Введение 3
1 Особенности регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации 9
1.1. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 9
1.2. Правовое регулирование трудовой деятельности, осуществляемой иностранцами и лицами без гражданства в Российской Федерации 16
1.3. Проблематика правового регулирования трудовой деятельности, осуществляемой иностранцами на предприятиях Российской Федерации 30
2 Оформление и прекращение трудовых отношений с иностранными гражданами в Российской Федерации 37
2.1. Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами в Российской Федерации 37
2.2. Завершение трудовых отношений с иностранными гражданами в Российской Федерации 43
3 Порядок трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации 52
3.1. Порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ требующий получение визы 52
3.2. Порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ не требующий получения визы 57
3.3. Порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ как высококвалифицированных специалистов 63
Заключение 74
Список используемой литературы и используемых источников 76
Трудовая миграция - одна из разновидностей миграции, которая приобретает все более широкое распространение. Неблагоприятная социально-экономическая, политическая ситуация ряда стран вынуждает их граждан искать возможность трудоустройства и заработка в других государствах. Особенностями современного российского рынка труда иностранной рабочей силы являются, во-первых, приток низкоквалифицированных рабочих из бывших советских республик, во-вторых, рост числа неофициально и неформально занятых работников. Именно поэтому трудовая занятость мигрантов характеризуется нестабильностью, отсутствием или ограниченностью социальных гарантий, неопределенностью и усеченностью социального статуса.
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью изучения существующих нормативно-правовых и правовых актов, регулирующих труд иностранных граждан в Российской Федерации, с целью дальнейшего их совершенствования, а также формирования комплексного теоретического подхода к определению особенностей трудоправового статуса иностранных граждан в РФ.
Степень разработанности темы исследования: проблема правового регулирования труда иностранных граждан в РФ изучалась такими учеными, как И. Я. Киселев, В. В. Глазырин, Г. С. Скачкова, Б. А. Асриян, А. С. Коротаев и др.
Тема правового регулирования труда работников-мигрантов в России стала разрабатываться лишь с 90-х годов прошлого века. И хотя проблема международного труда является актуальной для российской правовой науки, вопросы регулирования трудовых отношений работников-мигрантов в немногочисленных литературных источниках рассмотрены лишь косвенно. Большая часть работ призвана дать лишь практический комментарий нормативных правовых актов, которые регулируют сферу трудовой деятельности иностранных граждан и дают советы для трудящихся-мигрантов и работодателей для составления различных документов, объясняют необходимый порядок. Однако в большинстве своем неисследованными остаются особенности трудовых отношений с работниками-иностранцами.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования труда иностранных граждан.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие особенности правового регулирования труда иностранных граждан в РФ.
Целью исследования является разработка комплексного теоретического подхода к определению особенностей трудоправового статуса иностранного гражданина, разработка предложений по совершенствованию законодательства.
Задачи исследования:
• проанализировать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
• представлю характеристику правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации;
• выявить проблемы правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации;
• исследовать Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами в Российской Федерации;
• изучить порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ;
• раскрыть порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ требующим получение визы;
• определить порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ не требующим получения визы;
• представить порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ как высококвалифицированных специалистов.
Методологическая основа исследования диссертационного исследования составляют следующие методы: диалектический, историко-политический, сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, логико-математический и конкретно-социологический.
Нормативно-правовая основа исследования являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, международно-правовые акты ООН, МОТ, СНГ, ЕврАзЭС, иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также нормативно-правовые акты некоторых иностранных государств.
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении особенностей трудоправового статуса иностранных граждан в РФ и особенностей регулирования трудовых отношений с данной категорией лиц в индивидуально-договорном порядке, а также особенностей регулирования.
Значимые теоретические и практические выводы сделаны в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации в качестве комплексного института российского права тесно взаимосвязан с деятельностью государственных органов, направленной на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации. Публичный интерес к правовому положению иностранных граждан в Российской Федерации не теряет своей актуальности в связи с различными тенденциями современного развития как внутригосударственных, так и международных отношений. На эти тенденции основное влияние оказывают и проблемы глобализации в целом, и динамика миграционных потоков, и, несомненно, сложный период прямого санкционного воздействия на Россию, начавшийся совсем недавно.
