Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения гендерных стереотипов в социологии 9
1.1 Гендер как социокультурный феномен 9
1.2 Гендерные стереотипы в профессиональных сферах 17
Глава 2. Особенности гендерных различий профессии педагога 30
2.1 Социальные представления о гендерных различиях в профессии
педагога 30
2.2 Образ профессии педагога глазами преподавателей 40
Заключение 51
Список используемой литературы и источников 54
Приложение 1 60
Приложение 2 72
Приложение 3 77
Приложение 4 85
Приложение 5 88
Приложение 6 89
Аннотация. Введение.
Целью бакалаврской работы является исследование процесса гендерной дифференциации профессии педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к анализу гендерных стереотипов в социологии;
2. Рассмотреть формирование и функционирование гендерных стереотипов в образовательной профессиональной сфере;
3. Проанализировать социальные представления о педагогической профессии с позиции гендерных стереотипов;
4. Охарактеризовать образ профессии педагога, произведенный экспертами (преподавателями).
Объект исследования: гендерные стереотипы в современном российском обществе.
Предмет исследования: педагогическая профессия в контексте гендерных различий.
Итак, проанализировав основные понятия «пол», «гендер», «гендерные отношения», «гендерные стереотипы», мы пришли к следующим выводам. Гендер - социальные роли, выполняемые мужчинами и женщинами в обществе, модели социального поведения. Следует разграничивать такие понятия как «пол» и «гендер», так как «пол» описывает отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях. Гендер - это социальная конструкция, обозначающая особенности поведения мужчин и женщин, это своего рода социальный пол, который формируется в процессе социализации, в то время как биологический пол дан с рождения. Гендерные отношения возникают в процессе взаимодействия мужчин и женщин, они представлены во всех сферах жизнедеятельности.
Многомерное, развивающееся, по-всякому толкуемое
многочисленными учеными понятие «гендер» в последнее время стало центральной категорией междисциплинарной научной области под названием «гендерные исследования».
«Гендерные исследования» как независимая волна научных и образовательных интересов считается собирательным значением для передовых гуманитарных доктрин - финансовых, общественных,
политических, лингвистических и иных, или же по другому интерпретирующих проблему отношений полов и использующих новое ее обозначение - «гендер».
Еще одним из более весомых выводов считается то, что гендерное различие оказывает важное воздействие практически на все сферы жизнедеятельности человека, а в особенности, на его профессиональную занятость. Под воздействием гендерных стандартов оказываются представители множества профессий, в особенности, на наш взгляд, социально-значимых: воспитателей, учителей, преподавателей, врачей. В период ускоренных преобразований мы наблюдаем тенденции к трансформации гендерных ролей: феминность и маскулинность как качества, присущие только мужчине или только женщине отныне не являются примордиальными, вследствие чего мужчины и женщины задействованы в различных профессиональных областях. К примеру, женщины добились невиданных профессиональных высот в сфере бизнеса, а мужчины все чаще демонстрируют себя в роли истинных «отцов семейства». При этом остались некоторые профессии, в которых большую роль играют полоролевые стандарты, по количественному составу в них превалирует наличие большинства мужчин или большинства женщин.
Одной из таких профессий является преподаватель. Область образования на этот момент считается «феминизированной», в детских садах, школах, институтах и иных учебных заведениях налицо перевес в женском преподавательском составе. В свою очередь мужчина в системе образования редкое явление, особенно в школах. В процессе работы, нами были обнаружены основные характеристики преподавателя, особенности данной профессии в общем.
С целью проанализировать социальные представления о гендерных различиях в профессии педагога и охарактеризовать образ педагогической профессии, нами было проведено социологическое исследование.
Исходя из результатов анкетного опроса и экспертного интервью, можно сказать, что профессия педагога на сегодняшний день является одной из значимых профессий в российском обществе.
На основании анализа научной литературы и результатов проведенного социологического исследования сформулируем следующие рекомендации:
1. На законодательном уровне осуществить принятие Положения о дополнительном материальном стимулировании и поддержке молодых специалистов (педагогов), начинающих профессиональную карьеру в общеобразовательном учреждении;
2. Привлечение в образовательную сферу специалистов с непрофильным педагогическим образованием, при этом
высокопрофессиональных кадров в отдельных отраслях производства с целью создания условий для практико-ориентированного обучения;
3. Формирование позитивного образа учителя в российском обществе с помощью СМИ. Для этого необходимо производить выпуски программ с участием выдающихся педагогов, рассказывающих биографические моменты жизни, вспоминающих яркие события, связанные с учениками, кроме того, делящихся инновационными приемами и методиками профессиональной деятельности;
4. Значительное повышение уровня оплаты труда педагогам с целью прихода в образовательную сферу учителей-мужчин, и вместе с тем, данная мера будет способствовать выравниванию в данной сфере «мужского» и «женского» стилей воспитания;
5. Сформировать требования к уровню профессиональной и личностной компетентности педагогов и осуществлять строгий профессиональный отбор для занятия соответствующих должностей в общеобразовательных учреждениях нашей страны.
Научно-практическая и теоретическая значимость квалификационной работы определяется высокой актуальностью и противоречивостью проблем, связанных с восприятием особой роли педагога в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения России, а также под влиянием синтеза социально-экономических, политических и социокультурных факторов, усложняющих ситуацию в данной сфере. Теоретическая ценность полученных результатов определяется возможностью дальнейшего углубленного изучения данной проблематики и выработки мер по реализации стратегии повышения престижа педагогической профессии в российском обществе.
1. Абубикирова Н. И. Что такое «гендер»? / Н.И. Абубикирова. - М.: «Прогресс», 2012. - 474 с.
2. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович - М.: «Дельта», 2011. - 559 с.
3. Бабаева Л. В. Женщины в России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады - М.: «РОНФ», 1996. - 223 с.
4. Барчунова Т., Здравомыслова Е. Гендер для чайников. - М.: «Звенья»,
- 262 с.
5. Баскакова М. Е. Российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости. - М.: «МЦГИ», 2001. - 169 с.
6. Батлер Дж. Гендерное беспокойство// Антология гендерной теории: сб.пер. / Сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. Минск: «Пропилеи», 2000. - 305 с.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. / пер. Е.Руткевич - М.: «Медум», 1995. - 124 с.
8. Блохина Н. Понятие гендера: становление, основные концепции. - СПб.: «Питер», 2011. - 386 с.
9. Боровская Л.А. Теория стереотипов Липпмана и ее последующая трансформация в социальной науке// Вестник НАУ. Сер.: Философия. Культурология. - 2005. - №1(2). - 156 с.
10. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема. (Концепции феминизма). / Г.А. Брандт - М.: «Просвещение», 2012. - 430 с.
11. Бреслав Г.М. Половые различия и современное школьное образование. / Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан - М.: «Академия», 2011. - 456 с.
12. Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов. - М.:
«Академия», 2013. - 490 с.
13. Виттинг М. Прямое мышление и другие эссе / пер. с англ. О. Липовской, - М.: «Идея-Пресс», 2002. - 361 с.
14. Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия / Под ред. В.И. Успенской. Тверь: «Тверской центр истории и гендерных исследований», 1999. - 259 с.
15. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. - М.: «Наука», 2012. - 488 с.
...