Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика защиты прав потребителей 7
1.1. Понятие и функции защиты прав потребителей 7
1.2. Правовой статус субъектов в сфере защиты прав потребителей 13
1.3. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей 19
Глава 2 Правовое регулирование защиты прав потребителей 25
2.1. Особенности досудебного регулирования защиты прав потребителей 25
2.2. Проблемы искового производства в сфере защиты прав потребителей 30
2.3. Особенности возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей 37
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Законодательство в области защиты прав потребителей занимает особое положение в счет определённой специфики субъектного состава правоотношений, на регулирование которых оно направлено. Особенности субъектного состава объясняются наличием, в первую очередь, такого субъекта правоотношений, как потребитель.
Правовой термин потребитель в РФ появился благодаря принятию в 1992 году Закона РФ «О защите прав потребителей», который определяет его как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности¹. Необходимость принятия специального закона, подробно регламентирующего права и обязанности потребителя и продавца (в широком смысле), устанавливающего четкий механизм защиты этих прав, объясняется незащищенностью положения потребителя в торговом обороте. Как правило, потребитель не осведомлен о своих правах, возникающих, например, с момента приобретения им какого-либо товара в силу своей юридической неграмотности, ведь он не является профессиональным участником гражданско-правовых отношений. Поэтому данный закон направлен на обеспечение гарантий граждан (потребителей), а также повышение ответственности продавца. Закон предусматривает для потребителя необязательность претензионного порядка, альтернативную подсудность, отсутствие государственной пошлины при подаче иска, дополнительные штрафные санкции для продавца и т.д.
На данный момент государство заинтересовано в наличии эффективных механизмов защиты прав потребителей от произвола продавца (исполнителя, изготовителя, импортера). Однако необходимо также поддерживать и баланс между интересами потребителей и продавцов (исполнителей, изготовителей, импортеров). Качественное, продуманное и прозрачное законодательство в области защиты прав потребителей должно эффективно регулировать правоотношения в данной сфере и не допускать наличия возможности злоупотреблять своим правом как продавцом, так и потребителем. Также существуют споры относительно некоторых вопросов применения отдельных норм законодательства о защите прав потребителей. Это касается многих моментов, начиная от определения подсудности и цены иска и закачивания тем, что на практике некоторые нормы, направленные на защиту прав потребителя сложно применимы или применяются не так как нужно (например, вопросы компенсации морального вреда).
Все это в совокупности дает нам право говорить о том, что данная тема еще не утратила свою актуальность и требует к себе внимания. В научной литературе тема защиты прав потребителей подлежала разработке такими учеными, как А. А. Райлян, А.Ю. Кабалкин, В.И. Витрянским и другими.
Целью проводимого исследования является анализ законодательства РФ о защите прав потребителя, выявление наиболее спорных моментов в правоприменительной практике, поиск путей совершенствования отдельных норм.
Для достижения озвученной цели необходимо решить ряд задач, таких как:
1) разобраться в понятии и функциях защиты прав потребителей;
2) дать характеристику правовому статусу субъектов в сфере защиты прав потребителей;
3) охарактеризовать средства охраны прав потребителей, предоставленные гражданским законодательством;
4) определить особенности и проблемы досудебного и судебного регулирования защиты прав потребителей;
5) уделить внимание особенностям возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей.
Объектом исследования станут общественные отношения, которые складываются в сфере защиты прав потребителей.
Предметом исследования станут нормы права, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей, судебная практика, которая сложилась в результате применения данного законодательства, монографии и научные работы ученых-правоведов по заданной тематике.
Тема защиты прав потребителей не утрачивает своей актуальности и в настоящее время, она и дальше продолжит свое развитие в различных исследованиях. По окончании исследования мы можем сделать несколько выводов, относительно основных рассматриваемых нами вопросов.
Так, основной и главной функцией законодательства о защите прав потребителей является защита наиболее слабого элемента таких правоотношений - потребителя. Выделение данной категории правоотношений в отдельную группу связана, в первую очередь, с экономическим неравенством потребителей и продавцов (в том числе изготовителей, исполнителей, импортеров), как основных субъектов. Соответственно, на практике возникают некоторые трудности относительно определения субъекта в качестве потребителя. Суду в данном вопросе необходимо исходить из признаков потребителя, отраженных в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей». Необходимость внимательного подхода к данному вопросу объясняется тем, что на практике, как мы установили, бывают случае, когда субъект, не являющийся потребителем, пытается применить законодательство о защите прав потребителей для пользования дополнительными правами, которое оно дает.
