Введение
1Теоретические основы совершенствования сбытовой политики
предприятия
1.1Значение сбытовой политики и ее роль в деятельности предприятия
1.2Этапы формирования сбытовой политики предприятия
1.3Инструменты стимулирования сбытовой деятельности предприятия
2Анализ сбытовой политики на примере Питомника растений «Елы-палы»
(КФХ Ромахова А.В.)
2.1Технико-экономическая характеристика Питомника растений «Елы-
палы» (КФХ Ромахова А.В.)
2.2Анализ сбытовой политики питомника растений «Елы-палы» (КФХ
Ромахова А.В.)
3Разработка мероприятий по улучшению сбытовой политики КФХ Ромахова А. В. (Питомник растений «Елы-палы»))
3.1Рекомендации по улучшению сбытовой политики КФХ Ромахова А. В.
(Питомник растений «Елы-палы»))
3.2Экономическая эффективность предложенных мероприятий
Заключение
Список используемой литературы
В настоящее время все чаще возникают на предприятиях кризисы перепроизводства, когда часть произведенной продукции оказывается не реализованной. При активном увеличении объемов производства, в условиях жесткой конкуренции усложняется процесс сбыта произведенной продукции, что обуславливает необходимость тщательного изучения потребительского рынка, расчетов объемов и структуры платежеспособного спроса, разработки направлений совершенствования каналов сбыта и сбытовой политики предприятия в целом.
Формирование эффективной сбытовой политики организации играет важную роль и определяет итоговые финансовые результаты деятельности организации, так как получаемая прибыль в целом зависит от эффективности реализации производимой продукции. Так как сбытовая политика играет значительную роль в развитии деятельности предприятия, она должна быть правильно организована и рассмотрена как целостный процесс, который охватывает планирование объема реализации товаров, поиск и выбор поставщика (покупателя), проведение торгов, выявление и активное использование факторов, способных ускорить сбыт продукции и увеличить прибыль от реализации. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность проводимого исследования.
Целью данной бакалаврской работы является оценка сбытовой политики предприятия с последующим формированием направлений ее совершенствования на примере реального предприятия.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи бакалаврской работы:
—рассмотреть теоретические аспекты сбытовой политики предприятия;
—провести оценку сбытовой политики на примере Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.);
— разработать направления совершенствования сбытовой политики Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.).
Объектом исследования в бакалаврской работе выступает Питомник растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.). Предметом бакалаврской работы является сбытовая политика Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.).
В результате исследования применялись методы анализа и синтеза, сравнения и группировки, индукции и дедукции, коэффициентный метод и др.
Бакалаврская работа подготовлена при использовании литературы отечественных и зарубежных авторов, законодательно-нормативных актов, бухгалтерской отчетности и данных с официального сайта Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.).
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первом разделе бакалаврской работы рассмотрены теоретические основы сбытовой политики предприятия, этапы ее формирования, основные инструменты сбытовой политики, а также направления и проблемы развития сбытовой политики предприятия. Во втором разделе работы проведена оценка сбытовой политики Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.). Рассмотрена организация сбытовой политики предприятия, выявлены достоинства и недостатки сбытовой политики в настоящее время. В третьем разделе сформированы направления совершенствования сбытовой политики Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.), предложенные по результатам проведенной оценки.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что предложенные направления совершенствования сбытовой политики могут быть использованы для ее улучшения в рассматриваемом предприятия и в других аналогичных предприятиях.
На сегодняшний день в условиях высокого уровня конкуренции каждое предприятие заинтересовано в совершенствовании имеющихся каналов сбыта, развитии новых и улучшении алгоритмов управления сбытовой политикой. Подобный тренд можно наблюдать у компаний различного масштаба: стремление обладать эффективной сбытовой системой не обошло стороной ни предприятия, имеющие собственные розничные сети, ни ту категорию компаний, которые организовывают свою сбытовую деятельность посредством партнерских дистрибьюторских сетей.
В первом разделе бакалаврской работы рассмотрены теоретические основы сбытовой политики предприятия, этапы ее формирования, основные инструменты сбытовой политики, а также направления и проблемы развития сбытовой политики предприятия. Сбытовая политика любого предпринимательского субъекта представляет собой неотделимую часть целого механизма ведения и деятельности, которая направлена на удовлетворение существующих нужд и потребностей потребителей производимой компанией продукции и является залогом ее финансовой безопасности.
Во втором разделе работы проведена оценка сбытовой политики Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.). Анализ сбытовой политики Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.) показал, что:
- На предприятии присутствует улучшение в течение трех лет показателей выручки, прибыли от продаж и чистой прибыли предприятия говорит об эффективности всех элементов маркетинговой политики предприятия, в том числе и эффективности сбытовой политики. Однако наблюдается ухудшение представленных показателей в течение 2020 г. В 2020 г. наблюдается снижение выручки от реализации за счет существенного снижения выручки почти по всем предлагаемым позициям предприятия.
-Основными каналами сбыта предприятия являются фирменные магазины компании, интернет-магазин и партнеры Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.). Партнеры и клиенты питомника - это: садовые центры, ландшафтные фирмы, частные лица и организации по всей России.
