Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе

Работа №111874

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2021
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе 11
1.1 Понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной
деятельности обучающихся 11
1.2 Методические особенности формирования мотивации
школьников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе 17
1.3 Из опыта работы учителей по формированию мотивации
обучающихся 29
Глава 2 Методические основы формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе 35
2.1 Развитие мотивации школьников при обучении геометрии
посредством организации проектной деятельности 35
2.2 Элективный курс «Вписанные и описанные конусы»
для обучающихся старших классов 49
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 80
Заключение 88
Список используемой литературы 89
Приложение А Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой 106


Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Динамично развивающееся современное общество неизбежно предъявляет новые требования к системе школьного образования. Одним из них является повышение качества обучения учащихся. При этом постоянно усложняющиеся требования к развитию выпускников предполагают не только овладение учащимися определенной суммой знаний, но и способность добывать их самостоятельно, то есть уметь учиться. Выполнение данных требований возможно лишь в случае высокого уровня мотивированности учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Однако на сегодняшний день наблюдается демотивированность большого количества школьников к изучению обязательных учебных предметов, в том числе математики. Притом, что общество нуждается в специалистах, имеющих высокий уровень математического образования. Особенно важной представляется проблема отсутствия достаточной мотивации к учебно-познавательной деятельности у обучающихся старших классов, поскольку именно у них чаще наблюдается снижение интереса к учёбе. Как отмечает И.Н. Макарычева [90], в подростковом возрасте учебная деятельность уступает свои ведущие позиции коммуникативной деятельности. Переписка в социальных сетях привлекает старшеклассников куда более, чем решение математических задач. В этом возрасте школьники начинают строить жизненные планы, определяться с выбором будущей профессии.
Формирование мотивации учения школьников является одной из основных проблем в теории и методике обучения математики. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, характеризующегося нарастающим объемом материала, интенсивностью его изучения, усложнением учебных программ; постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Необходимость формирования учебной мотивации у школьников отражается в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования [139], где указано, что одним из результатов освоения основной программы должна являться сформированность у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также мотивации к саморазвитию.
Проблеме формирования учебной мотивации в педагогике и психологии посвящены работы многих российских и зарубежных авторов, которые рассматривали различные её аспекты: мотивы как источники активности поведения человека (Л.И. Божович [13], В.К. Вилюнас [22], А.Н. Леонтьев [85], А. Маслоу [94], X. Хекхаузен [143], П.М. Якобсон [154], Дж. Аткинсон [155], Т. Гаски [156] и др.); особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина [150], Н.Ф. Талызина [137]); познавательной потребности (B.C. Ильин [63]); социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова [93]); мотивов достижения и избегания неудачи (Н. Скороходова [125], X. Хекхаузен [143]);
коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина [95], Н.Ц. Бадмаева [7], Д. Макклеланд [157], У. Наттен [158]).
Методические аспекты формирования мотивации у школьников к учебно-познавательной деятельности при обучении математике в общеобразовательной школе представлены в исследованиях В.Г. Болтянского [14], М.Б. Воловича [25; 26], В.А. Гусева [34], О.Б. Епишевой [52; 53], Т.А. Ивановой [60]; Ю.М. Колягина [73], М.А. Родионова [113; 115-117], Г.И. Саранцева [120; 122], Н.Л. Стефановой и Н.С. Подходовой [132], Л.М. Фридмана [140] и других.
В диссертационных исследованиях последних лет рассматриваются следующие аспекты решения проблемы формирования мотивации школьников при обучении математике в общеобразовательной школе:
- «разработка методических подходов к теориям обучения доказательствам, поиску решения математических задач, реализации практической и эстетической направленности школьного математического образования, смысловому анализу предметного математического текста, в которых потребностно-мотивационная сфера ученика рассматривается как необходимый компонент методической системы обучения математике (М.А. Родионов» [117];
- организация диагностики математической подготовки школьников с целью обеспечения развития их учебной мотивации (С.Ю. Варлашина [20]);
- развитие мотивации и познавательного интереса учащихся при решении межпредметных задач (Н.А. Терновая [138]);
- «формирование мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике средствами нестандартных математических задач» (Е.Н. Качуровская [68]);
- изучение процесса влияния мотивации на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся (Г.Г. Сулейманов [134]);
- определение оптимальных моментов применения мотивационной системы при изучении различных разделов алгебры (А.М. Чобан- Пилецкая [147]).
