Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Залог транспортного средства как способ обеспечения исполнения кредитного договора

Работа №41432

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданское право

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КРЕДИТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 9
§ 1. Понятие и сущность способов обеспечения исполнения обязательств 9
§ 2. Функции способов обеспечения исполнения обязательств 14
Глава II. ЗАЛОГ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ
КРЕДИТНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 20
§ 1. Понятие и виды способов обеспечения исполнения кредитного
обязательства 20
§ 2. Особенности залога транспортного средства как разновидности залога
движимого имущества 26
§ 3. Обеспечение публичности залога транспортного средства в российском
законодательстве 35
Глава III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА О ЗАЛОГЕ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 44
§ 1. Форма договора о залоге транспортного средства и порядок его
заключения 44
§ 2. Права и обязанности сторон по договору о залоге транспортного средства48 § 3. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора
о залоге транспортного средства 53
Заключение 60
Список использованной литературы 64



Актуальность темы работы обусловлена целым рядом факторов и прежде всего следующим. Сама по себе проблематика надлежащего правового оформления и изучения такового относительно отношений связанных с залогом имущества, полагаем, имела, имеет и будет иметь актуальность на протяжении всего развития права, в то время как постоянно возникающие те или иные противоречия между субъектами залоговых правоотношений, обусловленные общественным прогрессом, настоятельно требуют дальнейшего совершенствования всех легально предусмотренных инструментов правовой защиты их нормативно установленных прав и интересов.
Институт залога как таковой имеет долгую и богатую историю, т.к. берет свое начало еще в римском праве. Первоначальной формой залога в то время выступал заклад, когда залогодержателю передавалось во владение то или иное заложенное движимое имущество. Вместе с тем, в ходе поступательного развития и, соответственно, усложнения общественных отношений на практике начали возникать и разнообразные сочетания залога, результатом чего стало появление, к примеру, уже залога недвижимого имущества, а также такой специфической формы, как хранение залога у залогодателя, далее - и многочисленных особых видов залога, примером может служить залог товаров в обороте, залог различных имущественных объектов в ломбарде и т.д.
Правовой институт залога в его нынешнем понимании и виде складывался в достаточно специфических условиях стремительного промышленного развития и, соответственно, появления того имущества, массовое производство которого дало реальную возможность включать в круг залоговых правоотношений весьма существенный круг субъектов гражданского права. Таким образом, очевидно, что именно потребности экономического развития того периода истории стали ведущей причиной формирования качественно новых вариаций и форм залоговых отношений. Движимое имущество тогда могло переходить в залог не обязательно в исключительной форме указанного выше заклада, но также и с оставлением имущества у залогодателя с возможностью - для самого залогодателя - в полной мере пользоваться заложенным имуществом в своих интересах.
Очевидно, что невозможность осуществления реального регулирования за пользованием залогодателем залогового объекта со стороны залогодержателя-кредитора неизменно приводит к тому обстоятельству, что как права кредитора на предмет залога, так и права и обязанности третьих лиц, приобретающих обремененное залоговыми отношениями имущество, становятся лишенными необходимой правовой защиты. В этих условиях, к сожалению, не возврат кредитов в России приобретает традиционный характер, что, в свою очередь, актуализирует современную возможность выбора кредитно-займовой организации наиболее эффективных вариантов обеспечения исполнения обязательств.
Специалисты в банковской деятельности делают выводы, что во время роста рисков, сопутствующих кредитным операциям, увеличения
задолженности по ссудам, кредитные организации в большой мере рассматривают вторичные варианты возвратности кредита и, прежде всего, залог, механизм реализации которого, к сожалению, не предоставляет полной защиты интересов как кредиторов, так и их заемщиков . Совершенствование такого механизма должно строиться на основе учета как накопленной российской правоприменительной практики, так и опыта зарубежных стран, исследование которого в последнее время все чаще привлекает внимание правоведов .
Наиболее ярко проблема защиты интересов субъектов залоговых отношений выявилась с развитием так называемого банковского обеспеченного кредита, связанного с залогом транспортного средства, что было обусловлено и стремительным развитием рынка автотранспортных средств. В значительной мере степень актуальности темы работы повышается специфичностью предмета залога - автомобиля, который можно легко продать, обменять, разобрать на запчасти.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм о залоге транспортного средства как способе обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.