-В течение трех лет наблюдается рост продаж через все каналы сбыта предприятия, однако в 2020г. наблюдается негативная тенденция к снижению продаж через фирменные магазины предприятия - -18,9 %, а также через партнеров предприятия - 11,7 %. Продажи через интернет-магазин предприятия составили 15181 т. р. на конец 2020 г. с ростом 33,9 % в 2020 г., и 237,8 % в 2019 г. В течение трех лет доля продаж через фирменные магазины снизалась с 56% до 41% в общем объеме выручки от реализации. Доля продаж через партнеров компании в течение трех лет выросла с 31,7% до 32,8%. Значительный рост показали продажи через интернет-магазин предприятия. На конец 2020 г. доля продаж через интернет-магазин предприятия составила 25,8% относительно 10,6% в начале анализируемого периода.
-Внедрённая питомником «Елы-палы» система автоматизации торговли через интернет-магазин предприятия позволяет быстро и качественно обслуживать оптовых и розничных покупателей, что пользуется все большей популярностью с каждым годом.
-Основными инструментами стимулирования сбыта компании является реклама собственного сайта, страницы в социальных сетях Вконтакте и Инстаграм. Также компания использует прямой маркетинг, а именно рассылку писем по электронной почте и через мессенджеры. Также у компании выпускается дисконтная карта для постоянных покупателей.
-Среди основных проблем осуществления заказа через интернет- магазин предприятия в настоящее время можно выделить довольно длинные сроки осуществления заказа от подачи заявки до отгрузки товара - в среднем около 7 дней занимает данный процесс. Данная проблема связана с отсутствием на предприятии отдельного отдела сбыта и менеджеров по сбыту, в частности. Также минимальная сумма для обработки интернет- заказа на доставку продукции от 50 000 руб., что является довольно высоким порогом для осуществления заказа.
В третьем разделе были предложены три ключевых направления улучшения сбытовой политики Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.), а именно:
-Дополнительные мероприятия по стимулированию сбыта в виде скидки 5% при самовывозе заказа из фирменного магазина или пункта выдачи.
-Расширение каналов сбыта путем заключения соглашений о сотрудничестве с крупнейшими застройщиками г. Тольятти, Самары и ближайших крупных городских поселений.
-Развитие действующих каналов сбыта, а именно интернет- магазина предприятия.
Следовательно, предложенные мероприятия по улучшению сбытовой политики предприятия Питомника растений «Елы-палы» (КФХ Ромахова А.В.) позволят:
-расширить и улучшить существующие каналы сбыта предприятия;
-улучшить и ускорить процесс сбыта компании;
-расширение каналов сбыта путем заключения соглашений о сотрудничестве с крупнейшими застройщиками может увеличить выручку на 3 %. Развитие интернет-магазина на 7,5%.
-прибыль от реализации по всем мероприятиям может увеличиться на 1730 т. р.
Соответственно, предложенные в бакалаврской работе мероприятия являются экономически эффективными.
1.Азарян Е. М. Международный маркетинг. Москва: «Студцентр»,
2018.С. 200.
2.Андрианов А. Ю., Незамайков И. С. Механизм взаимодействия концепции логистики и маркетинга на предприятии. Инновационное развитие экономики. 2018. № 3 (45). С. 15-20.
3.Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг: Учебник по специальности «Менеджмент организации». 2-е изд. М.: Омега - Л, 2018. 280 с.
4.Балабанова Л. В. Стратегическое маркетинговое Управление сбытом предприятия / монография Л. В. Балабанова, Ю. П. Митрохина; Донец. нац. унт экономики и торговли им. М. Туган-Барановского. Донецк,
2019.245 с.
5.Балабанова Л. В. Управление сбытовой политикой: учеб. пособ. / Ю. П. Митрохина. К.: Центр учебной литературы, 2019. 240 С.
6.Барков Е. И., Санин М. К. НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. №2. С. 107 - 112.
7.Белинский П. И. Управление материально-техническим
обеспечением и сбытом. Черновцы: Рута, 2017. 28 С.
8.Богомолова И. П. Совершенствование организации сбытовой деятельности предприятия: теоретические аспекты, научно-прикладные решения / И.П. Богомолова, Р.И. Ибрагимов // Современная экономика: проблемы и решения. Воронеж: ВГУ. № 8 (116). 2019. С. 37-49
9.Бородушко И. В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг. СПб.: Питер, 2018. 192 с.
10.Бреусова Е. А. Сбытовая политика в деятельности современной организации / Е. А. Бреусова Е. В. Смирнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. Т. 17. С. 203-206.
11.Василенко И. Н., Зарубежный М. В. Совершенствование системы управления рынком сбыта отраслевых предприятий. // Вестник современных исследований. 2020. № 2-6 (32). С. 18-23.
12.Галлямова Л. М. Управление каналами сбыта на предприятии / Л.М. Галлямова // Молодой ученый. 2017. №10. С. 597-600.
13.Гапоненко А. Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. Москва.: ОМЕГА-Л, 2017. 472 с.
14.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 10.06.2021).
15.Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник для вузов / М.Н. Григорьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 559 с...