Однако, несмотря на то, что проблема формирования у учащихся мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении математике исследуется давно, многие вопросы мотивационного характера остаются нерешёнными, о чём свидетельствуют данные, приведённые в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В указанном документе приводится следующая информация: «основными проблемами развития математического образования являются низкая учебная мотивация школьников и студентов, устаревшее содержание учебных программ, нарушение преемственности между уровнями образования, нехватка квалифицированных преподавателей. Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся» [74].
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречиями между необходимостью формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при изучении математики и недостаточной разработанностью методов и средств её формирования.
Объект исследования: процесс обучения геометрии учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенностей формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование мотивации учащихся 10-11 классов к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения геометрии будет эффективным, если:
- использовать различные методы и приемы ее формирования;
- развитие мотивации старшеклассников будет осуществляться посредством организации проектной деятельности;
- работа над проектными заданиями в группах будет связана с решением практико-ориентированных задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной деятельности обучающихся.
2. Выявить методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе.
3. Представить опыт работы учителей по формированию мотивации учащихся к изучению математики.
4. Рассмотреть методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
5. Разработать математический проект по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии.
6. Разработать элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников к учебно - познавательной деятельности при обучении геометрии.
7. Провести педагогический эксперимент и описать его результаты.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы В.Г. Болтянского [14], Ю.М. Колягина [73], В.А. Гусева [33-35], Г.И. Саранцева [121], В.А. Далингера [39], М.А. Родионова [113; 115¬117], Н.Л. Стефановой и Н.С. Подходовой [132].
Базовыми для настоящего исследования явились также: работы М.В. Егуповой [50]; Л.М. Лоповока [86]; Н.Ю. Пахомовой [98], Е.С. Полат [101]; Г.И. Саранцева [122]; И.М. Смирновой и В.А. Смирнова [129; 131].
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, а также диссертационных работ по теме исследования; наблюдение за учебным процессом и анализ собственной работы в качестве учителя математики общеобразовательной школы в период производственной практики (педагогической практики); проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2019-2020 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме;
2 семестр (2019-2020 уч.г.): определение теоретических основ формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе;
3 семестр (2020-2021 уч.г.): определение методических основ исследования по теме диссертации; разработка математического проекта по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленного на повышение мотивации школьников к изучению геометрии; элективного курса по теме «Вписанные и описанные конусы»;
4 семестр (2020-2021 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов и аппарата исследования, описание результатов эксперимента, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Самарская область, г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 93».
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснована целесообразность формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе путем использования различных методов и приемов ее формирования; организации проектной деятельности, где при работе над проектными заданиями в группах обучающиеся решают практико-ориентированные задачи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- выявлены методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе;
- рассмотрены методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нём разработаны:
- математический проект для организации проектной деятельности по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии, на основе решения практико-ориентированных задач;
- элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивались: сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом личного опыта работы в общеобразовательной школе в период производственной практики (педагогической практики).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретических и методических основ формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе; анализе опыта работы учителей по формированию мотивации обучающихся; выделении методических особенностей развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности; в разработке математического проекта по одной из тем школьного курса геометрии, элективного курса для учащихся 10-11 классов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (научно-исследовательской работы) и производственной практики (преддипломной практики) на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», а также в период производственной практики (педагогической практики) в качестве учителя математики МБУ «Школа № 69» г. Тольятти. Теоретические выводы и практические результаты исследования представлены на: Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции «Молодёжь. Наука. Общество» (г. Тольятти, декабря 2019 г.; декабрь 2020 г.), научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, апрель-май 2020 г.). Имеется три публикации по теме исследования [144-146].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по формированию мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
2. Математический проект для организации проектной деятельности учащихся по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии.
3. Элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 35 рисунков, 8 таблиц, список используемой литературы (159 источников). Основной текст работы изложен на 104 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основные выводы и полученные результаты данного исследования:
1. Раскрыты понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной деятельности обучающихся. Определено, что любое педагогическое взаимодействие с учащимся становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации к учебно-познавательной деятельности.
2. Выявлены методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе.
3. Представлен опыт работы учителей по формированию мотивации учащихся к изучению математики.
4. Рассмотрены методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
8. Разработан математический проект по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии, а также развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. В проектных заданиях для групп используются задачи с практическим содержанием.