Предметом исследования явились нормы гражданского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующего кредитные правоотношения, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о правовом регулировании исполнения кредитного договора путем залога транспортного средства.
Достижение данной цели связано с решением следующих научнопрактических задач:
- изучить понятие и сущность способов обеспечения исполнения обязательств,
- проанализировать функции способов обеспечения исполнения обязательств,
- охарактеризовать понятие и классификации способов обеспечения исполнения кредитного обязательств,
- описать особенности залога транспортного средства как разновидности залога движимого имущества,
- исследовать особенности обеспечения публичности залога транспортного средства в российском законодательстве,
- привести форму договора о залоге транспортного средства и порядок его заключения,
- изучить права и обязанности сторон по договору о залоге транспортного средства,
- отразить особенности ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора о залоге транспортного средства,
- проанализировать практические проблемы осуществления залога транспортного средства.
Научная новизна исследования выражается в том, что в нем изложены основные доктринальные взгляды правоведов на основные положения, связанные с залогом транспортных средств; отражены последние изменения, внесенные в законодательство в анализируемой сфере, дана их оценка; проанализированы ключевые моменты судебной практики по вопросам правоприменения в сфере залоговых правоотношений; т ид.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в опубликованных научных статьях, а также в публикациях выступлений по результатам научных конференций. Результаты исследования были апробированы в рамках участия в конференциях. Всего было опубликовано 5 научных трудов:
1. Сабиров И.И. К вопросу о способах обеспечения кредитных договоров / И.И. Сабиров // Сборник всероссийской научно-практической конференции «X Камские чтения», 2018. - С. 745 - 748.
2. Сабиров И.И. Практические проблемы использования реестра заложенного движимого имущества при залоге транспортного средства / И.И. Сабиров // Преодоление правового нигилизма в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции, 1 апреля 2018 г. -Самара: Аэтерна, - С. 80 - 82.
3. Сабиров И.И. Актуальность современных технологий в виде базы реестра движимого имущества, находящегося в обременении / И.И. Сабиров // Антропология права и правовой плюрализм: сборник статей Международной научно-практической конференции, 15 апреля 2019 г. - Оренбург: Аэтерна. - С. 63 - 66.
4. Сабиров И.И. Практические проблемы осуществления залога транспортного средства / И.И. Сабиров // Тенденция развития науки и образования, - 2019. - № 2(81). - С. 59 - 62.
5. Сабиров И.И., Мусабирова Д.А.К вопросу о защите интересов
добросовестного приобретателя транспортного средства при купле-продаже с иностранным элементом/ И.И. Сабиров, Д.А. Мусабирова // Социальноэкономические и технические системы: исследование, проектирование,
оптимизация. - 2019. - № 48. - С. 75 - 81.
Теоретическая основа исследования и степень ее научной разработанности. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды современных российских правоведов, исследующих различные аспекты правового регулирования способов обеспечения исполнения обязательств в целом и залога транспортного средства, в частности: М.А. Берестнева, М.В. Бычков, Э.А. Гурова, Н.О. Егорова, Е.Г. Корж, А.В. Милохова, А.А. Савельева, А.А. Сульженко, т.д.
На сегодняшний день в отечественной цивилистике в полной мере не исследованы особенности залога транспортного средства, в свете последних изменений, внесенных в гражданское законодательство, не выявлены те его недостатки, которые характеризуются как пробелы, оказывающие негативное влияние на практику правоприменения; не систематизирован опыт зарубежных
стран в плане обеспечения публичности залога транспортных средств для изучения перспектив его переноса в отечественную правовую систему.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный метод познания действительности - диалектический, а также специальные и частноправовые методы изучения правовых явлений: исторический,
аксиологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формальноюридический и др.
Теоретическая значимость результатов исследования выражается в том, что в работе в систематизированном виде приведены основные теоретические положения, характеризующие правовой институт залога транспортного средства как способа обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в преподавании курсов и спецкурсов по гражданскому и предпринимательскому праву; выводы и предложения могут быть использованы для написания более крупных научных работ. Полученные знания должны также стать неотъемлемой частью профессиональной компетенции современного юриста.
