Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе 11
1.1 Понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной
деятельности обучающихся 11
1.2 Методические особенности формирования мотивации
школьников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе 17
1.3 Из опыта работы учителей по формированию мотивации
обучающихся 29
Глава 2 Методические основы формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе 35
2.1 Развитие мотивации школьников при обучении геометрии
посредством организации проектной деятельности 35
2.2 Элективный курс «Вписанные и описанные конусы»
для обучающихся старших классов 49
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 80
Заключение 88
Список используемой литературы 89
Приложение А Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой 106
Глава 1 Теоретические основы формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе 11
1.1 Понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной
деятельности обучающихся 11
1.2 Методические особенности формирования мотивации
школьников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе 17
1.3 Из опыта работы учителей по формированию мотивации
обучающихся 29
Глава 2 Методические основы формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе 35
2.1 Развитие мотивации школьников при обучении геометрии
посредством организации проектной деятельности 35
2.2 Элективный курс «Вписанные и описанные конусы»
для обучающихся старших классов 49
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 80
Заключение 88
Список используемой литературы 89
Приложение А Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой 106
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Динамично развивающееся современное общество неизбежно предъявляет новые требования к системе школьного образования. Одним из них является повышение качества обучения учащихся. При этом постоянно усложняющиеся требования к развитию выпускников предполагают не только овладение учащимися определенной суммой знаний, но и способность добывать их самостоятельно, то есть уметь учиться. Выполнение данных требований возможно лишь в случае высокого уровня мотивированности учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Однако на сегодняшний день наблюдается демотивированность большого количества школьников к изучению обязательных учебных предметов, в том числе математики. Притом, что общество нуждается в специалистах, имеющих высокий уровень математического образования. Особенно важной представляется проблема отсутствия достаточной мотивации к учебно-познавательной деятельности у обучающихся старших классов, поскольку именно у них чаще наблюдается снижение интереса к учёбе. Как отмечает И.Н. Макарычева [90], в подростковом возрасте учебная деятельность уступает свои ведущие позиции коммуникативной деятельности. Переписка в социальных сетях привлекает старшеклассников куда более, чем решение математических задач. В этом возрасте школьники начинают строить жизненные планы, определяться с выбором будущей профессии.
Формирование мотивации учения школьников является одной из основных проблем в теории и методике обучения математики. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, характеризующегося нарастающим объемом материала, интенсивностью его изучения, усложнением учебных программ; постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Необходимость формирования учебной мотивации у школьников отражается в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования [139], где указано, что одним из результатов освоения основной программы должна являться сформированность у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также мотивации к саморазвитию.
Проблеме формирования учебной мотивации в педагогике и психологии посвящены работы многих российских и зарубежных авторов, которые рассматривали различные её аспекты: мотивы как источники активности поведения человека (Л.И. Божович [13], В.К. Вилюнас [22], А.Н. Леонтьев [85], А. Маслоу [94], X. Хекхаузен [143], П.М. Якобсон [154], Дж. Аткинсон [155], Т. Гаски [156] и др.); особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина [150], Н.Ф. Талызина [137]); познавательной потребности (B.C. Ильин [63]); социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова [93]); мотивов достижения и избегания неудачи (Н. Скороходова [125], X. Хекхаузен [143]);
коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина [95], Н.Ц. Бадмаева [7], Д. Макклеланд [157], У. Наттен [158]).
Методические аспекты формирования мотивации у школьников к учебно-познавательной деятельности при обучении математике в общеобразовательной школе представлены в исследованиях В.Г. Болтянского [14], М.Б. Воловича [25; 26], В.А. Гусева [34], О.Б. Епишевой [52; 53], Т.А. Ивановой [60]; Ю.М. Колягина [73], М.А. Родионова [113; 115-117], Г.И. Саранцева [120; 122], Н.Л. Стефановой и Н.С. Подходовой [132], Л.М. Фридмана [140] и других.
В диссертационных исследованиях последних лет рассматриваются следующие аспекты решения проблемы формирования мотивации школьников при обучении математике в общеобразовательной школе:
- «разработка методических подходов к теориям обучения доказательствам, поиску решения математических задач, реализации практической и эстетической направленности школьного математического образования, смысловому анализу предметного математического текста, в которых потребностно-мотивационная сфера ученика рассматривается как необходимый компонент методической системы обучения математике (М.А. Родионов» [117];
- организация диагностики математической подготовки школьников с целью обеспечения развития их учебной мотивации (С.Ю. Варлашина [20]);
- развитие мотивации и познавательного интереса учащихся при решении межпредметных задач (Н.А. Терновая [138]);
- «формирование мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике средствами нестандартных математических задач» (Е.Н. Качуровская [68]);
- изучение процесса влияния мотивации на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся (Г.Г. Сулейманов [134]);
- определение оптимальных моментов применения мотивационной системы при изучении различных разделов алгебры (А.М. Чобан- Пилецкая [147]).
