Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕПОЛОТИПИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ

Работа №68124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Теоретико-методологический анализ развития понятия «гендерная установка», его связь с выбором профессии
8
1.1 Понятие установки. Формирование установок 8
1.2 Понятие гендера, гендерной идентичности и гендерных установок 11
1.3 Гендерная социализация 22
1.4 Гендерные установки и выбор профессии 27
1.5 Выводы 32
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования гендерных установок у представителей неполотипичных профессий 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Описание выборки исследования 36
2.3 Методы исследования 37
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 48
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 49
3.1. Сравнительный анализ гендерных установок у
представителей полотипичных и неполотипичных профессий 49
3.2. Сравнительный анализ семейных установок у представителей
полотипичных и неполотипичных профессий 68
3.3. Связь гендерных установок, представлений о себе и семейных
отношений с выбором профессии 74
3.4. Обсуждение полученных результатов. Особенности гендерных
установок у представителей неполотипичных профессий 82
ВЫВОДЫ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность: В современном мире разделение профессий на «женские» и «мужские» становится все менее актуальным. Часто мы можем увидеть женщину, которая ремонтирует машины или занимает высокую военную должность, мужчину, работающего в сфере красоты или ухаживающего за маленькими детьми. Н. Чуркина в работе «Гендерная социализация в современном обществе» отмечает, что современное общество стремится к новой, андрогинной модели и есть потребность в ее изучении (Чуркина Н., 2016). Возникает вопрос - что может стать причиной для человека, выбирать профессиональную сферу, которая считается неполотипичной для него? Мы предполагаем, что одной из таких причин могут быть определенные гендерные установки . Гендерны е установки формируются в процессе гендерной социализации, а семья является главным социальным институтом, в котором происходит становление личности. Теория научения определяет подкрепление, наблюдение и подражание как основные механизмы формирования гендерных установок. Считается, что образование и закрепление гендерных установок зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают родители в ответ на поведение ребенка (Bandura A., 1965 Biller H., 1971). Таким образом, гендерные установки родителей усваиваются в процессе гендерной социализации, и, в дальнейшем могут влиять на выбор профессии в том числе нетипичной для пола.
Проблема взаимосвязи гендерных установок и выбора неполотипичной профессии недостаточно изучена на сегодняшний день, но сейчас, в связи с изменениями представлений о гендерных ролях в обществе, ее изучение приобретает особую актуальность.
В данной работе внимание сосредоточено на раскрытии понятия гендерных установок. Проводится изучение связи между существующими гендерными установками личности и выбором профессии в связи с семейным воспитанием. Наш научный интерес был направлен на изучение гендерных установок у людей, выбравших для себя профессию, которая считается в современном обществе нетипичной для пола. Основная научная проблема в данном случае заключается в поиске ответа на вопрос: каким образом гендерные установки человека, формирующиеся в процессе гендерной социализации и прежде всего под влиянием родительских установок связаны с выбором профессии и как выбор неполотипичной профессии отражается на содержании гендерных установок.
Цель: Изучить и описать особенности гендерных установок у
представителей неполотипичных профессий.
Объект исследования: Гендерные установки людей выбравших
неполотипичную профессию.
Предмет исследования: Содержание гендерных установок у представителей неполотипичных профессий.
Гипотезы исследования:
1. Представители неполотипичных профессий имеют определенные гендерные установки, связанные с установками родителей, которые характеризуются отсутствием четко продиктованных норм поло-специфичного поведения.
2. Гендерные установки представителей неполотипичных профессий отличаются от гендерных установок тех, кто работает в сфере типичной для пола. Гендерные установки у тех, кто работает в неполотипичной сфере - относятся к эгалитарным, у тех, кто занят в полотипичной сфере - традиционным.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ подходов, которые направлены на изучение гендерных установок, в том числе в связи с выбором профессии, определить место такого фактора как семейные установки в этом процессе.
2. Изучить представления о нетипичных для пола профессиях в обществе. Определить доминирующие стереотипы о неполотипичных профессиях.
3. Исследовать представление о себе и гендерные установки у представителей нетипичных для пола профессий и у представителей типичных для пола профессий.