5. Разработан элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников к учебно - познавательной деятельности при обучении геометрии.
6. Проведен педагогический эксперимент и описаны его результаты. Установлено, что применение метода проектов и технологии обучения геометрии с применением практико-ориентированных задач способствует повышению уровня внутренней мотивации учащихся к изучению данного предмета.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.



1. Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся : пособие для учителей / М.И. Алексеева. Киев : Советская школа, 1974. 120 с.
2. Антонова Е.И. Методика формирования проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в профильных классах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Антонова Елена Ивановна. М., 2007. 20 с.
3. Анисимова И.И. Роль занимательных задач в развитии мотивации к изучению математики в школе / И.И. Анисимова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 8-4(19-4). С. 385-387.
4. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд. - СПБ : Питер, 2006. - 526 с.
5. Арюткина С.В. Учебно-познавательная математическая
деятельность: методологические аспекты формирования / С.В. Арюткина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 8. С. 7-13.
6. Афанасьева Г.А. Использование ИКТ в педагогической деятельности учителя математики / Г.А. Афанасьева, Е.В. Карелина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 153-156.
7. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей / Н.Ц. Бадмаева. Федер. агентство по образованию, Восточно-Сибирское гос. технол. ун-т. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005. 203 с.
8. Бакулина Е.А. Проектные домашние задания по математике каксредство интеграции деятельности учителя и учащихся // Интеграцияобразования. 2011. № 3. С. 60-62.
9. Бакуров А.Н. Динамические компьютерные модели как средство совершенствования процесса обучения стереометрии в средней школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Бакуров Александр Николаевич. Орёл, 2013. 23 с.
10. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. М. : Педагогика, 1990. 184 с.
11. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. М. : Высшая школа, 1991. 230 с.
12. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. 2-е изд. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 205 с.
13. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л.И. Божович Л.Г. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972. С. 7-44.
14. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика / В.Г. Болтянский // Математика в школе. 1982. № 2. С. 40-43.
15. Борисова О.Н. Учебный проект по геометрии «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» в 8-ом классе мальчиков / О.Н. Борисова // В сб.: Вопросы образования и науки : сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.- практич. конф.. 2017. С. 24-27.
16. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе / В.М. Брадис. Москва. : Учпедгиз, 1954. 504 с.
17. Буй Зуи Хынг Метод аналогии при обучении решению стереометрических задач в средней школе: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Буй Зуи Хынг. СПБ, 1991.
18. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под общ. ред. В.С. Кукушина. изд. 3, испр. и доп. Ростов-на-Дону : ООО «Феникс», 2006. 333 с.
19. Бухаркина М.Ю. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта» (дидактический раздаточный материал). М., 2003. 26 с.
20. Варлашина С.Ю. Диагностика математической подготовки школьников как средство развития их учебной мотивации : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / С.Ю. Варлашина. Н. Новгород, 2009. 23 с.
21. Велетень О.С. Развитие проектных и исследовательских уменийшестиклассников на уроке математики в процессе участия в проекте«Создание обучающего плаката по теме «Признаки делимости» //ВестникТомского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 137-142.
22. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас - Москва : Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
23. Владимирский Г.А. Альбом стереочертежей по геометрии / Г.А. Владимирский. М. : Учпедгиз, 1962. 179 с.
24. Владимирский Г.А. Построение стереоскопических проекций геометрических фигур / Г.А. Владимирский // Математическое просвещение. 1936. сер. 1. вып. 9. С. 42-55.
25. Волович М.Б. Математика без перегрузок / М.Б. Волович. - М. : Педагогика, 1991. 144 с.
26. Волович М.Б. Не мучить, а учить : о пользе педагогической психологии / М.Б. Волович. - М. : Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. 232 с.
27. Вялкова Т.С. Формирование мотивации к изучению геометрии посредством решения практико-ориентированных задач / Т.С. Вялкова, А.В. Демьянова, М. Ибурк // Актуальные проблемы современного образования. 2015. № 1 (18). С. 125-129.
28. Гавриленко Ю.В. Развитие мотивации к обучению геометрии посредством программы GEOGEBRA / Ю.В. Гавриленко // КонференциумАСОУ: сб. науч. трудов и материалов науч.-практич. конференций. 2017. № 1. С. 1038-1047.
29. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А. С. Герасимова // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. раздел 2. 2004. С. 12-17.
30. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. / Ж. Годфруа. Под ред. Г. Г. Аракелова; Пер. с фр. Н. Н. Алипова и др. 2. изд., стер. М. : Мир, 1999. 370 с.
31. Гойибназарова Г.Н. Методические аспекты развития
пространственных представлений с помощью идеи фузиционизма / Г.Н. Гойибназарова // Научный журнал. 2017. № 3(16). С. 45-46.
32. Горностаева А.М. Методические возможности информационных технологий в процессе обучения школьному курсу геометрии / А.М. Горностаева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 4 (58). С. 109-111.
33. Гусев В.А. Каким должен быть курс школьной геометрии / В.А. Гусев // Математика в школе. 2002. № 3. С. 4.
34. Гусев В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы / В.А. Гусев. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 455 с.
35. Гусев В.А. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; под ред. В. А. Гусева. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
36. Гусев В.А. Создание и внедрение проблемных ситуаций, проблемных заданий, проблемных задач как средство развития мыслительной деятельности учащихся при изучении геометрического материала в основной школе / В.А. Гусев, Р. Аль Ванус // Наука и школа. 2007. № 5. С. 65-67.
37. Далингер В.А. Геометрия : метод аналогии : учебное пособие для СПО / В.А. Далингер, Р.Ю. Костюченко. М. : Изд-во Юрайт, 2019. 136 с.
38. Далингер В.А. Метод аналогии как средство обучения учащихся стереометрии : учеб. пособие / В. А. Далингер. Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. 67 с.
39. Далингер В.А. Методика обучения стереометрии посредством решения задач : учеб. пособие для СПО / В. А. Далингер. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 370 с.
40. Далингер В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии / В.А. Далингер // Математика в школе. 1995. № 6. С. 16-21.
41. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова и др. СПБ : АППО, 2015. 205 с.
42. Дербеденева Н.А. Практико-ориентированные задачи как основа формирования мотивации у школьников к изучению геометрии в основной школе / Н.А. Дербеденева, С.Н. Дорофеев, Р.А. Утеева // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 4. С. 36-42.
43. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма / И. А.
Джидарьян. М. : Ин-т психологии и педагогики, 2013. 267 с.
44. Дмитренко Г.А. Применение проектного метода обучения в рамках предмета «начертательная геометрия» / Г.А. Дмитренко, Ю.С. Шепелева, М.Ю. Шпейт // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 5-2. С. 41-42.
45. Дондукова Н.Н. Наглядное обучение геометрии с применением современных компьютерных технологий / Н.Н. Дондукова, Б.В. Заятуев // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 15-1. С. 31-33.
46. Дорофеев Г.В. Математика для поступающих в вузы : учеб. пособие / Г. Дорофеев, М. Потапов, Н. Розов. 8-е изд., стер. М.: Дрофа, 2007. 672 с.
47. Дровянникова А.С. Метод аналогии как средство организации поиска решения стереометрических задач / А.С. Дровянникова, М.Г. Макарченко, А.В. Забеглов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. № 1. С. 38-44.
48. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42-45.
49. Евелина Л.Н. Аналогия как средство изучения геометрии в
средней школе / Л.Н. Евелина, П.А. Бурых // Геометрия и геометрическое образование: сб. трудов IV междунар. науч. конф. «Геометрия и
геометрическое образование в современной средней и высшей школе» (к 80- летию Е.В. Потоскуева) 29 - 30 ноября 2019 г. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2020. С. 107-112.
50. Егупова М.В. Практико-ориентированное обучение математике в школе : учебное пособие для студентов педвузов / М.В. Егупова. М.: МПГУ, 2014. 208 с.
51. Емлютина И.А. Метод учебных проектов и его возможности обучения. Проектная деятельность как деятельностная технология обучения / И.А. Емлютина // Профессиональное образование и общество. 2014. № 2 (10). С. 21-26.
52. Епишева О.Б. Воспитательная направленность обучения как
основная проблема гуманитарного образования / О.Б. Епишева // Гуманитарные проблемы современности: материалы Всероссийской научно¬практической конференции. Изд-во: Тюменский индустриальный
университет (Тюмень), 2009. С. 309-314.
53. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учеб. деятельности: Кн. для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
54. Жигачёва Н.А. Развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения геометрии с использованием метода проектов / Н.А. Жигачёва // Символ науки. 2015. № 10. С. 160-162.