Однако, несмотря на то, что проблема формирования у учащихся мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении математике исследуется давно, многие вопросы мотивационного характера остаются нерешёнными, о чём свидетельствуют данные, приведённые в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В указанном документе приводится следующая информация: «основными проблемами развития математического образования являются низкая учебная мотивация школьников и студентов, устаревшее содержание учебных программ, нарушение преемственности между уровнями образования, нехватка квалифицированных преподавателей. Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся» [74].
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречиями между необходимостью формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при изучении математики и недостаточной разработанностью методов и средств её формирования.
Объект исследования: процесс обучения геометрии учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенностей формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование мотивации учащихся 10-11 классов к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения геометрии будет эффективным, если:
- использовать различные методы и приемы ее формирования;
- развитие мотивации старшеклассников будет осуществляться посредством организации проектной деятельности;
- работа над проектными заданиями в группах будет связана с решением практико-ориентированных задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной деятельности обучающихся.
2. Выявить методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе.
3. Представить опыт работы учителей по формированию мотивации учащихся к изучению математики.
4. Рассмотреть методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
5. Разработать математический проект по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии.
6. Разработать элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников к учебно - познавательной деятельности при обучении геометрии.
7. Провести педагогический эксперимент и описать его результаты.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы В.Г. Болтянского [14], Ю.М. Колягина [73], В.А. Гусева [33-35], Г.И. Саранцева [121], В.А. Далингера [39], М.А. Родионова [113; 115¬117], Н.Л. Стефановой и Н.С. Подходовой [132].
Базовыми для настоящего исследования явились также: работы М.В. Егуповой [50]; Л.М. Лоповока [86]; Н.Ю. Пахомовой [98], Е.С. Полат [101]; Г.И. Саранцева [122]; И.М. Смирновой и В.А. Смирнова [129; 131].
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, а также диссертационных работ по теме исследования; наблюдение за учебным процессом и анализ собственной работы в качестве учителя математики общеобразовательной школы в период производственной практики (педагогической практики); проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2019-2020 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме;
2 семестр (2019-2020 уч.г.): определение теоретических основ формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе;
3 семестр (2020-2021 уч.г.): определение методических основ исследования по теме диссертации; разработка математического проекта по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленного на повышение мотивации школьников к изучению геометрии; элективного курса по теме «Вписанные и описанные конусы»;
4 семестр (2020-2021 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов и аппарата исследования, описание результатов эксперимента, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Самарская область, г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 93».
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснована целесообразность формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе путем использования различных методов и приемов ее формирования; организации проектной деятельности, где при работе над проектными заданиями в группах обучающиеся решают практико-ориентированные задачи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- выявлены методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе;
- рассмотрены методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нём разработаны:
- математический проект для организации проектной деятельности по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии, на основе решения практико-ориентированных задач;
- элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивались: сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом личного опыта работы в общеобразовательной школе в период производственной практики (педагогической практики).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретических и методических основ формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе; анализе опыта работы учителей по формированию мотивации обучающихся; выделении методических особенностей развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности; в разработке математического проекта по одной из тем школьного курса геометрии, элективного курса для учащихся 10-11 классов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (научно-исследовательской работы) и производственной практики (преддипломной практики) на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», а также в период производственной практики (педагогической практики) в качестве учителя математики МБУ «Школа № 69» г. Тольятти. Теоретические выводы и практические результаты исследования представлены на: Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции «Молодёжь. Наука. Общество» (г. Тольятти, декабря 2019 г.; декабрь 2020 г.), научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, апрель-май 2020 г.). Имеется три публикации по теме исследования [144-146].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по формированию мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
2. Математический проект для организации проектной деятельности учащихся по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии.
3. Элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 35 рисунков, 8 таблиц, список используемой литературы (159 источников). Основной текст работы изложен на 104 страницах.
Однако на сегодняшний день наблюдается демотивированность большого количества школьников к изучению обязательных учебных предметов, в том числе математики. Притом, что общество нуждается в специалистах, имеющих высокий уровень математического образования. Особенно важной представляется проблема отсутствия достаточной мотивации к учебно-познавательной деятельности у обучающихся старших классов, поскольку именно у них чаще наблюдается снижение интереса к учёбе. Как отмечает И.Н. Макарычева [90], в подростковом возрасте учебная деятельность уступает свои ведущие позиции коммуникативной деятельности. Переписка в социальных сетях привлекает старшеклассников куда более, чем решение математических задач. В этом возрасте школьники начинают строить жизненные планы, определяться с выбором будущей профессии.
