Введение 4
Глава 1. Теоретические основы процесса повышения готовности преподавателей к инновационной деятельности 16
1.1 Теоретические аспекты готовности преподавателей к
инновационной деятельности 16
1.2 Организационно-педагогические условия формирования готовности
преподавателей высшего образования к инновационной деятельности на примере ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».... 27
1.3 Выявление уровня готовности высшего образования к
инновационной деятельности 38
Выводы по первой главе 53
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности преподавателя к инновационной деятельности 55
2.1 Критерии и показатели готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности на примере ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» 55
2.2 Разработка модели формирования готовности преподавателя к
инновационной деятельности в системе высшего образования 66
2.3 Динамика сформированности готовности к инновационной
деятельности преподавателей высшего образования 78
Выводы по второй главе 87
Заключение 88
Список используемой литературы 90
Приложение
Актуальность исследования.
На сегодняшний день в нашей стране одним из приоритетов образования является глобальная модернизация образовательных целей и содержания. Обязательное условие повышения эффективности данной модернизации - усиление инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Инновации стали одним из основополагающих механизмов развития образования. Актуальность исследования обусловлена масштабом развития образования и осознанием его жизненно важной роли в обеспечении устойчивого экономического и социального развития России, укрепления ее позиций в мировом сообществе. Ключом к экономической, социальной и политической мощи любого государства являются в настоящее время современные технологии, и важна не только способность общества непрерывно их генерировать, но и умение передать их на рынок, быстро превращать их в нужные потребителям продукцию и услуги. Центр тяжести в научно-технической сфере перемещается с процесса на результат, то есть на конечные изменения в технике, экономике, социальной сфере, которые происходят под воздействием нововведения. В связи с этим инновационная деятельность становится одним из приоритетных направлений образования в целом.
Понятие инновационная деятельность означает не только включение в учебный процесс новых знаний. Это большая работа по внедрению технологий, которые должны заинтересовать потребителей образовательного процесса. Как правило, этим занимаются сотрудники образовательных учреждений (преподаватели), которые зачастую сталкиваются с определенными противоречиями между потребностью практики в готовности к инновационной педагогической деятельности и недостаточной разработанностью теоретических и организационных основ. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что успешная реализация инновационной деятельности в учебном заведении напрямую зависит от организационно- педагогических условий формирования готовности педагога.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне состоит в организации готовности к инновационной деятельности педагогических кадров в системе высшего профессионального образования, построенной на основе особых методологических подходов и организационно-педагогических условий адекватных современным тенденциям развития общества и потребностям личности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется разработкой организационно-педагогических условий формирования у педагогов готовности к инновационной деятельности.
В данном исследовании под инновационной деятельностью понимается один из актуальных видов деятельности, направленный на получение, распространение и потребление любых нововведений, который в настоящее время становится одним из ведущих компонентов системы профессионального образования страны и мира. Коренные преобразования в обществе актуализировали вопрос о специальной подготовке к инновационной деятельности субъектов образования. Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности были исследованы и продолжают изучаться в трудах A. А. Арламова, Л.И.Ткач, Ю.К. Бабанского, И.А. Бочкарева, B. И. Загвязинского, В.В. Краевского, М.М. Поташника и др. Проблематика нововведений в области образования представлена в работах в зарубежной педагогике Р. Адама, Е. Роджерса, А. Кинга, Б. Шнайдера, Л. Андерсона, Л. Бригса, Х. Барнета и др.
В последнее время в педагогической инноватике внедрение и распространение передового опыта стали рассматриваться как вид инновационных процессов. Значительное место отводится изучению жизненного цикла инноваций, актуализируется важность нормативно-правового обеспечения инноваций.
В работах зарубежных авторов рассматриваются отдельные теоретические и практические аспекты инновационных процессов как процессов изменения в системе образования на основе различных педагогических новшеств. В исследованиях ученых все чаще анализируются вопросы управления инновационными процессами, организации изменений в образовании, условия, необходимые для «жизнедеятельности» инноваций.