4. Изучить особенности родительских установок и семейных ролей, провести их сравнительный анализ у представителей нетипичных для пола профессий и у представителей типичных для пола профессий
5. Описать специфику гендерных установок у представителей неполотипичных профессий в сравнении с представителями полотипичных профессий.
Теоретической и методологической основой исследования являются теория научения (Bandura A., 1965 Biller H., 1971), теория гендерной типизации (Mischel, W.A. 1970), работы Т.В. Бендас, И.С. Клециной, Ш. Берна, И. С. Кона, С. Бэм, И. Маклиной-Пых. Последние исследования выбора неполотипичной профессии (Hadjar A., Aeschlimann B., Aurora M. Sherman).
Методы и методики исследования. В процессе написания научной работы был использован комплекс методов исследования: теоретиче ские методы - анализ научной литературы, изучение современных исследований, эмпирические методы - анкетирование, психодиагностические методики,
методы математической обработки данных . Использовался следующий психодиагностиче ский инструментарий:
-Опросник С. Бем (модификация И. С. Клециной)
-Опросник «Кто Я?» (М. Кун и Т. Макпартленд)
-Методика «Личностный дифференциал»
-Опросник «Распределение ролей в семье» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская)
-Авторская анкета для определения семейных гендерных установок
Научная новизна работы состоит в дополнении и расширении имеющихся знаний о гендерных установках, изучении взаимосвязи выбора неполотипичной профессии с гендерными установками личности.
Практическая значимость: результаты данного научного исследования могут быть использованы при подготовке курсов по гендерной психологии, и в профориентационной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении стоит отметить, что гипотеза о том, что гендерные установки у тех, кто работает в неполотипичной сфере - относятся к эгалитарным, у тех, кто занят в полотипичной сфере - традиционным подтвердилась. Гипотеза о том, что представители неполотипичных профессий обладают определенными гендерными установками, связанными с установками родителей, которые характеризуются отсутствием четко продиктованных норм поло - специфичного поведения, а так же, что гендерные установки представителей неполотипичных профессий отличаются от гендерных установок тех, кто работает в сфере типичной для пола подтвердилась частично.
Данное исследование позволило расширить представления об особенностях выбора неполотипичной профессии. В связи с тем, что современное общество стремится к новой андрогинной модели и представления о женских и мужских ролях меняются, появляется необходимость в изучении особенностей этой модели. Люди, выбравшие для себя неполотипичную профессию являются представителями андрогинной модели в обществе. И мы можем описать некоторую специфику их установок, которая может иметь практическую значимость при дальнейшем изучении этого вопроса:
1. Отсутствие стереотипов феминности/маскулинность в установках.
2. Подчеркивание важности индивидуальных черт у мужчин и женщин, не связанных с традиционными представлениями о гендерной роли.
3. Андрогинный образ мужчин и женщин.
Наше исследование раскрывает специфику гендерных установок тех, кто выбрал для себя неполотипичную профессию и главная их особенность - андрогинность. Мы хотим сделать акцент на том, что выбор неполотипичной профессии чаще всего продиктован личным интересом и демонстрирует уход от традиционной гендерной модели, которая часто может вносить ограничения при выборе профессии и делает некоторые профессии "закрытыми" для людей определенного пола. Вероятно, в будущем, таких профессий будет становиться все меньше и границы полотипичных и неполотипичных профессий станут менее четкими.
Мы определили, что эгалитарные установки не всегда формируются под влиянием эгалитарных установок родителей и такой результат дает почву для новых исследований этого вопроса. Мы считаем, что важно понимать, является ли формирование эгалитарных гендерных установок у представителей неполотипичных профессий результатом влияния какого-то одного, ключевого, фактора, или множество различных факторов оказывают равноценное влияние и следует изучать их в комплексе. В дальнейшем, мы бы хотели сосредоточиться на изучении этого вопроса и расширить представления о связи формирования гендерных установок с другими факторами. В частности, было бы интересно подробнее изучить влияние родительской установки, связанной с запретом на проявление эмоций не тождественных нормативным представлениям о поле на формирование определенных гендерных установок.



1. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 80-88.
2. Арканцева Т. А., Внутрисемейные факторы гендерной социализации ребенка // Мир образования - образование в мире. 2010. № 4. С. 215-223.
3. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия. 2000. 320 с.
4. Батлер Дж. Гендерное беспокойство. Мн.: Пропилеи. 2000. 297-346 с.
5. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 475 с.
6. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак. 2004. 320 с.
7. Белхкова Ю. Формування гендерних щентичностей рекламою/ автореф. дис. канд. соцюл. наук. X.: ХНУ 1м. В. Н. Каразша, 2007. 20 с.
8. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
9. Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация во взаимоотношениях супругов на разных стадиях жизненного цикла семьи // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. № 1. С. 24-34.
10. Бороденко М. Феномен гетерогенности пола // Мир психологии. 2001. №
4. С. 179-190.
11. Булычев И. И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира // СТебо-пем. Теоретический журнал. 2004. № 3. С. 23-28.
12. Винокурова Г. А. Сравнительный анализ особенностей мировосприятия подро стков, находящихся в трудной и социально благополучной жизненной ситуации // Актуальные проблемы психологии и дефектологии : материалы Международной науч.-практической конференции 48-е Евсевьевские чтения / под общ. ред. Н. В. Рябовой. Саранск: Мордов. Гос. пед. ин-т., 2012. С. 22-29
13. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика - Women and social policy: (гендерный аспект): Сб. / Отв. ред. З. А. Хоткина. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1992. С. 10-22.
14. Воронина О. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002. 212 с.
15. Гидденс Э. Социология. М.: УРСС, 2005. 704 с.
16. Говорун Т. Гендерна психолоИя: Навч. поСб. К.: Академiя, 2004. 308 с.
17. Горностай П. Личность и роль: Ролевой подход в социальной психологии.
К.: Интерпресс ЛТД, 2007. 312 с.
18. Джери Д. Большой толковый социологический словарь/ Пер. с англ. Т. 1. М.: Вече; АСТ, 1999. 544 с.
19. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 152 с.
20. Ильин Е. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
21. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 45-54.
22. Кон И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие. М.: Владос, 2003. 336 с.
23. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.
24. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. М.: Просвещение, 1975. С. 411-426.
25. Кон, И.С. Вкус запретного плода: сексология для всех. М.: Семья и школа, 1997. С. 64-65.
26. Котлярова О.В. Мужественность и женственность, маскулинность и феминность как фундаментальные свойства в формате гендеристики [Электронный ресурс] // Universum: Филология и искусствоведение. 2015. № 9. URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2650 (дата обращения 12.01.2017).
27. Кочарян А.С. Личность и половая роль. Симптомокомплекс маскулинности/фемининности в норме и патологии / Отв. ред. Бурлачук Л.Ф. Харьков, 1996. 139 с.
28. Крайлюк А. Родительские установки: теоретические аспекты // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 3 Т 21 С. 78-82.
29. Крукс Р., Баур К. Сексуальность. СПб: Прайм - Еврознак, 2005. 480с.
30. Кулагина Н. В. Индивидуальные особенности внутриличностного конфликта у мужчин и женщин, занятых в неполотипичной сфере // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №28-2. с. 75-85
31. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
32. Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности / Пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2003. 512 с.
33. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. 794 с.
34. Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2006. 928 с.
35. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН, 2004. 412 с.
36. Москаленко В. Особливост1 статеворольово! сощалхзацн в умовах трансформацн сустльства //Сощальна психолоыя. 2003. № 1. С. 107-115.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 456 с.
38. Ожигова Л. Гендерная идентичность и смысловые механизмы её реализации: автореф. дис. доктора психол. наук. Краснодар, 2006. 46 с.
39. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]. Минск: БГУ, 2013. URL: http:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/105002/1/Bespanskaja2.pdf (дата обращения 15.11.15)
40. Пчелинова В.В. Гендер и профессия. URL: http://www.owl.ru/win/research/ genderprof.html (дата обращения 05.03.2017).
41. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах-М., 2001. 672 с.
42. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 34- 49.
43. Рощин С. К. Социальная установка личности // Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 87-94
44. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков. Часть 2. Владивосток: Из-во Дальневост. ун-та, 2003. 133 с.
45. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
46. Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Практична психолоыя та сощальна робота. 2005. № 4. С. 63-67.