55. Жокина Н.А. Элективные курсы в системе профильного обучения
как средство самоопределения личности школьника [Электронный ресурс] / Н.А. Жокина, Н.Б. Фёдорова // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2007. № 14. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-v-sisteme-profilnogo- obucheniya-kak-sredstvo-samoopredeleniya-lichnosti-shkolnika (дата обращения: 05.05.2021).
56. Зайкин М.И. От задания к заданию - в глубину познания. Опыт приобщения к математическому творчеству / М.И. Зайкин. Арзамас : АГПИ, 2009. 146 с.
57. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. М. : Логос, 2000. 384 с.
58. Зыкова В.И. Об учащихся с замедленным темпом развития / В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова, А.М. Орлова // Советская педагогика. 1968. №10. С. 37-52.
59. Иванова А.В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся
средствами математики на уроках геометрии / А.В. Иванова, В.Н. Эверстова, Н.А. Иванова // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-2.
С. 349-353.
60. Иванова Т.А. Теория и технология обучения математике в средней
школе: учеб. пособие для студентов математических специальностей
педагогических вузов / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Л.И. Кузнецова, Т.П. Григорьева; под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. Н. Новгород: НГПУ, 2009. 355 с.
61. Иванюк М.Е. Реализация принципа наглядности на уроках геометрии в условиях информатизации образования / М.Е. Иванюк // Геометрия и геометрическое образование: сб. трудов IV междунар. науч. конф. «Геометрия и геометрическое образование в современной средней и высшей школе» (к 80-летию Е.В. Потоскуева) 29 - 30 ноября 2019 г. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2020. С. 113-115.
62. Ильченкова З.В. Аксиомы - это интересно / З.В. Ильченкова // Наука и мир. 2014. Т. 2. № 10(14). С. 60-61.
63. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПБ : Питер, 2011. 512 с.
64. ИнтернетУрок [Электронный ресурс] : библиотека видеоуроков
школьной программы. URL: https://interneturok.ru(дата обращения:
06.01.2021).
65. Казаченко И.В. Развитие познавательного интереса к математике у учащихся старших классов / И.В. Казаченко, И.Л. Трель // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 65-68.
66. Калинина И.В. Мотивация учебной деятельности на уроках математики / И.В. Калинина // Проблемы науки. 2017. № 8 (21). С. 37-38.
67. Калмыкова З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения // Международный психологический конгресс, симпозиум 32. М., 1966.
68. Качуровская Е.Н. Формирование мотивации учащихся 5-6 классов
к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике : автореф. дис. ис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Е.Н. Качуровская.
Екатеринбург, 2010. 24 с.
69. Кашицына Ю.Н. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики / Ю.Н. Кашицына // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 10. С. 16-19.
70. Клековкин Г.А. Методика обучения / Г.А. Клековкин // Образование и наука. 2012. № 2 (91). С. 77-92.
71. Кожабаев К.Г. Роль эстетического воспитания как средства повышения логики на уроках геометрии / К.Г. Кожабаев, А.О. Даутов, А.А. Алип // Геометрия и геометрическое образование: сб. трудов IV междунар. науч. конф. «Геометрия и геометрическое образование в современной средней и высшей школе» (к 80-летию Е.В. Потоскуева) 29 - 30 ноября 2019 г. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2020. С. 137-139.
72. Колмогоров Н.А. Сборник задач для подготовки учащихся средних школ к математическим олимпиадам / Н. А. Колмогоров, Ф. Ф. Нагибин, В. В. Чудиновских, под общ. ред. проф. Н. А. Колмогорова. Горький: Волго¬Вятское кн. изд-во, 1968. 136 с.
73. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся / Ю.М. Калягин. М. : Просвещение, 1977. 111 с.
74. Концепция развития математического образования в Российской
Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/pro-
ducts/ipo/prime/doc/70452506/ (дата обращения 03.05.2021).
75. Копаева Н.В. Школьное геометрическое образование с позиций идей фузионизма / Н.В. Копаева // Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. 2006. Вып. 11. С. 236-242.
76. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. 79 с.
77. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание: учеб. пособие / Л.Д. Кудрявцев. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1985. 176 с.
78. Куликова В.А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) / В.А. Куликова // Образование и наука. 2010. № 6 (74). С. 132-142.
