Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты сбытовой политики предприятия 7
1.1 Понятие и сущность сбытовой деятельности предприятия, основные каналы сбыта продукции 7
1.2 Направления совершенствования сбытовой политики производственного предприятия 19
2 Анализ эффективности сбытовой политики АО «ЛАДА Запад ТЛТ» 27
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его технико-экономических показателей за период 2018-2020 гг 27
2.2 Анализ эффективности существующей сбытовой политики АО «ЛАДА Запад ТЛТ» 32
3 Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики АО «ЛАДА Запад ТЛТ» 41
3.1 Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики 41
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 48
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия за период 2018-2020 гг 60
Приложение Б Затраты на перевозку годовой программы SKD Украина разными видами транспорта 61
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день рынок представляет собой динамичную среду, для успешного функционирования и развития в которой, предприятие должно иметь хорошо выверенную и мобильную систему сбыта, отвечающую условиям внешней и внутренней среды. Основной целью, стоящей перед специалистами при работе в данной области, является увеличение прибыли за счёт создания оптимальных условий реализации продукции, достигаемых на основе развития каналов товародвижения, стимулирования спроса, проведения грамотной ценовой политики и обеспечения эффективной сбытовой логистики. Разработка перспективных методов и средств продвижения продукции до конечного потребителя должна быть основана на проблемах текущей сбытовой политики и возможностях развития, выявленных в результате проведения всестороннего исследования рынка и оценки эффективности существующих форм и методов в сбытовой политике предприятия.
Цель выпускной работы заключается в анализе сбытовой деятельности АО «ЛАДА Запад ТЛТ», рассматриваемой в качестве основной составляющей сбытовой политики, и разработке рекомендаций по её совершенствованию на основе внедрения процесса отгрузки готовой продукции по зарубежным направлениям в виде машинокомплектов.
Задачи, которые потребуется решить для достижения поставленной цели:
• раскрыть сущность теоретических аспектов сбытовой деятельности предприятия;
• представить общую характеристику предприятия АО «ЛАДА Запад ТЛТ» и проанализировать его технико-экономические показатели за 2018-2020 гг.;
• провести анализ сбытовой деятельности АО «ЛАДА Запад ТЛТ» и сформулировать выводы;
• разработать мероприятия по совершенствованию системы управления сбытовой деятельностью исследуемой организации;
• обосновать экономический эффект от предлагаемых мероприятий.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс сбыта продукции на предприятии АО «ЛАДА Запад ТЛТ».
Предметом работы выступают методы, применяемые в сбытовой политике организации и эффективность их использования.
Для решения поставленных задач используются такие общенаучные и специализированные методы исследования как анализ и синтез, классификация, систематизация, расчетно-аналитический и графический методы.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы служат работы ученых в сфере экономики, анализа сбытовой деятельности и анализа продвижения продукции, а именно: М.П. Афанасьев, Г.Дж. Болт, Е.С. Голубин, Б.А. Жалило, Ю.А. Захарова, Ю.А. Петрова, А.Н. Прайснер и др.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили законодательные акты РФ, бухгалтерская отчетность АО «ЛАДА Запад ТЛТ» за 2018-2020 гг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и двух приложений. Работа включает в себя 8 таблиц, 18 рисунков и одну формулу. Список использованных источников включает 56 наименований. Объем работы составляет 61 страницу.
В первом разделе определена сущность теоретических аспектов сбытовой политики, её цели и задачи, описана её значимость в разрезе системы управления организацией. Подробно разобрана организация системы управления сбытом, а также и её элементы. Рассмотрены современные каналы продвижения продукции.
Во втором разделе представлена характеристика АО «ЛАДА Запад ТЛТ», рассмотрена организационная структура предприятия, проведён анализ основных технико-экономических показателей деятельности и сформулированы необходимые выводы. Проанализирован объём продаж продукции, изучены экспортные направления сбыта, проведён анализ автомобильного рынка Украины и обозначен вопрос совершенствования сбытовой политики в данном направлении.
В третьем разделе предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности системы сбыта на предприятии на основе предложения отгрузки готовой продукции на Украину в виде SKD, а также выбора, описания и обоснования одного из двух альтернативных вариантов транспортировки. Проведена оценка эффективности представленных мероприятий и рассчитан эффект от запуска годовой программы SKD Украина.
В заключении сформулированы результаты решения поставленных задач и подведены итоги проведённого анализа и практических мероприятий.
Приложение включает в себя используемые при написании работы результаты расчётов, которые представлены в табличной форме.
