Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №112209

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы проблем развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1Характеристика задержки психического развития как типа
дизонтогенеза
1.2Особенности развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема
1.3Характеристика организации и содержания работы по развитию эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого -
педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет задержкой психического развития
2.1.Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития
2.2.Реализация психолого-педагогических условий развития
эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.3.Выявление эффективности психолого-педагогических условий
развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Актуальность исследования содержится в том, что вопрос исследования эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития становится наиболее значительным потому, что число детей с проблемами в эмоциональной сфере постоянно увеличивается. Данное увеличение связано как с биологическими, так и с социальными проблемами, которые порождают эмоциональную дезадаптацию у дошкольников с задержкой психического развития. Исследование причин, которые воздействуют на формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития , обусловливаются повышенной степенью риска в отношении к формированию у дошкольников с пониженной эмоциональной сферой девиантного поведения.
У дошкольников с задержкой психического развития отмечается понижение эмоциональной сферы, что может привести к проблемам в познавательной, трудовой, игровой и образовательной деятельности.
В трудах ученых важнейшее ударение делался на исследование познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития (H.A. Никашина, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер и др.). В то же время, эмоциональная сфера сильно воздействует на социальную компетентность дошкольников и стимулирование образовательной деятельности (У.В. Ульенкова, Н.Л. Белопольская, Е.А. Екжанова и др.).
Эмоциональная сфера детей 6-7 лет с задержкой психического развития в настоящее время порождает справедливый интерес ученых (Н.Л. Белопольская, E.H.Васильева, И.И. Мамайчук и др.), потому, что правильно обращаться не только к умственным способностям, как к показателю нормального или же проблемного развития, но и к личности и эмоциональным характеристикам развития дошкольника. Тем не менее, как представляет теория и практика, оказание поддержки этим дошкольникам в формировании их эмоциональной сферы, располагают ресурсами довольно большие и не всегда обнаруженные ресурсы.
Изучению личных характеристик эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в настоящее время, уделено мало. Эмоциональная сфера с поведенческой стороны рассматривается, как правило, отталкиваясь от отрицательных проявлений. Однако результативность психолого-педагогических условий, заключается не столько в утверждении отрицательных проявлений, сколько в установлении зоны развития, на основании которой допустимо выстраивание коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития .
Следовательно, вопрос научно-методического обеспечения данного направления работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития является одним из первостепенных в специальной педагогике и психологии. Поэтому, изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, и разработка комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы, особенно актуально.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
Противоречие исследования, определила проблему: каковы психологопедагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 67 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
Гипотеза: развитие эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если реализовать следующие психологопедагогические условия:
-определено содержание работы по развитию эмоциональной сферы в соответствии с уровнем развития у дошкольников навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
-выстроена последовательность работы по развитию умения определения выразительности мимики у детей, умения применять мимику при показе эмоций;
-разработаны игры и упражнения направленные на развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и эмоции других.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
3.Разработать и апробировать психолого-педагогических условия развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (анализ философской,
психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
Изучением эмоций занимались видные отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.
Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Выготского Л.С., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
Новизна исследования заключается в том, что в работе выделены психолого-педагогических условия для развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены психолого-педагогических условия для развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы по развитию эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в ДОО. Представлены апробированные в практике работы ДОО, методические рекомендации воспитателям по данному процессу, использован диагностический инструментарий по оценке особенностей развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
Организация и этапы исследования:
Исследование проводилось в 2016-2017 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2016 г.) - теоретико-поисковом - осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования; разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования и программа работы; дано теоретическое обоснование методики диагностического исследования, подобраны и адаптированы авторские методики, позволяющие изучить развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
На втором этапе (2017 г.) - опытно-поисковом - проведён констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов; разработаны, теоретически обоснованы и внедрены в ходе формирующего эксперимента психолого-педагогические условия по развитию эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
На третьем этапе (2017 г.) - итогово-обобщающем - проведён
контрольный эксперимент, осуществлён анализ и интерпретация полученных данных, определена эффективность внедрённых психолого-педагогических условий, сформулированы выводы, оформлены материалы исследования.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ детский сад№200 «Волшебный башмачок». В эксперименте приняли 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 40 источников, 2 приложений. Работу иллюстрируют 3 рисунка, 12 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психо лого -педагогической литературы (работы Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Данилиной Т.А.) мы определили, что развитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития проходит по следующим показателям:
-способы выражения эмоций;
-способность понимать эмоции, переживаемые другими людьми;
-эмоциональная отзывчивость на игру.
На основе проведенной работы были сформулированы выводы: эмоциональное развитие дошкольника считается самым важным условием, которое может обеспечить результативность процесса образования и воспитания. Те значительные моральные, этические и нравственные чувства, какие описывают взрослого человека и какие могут воодушевить его на великие дела и на возвышенные поступки, не предоставлены дошкольникам в готовом виде от момента рождения. Они появляются и воспитываются в период детства под воздействием общественных условий жизни и воспитания.
Нужно применять преднамеренно разработанные психологопедагогические условия. Организация условий для отношений с внешним миром и социумом (взрослыми, сверстником, героями сказок), а также введение дошкольника во всевозможные жизненные обстоятельства, важные и искренние для него, в каких бы обнаружился уже полученный и развивался новейший эмоциональный опыт дошкольника, - все это сможет обеспечить значительный познавательный эффект, формировать моральные побуждения дошкольника.
Существенным следствием данной проведенной, установленным образом образовательной деятельности считается совершенствование эмоционального климата в отношениях дошкольников со взрослыми и с ровесниками, а также расширение, обогащение и исправления эмоционального опыта детей.
Таким образом, теоретические и практические разработки в области изучения эмоционального состояния детей 6-7 лет с задержкой психического развития, изложенные в данной работе, дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.


1.Акмамбетов, Г.Г. Проблема эмоционального развития личности [Текст] /Г.Г. Акмамбетов.-М.: Логос, 2012.-258с.
2.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] /Под ред. К.С. Лебединской - М.: Логос, 2012. - 125 с.
3.Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева.-М.: АСТ, 2012.-196с.
4.Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: Курс лекций /Ю.К. Бабанский. - М.: Инфра-М, 2011.-236с.
5.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие /Л.Н. Блинова- М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
6.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2011. - 400 с.
7.Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для
педагогических институтов /Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 2012.-248с.
8.Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова// Дефектология - 2013. - №1 -С. 18-24.
9.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] /Г.М. Бреслав- М.: Академия, 2014. - 144 с.
10.Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение [Текст] /Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.- СПб.: Питер, 2012. - 145 с.
11.Ведерников, М.В. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /М.В. Ведерников. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 96с.
12.Воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. фак- овдошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Под ред. А.А. Скворцова. — М.: Педагогика, 2012.-324с.
13.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. - М.:АСТ, 2014. - 672 с.
14.Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2014. - 450 с.
15.Грановская, P.M. Элементы практической психологии [Текст] /Р.М. Грановская .- СПб.: Изд-во ЛГУ, 2012.- 279 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