2. Миграционная политика Российской Федерации, а также те изменения, которые в нее вносятся в последнее время, могут быть охарактеризованы как постоянный поиск баланса между различными интересами. Миграционная политика должно преследовать одновременно несколько целей. Во- первых, это привлечение иностранцев, которые оказываются в России, к ведению трудовой деятельности. Во-вторых, это нахождение оптимального соотношения между внутренней и внешней рабочей силой. В-третьих, это нахождение наиболее качественного, оптимального порядка регламентации трудовой деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации лицами, имеющими статус иностранцев.
3. Вопросы, касающиеся регулирования работы и жизни иностранцев в России. Любые вопросы, касающиеся регулирования работы и жизни иностранцев в России, указаны в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Статьей 13 Закона иностранцам разрешается трудиться в РФ, и заключать с ними трудовые договоры вправе как физические, так и юридические лица.
Однако для того, чтобы иностранные граждане могли вступать в трудовые отношения в России, они должны иметь подтверждение того, что их пребывание в стране является законным. Именно законность допуска к работе, как отмечают многие специалисты в этой области, является важным условием осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Следует учесть и тот факт, что разрешительный порядок вступления в трудовые отношения распространяется не на всех иностранных граждан.
4. Особенности оформления трудовых договоров и других сопутствующих документов появляются в зависимости от статуса иностранного гражданина в Российской Федерации. В ходе исследования установили проблемы правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации, такие как:
- трудовой договор с временно пребывающим в России иностранцем может заключаться на неопределённый срок. Но если иностранный гражданин трудится на основе патента, то он может вести трудовую деятельность на российской территории не больше 2 лет с даты его выдачи, а высококвалифицированные сотрудники - до 6 лет.
- изменение норм российского законодательства способствует усложнению процесса привлечения иностранных сотрудников; углублению дифференцированных подходов в определении правового положения подобных сотрудников; ужесточению ответственности работодателей, использующих подобный труд с нарушением законодательных требований.
- отсутствует единый понятийный аппарат в правовом регулировании труда иностранных граждан в Российской Федерации
5. Возможности для решения данных проблем и совершенствования правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации. Для решения данных проблем и совершенствования правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации необходимо:
- формирование единого понятийного аппарата в данной отрасли.
- подготовка новой концепции в нашей стране по привлечению иностранных сотрудников к труду с учетом национальных интересов и региональных потребностей.
- разработка Миграционного кодекса РФ для правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации.
- организациям, на базе которых созданы НЦМУ, а также организациям - участникам НЦМУ - применять лучшие российские практики по привлечению иностранных ученых, разработанные и внедренные инновационным центром «Сколково», Национально-исследовательским университетом «Высшая школа экономики», «Томским государственным университетом», «Математическим институтом им. В. А. Стеклова РАН» и др.;
- адаптация действующего законодательства в целях предоставления возможности дистанционного труда для иностранных граждан, лиц без гражданства, находящихся за пределами Российской Федерации.
- внести поправки в ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ в виде новой статьи, содержащей особые условия для иностранных ученых в части въезда на территорию Российской Федерации и трудоустройства в организациях, аффилированных с НЦМУ (освобождение данной категории ученых от обязанности получения разрешения на работу, сокращение срока рассмотрения ходатайства об оформлении иностранному гражданину приглашения на въезд в Российскую Федерацию с 14 до 5 рабочих дней и др.
Сложность бюрократических процедур, в рамках действующего российского законодательства, вызывает существенные затруднения для интернационализации научных кадров, привлекаемых для повышения уровня образования в нашем государстве, обмена опытом между организациями, популяризация успешных примеров создания международных коллективов, и рассматривать привлечение иностранных ученых как задачу государственной научной политики, для повышения результативности научной деятельности, улучшения научной репутации.
Исходя из проведенной работе при исследовании данной темы, считается что в настоящее время вновь возникшие внутриполитические и внешнеполитические проблемы, наряду с экономическими, демографическими и социальными проблемами, оказывают огромное влияние на весь рынок российского труда. В то же время российский рынок существенным образом оказывает непосредственное воздействие как на внешнюю и внутреннюю политику, так и на экономику, демографические и социальные процессы.