Анализ и изучение учебных программ, методических пособий, фундаментальных трудов и опыта работы вузов показал, что в педагогических исследованиях в недостаточной мере находит отражение формирование инновационной культуры у субъектов педагогического процесса. К сожалению, почти отсутствуют работы, посвященные решению проблемы архитектоники единого и целостного процесса инновационной подготовки педагогов высших учебных заведений. Имеющийся опыт представлен пока только на эмпирическом уровне. Недостаточно проработан вопрос практической подготовки педагогов к активному использованию и внедрению инноваций. Разработка вопросов, связанных с выявлением сущности и структуры процесса управления инновационной подготовкой педагогов, его спецификой на сегодняшний день остается во многом на уровне самых общих подходов. Вместе с тем, следует отметить, что вопросы, связанные с исследованием условий и факторов, влияющих на инновационную деятельность педагогов, находятся в центре внимания педагогической мысли представителей высшей школы, однако своего должного освещения в целостном виде пока не получили. В связи с этим назрела принципиальная необходимость исследовать процесс формирования готовности педагогов к инновационной деятельности в сфере высшего образования.
Как показывает педагогическая практика, любое новшество приводит к существенным изменениям в планировании и организации учебного процесса. Нужен не отдельный метод или средство обучения, а целостная система организации учебного процесса: совокупность методов, средств и форм организации обучения, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей.
Вопрос о формировании готовности преподавателя высшего образования к инновационной деятельности многоаспектен, но его решение, прежде всего, связано с необходимостью разрешения основного противоречия: между социальным заказом на подготовку специалиста готового к инновационной деятельности и недостаточной разработанностью теоретико-методического и организационно-педагогического обеспечения для реализации инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования.
Исходя из выявленных противоречий, сформулирована проблема исследования: Какими должны быть условия, необходимые для подготовки преподавателя высшего образования к инновационной деятельности?
Цель исследования заключается в том, чтобы определить и научно обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности преподавателя высшего образования к инновационной деятельности.
Объект исследования-процесс формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности в условиях высшего профессионального образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования готовности преподавателя высшего профессионального образования к инновационной деятельности.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
-конкретизировано одно из ключевых понятий исследования «готовность преподавателя высшего образования к инновационной деятельности»;
-созданы организационно-педагогические условия формирования готовности преподавателя высшего образования к инновационной деятельности;
-выявлен уровень сформированности готовности к инновационной деятельности; определены критерии и показатели готовности;
-разработана и апробирована модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности в системе высшего образования.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе теоретико-методологического анализа определить степень разработанности выявленной проблемы на современном этапе, конкретизировать понятие «готовность преподавателя высшего образования к инновационной деятельности»;
2) выявить и экспериментально проверить организационно- педагогические условия формирования готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности: формирование положительной мотивации к инновационной деятельности; использование профессиональной подготовки преподавателей при формировании готовности к инновационной деятельности, обусловленной организацией мероприятий, способствующих продвижению инноваций; формирование у преподавателей в процессе их профессиональной подготовки практических умений и навыков в области инновационной деятельности, включение преподавателей высшего образования в рефлексивно-оценочную деятельность в области педагогических инноваций, путем стимулирования активности преподавателей, а также в материально-технических условиях, информационном сопровождении;
3) определить критерии, показатели и уровни готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности;
4) разработать и апробировать модель формирования готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- философские и педагогические концепции творчества и познания (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В. Франкл, Э.Фромм, В.И. Загвязинский, B. А.Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.);
- общая теория систем, проектирования образовательных систем и управления (В.Г. Афанасьев, В.В. Василькова, Е.Н. Князева, А.Г. Кузнецова, C. В. Кульневич, С.П. Курдюмов, В.С. Лазарев, Н.Н. Моисеев, С.Д. Намсараев, М.М. Поташник, И. Пригожин, В.Н. Садовский, Е.Н. Степанов и др.);
- аксиологический, деятельностный и личностно-ориентированный
подходы в образовании и управлении образовательными системами (Н.А. Алексеев, А.В. Беляев, Ю.П. Ветров, И.Б. Котова, Ю.А. Лобейко, А.В. Непомнящий, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев, В.К. Шаповалов, Н.П. Ютушина,И.С. Якиманская и др.);
- концептуальные основы педагогической инноватики (И.В. Афонин, М.В. Богуславский, М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.И. Лапин, В.Я. Ляудис, Н.Я. Найн, А.И. Пригожин, В.А. Сластенин, Н.Р. Юсуфбекова и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы; обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» кафедра «Управление промышленной и экологической безопасностью». Общее число участников эксперимента 20 человек.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап -теоретико-поисковый(с 2015 по 2016 г.г.)
Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов понятийного аппарата. Происходило определение диагностических методик, изучалась проблема исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный (с 2015 по 2016г.г.)
Был определен уровень готовности преподавателей высшего образования (на примере ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет») к инновационной деятельности. Также на данном этапе были сформулированы компоненты готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности, критерии и показатели их сформированности. Была разработана и апробирована модель формирования готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности.
Третий этап - заключительно-обобщающий (с 2016 по 2017 г.г.)
На третьем, заключительно-обобщающем этапе была осуществлена обработка результатов, полученных благодаря модели формирования готовности преподавателей высшего образования, а также их теоретическое обобщение. Были сформулированы теоретические и экспериментальные выводы, оформлен текст диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования:
-конкретизировано понятие «готовность преподавателя высшего образования к инновационной деятельности», как целостное новообразование личности преподавателя, включающее в себя способность к творчеству и рефлексии, мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности, стимулирующее инновационную деятельность, независимо от опыта или мастерства;
- выявлены организационно-педагогические условия формирования
готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности, которые заключаются в: формировании положительной мотивации к инновационной деятельности; использованию профессиональной подготовки преподавателей при формировании готовности к инновационной деятельности, которая обуславливается организацией мероприятий, способствующих продвижению инноваций; формирование у преподавателей в процессе их профессиональной подготовки практических умений и навыков в области инновационной деятельности, включении преподавателей высшего образования в рефлексивно-оценочную деятельность в области педагогических инноваций, путем стимулирования активности преподавателей, а также в материально-технических условиях, информационном сопровождении;
-разработана модель формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности, выделена совокупность последовательных и параллельно осуществляемых процессов, заключающихся в создании организационной структуры, методик оценки результатов, позволяющих определить и повысить уровень сформированности готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности;
-теоретически обоснованы и разработаны показатели, критерии и методы оценки, позволяющие оценить готовность преподавателей высшего образования к инновационной деятельности.
Теоретическая значимость заключается:
-в конкретизации понятия «готовность к инновационной деятельности преподавателя высшего образования», которое позволило расширить содержательно-понятийный аппарат педагогики,
- в исследовании с теоретических позиций комплекса организационно - педагогических условий формирования готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности;
- в проектировании модели формирования готовности преподавателя высшего образования к инновационной деятельности, что вносит определенный вклад в теоретическое осмысление выше обозначенного процесса.
Практическая значимость:
-разработанная и апробированная модель повышения готовности преподавателя высшего образования к инновационной деятельности позволяет изменить уровень готовности, мотивацию преподавателя в данной деятельности, и, в конечном итоге, может способствовать управлению инновационной деятельностью студентов;
-научно-обоснованные и апробированные рекомендации, представляют возможным уход от традиционной системы формирования готовности к инновационной деятельности, построенной, как правило, исключительно на теоретическом материале, а также позволяет задать адекватный вектор развития, отвечающий требованиям реальным педагогическим потребностям;
- разработанные критерии и показатели оценки готовности преподавателя высшего образования позволяют объективно оценить уровень сформированности готовности к инновационной деятельности.
- в практику работы высших учебных заведений могут быть внедрены критерии оценки, а также модель формирования готовности педагогов к инновационной деятельности, вследствие наличия у разработанной технологии принципа научной универсальности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены: методологической обоснованностью теоретических принципов; применением различных методов, адекватных задачам, объекту и предмету исследования; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных; частичной интеграцией результатов исследования в управленческую и образовательную работу учебного заведения.
Апробация и внедрение результатов проводились посредством проверки предварительных гипотез, выводов, нашедших отражение в научных статьях и тезисах. Результаты опытно-экспериментальной работы частично внедрены в деятельность ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». Основные принципы и результаты исследования освещались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях таких как: V Международный конкурс «Лучшая научная и методическая статья - 2016 г.», ^Всероссийский с международным участием конкурс профессионального мастерства «Педагог. Новатор. Профессионал», XLII Самарская областная студенческая конференция (секция «Педагогика»). Также были опубликованы статьи: «Условия формирования готовности педагога к инновационной деятельности в условиях инновационной образовательной среды», «Условия формирования готовности педагога к инновационной деятельности» в журнале «Наука и образование: новое время», «Современные технологии в системе обучения студентов в ВУЗе» в журнале «Инновационная наука», «Критерии определения инноваций в контексте образования» в сборнике материалов студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе».