Цель и задачи, поставленные выше, обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам работы нами сделан ряд выводов.
Прежде всего, установлено, что институт залога как таковой имеет
долгую историю. Зародившись еще в римском праве, он прошел путь развития,
став в настоящее время одним из основных способов обеспечения исполнения
обязательств.
Отечественный законодатель не дает определения понятия способов
обеспечения исполнения обязательств, ограничиваясь лишь перечислением
основных из них и указывая, что сторонами договорного правоотношения
могут быть предусмотрены и другие. Гражданское законодательство указывает
такие ключевые способы обеспечения исполнения обязательств, как неустойка,
залог, поручительство, т.д. Анализ правоприменительной практики указывает
на достаточно широкую их распространенность.
Указанные в законе способы обеспечения исполнения обязательств
призваны выполнять определенные функции, вместе с тем, вопрос их перечня
остается в отечественной цивилистике дискуссионным. Применительно к
залогу транспортного средства, рассматриваемому в работе, в первую очередь
необходимо, на наш взгляд, отметить предупредительную и компенсационную
функции.
В условиях широкого распространения кредитов, а также с учетом
постоянного роста их невозвратов, ведущее значение как с точки зрения теории
гражданского права, так и с позиции дальнейшего совершенствования
законодательства в этой сфере приобретает выявление правовой природы,
понятие и классификации способов обеспечения исполнения кредитного
обязательства. Установлено, что типологизации подлежит каждый конкретный
способ обеспечения исполнения обязательств. В частности, обзор литературы
по данной теме позволил прийти к выводу о том, что разнообразие залоговых
правоотношений обусловлено многообразием самих видов залога, выделяемых
по разным основаниям.61
Особенность залога транспортного средства как разновидности залога
движимого имущества достаточно существенны и многоаспектны. Прежде
всего, специфическая особенность касается непосредственно самого предмета
залога транспортного средства. Далее, речь идет об особенностях договорных
отношений в этой сфере (так, дискуссионным остается вопрос относительно
отнесения самого договора к категории условных сделок). Отдельная категория
особенностей залога транспортного средства связана с новеллами гражданского
законодательства о защите прав добросовестных покупателей (приобретателей)
заложенного автотранспортного средства (с 01 июля 2014 г.). Проведенный в
работе обзор правоприменительной практики позволяет говорить о ее
единообразии.
Решением вопроса защиты прав и законных интересов всех участников
залоговых правоотношений признается обеспечение публичности залога
транспортного средства, т.к. очень распространены такие ситуации, когда
недобросовестные залогодатели заключают сделки по реализации
автотранспорта, скрывая тот факт, что движимое имущество уже находится в
обременение и его реализация не законна. При рассмотрении статистики ярко
выражен рост судебных решений, в которых требования со стороны кредитной
организации обращены не к залогодателю, а именно к третьему лицу, которой
по своей неосмотрительности приобрел заложенный автотранспорт.
В работе также рассмотрены такие вопросы, как форма договора о залоге
транспортного средства и порядок его заключения; права и обязанности сторон
по договору о залоге транспортного средства; ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение договора о залоге транспортного средства.
Кроме этого, в последнем параграфе в обобщенном виде изложены наиболее
значимые для гражданского оборота практические проблемы осуществления
залога транспортного средства. На основе обзора судебной практики и разбора
конкретного судебного решения к таким проблемам отнесены:62
- защита прав и законных интересов банков и третьих лиц, являющихся
добросовестными приобретателями,
- обеспечения публичности залога транспортного средства.