В ходе исследования непосредственно, установлены проблемы правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации, такие как:
• трудовой договор с временно пребывающим в России иностранцем может заключаться на неопределённый срок. Но если иностранный гражданин трудится на основе патента, то он может вести трудовую деятельность на российской территории не больше 2 лет с даты его выдачи, а высококвалифицированные сотрудники - до 6 лет.
• изменение норм российского законодательства способствует усложнению процесса привлечения иностранных сотрудников; углублению дифференцированных подходов в определении правового положения подобных сотрудников; ужесточению ответственности работодателей, использующих подобный труд с нарушением законодательных требований.
• отсутствует единый понятийный аппарат в правовом регулировании труда иностранных граждан в Российской Федерации.
Для решения данных проблем и совершенствования правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации необходимо:
• формирование единого понятийного аппарата в данной отрасли;
• подготовка новой концепции в нашей стране по привлечению иностранных сотрудников к труду с учетом национальных интересов и региональных потребностей;
• разработка миграционного Кодекса РФ для правового регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации;
• организациям, на базе которых созданы НЦМУ, а также организациям - участникам НЦМУ - применять лучшие российские практики по привлечению иностранных ученых, разработанные и внедренные инновационным центром «Сколково», Национально исследовательским университетом «Высшая школа экономики», «Томским государственным университетом», «Математическим институтом им. В. А. Стеклова РАН» и др.;
• адаптация действующего законодательства в целях предоставления возможности дистанционного труда для иностранных граждан, лиц без гражданства, находящихся за пределами Российской Федерации;
• внести поправки в ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ в виде новой статьи, содержащей особые условия для иностранных ученых в части въезда на территорию Российской Федерации и трудоустройства в организациях, аффилированных с НЦМУ (освобождение данной категории ученых от обязанности получения разрешения на работу, сокращение срока рассмотрения ходатайства об оформлении иностранному гражданину приглашения на въезд в Российскую Федерацию с 14 до 5 рабочих дней и др.;
• внести поправки в Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 № 335, заключающиеся в сокращении срока оформления визы для ученых, работающих в НЦМУ, с 20 до 10 рабочих дней с даты обращения, а также учреждении и закреплении новой разновидности визы - «научная виза».
1. Административное и муниципальное право. 2015. № 11. [c. 1128 - 1130].
2. Адриановская Т.Л., Баева С.С. Злоупотребление правом работником и работодателем //Современная научная мысль. 2016. № 6. [c. 304309].
3. Айман Т. О. Трудовое право. Учебное пособие. - М.: РИОР, Ин- фра-М, 2016. [c.176 ].
4. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. М.: Проспект, 2017. [c. 688].
5. Анищенко А.В. Охрана труда: обязанности работодателя. М.: Редакция «Российской газеты», 2018. Вып. 17. [c.176 ].
6. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Трудовое право. Учебно-методическое пособие. - М.: Проспект, 2019. [c.160 ].
7. Ахмадуллин И.Р. Роль профсоюзов в разрешении социально-трудовых конфликтов: тренд на понижение / в сборнике: Конфликтология и конфликты в современном мире. Материалы Всероссийской научной конференции. 2017. [c. 17-20].
8. Бойкова Т. Доля иностранных работников на российских предприятиях: законодательные ограничения // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 8. [c. 12].
9. Буянова А. В., Мацкевич О. В., Приженникова А. Н. Трудовое право России. Общая часть. Учебник. М.: Прометей, 2018 [c.142].
10. Буянова М. О., Зайцева О. Б. Трудовое право России. Учебник. М.: Феникс, 2017. [c.576].
11. Воробьев В. В. Трудовое право. Курс лекций. Учебное пособие. М.: Форум, Инфра-М, 2015. [c. 368 ].
12. Гладков Н. Г., Бриллиантова Н. А., Волкова О. Н. Трудовое право. Учебник. М.: Проспект, 2020. [с.536].
13. Гольцо В. Б., Озеров В. С., Платонов Е. В. Трудовое право. Учебник. М.: КноРус, 2018. [с.456].
14. Городилина И. А. Трудовое право России. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, РИОР, 2016. [с.256 ].
15. Гусов К. Н., Андреев А. А., Бондаренко Э. Н. Трудовое право России. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2020. [с.592 ].
...