [Текст] /Р.М. Грановская .- СПб.: Изд-во ЛГУ, 2012.- 279 с...