Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок 9
1.1 Особенности развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи 9
1.2 Дидактические сказки как средство развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок 39
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи 55
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Характеристика выборки исследования 68
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 69
Приложение В Тематический план работы с родителями 70
Приложение Г Картотека дидактических игр к сказкам для работы по развитию у детей 5-6 лет связной повествовательной речи 71
Приложение Д Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 77
Овладение речью играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. В частности, в ходе развития речи решаются многие задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Овладение русским языком предполагает, прежде всего, развитие связной речи. Данный аспект речевого развития является одной из актуальных проблем дошкольного образования еще и потому, что готовность ребенка к школьному обучению определяется качеством владения повествовательной речью.
К сожалению, практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной повествовательной речи в достаточном объеме. На сегодняшний день ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью - явление очень редкое.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Связная повествовательная речь выполняет важную функцию - коммуникативную и связана с передачей смысла говорящего. При недостаточном ее развитии невозможно совершенствование речевого общения ребенка.
Огромное значение в процессе развития речи имеет использование дидактических сказок, возможности которых, как показывает практика, неисчерпаемы. Сказка - это наиболее доступный способ проявления личных способностей ребенка. Сказка проникает во все виды деятельности дошкольника. Сказка помогает ребенку расширить словарный запас, так же в построении правильных монологов, влияет на развитие связной, логичной речи, способствует формированию наглядно-образного мышления и образной речи. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности Н.С. Карпинская, Л.П. Фесюкова, К.И. Чуковский указывали на ту большую значимость, которую играют сказки в развитии личности ребенка.
В отечественной методике обучение связной речи детей имеет богатые традиции, заложенные Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским. Проблема развития связной повествовательной речи дошкольников разрабатывалась в исследованиях Э.П. Коротковой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и средств развития монологической речи в дошкольной организации рассмотрены в трудах А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, В.И. Яшиной.
Для того чтобы раскрыть понятие связной повествовательной речи нами были изучены работы О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой. В дошкольном возрасте наблюдается развитие психических процессов связанных с развитием речи, где ребенок самостоятельно познает окружающий мир с разных позиций его окружающих предметов и явлений. Ребенок свободно может выражать понимание содержания сказки и высказывать свое мнение о прочитанном. Е.И Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушиский подчеркивают, что проблема использования сказки для речевого развития детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие и обогащение лексики, овладение грамматикой, осмысленное использование фразеологизмов, последовательное изложение - все это приводит к развитию связной повествовательной речи.
Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский подчеркивали воспитательные возможности сказок. Г.Н. Волков, Т.Д. Залетова, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Л.Д. Короткова, Н.М. Погосова, Л.Б. Фесюков исследовали народные и обучающие сказки.
В настоящее время пути решения исследуемой проблемы недостаточно представлены в педагогике, несмотря на традиционное декларирование необходимости формирования у дошкольников умения рассказывать. Изучению умения рассказывать у детей дошкольного возраста посвящены работы Л.В. Ворошниной, А.А. Зрожевской, Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Л.Г. Шадриной. В настоящее время проблема развития связной повествовательной речи становится особенно актуальной и значимой.
Обобщив всё вышесказанное, нами было выявлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи и недостаточным использованием возможностей дидактических сказок для реализации данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности дидактических сказок в развитии у детей 5-6 лет связной повествовательной речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи.
Предметом исследования: дидактические сказки как средство развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи.
Гипотеза исследования: процесс развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок будет возможным, если:
• создана картотека дидактических игр к сказкам для работы по развитию у детей 5-6 лет связной повествовательной речи;
• подобраны приемы работы со сказками в соответствии с показателями развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи и включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»;
• вовлечены родители в работу по развитию связной повествовательной речи детей у детей 5-6 лет посредством дидактических сказок в форме консультаций, мастер-классов.
Учитывая цель и гипотезу исследования, нами были определены следующие задачи.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок.