В настоящее время целесообразность в использование и формирование
эффективного правового механизма государственной регистрации вещного
права залога транспортного средства не вызывает сомнений. В последние годы
все чаще обосновывается необходимость законодательного закрепления так
называемой обязательной государственной регистрации права залога тех или
иных отдельных видов ценного движимого имущества, прежде всего это права
залога транспортного средства. Реестр залогов движимого имущества
(автомобилей, мотоциклов, техники, товаров и т.п.) должен стать фактически
действующим в России реестром, основной целью которого является
недопущение и предотвращение продажи автомобилей и других движимых
вещей, находящихся под залогом, обеспечить кредитную чистоту движимого
имущества и определить добросовестность покупателя. Нами выдвигается
предложение о необходимости ведения такого реестра органами ГИБДД с
обязательным указанием сторон залогового правоотношения. Внедрение в
практику этого положения позволит обеспечить реализацию следующего
механизма: при регистрации автомобиля в ГИБДД в случае совершения сделок
с ним приобретатель получает соответствующее уведомление (справку) об
отсутствии залога, в дальнейшем выступающее основанием-доказательством
его признания добросовестным, кроме того есть необходимость указывать в
базе реестра ГИБДД аналогичную информацию которая хранится в реестре
нотариальной службе , о виде залога, о залогодержателе и о залогодателе. Это
прежде всего связано с большей осведомленностью граждан о базе ГИБДД по
сравнению с нотариальной базой.
Существенные проблемы возникают и при приобретении автомобиля в
одной из соседних стран. Возникает вопрос относительно того, как же63
поступать гражданам, приобретающим автомобиль находящимся в
обременение в другой стране, при том, что при проверке реестра залогов в
собственной стране автомобиль является «чистым» и подлежит постановки на
учет. Разрешение этих проблем возможно на основе следующих предложений:
- запрет на регистрацию автотранспорта в другом государстве до момента
получения нотариальной справки о том, что на автомобиль отсутствует
обременение;
- создание общей нотариальной базы между странами для проверки
автомобиля на залоговые отношения.
Перспективным видится формирование международного реестра, что
обусловлено фактической возможностью совершения сделок с автомобилями в
любой стране мира.
Таким образом, разрешение этих проблем возможно лишь на основе
дальнейшего совершенствования (изменения и дополнения) гражданского
законодательства, а также практики правоприменения. В частности,
целесообразно рассмотреть вопрос о принятии отдельного нормативного
правового акта – Федерального закона «О залоге транспортного средства», в
котором должны найти свое закрепление указанные нами выше предложения.


Конституция Российской Федерации: принята Всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.: [в ред. от 05.04.2014] // Российская газета. –
1993. – № 7.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. констит.
закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ [ред. от 29.07.2018] // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение
№ 1 к Договору о Таможенном Кодексе Евразийского экономического союза) //
СПС «Консультант-Плюс».
4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [в
ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. –
1994. – № 32. – Ст. 3301.
5. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации: федер. закон от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ [ред. от 26.07.2017] //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 51. – Ст. 6687.
6. Об исполнительном производстве: федер. закон от 2 октября 2007 г. №
229-ФЗ [в ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
7. Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств: федер. закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ [в
ред. от 01.05.2019] // Собрание законодательства Российской Федерации. –
2002. – № 18. – Ст. 1720.65
8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. ВС
РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 [ред. от 03.08.2018] // Российская газета. –
1993. – № 49.
9. О государственной регистрации автомототранспортных средств и
других видов самоходной техники на территории Российской Федерации:
постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 [ред. от
06.10.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №
17. – Ст. 1999.
10. Концепция развития гражданского законодательства Российской
Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и
совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) //
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2009. – № 11.
11. О залоге: закон РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-1 (утратил силу) //
Российская газета. – 1992. - N 129.
II. Материалы юридической практики
1. Определение Конституционного суда РФ от 20 марта 2007 г. № 215-ОО // СПС «Консультант-Плюс».
2. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленумов ВС РФ
и ВАС РФ от 01 июля 1996 г. № 6/8 // Российская газета. – 1996. – № 152.
3. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при
разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других
вещных прав: постановление Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума
ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. [ред. от 23.06.2015] // Российская газета. –
2010. – № 109.
4. Решение Набережноченинского городского суда Республики Татарстан
от 1 августа 2018 г. по делу № 2-7081/2018 // СПС «Консультант-Плюс».66
5. Решение Набережноченинского городского суда Республики Татарстан
от 2 июля 2018 г. по делу № 2-5363/2018 // СПС «Консультант-Плюс».
6. Решение Набережноченинского городского суда Республики Татарстан
от 23 октября 2018 г. по делу № 2-8991/2018 // СПС «Консультант-Плюс».