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении теоретического и практического состояний проблемы; выделении критериев, готовности к инновационной деятельности и определении соответствующего комплекса диагностических методик; разработке модели, позволяющей сформировать готовность преподавателей высшего образования к инновационной деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) «Готовность преподавателя высшего образования к инновационной деятельности», рассматривается как целостное новообразование личностипреподавателя, включающее в себя способность к творчеству и рефлексии, мотивационно -ценностное отношение к профессиональной деятельности, стимулирующее инновационную деятельность, независимо от опыта или мастерства;
2) Комплекс организационно-педагогических условий формирования готовности педагога к инновационной деятельности включает в себя следующий перечень:
- формирование положительной мотивации к инновационной деятельности,
- использование профессиональной подготовки преподавателей при формировании готовности к инновационной деятельности, которая обуславливается организацией мероприятий, способствующих продвижению инноваций,
- формирование у преподавателей в процессе их профессиональной подготовки практических умений и навыков в области инновационной деятельности,
- включение преподавателей высшего образования в рефлексивно-оценочную деятельность в области педагогических инноваций путем стимулирования активности преподавателей,
- в материально-технических условиях,
- информационном сопровождении;
3) Модель формирования готовности педагога к инновационной деятельности, представляет собой набор разнокачественных методических и психологических процедур, необходимых для создания целенаправленного воздействия на профессионально-личностное развитие педагога.
4) Критерии и показатели сформированности мотивационного, операционного, информационного компонентов готовности педагогов к инновационнойдеятельности, позволяют осуществить анализ и оценку процессаформирования готовности.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (25 наименований), приложений. Текст иллюстрируют 8 таблиц, 18 рисунков.
Главная задача образовательного учреждения сегодня - это формирование личности, в соответствии с ее запросами, способностями, интересами и возможностями. Однако для решения данной задачи педагогу требуется радикальное переосмысление содержания, методов, форм работы, ориентированной на потребности конкретного обучаемого, применение нетрадиционных, инновационных подходов к организации преподавательской деятельности.
Тема диссертационного исследования посвящена актуальной проблеме, связанной с процессом, описанным в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», активным использованием ряда нормативно-правовых источников, задающих в качестве главенствующего приоритета подготовку поколения, способного жить в информационном обществе, адаптироваться к быстроменяющейся ситуации в социуме, стремиться к творчеству, выходить за рамки консервативного опыта. Инновационная деятельность задает педагогу такой вектор развития, который подразумевает включение педагогов в процесс создания, освоения педагогических инноваций, создания в образовательном учреждении инновационной среды.
В диссертационном исследовании проведен подробный теоретический анализ инновационной деятельности. В процессе анализа литературы, мы сделали вывод о том, что полного и точного понятия «готовность преподавателя высшего образования к инновационной деятельности» не существует. В связи с этим, мы объясняем это понятие как «целостное новообразование личности преподавателя, включающее в себя способность к творчеству и рефлексии, мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности, стимулирующее инновационную деятельность, независимо от опыта или мастерства».
В процессе анализа исследуемой проблемы были выделены организационно-педагогические условия формирования готовности преподавателей к инновационной деятельности:
- формирование положительной мотивации к инновационной деятельности,
- использование профессиональной подготовки преподавателей при формировании готовности к инновационной деятельности, которая обуславливается организацией мероприятий, способствующих продвижению инноваций,
- формирование у преподавателей в процессе их профессиональной подготовки практических умений и навыков в области инновационной деятельности,
- включение преподавателей высшего образования в рефлексивно-оценочную деятельность в области педагогических инноваций путем стимулирования активности преподавателей,
- материально-технические условия,
- информационное сопровождение.
