Аннотация 2
Введение 6
1 Состояние вопроса 8
1.1 Тенденции развития электровелосипедов 8
1.2 Современные конструкции электровелосипедов 10
2 Конструкторская часть 16
2.1 Техническое задание на разработку четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом 16
2.2 Техническое предложение на разработку четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом 19
2.3 Конструкторские расчеты 31
3 Безопасность и экологичность технического объекта 39
3.1 Конструктивно-технологическая и организационно техническая характеристики технологического процесса сборки четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом 39
3.2 Определение профессиональных рисков 41
3.3 Способы снижения профессиональных рисков 43
3.4 Пожарная безопасность технологического процесса сборки четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом 47
3.5 Экологическая безопасность технологического процесса сборки четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом 50
4 Расчет экономической эффективности четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской с электрическим приводом 53
4.1 Расчет себестоимости проектируемого транспортного средства 53
4.2 Расчет коммерческой эффективности проекта 62
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 70
В последнее время остро ставится вопрос о поиске альтернативных источников энергии и замене двигателей внутреннего сгорания (ДВС) более совершенными и экологически чистыми устройствами.
Общемировой рост цен на энергоносители делает все более дорогостоящим использование автомобилей с ДВС. Резкое ухудшение экологической обстановки в крупных городах и мегаполисах зачастую также связано с эксплуатационными недостатками традиционных автомобилей. По этой причине в настоящее время практически все ведущие автомобилестроители инвестируют немалые средства на разработку и внедрение гибридных автомобилей, в которых совместно с ДВС работает электродвигатель, питаемый от аккумуляторов. Интенсивно ведется разработка двигателей, использующих в качестве горючего водород и иные виды топлива, энергию солнечных лучей и др.
Использование электромобилей становятся все более актуальным решением проблемы для мегаполисов. Электромобиль, как транспортное средство обладает целым рядом достоинств по сравнению с традиционными автомобилями, главным из которых является отсутствие вредных выбросов в атмосферу в процессе работы. Также можно отметить низкий уровень шума, меньший нагрев окружающей среды и более высокий КПД. Главным недостатком и основной преградой на пути к широкому распространению электромобилей до настоящего времени является несовершенство источников электрической энергии - аккумуляторов.
Электромобиль относится к тяговому электроприводу. Тяговый электропривод - привод, предназначенный для приведения в движение транспортных средств (электровозов, электропоездов, тепловозов и теплоходов с электроприводом, трамваев, троллейбусов, электромобилей и тому подобное.).
Тяговый электропривод классифицируют по роду тока (постоянного и переменного тока), системе передачи вращающего усилия от вала двигателя к движущему механизму (с индивидуальным и групповым электроприводом), системе вентиляции (с самовентиляцией, независимой и смешанной вентиляцией).
Наиболее употребительны в качестве тягового электродвигателя - электродвигателя постоянного тока, последовательного и независимого возбуждения, синхронные двигатели с постоянными магнитами и трёхфазные асинхронные электродвигатели.
Выбор того или иного тягового электродвигателя в электроприводе электромобили прежде всего, зависит от области применении электромобилей и требований, предъявляемых к нему. Несмотря на то, что каждый тяговый электропривод предъявляет собственные требования к системе управления и имеет оптимальные характеристики лишь в определенном диапазоне частот вращения, к нему предъявляются следующие основные требования: простота изготовления, надежность, удобство обслуживания, легкость регулирования, простота системы управления, высокий момент во всем диапазоне частот вращения, пригодность для рекуперативного торможения, высокий КПД.
При сравнении различных вариантов тяговых электроприводов электромобилей их КПД наряду с собственной массой является одним из решающих факторов, так как применяемые в настоящее время тяговые аккумуляторные батареи имеют ограниченный запас энергии и значительную массу.
Учитывая современные тенденции к использованию электрических приводов было принято решение разработать конструкцию четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом.
В целях выполнения поставленной цели работы ВКР была выполнена работа на тему: «Разработка четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом».
Разработанная конструкция четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом является оптимальным транспортом для города, сочетающим предельную компактность и мобильность с экологичностью и комфортом для ездока. Эксплуатационные расходы минимальны и сводятся, фактически, к стоимости электричества для зарядки батареи.
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
• рассмотрены тенденции развития электровелосипедов;
• составлено техническое задание и техническое предложение на разработку конструкции четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом конструкторские расчеты под подбору электродвигателя и аккумуляторной батареи для данного транспортного средства;
• рассмотрены безопасность и экологичность конструкции четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом;
• определена экономическая эффективность конструкции четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской и электрическим приводом. Срок окупаемости данного четырехколесного транспортного средства с независимой подвеской с электрическим приводом согласно вычислениям равен 0,09 года, что говорит о минимальном риске проекта. По полученным данным можно говорить о его реализации на отечественный и зарубежный рынки.
1 Демидов, Н. Н. Конструирование и расчет автомобилей и тракторов. Электромобили : учебное пособие / Н. Н. Демидов, А. А. Красильников, А. Д. Элизов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический ун-т Петра Великого. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2016. - 95 с.
2 Ютт, В. Е. Электрооборудование электромобилей : Тяговые аккумулятор. батареи. Тяговое электрооборуд. постоян. тока. Учеб. пособие / В. Е. Ютт, С. А. Бабешко. - М. : МАДИ, 1984. - 125 с.
3 Бусыгин, Б. П. Электромобили : (Методы расчета). Учеб. пособие / Б. П. Бусыгин. - М. : МАДИ, 1979. - 72 с.
4 Аринин И. Н. и др. Техническое диагностирование автомобилей / И. Н. Аринин. - Ф.: «Кыргызстан», 1978. - 164 с.
5 Беляев В. М. Автомобили: Испытания: учебное пособие для вузов / В. М. Беляев, М. С. Высоцкий, Л. Х. Гилелес. - Минск: Высшая школа, 1991. - 187 с.
6 Листвинский, М. С. Исследование электротехнических установок электромобилей [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата технических наук. (232) / Моск. автомоб.-дор. ин-т. - Москва : [б. и.], 1972. - 23 с.
7 Ниргер И. А. Техническая диагностика / И. А. Биргер. - М.: Машиностроение, 1978. - 239 с.
8 Бойко А. В. Совершенствование методов диагностики тормозных систем автомобилей в условиях эксплуатации на силовых стендах с беговыми барабанами: дис. канд. техн. наук: 05.22.10: защищена 25.06.08/ Бойко Александр Владимирович. - Иркутск, 2008. - 217 с.
9 Борц А. Д. Диагностика технического состояния автомобиля / А. Д. Норц, Я. К. Закин, Ю. В. Иванов. - М.: Транспорт, 1979. - 160 с.
10 Бродский В. В. - М: Наука, 1976. - 224 с.
11 Бухарин Н. А. Тормозные системы автомобилей / И. А. Бухарин. - М.-Л.: Машгиз, Ленинградское отд-ние, 1950. - 292 с.
12 Веденяпин Г.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка / Г. В. Веденяпин, Ю. К. Киртбая, М. П. Сергеев. - М.: Колос, 1968. - 342 с.
13 Веденяпин Г. М. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных / Г. М. Веденяпин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Колос, 1973. - 195 с.
14 Величко А. В. Анализ процесса торможения автотранспортного средства / А. В. Величко // Транспортные средства Сибири: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Красноярск: КГТУ, 1995. - с. 83-89.
15 Верзаков Г. Ф. Введение в техническую диагностику / Г. Ф. Верзаков, Н. В. Кипшт, В. И. Рабинович, Л. С. Тимонеи. - М.: Энергия. 1968. - 219 с.
...