79. Куприенко Е.Ю. Историко-методологические проекты по геометрии для учащихся старших классов / Е.Ю. Куприенко // Геометрия и геометрическое образование: сб. трудов Межд. науч. конф. «Геометрия и геометрическое образование в современной средней и высшей школе» (к 70- летию В.А. Гусева), 22-25 ноября 2012 г. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. С. 253-256.
80. Куприенко Е.Ю. Понятие и типология математических проектов
[Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. - 2015. - №8. - С. 2398. - URL: http://www.emissia.org/of-
fline/2015/2398.htm (дата обращения 06.01.2021).
81. Куприенко Е. Ю. Типология учебных проектов по геометрии // Проблемы теории и практики обучения математике : сб. науч. работ, представл. на Междунар. науч. конф. «65 Герценовские чтения». СПб. : изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - С. 271-273.
82. Кучеров В. Геометрические аналогии / В. Кучеров М. : Бюро Квантум, 1995. 128 с.
83. Левитас Г.Г. Фузионизм в школьной геометрии / Г.Г. Левитас // Математика в школе. 1995. № 6. C. 21-26.
84. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"/ А.Н. Леонтьев ; Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2010. 509 с.
85. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. Москва : МГУ, 1971. 240 с.
86. Лоповок Л.М. Создание и использование проблемных ситуаций в процессе преподавания математики / Л.М. Лоповок // Математика в школе. 1977. № 3. С. 17-21.
87. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике : кн. для учащихся / Л. М. Лоповок. Москва : Просвещение, 1995. 238с.
88. Лоповок Л.М. Факультативные задания по геометрии для 7-11 классов : пособие для учителя / Л.М. Лоповок. Киев : Рад. школа, 1990. 128 с.
89. Лунева О.Л. Элементы проектной деятельности межпредметной направленности на уроках математики в 5-9 классах в контексте реализации ФГОС / О.Л. Лунеева // Научно-методический электронный журнал Концепт.
2017. № 8. С. 37-47.
90. Макарычева И.Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности / И.Н. Макарычева [Электронный ресурс] // Концепт. 2012. № 2. URL: http://e- koncept.ru/2012/1208.htm (дата обращения 15.11.2019).
91. Мамоченко Н.В. Рекомендации по повышению мотивации в обучении с использованием ЭФУ на уроках математики / Н.В. Мамоченко // Вестник научных конференций. 2018. № 3-2 (31). С. 64-66.
92. Манченкова Е.О. Живая математика как средство повышения мотивации к обучению на уроках геометрии в основной школе / Е.О. Манченкова, В.Р. Майер // В сб.: Информационные технологии в математике и математическом образовании. Материалы IV Всерос. науч.-методич. конф. Красноярск : Изд-во КГПУ, 2015. С. 71-73.
93. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. М. : Просвещение, 1996. 96 с.
94. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. СПб : Питер, 2013. 351 с.
95. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / В.А. Матюхина. - Москва : Педагогика, 1984. 144 с.
96. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной
деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. №5. С. 37-48.
97. Овчинников С. Нестандартные задачи по стереометрии /
С. Овчинников, И. Шарыгин // Квант. №6. 1979. С. 33-38.
98. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2005. 112 с.
99. Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». Педагогика. 2012, № 2. С. 38-45.
100. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. 4-е изд., перераб. М. : Молодая гвардия, 1986. 224 с.
101. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
102. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. д-ра пед. наук : 13.00.01. / Н.А. Половникова. Казань, 1977. 483 с.
103. Полтавская Г.Б. Математика. 5-11 классы: проблемно¬
развивающие задания, конспекты уроков, проекты / Г.Б. Полтавская. Волгоград: Учитель, 2010. 143 с.
104. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821¬10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
105. Потёмкина Л.Л. Геометрия. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / Л.Л. Потёмкина, В.Л. Потемкин. Донецк, 2017. 172 с.
106. Потоскуев Е.В. Геометрия. 11 кл. : методическое пособие к учебнику Е.В. Постоскуева, Л.И. Звавича «Геометрия. 11 класс» / Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич. 2-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2007. 220 с.
107. Потоскуев Е.В. Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс. Методическое пособие [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/98d/98dadaff67285268b5bc3f26c91c01e3.pdf(дата обращения: 06.01.2021).
108. Потоскуев Е.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 11 класс. Задачник. Углубленный уровень / Е.В. Потоскуев Л.И. Звавич. М: Дрофа, 2021. 240 с.