Теоретический анализ исследуемой литературы, позволил разработать модель формирования готовности преподавателей к инновационной деятельности. Был сделан вывод о том, что обучение инновационной деятельности может происходить благодаря различным формам (семинар, вебинар, «круглый стол» и т.д.), что позволило разработать именно те мероприятия, которые максимально эффективно отразились на положительной динамике при формировании готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности.
В процессе исследования был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Таким образом, заявленные во введении задачи: конкретизация понятия «готовность преподавателя высшего образования к инновационной деятельности», выявление и проверка организационно-педагогических условий формирования готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности, выявление уровней и критериев, а также разработка модели формирования готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности - решены, цель исследования: определить и научно обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности преподавателя высшего образования к инновационной деятельности-достигнута. Процесс формирования готовности преподавателей высшего образования к инновационной деятельности станет эффективнее при внедрении разработанной модели.
1. Ангеловски, К. Учителя и инновации [Текст]/ К. Ангеловски. - М.: Просвящение, 1991. - 159 с.
2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005. - 64 с.
3. Богданова, И. А. Традиции и инновации: К 100-летию Петрозавод. пед. колледжа №1.[Текст] / И. А. Богданова // Сред.проф. образование. - 2003. № 3. - С. 29-30.
4. Вахрушев, А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС [Текст] /
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. -№5. - С.3-17.
5. Губанова, Е.В. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта: формулируем заказ [Текст] /Е.В. Губанова // Педагогическая диагностика. - 2011. - №2. -С.76-87.
6. Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре [Текст] / А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2006.- N 5.- С. 35-44.
7. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - С. 5-7.
8. Зайцева, И.К. Управление образовательными системами: учебное
пособие [Текст] / И.К. Зайцева, В.С. Кукушин, Т.В. Миронова и др.; Под ред. В. С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:
Издательский центр «МарТ», 2003. - 464 с.
9. Зубов, Н. Как руководить педагогами [Текст] / Н. Зубов. - М.: АРКТИ, 2003.- 215 с.
10. Павлова, Е.П. Педагогические условия развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ Е.П. Павлова - Якутск, 2009. - 19 с.
11. Пискарева, И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ И.Е. Пискарева. - Ярославль, 2007. - 23 с.
12. Пригожин, А.И. Нововведения, стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. [Текст] / А.И. Пригожин - М., 1989.- 270с.
13. Прозументова, Г.Н. Переход к открытому образовательному
пространству: стратегия субъективации[Текст]/ Г.Н. Прозументова // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. - Томск, 2003. - 237 с.
14. Сластенин, В.А. Педагогика инновационная деятельность. [Текст]/ В.А. Сластенин, Л.С. Подымова - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224с.
15. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 289 с.
16. Слободчиков, В.И. Инновационное образование. Школьные технологии. [Текст] / В.И. Слободчиков. - М.: «Образование», 2005.- №2.- с.4.
17. Маслакова, Е.С. История развития дистанционного обучения в России [Текст] // Е.С. Маслакова / Теория и практика образования в современном мире: Материалы УШМеждунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2015 г.). - Спб.: Свое издательство, 2015. - С. 29¬32.
18. Перенко, А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа: практ. пос. [Текст] / А.А. Петренко. - М.: Управление образованием, 2006. - С. 76.
19. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования
проектированию / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.
20. Хуторской, А. В. Типологии педагогических нововведений [Текст]/ А.
B. Хуторской // Школьные технологии. 2005. - № 5. - С. 10-24.
21.Imre, J.R. Modeling Course for Virtual University [Текст] / J.R. Imre // ActaPolytechnicaHungarica. - 2011. - № 1 (1). - С. 44-58
22.Y. K. Usluel Adoption of Web 2.0 tools in distance education [ Текст] / Y. K. Usluel // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2009. - № 1 (7). -
C. 818-823
23.S. J. Jones The “Virtual Face” of Distance Learning at Public Colleges and Universities [Текст] / S.J. Jones // OJDLA. - 2012. - № 4 (15). - С. 58-65
24.J. Strycker Developing an Online Community of In-Service Teachers [Текст] / J. Strycker // TECH TRENDS. - 2012. - № 6 (56). - С. 22-26
25.Oliver, L. Developing an International Distance Education Program: A Blended Learning Approach [Текст] / L. Oliver // Journal of Distance Learning Administration. - 2007. - № 4(10). - С. 18-29