Таким образом, актуальность данной работы доказана тем, что совершенствование сбытовой политики предприятия за счёт выбора перспективных форм и методов сбытовой деятельности может привести к увеличению объёмов продаж и в целом существенно повлиять на результаты деятельности предприятия.
В соответствии с этим, целью исследования являлся анализ сбытовой политики АО «ЛАДА Запад ТЛТ» и предложению рекомендаций по ее совершенствованию на основе разработки процесса отгрузки готовой продукции по зарубежным направлениям в виде машинокомплектов.
Исходя из содержания первого раздела бакалаврской работы, важным компонентом, обеспечивающим основу функционирования любого предприятия, является его сбытовая политика, от эффективности которой зависит, достигнет ли организация успеха на рынке и получит прибыль или потерпит поражение. Одними из направлений совершенствования сбытовой политики можно считать разработку мероприятий по ведению договорной работы с посредниками, повышению эффективности канала товародвижения и работу в области ценовой политики, которые нашли практическое применение в данном исследовании.
Во втором разделе был проведён анализ, который имел своей целью выявить проблемы в существующей сбытовой политике рассматриваемого предприятия. Выявлено существенное падение таких результирующих показателей деятельности предприятия как выручка, чистая прибыль и рентабельность продаж. За счёт комплексного анализа, который включал в себя такие этапы как анализ объемов продаж, анализ рынка сбыта продукции и анализ эффективности в сбытовой политике, была определена проблема, которая заключается в том, что предприятием на экспортных направлениях используются способы транспортировки, оказывающие существенное влияние на формирование цены для потребителя, тогда как конкуренты применяют более эффективные методы, снижающие таможенные пошлины и конечную стоимость продукции, которая является важным критерием для покупателя.
В соответствии с выявленной в ходе анализа проблемой были сформированы мероприятия по совершенствованию сбытовой политики АО «ЛАДА Запад ТЛТ», основанные на заключении договора с предприятием ТОВ «ЗАЗ Индастриз» на продажу продукции в размере 1500 единиц за счёт снижения конечной цены, которое было достигнуто внедрением процесса производства машинокомплектов и их отгрузки по железной дороге.
С помощью данного мероприятия в 2021 году будет достигнуто снижение цены для рынка Украины на 11,36%, увеличение продаж на Украину в 15 раз, и расширение доли экспортных продаж до 13,7% против 6,4% в прошлом году. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий заключается в увеличении чистой прибыли, полученной при отгрузке продукции на Украину на 73,61% или на 47074771 рублей.
Исходя из конечных результатов, цель данной работы следует считать достигнутой, а поставленные задачи - выполненными.
1. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / И.С. Алексеев. - М.: Дашков и К, 2017. - 304 с.
2. Альтушер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа: инструменты, проблемы, ситуации [Текст]: уч. пособие / И.Г. Альтушер. - СПб.: Вершина, 2016. - 320 с.
3. Амблер Т. Маркетинг [Текст]: учебник / Т. Амблер. - СПб.: Питер, 2016. - 612 с.
4. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ М.П. Афанасьев - М.: Издательский центр «Книга», 2019 - 304 с.
5. Балабанова Л.В. Управление сбытовой политикой [Текст]: Учеб. пособие / Л.В. Балабанова, Ю.П. Митрохина. - Новосибирск: Центр учебной литературы, 2016. - 240 с.
6. Балабанова Л.В. Маркетинговый аудит системы сбыта [Текст]: монография / Л.В. Балабанова, А.В. Балабаниц. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2016. - 189 с.
7. Баркан Д.И. Управление сбытом [Текст]: учебник / Д.И. Баркан. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2018. - 344 с.
8. Белявский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз [Текст]: Учебное пособие / И.К. Белявский. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 320 с.
9. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом [Текст]: учебник / Г.Дж. Болт. - М.: Экономика, 2017. - 216 с.
10. Бурцев В.В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации [Текст] / В.В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - №6. - С. 60-71.
11. Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России [Текст]: учеб. пособие / Л.Б. Вардомский. - М.: КноРус, 2018. - 448 с.
12. Васильев Г.А. Коммерческая деятельность промышленных фирм / Г.А. Васильев, Л.В. Осипова. - М.: Экономическое образование, 2017. - 286 с.
13. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Л.Е. Стровский. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 503 с.
14. Воронова Т.А. Расчетно-платежные отношения во внешнеэкономической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т.А. Воронова. - М.: КноРус, 2018. - 112 с.
15. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учеб. для вузов / А.Л. Гапоненко, А.П. Пакрухин. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 317 с.
...