7. Решение Набережноченинского городского суда Республики Татарстан
от 18 октября 2018 г. по делу № 2-9358/2018 // СПС «Консультант-Плюс».
8. Решение Набережноченинского городского суда Республики Татарстан
от 15 октября 2018 г. по делу № 2-9144/2018 // СПС «Консультант-Плюс».
9. Решение Набережноченинского городского суда Республики Татарстан
от 15 октября 2018 г. по делу № 2-8828/18 // СПС «Консультант-Плюс».
10. Решение Набережноченинского городского суда Республики
Татарстан от 14 октября 2018 г. делу № 2-8849/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Решение Набережноченинского городского суда Республики
Татарстан от 14 октября 2018 г. делу № 2-5157/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Решение Набережноченинского городского суда Республики
Татарстан от 02 июля 2018 г. по делу № 2- 5157/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Решение Набережноченинского городского суда Республики
Татарстан от 02 июля 2018 г. по делу № 2-6115/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Решение Набережноченинского городского суда Республики
Татарстан от 02 июля 2018 г. по делу № 2-3265/18 // СПС «Консультант-Плюс».
15. Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 14 июля
2017 г. по делу № 2-2924/2017 // СПС «Консультант-Плюс».
16. Определение Ленинградского областного суда от 8 июня 2016 г. по
делу № 33-3292/2016 // СПС «Консультант-Плюс».67
17. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского
суда от 6 сентября 2016 г. по делу № 33-18442/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Верховного суда Республики
Татарстан от 14 января 2016 г. по делу №33-571/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Верховного суда Республики
Башкортостан от 14 ноября 2015 г. по делу №33-20726/2015 // СПС
«Консультант-Плюс».
20. Постановление Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. по делу №
24-АД16-4 // СПС «Консультант-Плюс».
21. Справка по результатам изучения судебной практики по
материалам апелляционной инстанции по гражданским делам, рассмотренным
Саратовским областным судом за второй квартал 2017 года [Электронный
ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».
III. Специальная литература
1. Багрянцева С. А. Преимущественное право удовлетворения требований
залогового кредитора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) в
соответствии с положениями ст. 334 Гражданского кодекса Российской
Федерации / С.А. Багрянцева // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 173-175.
2. Белоусов А.Л. Развитие автокредитования в аспекте реформирования
законодательства в сфере регистрации заложенного имущества / А.Л. Белоусов
// Финансы и кредит. – 2015. – № 9. – С. 88-94.
3. Берестнева М.А. Основные функции способов обеспечения исполнения
гражданско-правовых обязательств / М.А. Берестнева // Известия Тульского
государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2014.
– № 7. – С. 21-27.68
4. Борисов В.В. Политика банков в области реализации залогового
имущества / В.В. Борисов, В.Д. Егоров // Экономика, управление, финансы:
материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). –
Краснодар: Новация, 2017. – С. 32-36.
5. Бронников А.М. Правовое регулирование реализации заложенного
имущества на торгах: дисс. … к.ю.н. / А.М. Бронников. – Москва, 2018. – 204 с.
6. Бычков М.В. Залог как способ обеспечения исполнения обязательства /
М.В. Бычков // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные
науки: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 5(64).
– С. 32-37.
7. Василевская Л.Ю. Общее и особенное в регламентации залога прав по
российскому и германскому законодательству / Л.Ю. Василевская //
Актуальные проблемы российского права. – 2018. - № 2. – С. 56-63.
8. Гареев М.Д. О некоторых проблемах регистрации уведомлений о
залоге товаров в обороте / М.Д. Гареев // Вопросы современной
юриспруденции: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(53). –
Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 211-217.
9. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. – Т. 1. – 2-
е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 С.
10. Григорян Г.П. Правовая природа права залога основания
возникновения и прекращения залога по российскому гражданскому
законодательству / Г.П. Григорян // Актуальные проблемы гуманитарных и
естественных наук. – 2017. – № 4-4. – С. 59-61.
11. Гринь О.Д. Основные подходы к пониманию способов обеспечения
исполнения обязательств / О.Д. Гринь // Вестник Университета имени О.Е.
Кутафина. – 2016. – № 9. – С. 61-65.69

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