Введение
Глава 1 История и предпосылки развития интернет-банкинга и мобильного
банкинга в мире и РФ
1.1 История и предпосылки развития интернет-банкинга и мобильного
банкинга в мире
1.2 Интернет-банкинг и мобильный банкинг в РФ
1.3 Нормативно-правовое регулирование интернет-банкинга и
мобильного банкинга в РФ
Глава 2 Оценка интернет-банкинга и мобильного банкинга в ПАО «Сбербанк
России»
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности ПАО
«Сбербанк России»
2.2 Анализ возможностей интернет-банкинга и мобильного банкинга
ПАО «Сбербанк России»
2.3 Обзор дополнительных возможностей, открываемых мобильным
банкингом
2.4 Анализ динамики различных показателей кредитной организации в
связи с применением интернет-банкинга и мобильного банкинга ПАО
«Сбербанк России»
Глава 3 Направления развития интернет-банкинга и мобильного банкинга в
ПАО «Сбербанк России»
3.1 Проблемы и перспективы развития интернет-банкинга и
мобильного банкинга в ПАО «Сбербанк России»
3.2 Мероприятия, направленные на совершенствование или улучшение
выявленных проблем и оценка их экономической эффективности
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Интерфейс интернет-страницы системы «клиент-банк»
Автобанка в 1998г
Приложение Б Интерфейс первой версии «Сбербанк Онлайн»
Приложение В Интерфейс интернет-страницы системы «Сбербанк Онлайн»
Приложение Г Интерфейс мобильного приложения «Сбербанк Онлайн
Приложение Д Динамика основных показателей Сбербанка по МСФО за пять
лет из годового отчёта за 2020гПриложение Е Обобщённая схема организационной структуры
территориального банка ПАО «Сбербанк России
Банковское дело за прошедшее столетие прошло долгий путь со времён
регулярных визитов в сберегательные кассы. Уровень конкуренции в
банковском секторе постоянно растёт. Происходит это в том числе и в связи с
развитием технологий и распространением интернета в мире, благодаря чему
на рынок предоставления банковских услуг и банковских продуктов выходят
новые компании, ранее работавшие в других, нефинансовых отраслях, а также
иностранные банки.
Благодаря конкуренции банки стали активно использовать новые
технологические инструменты и бизнес решения. Основной ветвью развития
банковского дела стало применение интернет-банкинга, а в дальнейшем и
мобильного банкинга.
В данный момент каждый клиент банка может в любой точке планеты в
любой момент времени суток зайти на интернет-сайт или мобильное
приложение банка на своём смартфоне и осуществить любую банковскую
операцию. Для полноценного внедрения интернет-банкинга российским
банкам понадобилось несколько лет. С одной стороны, развитие интернет-
банкинга форсировал растущий за счёт иностранных банков уровень
конкуренции, а с другой замедляли нормативно-правовое регулирование
государством, отсутствие квалифицированных разработчиков и низкий
уровень системы разработки и тестирования программного обеспечения в РФ
в целом.
В 2021 году исследований по теме пользователей электронных
финансовых и платежных сервисов в России не проводилось, но, по причине
ограничений на перемещение людей из-за пандемии коронавируса,
количество пользователей интернет сервисов в целом в мире значительно
увеличилось. Только первые три месяца самоизоляции привели в российские
онлайн-магазины не менее 10 млн. человек. Одна из крупнейших в мире
консалтинговых компаний в сфере менеджмента и информационныхтехнологий Capgemini выпустила отчёт World Retail Banking Report 2021.
Опрос компании показал, что после пандемии 57% пользователей предпочтут
интернет-банкинг против 49% до неё. Также клиенты чаще будут использовать
мобильные приложения и чат-боты для взаимодействия с банком [34].
Также интернет-банкинг даёт клиентам такое преимущество, как
возможность оценить различные банковские продукты, сравнив предлагаемые
условия у разных банков.
Предметом исследования выступают сервисы, предоставляемые в
рамках Интернет-банкинга и мобильного банкинга.
Для исследования были использованы такие методы, как анализ,
сравнение, ретроспектива и прогнозирование.
