Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения здоровьеформирующих
технологий для детей дошкольного возраста 10
1.1 Возрастные особенности развития детей дошкольного
возраста 10
1.2 Здоровьеформирующих технологии в дошкольных учреждениях для развития двигательных способностей и улучшения состояния здоровья 18
Глава 2 Цель и задачи, методы и организация исследования 28
2.1 Цель и задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
2.3 Организация исследования 43
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1 Обоснование организации дополнительных занятий по физическому воспитанию в кружке «Школа мяча» для детей 6-7 лет в рамках организации здоровьеформирующих технологий в
дошкольном учреждении 46
3.2 Исследование двигательных способностей мальчиков
дошкольного возраста в ходе педагогического исследования 52
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Объект исследования: педагогический процесс физического
воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дополнительные занятия по физическому воспитанию в кружке «Школа мяча» в рамках модели здоровьеформирующих технологий в дошкольном учреждении.
Цель исследования: определение влияния дополнительных занятий по физическому воспитанию в кружке «Школа мяча» в рамках модели здоровьеформирующих технологий в дошкольном учреждении на двигательные способности детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1) До начала проведения педагогического эксперимента выявить развитие двигательных способностей у мальчиков дошкольников 6-7 лет.
2) Определить модель здоровьеформирующих технологий в дошкольном учреждении и добавить в её элементы дополнительные занятий по физическому воспитанию в кружке «Школа мяча», направленных на улучшение двигательных способностей у мальчиков 6-7 лет.
3) определить эффективность влияния дополнительных занятий по физическому воспитанию в кружке «Школа мяча» на двигательные способности у мальчиков дошкольников 6-7 лет.
Проведенное педагогическое исследование позволило в заключении магистерской диссертации сформулировать выводы на основании поставленных задач:
- до проведения педагогического эксперимента выявили средние
показатели двигательных способностей (силовые,
координационные, скоростные, скоростно-силовые, гибкость,
выносливость) у детей дошкольного возраста 6-7 лет
экспериментальной и контрольной группы. Достоверных различий между ЭГ и КГ не выявили. Соответственно, подобранные мальчики ЭГ и КГ имеют практически одинаковый уровень развития двигательных способностей на начало проведения педагогического эксперимента;
- изучили здоровьеформирующие технологии, которые
использовались в дошкольном образовательном учреждении и составили их модель. Для мальчиков экспериментальной группы в эту модель включили кружок «Школа мяча» в качестве
дополнительных занятий. Они в совокупности с другими
здоровьеформирующими технологиями были направлены на повышение двигательной активности дошкольников; формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни; улучшение двигательных способностей и состояния здоровья, на обучение владения мячом (бросание мяча вверх и ловля двумя руками, бросание мяча вниз о пол и его ловля, бросание мяча в стенку и его ловля после отскока от пола или сразу от стены; метание мяча на дальность и в цель; ведение мяча рукой (как в баскетболе) и ногой (как в футболе); передачи и ловля мяча в парах; элементы спортивных игр футбола и баскетбола; подвижные игры и эстафеты с мячом и др.;
- после проведения педагогического эксперимента по всем тестам,
характеризующим развитие двигательных способностей выявили достоверное различие (Р<0,05) в пользу мальчиков экспериментальной группы: «На мышцы спины - удержание
туловища в положении лежа на бедрах на гимнастической скамейке», «На мышцы живота - поднимание и опускание туловища за 30с», «Бег 10 м с хода», «Бег 30 м», «Прыжки в длину с места», «Прыжок вверх с места», «Бросание набивного мяча (1 кг)»,
«Челночный бег 3 раза по 10 метров», «Отбивание мяча от пола», «Дальность броска теннисного мяча», «Бег 10 м с ведением футбольного мяча и обводкой предметов, расположенных на расстоянии 2,5 м», «Стойка на одной ноге в позе «Аист»», «Наклон вперёд из положения стоя на скамейке, см», «Бег 250 м, с»;
- выявили прирост практически по всем показателям, характеризующим развитие двигательных способностей, как у мальчиков ЭГ, так и у мальчиков КГ. Тем не менее, достоверный прирост (Р<0,05) по всем тестируемым показателям выявили у мальчиков ЭГ.
- доказали эффективность влияния дополнительных занятий по физическому воспитанию в кружке «Школа мяча» на двигательные способности у мальчиков дошкольников 6-7 лет.