4. Оценить динамику уровня развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические - анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование;
• эмпирические - наблюдение, беседы с детьми, тестирование, психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки эмпирических данных - качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований об особенностях развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.А. Калягин, В.К. Лотарёв, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичёва);
• результаты исследований о возможностях дидактических сказок в психическом развитии детей (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Л.Д. Короткова, Т.С. Комарова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Шарканский детский сад № 4» с. Шаркан Шарканский район Удмуртской Республики. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования состоит в обосновании возможностей дидактических сказок как средства развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием дидактических сказок, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи.
Практическая значимость состоит в возможности использования педагогами, учителями-логопедами на практике результатов исследования, картотеки дидактических игр к сказкам, подобранных приемов работы со сказками в соответствии с показателями развития у детей 5-6 лет связной повествовательной речи.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 наименований) и 5 приложений. Работа содержит 11 таблиц, 2 рисунка. Общий объем работы 77 страниц.
Развитие связной повествовательной речи является важной задачей педагогов дошкольной образовательной организации. Это связано с тем, что данный вид речи является одним из важных речевых умений, определяющих уровень грамотности и речевого развития в целом.
Способность к высказываниям в старшем дошкольном возрасте выступает как значимый показатель освоения всех составляющих речевой деятельности, обеспечивающих успешный переход к школьному обучению и освоению письменной речи.
Высшее достижение детей в речевом развитии - овладение связной повествовательной речью: дети осваивают звуковую сторону языка, пополняется словарный запас, формируется грамматический строй речи. Дети 5-6 лет могут пересказывать небольшие тексты, рассказывать о предметах, игрушках, по картинке.
Сказка способна выполнять развивающую и адаптационную функции обучения старших дошкольников. Дидактические сказки способствуют: установлению взаимопонимания между педагогом и ребенком; овладению необходимыми представлениями, формированию умения самостоятельно применять усвоенное на практике; поддержанию интереса к предметам, развитию познавательной активности; развитию мыслительных процессов; получению положительных эмоций; развитию творческих возможностей, развитию личности ученика; обогащению активного словаря, развитию связной речи через слушание сказки, пересказывание, речевое творчество.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил прийти к выводу об использовании дидактической сказки, как эффективного средства развития связной речи повествовательного типа у детей 5-6 лет.
Работая над проблемой развития связной повествовательной речи посредством дидактических сказок, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование дидактических сказок обеспечивает высокую результативность в работе, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность речи, показывают, как богат родной язык юмором, живыми и образными выражениями.
В результате педагогического исследования нами было обнаружено следующее: мы наблюдали значительные изменения, которые произошли после использования дидактических сказок в экспериментально группе.
Оценивая результаты, можно констатировать, что качество составления детьми повествований значительно улучшилось. Рассказы детей стали более четкими, последовательными, полными, выразительными, интересными по содержанию.
В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что процесс развития связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста будет наиболее результативным при условии использования дидактических сказок.
Таким образом, в работе были решены все поставленные задачи, цель достигнута. Важность использования дидактических сказок для развития связной повествовательной речи детей доказана.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7-ми лет: развитие диалогического общения. М. : Мозаика-Синтез, 2014, 128 с.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 2015. 160 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 73 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
6. Галкина И. А. Гуманитарные технологии развития языковых представлений о типах текста у дошкольников: Монография / Сост. И. А. Галкина. Иркутск : ФГБОУ «ВСГАО», 2014. 208 с.
7. Галкина И. А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 69-71.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб. : «Детство - Пресс», 2007. 470 с.
9. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебно- методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М. : В. Секачёв, 2012. 262 с.
10. Глухов В. П., Труханова Ю. А. Наши дети учатся сочинять сказки М. : Аркти, 2013. 122 с.
11. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. изд. 2 е. М. : Просвещение, 2004. 345 с.
12. Дьяченко О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 18-24.
13. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / под ред. О. С. Ушаковой. М. : Совершенство, 2015. 368 с.
14. Кривоногова О. А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию способности к речевому творчеству // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 24-27.
15. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : СОЮЗ, 1999. 160 с.
...