Теоретическую основу работы составили работы российских и
зарубежных учёных. Методологическую основу работы составили такие
общенаучные методы, как логический анализ, обобщение, сравнительный
анализ, а также исторический подход к анализу объекта исследования.
Информационной базой являются статьи российских и зарубежных
экономических деятелей, отчёты различных финансовых компаний и
институтов.
Теоретическая значимость исследования состоит в повышении
заинтересованности, формировании стимула к продолжению поиска в данной
области.
Практическая значимость исследования заключается в поиске проблем
и их возможных решений, позволяющих усовершенствовать интернет-
банкинг и мобильный банкинг ПАО «Сбербанк России».
В первой главе рассмотрены история и предпосылки развития интернет-
банкинга и мобильного банкинга в мире и РФ. Во второй главе проведена
оценка интернет-банкинга и мобильного банкинга ПАО «Сбербанк России». В
третьей главе раскрыты направления развития интернет-банкинга и
мобильного банкинга в ПАО «Сбербанк России».
В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации.
Дистанционное банковское обслуживание прошло долгий путь от своего
создания в 1980-х годах до современности в виде интернет-банкинга и
мобильных приложений. Благодаря появлению интернет-банкинга и
мобильного банкинга межбанковская конкуренция перешла на новый уровень,
что дало толчком распространению и развитию интернета и мобильных
платформ в целом.
Интернет-банкинг и мобильный банкинг принесли их пользователям
удобство управления своими финансами: возможность, не выходя из дома
переводить денежные средства, покупать ценные бумаги, оплачивать счета и
многое другое, что стало так необходимо в условиях пандемии коронавируса
в 2020 и 2021 годах.
Банки, сумевшие своевременно внедрить интернет-банкинг и
мобильный банкинг, получили новых клиентов, рост прибыли и смогли
сократить некоторые расходы.
Развитие интернет-банкинга и мобильного банкинга в России шло не без
препятствий, таких как нормативно-правовое регулирование, отсутствие
квалифицированных разработчиков программного обеспечения и низкий
уровень системы разработки и тестирования программного обеспечения в РФ
в целом. Но, благодаря росту интереса банков и населения к теме
дистанционного банковского обслуживания, к настоящему времени все
наиболее существенные препятствия внутри страны удалось преодолеть.
На момент весны 2022г. на передний план вышла проблема санкций
западных стран, которые затронули деятельность крупнейших банков России,
в частности, речь идёт об удалении мобильных приложений Сбербанка, ВТБ,
Альфа-Банка, Промсвязьбанка и др. из магазинов App Store и Google Play. Для
ухода от зависимости от западных стран в РФ ведётся разработка
отечественных операционных систем для смартфонов, а также магазинов
приложений.Развитие цифровых технологий дало возможность компаниям
объединяться в экосистемы с единой цифровой платформой. В пример можно
привести цифровую экосистему Сбера, объединившую на своей платформе и
под своим брендом более 60 компаний из различных сфер, таких как
развлечения, здравоохранение, учёба и работа, доставка продуктов и др.
Изначально платформа разрабатывалась для банковской деятельности,
поэтому имеет высокий уровень безопасности.
Глава Сбербанка Герман Греф считает, что у традиционного банкинга
«нет будущего», так как каждый день IT-сфера «съедает одну из отраслей»
бизнеса. Пользуясь услугами одной из компаний экосистемы человек
становится потенциальным клиентом остальных компаний, так как в
экосистемах объединяются клиентские базы данных. Технологии машинного
обучения и больших данных позволяют предложить клиенту наиболее
выгодные предложения. Высокий уровень поддержки, а также простота и
единообразие авторизации (как SberId в Сбере) во всех сервисах экосистемы
делают их более привлекательными, тем самым «втягивая» клиента в
экосистему и делая его лояльным бренду.
Развитие цифровых технологий сопровождается и развитием
искусственного интеллекта (ИИ). Сбер активно ведёт разработку технологий
искусственного интеллекта. Помимо увеличения доходов от собственного
бизнеса искусственный интеллект нужен Сбербанку для решения важных
общественных проблем. Например, ИИ планируется применять в
государственном управлении для оптимизации внутренних процессов, в
медицине для постановки более точных диагнозов пациентам, в работе
полиции для раскрытия преступлений и многих других сферах.