Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического управления предприятием 6
1.1 Понятие и сущность стратегического управления предприятием 6
1.2 Классификация стратегий развития предприятия на разных фазах жизненного цикла предприятия 8
1.3 Методы и инструменты, используемые в процессе стратегического управления предприятием 14
2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Тара-Строй» 21
2.1 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 21
2.2 Характеристика внешней среды и фазы жизненного цикла предприятия 24
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы стратегического управления на разных фазах жизненного цикла ООО «Тара-Строй» 32
3.1 Разработка основных направлений стратегии развития предприятия 32
3.2 Оценка эффективности предложенной стратегии развития предприятия 41
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложение А Расчеты маркетинга и рекламы, анализа клиентской базы, и выручки включая финансовую отчетность 55
Приложение Б Бухгалтерский баланс ООО «Тара-Строй» 57
Приложение В Отчет о финансовых результатах за 2019 г 59
Приложение Г Отчет о финансовых результатах за 2018 г 60
Одним из важнейших факторов успеха фирмы является стратегическое управление, так как определяет основное направление деятельности фирмы. Имея достаточно ресурсов, фирма не всегда может направить их в наиболее перспективном направлении, с ростом потенциала фирмы менеджеры не справляются и в погоне за прибылью теряют контроль над большой организацией. Поэтому с появлением корпораций стратегическое управление стало неотъемлемой частью работы руководства.
Стратегическое управление «помогает предприятию принимать эффективные управленческие решения для достижения поставленных целей. Стратегическое управление служит для достижения таких целей предприятия, как определение источников привлечения инвестиций, внедрение технических нововведений, выпуск продукции более высокого качества и обновление модельного ряда, максимизация объема проданной продукции, обеспечение сроков поставок, совершенствование организации управления во всех подразделениях предприятия. Достижение поставленных целей возможно при решении следующих стратегических задач: увеличение продаж, расширение доли рынка, оптимизация затрат на производство и продажу продукции, планирование роста прибыли» [27].
Стратегическое управление базируется на анализе рыночной среды, руководство и сотрудники предприятия выстраивают системы сбора и анализа рыночной информации.
Насущная потребность в разработке или коррекции стратегических программ обусловлена высокой рыночной неопределенностью, вызываемой экономическими кризисами, недостатком опыта и ограниченностью ресурсов для внедрения принципов стратегического управления, низкой маркетинговой грамотностью, что приводит к потере рыночных возможностей и ухудшению конкурентных позиций предприятий на рынке.
Объектом исследования бакалаврской работы является ООО «Тара- Строй».
Предметом является система стратегического управления на разных фазах жизненного цикла предприятия.
Цель работы - совершенствовать систему стратегического управления на разных фазах жизненного цикла предприятия.
В рамках данной цели, поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты стратегического управления предприятием;
• дать организационно-экономическую характеристику ООО «Тара- Строй»;
• разработать мероприятия по совершенствованию системы стратегического управления на разных фазах жизненного цикла ООО «Тара-Строй».
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой части бакалаврской работы рассмотрены теоретические аспекты стратегического управления предприятием, а именно - подробно изучены сущность стратегического управления, виды стратегий, факторы, влияющие на выбор той или иной стратегии, а также рассмотрены инструменты, используемые при разработке стратегии развития.
Во второй части работы дается организационно-экономическая характеристика ООО «Тара-Строй».
В третьей части работы проводится анализ ООО «Тара-Строй» и разрабатываются мероприятия по совершенствованию системы стратегического управления на разных фазах жизненного цикла.
В процессе решения первоочередной задачи были рассмотрены аспекты внедрения стратегии развития предприятия, также определены факторы необходимые для ее внедрения и разработаны параметры оценки эффективности от внедрения данной стратегии.
Вторая и следующие задачи решались благодаря материалам объекта, в процессе данных задач проведено исследование деятельности и факторов, влияющих на бизнес. Составлена характеристика предприятия и определены функциональные обязанности сотрудников предприятия.
Для определения уровня угрозы провели анализ отрасли конкурентов с применением модели пяти конкурентных сил М. Портера.
В ходе работы определили проблемы благодаря использованию матрицы выбора главных проблем и матрица выбора по товарам и рынкам.