Правовой статус субъектов защиты прав потребителей позволяет сделать вывод о том, что государство нацелено обеспечить максимальную защиту потребителя, наделяя его дополнительными правами, присущими только ему, а также привлекая к защите этих прав множество субъектов, таких как органы местного самоуправления, орган государственного надзора (Роспотребнадзор), общественные объединения потребителей, включая их союзы и ассоциации.
Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей преследуют цель реализации субъективных прав, а также обеспечение надлежащего исполнения обязательств, в том числе и предотвращение нарушения прав контрагента. Особенностью сферы защиты прав потребителей является то, что ее охрана достигается как гражданско-правовыми средствами, так и посредством публичных отраслей, таких как гражданско-процессуальное, финансовое, административное и, в некоторой степени, уголовное право.
Вопросы досудебного урегулирования споров, возникающих из правоотношений по защите прав потребителей, на наш взгляд являются на данный момент наиболее актуальными. Государство на данный момент нацелено на перенос разрешения споров с участие потребителей в досудебный и внесудебный порядок (согласно Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года доля споров, разрешаемых в досудебном и внесудебном порядке, должна быть не менее 50%). Продвижение альтернативных способов урегулирования споров отвечает реалиям правового государства с формирующимся гражданским обществом, которым является РФ. Мы поддерживаем данное стремление государства и предлагаем ввести обязательный претензионный порядок для данной категории правоотношений.
Специфика судебной защиты пав потребителей сводится к отсутствию обязательного досудебного урегулирования спора, подсудности по выбору истца (альтернативная подсудность), освобождению истца от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления о защите прав потребителей и т.д. Как мы выяснили, на данный момент все еще остаются некоторые проблемы судебной защиты прав потребителей. На наш взгляд государство должно оперативно реагировать на возникновение различного рода проблем правоприменительной практики (определение цены иска, вопросов подсудности и др.). Также, особое внимание судам следует уделить вопросам злоупотребления своим правом как продавцом (изготовителем, исполнителем и др.), так и самим потребителем.
Возмещения вреда в сфере защиты прав потребителей также имеет свои особенности, связанные опять-таки со спецификой данных правоотношений. Возмещение вреда (материального и нематериального) регламентировано 59 главой ГК РФ и конкретизируется в статьях Закона РФ «О защите прав потребителей», а также разъясняется в постановлениях Пленума ВС РФ. Судам не стоит забывать о распределении бремени доказывания, ведь потребитель обязан лишь доказать факт наличия вреда, а не причины его возникновения, доказывание которых осуществляется продавцом (изготовителем, исполнителем). Также, считаем, что судам стоит более качественно подходить к вопросам компенсации морального вреда в части определения конкретных физических и нравственных страданий, а также самого размера компенсации, который, по-нашему, является слишком заниженным. В данном случае законодателю стоит более внимательно подойти к проработке института компенсации морального вреда.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы постарались осветить некоторые особенности и проблемы правоприменительной практики по делам о защите прав потребителей, которые связаны с несовершенством как материального, так и процессуального права. Планомерная и продуманная деятельность всех трех ветвей власти по совершенствованию, пересмотру, разъяснению некоторых положений законодательства о защите прав потребителей, а также контролю за их исполнением позволит устранить основные проблемы правоприменительной практики по делам о защите прав потребителей.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//СПС КонсультантПлюс;
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)//СПС КонсультантПлюс;
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) //СПС КонсультантПлюс;
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017)//СПС КонсультантПлюс;
5. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018)//СПС КонсультантПлюс;
6. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) //СПС КонсультантПлюс;
7. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 29.12.2017)//СПС КонсультантПлюс;
8. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей"//СПС КонсультантПлюс;
9. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О мировых судьях в Российской Федерации»//СПС КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» //СПС КонсультантПлюс;
11. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»//СПС КонсультантПлюс;
12. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О связи»//СПС КонсультантПлюс;
13. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017)//СПС КонсультантПлюс.
14. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»//СПС КонсультантПлюс.
15. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 21.02.2018) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»//СПС КонсультантПлюс.
...