109. Потоскуев Е.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 11 класс. Учебник. Углубленный уровень / Е.В. Потоскуев, И. Звавич. М: Дрофа, 2021. 384 с.
110. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2006. 96 с.
111. Психология человека от рождения до смерти : учебник / под общ. ред. А.А. Реана. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
112. Резольвента [Электронный ресурс] : учебные материалы. URL: https://www.resolventa.ru(дата обращения: 06.01.2021).
113. Родионов М.А. Актуализация социокультурной проекции математического образования как фактор его гуманитаризации / М.А.
Родионов, В.М. Федосеев, Г.И. Шабанов // Интеграция образования. 2012. № 2 (67). С. 91-95.
114. Родионов М.А. Актуализация эстетических мотивов учебно-поисковой деятельности школьников в процессе обучения математике / М.А. Родионов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5(2). С. 176-181.
115. Родионов М.А. Мотивационная роль практического опыта на различных этапах обучения математике / М.А. Родионов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 990-993.
116. Родионов М.А. Мотивационная составляющая математического образования и особенности ее формирования // Успехи современного естествознания. 2003. № 11. С. 130
117. Родионов М.А. Теория и методика формирования мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. / М.А. Родионов. Саранск, 2001. 40 с.
118. Романова Л.А. Мотивация учения на уроках математики в современной школе / Л.А. Романова // Вестник научных конференций.
2018. № 8-1 (36). С. 94-96.
119. Рыжик В.И. Геометрия и практика / В.И. Рыжик // Математика в школе, 2006. № 6. С. 9-17.
120. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. Москва : Просвещение, 2002. 224 с.
121. Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов / Г.И. Саранцев. Саранск: «Крас. Окт.», 1999. 208 с.
122. Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике / Г.И. Саранцев. Саранск: ПО РАО Мордов. пед. ин-т, 2003. 136 с.
123. Сенников Г.П. Наглядно-конструктивное изучение школьной планиметрии (применительно к новой программе) / Под ред. В. В. Репьева. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1970. 275 с.
124. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 80 с.
125. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием / Н. Скороходова. М. : Народное образование, 2006. № 4. С. 193-203.
126. Сластёнин В.А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е. Н. Шиянов. под ред. В. А. Сластенина. 11-е изд., стер. М. : Академия, 2012. 608 с.
127. Смирнов В.А. Геометрия с GeoGebra. Стереометрия / В.А. Смирнов, И.М. Смирнова. М. : Прометей, 2018. 172 c.
128. Смирнова И.М. Геометрические задачи с практическим содержанием / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. М. : МЦНМО, 2010. 136 с.
129. Смирнова И.М. Геометрия. Нестандартные и исследовательские задачи: учеб. пособие для 7-11 классов общеобразоват. учреждений / И.М. Смирнова, В. А. Смирнов. М. : Мнемозина, 2004. 148 с.
130. Смирнова И.М. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 11 класс. Базовый и углубленный уровни / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. М.: Мнемозина, 2021. 184 с.
131. Смирнова И.М. Педагогика геометрии / И.М. Смирнова. М. : МПГУ, 2005. 320 с.
132. Стефанова Н.Л. Методика и технология обучения математике : курс лекций : пособие для пед. вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. ; под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. 2-е изд, испр. М. : Дрофа, 2008. 416 с.
133. Ступницкая М.А. Что такое проект? Учебно-методическое пособие / М.А. Ступницкая. М.: Первое сентября, 2010. 44 с.
134. Сулейманов Г.Г. Мотивация в обучении математике учащихся 5-9 классов сельской национальной школы как фактор повышения качества их знаний : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Г.Г. Сулейманов. Саранс, 2015. 22 с.
135. Суркова Е.М. Как повысить мотивацию школьников к изучению математики (из опыта работы учителя) / Е.М. Сурикова // в сборнике: Дифференциальные уравнения и смежные проблемы. Материалы международной научной конференции. Посвящается 110-летию основателя самарской математической школы профессора С.П. Пулькина и 90-летию профессора В.Ф. Волкодавова. Отв. редактор К.Б. Сабитов. 2017. С. 235-237.
136. Сысоева И.П. Элективные курсы и их значение в профильном
обучении [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 20. URL: https://cyberleninka.ru/artic-
le/n/elektivnye-kursy-i-ih-znachenie-v-profilnom-obuchenii (дата обращения: 05.05.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