Для формирования и постановки целей предприятия был использован принцип постановки целей SMART.
После выявления проблем и целей, с учетом анализа внешней и внутренней среды рассмотренной во втором разделе исследования была сформулирована стратегия развития предприятия, для подтверждения выбора стратегии была использована также использована матрица выбора по товарам и рынкам. По завершению выбора стратегии был подготовлен план поэтапного внедрения с диаграммой внедрения стратегии на период 2020-2021 гг.
Заключительным этапом была оценка эффективности стратегии в динамике с прогнозом на 2020 г. в основу которой вошли материалы использованные по ходу исследования. Целевые показатели эффективности были представлены в сравнительной таблице 15 с учетом прошлых периодов работы предприятия, внедрение стратегии дифференциации положительно скажется на показателях оценки эффективности из чего следует вывод о правильном выборе стратегии.
Проведенный анализ показывает, что внутренний и внешний потенциал предприятия раскрыт не в полной мере. Из этого следует, что при разработке стратегии развития основными проблемами является высокий уровень конкурентной среды, низкий уровень компетенций персонала, недостаточная вовлеченность в использование системы маркетинга, а также узкий ассортимент товара и отсутствие узнаваемости бренда.
Рекомендуемые меры по внедрению стратегии развития:
1. Определяется наиболее перспективная товарная группа, согласно стратегии фокусировки - устраняются наименее ликвидные товарные группы;
2. Обновляется техническая база с целью ускорения производства и повышения качества выпускаемой продукции;
3. Производство и сбыт товара в другой ценовой категории требует должной квалификации кадров, как следствие на предприятии требуется постоянно проводить обучение персонала для достижения лучших результатов в реализации продукции;
4. Разработка новой продукции позволит использовать материалы лучшего качества, как следствие выпуск более качественных товаров;
5. С целью сохранения и увеличения доли рынка за счет выпуска новой продукции, требуется правильно направить денежные средства для продвижения новой продукции и продвижения бренда. Дополнительные расходы на маркетинг извлекаются за счет увеличения прибыли;
6. По результатам внедрения рекомендуется постоянная оценка эффективности разработанной стратегии, чтобы в случае отклонений управленец мог предпринять гибкие меры по ее корректировки.
В динамике полный эффект от внедрения стратегии фокусирования положительный, также положительным фактором стоит отметить отток кадров, он снизиться на 28% и увеличится набор компетенций персонала до 10 новых функций, чего и не могло добиться предприятие.
Поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебно-практическое пособие. М.: изд-во «Дело и Сервис», 2015. 285 с.
2. Акуленко Н.Б., Кукушкина С.Н., Кучеренко А.И. Справочник экономиста предприятия: справочник — М.: ИНФРА-М, 2017. 424 с.
3. Акуленко Н.Б., Скляренко В.К., Прудников В.М., Кучеренко А.И.; под ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2019. 256 с.
4. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. Управление снабжением и сбытом организации: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 290 с.
5. Балашов А.П. Основы теории управления: Учебное пособие - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 280 с.
6. Грушенко В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2014. 336 с.
7. Губин В.Е., Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 336 с.
8. Долженко Л.М., Стариков Е.Н. Экономика и управление предприятием: учеб. пособие. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. 187 с.
9. Деева А.И. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие. М.: Издательство МИКХиС, 2015. 342 с.
10. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг: учебник; под ред. Карминского A.M., Фалько С.Г. — 3-е изд., дораб. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. 336 с.
11. Карпова С.В., Касаев Б.С., Климов Д.В. Система маркетинговых инструментов и механизмов их реализации в планировании территориального развития: Моногр. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М,2015. 256с.
12. Левчаев П.А. Финансы корпораций и оценка стоимости: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 175 с.
13. Лысоченко А.А., Свиридов О.Ю. Теоретические основы стратегического управления: Учебник — Ростов н/Д.: Содействие-XXI век, 2016. 420 с.
14. МакЛейни Э., Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов - Пер. с англ. Ионова В., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. 648 с.
15. Павленков М.Н. Контроллинг: Учебное пособие - Нижний Новгород: Изд-во, ННГУ, 2016. 167с.
...