47. Степанова Л. Г. Психологическая диагностика гендерных характеристик личности. Мозырь: Содействие, 2006. 70 с.
48. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Гр.ССР, 1961. 356 с.
49. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста //Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 17-34.
50. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. 320 с.
51. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1990. 224 с.
52. Хорни К. Женская психология. СПб.: Питер Пресс, 1993. 210 с.
53. Чекалина А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребёнка // Мир психологии. 2004. № 2(38). С. 106-113.
54. Чуркина Н.А. Гендерная социализация в современном обществе // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 5. № 6. С. 90-92.
55. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. Изд. 4-е., Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 256-258.
56. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования. М.: Наука, 1976. 365 с.
57. Штальберг Д., Фрей Д. Установки: структура, измерения и функции // Перспективы социальной психологии. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 228-264.
58. Штребе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и способы их изменения // Перспективы социальной психологии. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001. С. 265-302.
59. Юркова Е. В., Клецина И. С. Гендерные роли // Гендерная психология : хрестоматия / сост. Е. Е. Ли. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С. 100-103.
60. Ярошенко С. Гендерные различия стратегий занятости работающих бедных в России // Рубеж. 2001. №16. С. 25-49.
61. Barden N. The development of gender identity//VISTAS: Compelling Perspectives on Counseling. 2005. P 115-117.
62. Bem S. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing // Psychological review. 1981. № 88. P 354-364.
63. Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. № 42. Р 165-172.
64. Carver P Gender identity and Adjustment in middle childhood // Sex roles. 2003. Vol. 49. № 3/4. P 95-109.
65. Elias P., Birch M. Establishment of Community-wide Occupational Statistics ISCO 88 (COM). Institute of Employment Research: University of Warwick. 1994 URL: http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/ier/research/classification/ isco88/isco88.pdf (дата обращения: 15.01.2017)
66. Fiebig N. J., Beauregard E. Longitudinal Change and Maternal Influence on Occupational Aspirations of Gifted Female American and German Adolescents // Journal for the Education of the Gifted. 2011 № 34. P 45-67.
67. Gerstein M., Lichtman M., Barokas, J. Occupational plans of adolescent women compared to men: A cross sectional comparison // The Career Development Quarterly. 1993. № 36. P 222-230.
68. Hadjar A., Aeschlimann B. Gender stereotypes and gendered vocational aspirations among Swiss secondary school students // Educational Research. 2015. Vol. 57. № 1. P 22-42.
69. Hadjar, A., Krolak-Schwerdt, S., Priem, K., Glock, S. Gender and educational achievement // Educational Research. 2014. Vol. 56 № 2. P 117-125.
70. Hadjar, A., Lupatsch, J. Gender Differences in Educational Success: Does the Teacher Matter? // Zeitschrift Fur Soziologie Der Erziehung Und Sozialisation. 2011. № 1. P 79-94.
71. Kohlberg L. A. Cognitive -developmental analysis of children's sex-role concepts and attitudes // Maccoby E.E. (ed.), The development of sex differences. Stanford, СА: Stanford University Press, 1966. Р 82-172.
72. Maccoby Е.Е., Jacklin C.N. The Psychology of sex Differences. V. 1-2 Stanford, Calif., Stanford University Press, 1974.
73. McMahon M., Patton W. Gender differences in children and adolescents' perceptions of influences on their career // School Counselor. 1997. Vol. 44. №
5. P.368 - 376
74. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. New York: Morrow, 1935. P 38-43.
75. Mischel W.A. Sex typing and socialization // Mussen P.H. (ed.) Carmichael's Manual of Child Psychology. N.-Y.: London, 1970. V. 2. Р 3-72.
76. Oakley A. Sex, Gender and Society. Introduction. URL: http:// www.annoakley.co.uk/index.php? id=18&Itemid=2&option=com_content&view=article (дата обращения 02.03.2017)
77. Phipps B. Career dreams of preadolescent students // Journal of Career Development. 1995. № 22. P. 19-32.
78. Razumnikova O.M. The Interaction Between Gender Stereotypes and Life Values as Factors in the Choice of Profession // Russian Education & Society. 2005. Vol. 47. Issue 12. P 21 - 33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