Формирование мотивации учения школьников является одной из основных проблем в теории и методике обучения математики. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, характеризующегося нарастающим объемом материала, интенсивностью его изучения, усложнением учебных программ; постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Необходимость формирования учебной мотивации у школьников отражается в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования [139], где указано, что одним из результатов освоения основной программы должна являться сформированность у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также мотивации к саморазвитию.
Проблеме формирования учебной мотивации в педагогике и психологии посвящены работы многих российских и зарубежных авторов, которые рассматривали различные её аспекты: мотивы как источники активности поведения человека (Л.И. Божович [13], В.К. Вилюнас [22], А.Н. Леонтьев [85], А. Маслоу [94], X. Хекхаузен [143], П.М. Якобсон [154], Дж. Аткинсон [155], Т. Гаски [156] и др.); особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина [150], Н.Ф. Талызина [137]); познавательной потребности (B.C. Ильин [63]); социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова [93]); мотивов достижения и избегания неудачи (Н. Скороходова [125], X. Хекхаузен [143]);
коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина [95], Н.Ц. Бадмаева [7], Д. Макклеланд [157], У. Наттен [158]).
Методические аспекты формирования мотивации у школьников к учебно-познавательной деятельности при обучении математике в общеобразовательной школе представлены в исследованиях В.Г. Болтянского [14], М.Б. Воловича [25; 26], В.А. Гусева [34], О.Б. Епишевой [52; 53], Т.А. Ивановой [60]; Ю.М. Колягина [73], М.А. Родионова [113; 115-117], Г.И. Саранцева [120; 122], Н.Л. Стефановой и Н.С. Подходовой [132], Л.М. Фридмана [140] и других.
В диссертационных исследованиях последних лет рассматриваются следующие аспекты решения проблемы формирования мотивации школьников при обучении математике в общеобразовательной школе:
- «разработка методических подходов к теориям обучения доказательствам, поиску решения математических задач, реализации практической и эстетической направленности школьного математического образования, смысловому анализу предметного математического текста, в которых потребностно-мотивационная сфера ученика рассматривается как необходимый компонент методической системы обучения математике (М.А. Родионов» [117];
- организация диагностики математической подготовки школьников с целью обеспечения развития их учебной мотивации (С.Ю. Варлашина [20]);
- развитие мотивации и познавательного интереса учащихся при решении межпредметных задач (Н.А. Терновая [138]);
- «формирование мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике средствами нестандартных математических задач» (Е.Н. Качуровская [68]);
- изучение процесса влияния мотивации на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся (Г.Г. Сулейманов [134]);
- определение оптимальных моментов применения мотивационной системы при изучении различных разделов алгебры (А.М. Чобан- Пилецкая [147]).
Однако, несмотря на то, что проблема формирования у учащихся мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении математике исследуется давно, многие вопросы мотивационного характера остаются нерешёнными, о чём свидетельствуют данные, приведённые в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В указанном документе приводится следующая информация: «основными проблемами развития математического образования являются низкая учебная мотивация школьников и студентов, устаревшее содержание учебных программ, нарушение преемственности между уровнями образования, нехватка квалифицированных преподавателей. Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся» [74].
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречиями между необходимостью формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при изучении математики и недостаточной разработанностью методов и средств её формирования.
Объект исследования: процесс обучения геометрии учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенностей формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование мотивации учащихся 10-11 классов к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения геометрии будет эффективным, если:
- использовать различные методы и приемы ее формирования;
- развитие мотивации старшеклассников будет осуществляться посредством организации проектной деятельности;
- работа над проектными заданиями в группах будет связана с решением практико-ориентированных задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной деятельности обучающихся.
2. Выявить методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе.
3. Представить опыт работы учителей по формированию мотивации учащихся к изучению математики.
4. Рассмотреть методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
5. Разработать математический проект по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии.
6. Разработать элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников к учебно - познавательной деятельности при обучении геометрии.
7. Провести педагогический эксперимент и описать его результаты.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы В.Г. Болтянского [14], Ю.М. Колягина [73], В.А. Гусева [33-35], Г.И. Саранцева [121], В.А. Далингера [39], М.А. Родионова [113; 115¬117], Н.Л. Стефановой и Н.С. Подходовой [132].
Базовыми для настоящего исследования явились также: работы М.В. Егуповой [50]; Л.М. Лоповока [86]; Н.Ю. Пахомовой [98], Е.С. Полат [101]; Г.И. Саранцева [122]; И.М. Смирновой и В.А. Смирнова [129; 131].
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, а также диссертационных работ по теме исследования; наблюдение за учебным процессом и анализ собственной работы в качестве учителя математики общеобразовательной школы в период производственной практики (педагогической практики); проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2019-2020 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме;
2 семестр (2019-2020 уч.г.): определение теоретических основ формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе;
3 семестр (2020-2021 уч.г.): определение методических основ исследования по теме диссертации; разработка математического проекта по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленного на повышение мотивации школьников к изучению геометрии; элективного курса по теме «Вписанные и описанные конусы»;
4 семестр (2020-2021 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов и аппарата исследования, описание результатов эксперимента, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Самарская область, г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 93».
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснована целесообразность формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе путем использования различных методов и приемов ее формирования; организации проектной деятельности, где при работе над проектными заданиями в группах обучающиеся решают практико-ориентированные задачи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- выявлены методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе;
- рассмотрены методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нём разработаны:
- математический проект для организации проектной деятельности по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии, на основе решения практико-ориентированных задач;
- элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивались: сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом личного опыта работы в общеобразовательной школе в период производственной практики (педагогической практики).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретических и методических основ формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе; анализе опыта работы учителей по формированию мотивации обучающихся; выделении методических особенностей развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности; в разработке математического проекта по одной из тем школьного курса геометрии, элективного курса для учащихся 10-11 классов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (научно-исследовательской работы) и производственной практики (преддипломной практики) на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», а также в период производственной практики (педагогической практики) в качестве учителя математики МБУ «Школа № 69» г. Тольятти. Теоретические выводы и практические результаты исследования представлены на: Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции «Молодёжь. Наука. Общество» (г. Тольятти, декабря 2019 г.; декабрь 2020 г.), научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, апрель-май 2020 г.). Имеется три публикации по теме исследования [144-146].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по формированию мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе.
2. Математический проект для организации проектной деятельности учащихся по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии.
3. Элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 35 рисунков, 8 таблиц, список используемой литературы (159 источников). Основной текст работы изложен на 104 страницах.
Основные выводы и полученные результаты данного исследования:
1. Раскрыты понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной деятельности обучающихся. Определено, что любое педагогическое взаимодействие с учащимся становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации к учебно-познавательной деятельности.
2. Выявлены методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе.
3. Представлен опыт работы учителей по формированию мотивации учащихся к изучению математики.
4. Рассмотрены методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
8. Разработан математический проект по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии, а также развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. В проектных заданиях для групп используются задачи с практическим содержанием.
5. Разработан элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников к учебно - познавательной деятельности при обучении геометрии.
6. Проведен педагогический эксперимент и описаны его результаты. Установлено, что применение метода проектов и технологии обучения геометрии с применением практико-ориентированных задач способствует повышению уровня внутренней мотивации учащихся к изучению данного предмета.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.
1. Раскрыты понятие мотивации и её роль в учебно-познавательной деятельности обучающихся. Определено, что любое педагогическое взаимодействие с учащимся становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации к учебно-познавательной деятельности.
2. Выявлены методические особенности формирования мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии в общеобразовательной школе.
3. Представлен опыт работы учителей по формированию мотивации учащихся к изучению математики.
4. Рассмотрены методические особенности развития мотивации школьников при обучении геометрии посредством организации проектной деятельности.
8. Разработан математический проект по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра» для учащихся 11 класса, направленный на повышение мотивации школьников к изучению геометрии, а также развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. В проектных заданиях для групп используются задачи с практическим содержанием.
5. Разработан элективный курс по теме «Вписанные и описанные конусы» как средство развития мотивации школьников к учебно - познавательной деятельности при обучении геометрии.
6. Проведен педагогический эксперимент и описаны его результаты. Установлено, что применение метода проектов и технологии обучения геометрии с применением практико-ориентированных задач способствует повышению уровня внутренней мотивации учащихся к изучению данного предмета.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.
Подобные работы
- Информационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Математические игры и конкурсы как средство активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Методы и формы диагностики причин слабой успеваемости по алгебре и началам математического анализа обучающихся старших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2023 - Задачи по математике как средство выявления качеств знаний обучающихся общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Методические аспекты технологии модульного обучения математике в старшей школе (на примере темы «Многогранники»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Конструирование и апробация элективного курса «теория кодирования и ее приложения» для старшеклассников в процессе дифференциации обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



